СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для изучения орфограмм «Правописание проверяемых безударных гласных в корне» и  «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне» обучающимся в ходе самостоятельной исследовательской работы и формирования УУД с помощью игровых технологий.

Просмотр содержимого документа
«Правописание корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными»

Русский язык. 5 класс

Правописание корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными

Цель: создание условий для изучения орфограмм «Правописание проверяемых безударных гласных в корне» и «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне» обучающимся в ходе самостоятельной исследовательской работы и формирования УУД с помощью игровых технологий.

Задачи:

  • формирование умения правильного написания слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне;

  • формирование навыка обозначения условия выбора правильных написаний;

  • ознакомление со способами проверки безударной гласной в корне.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова;

  • знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова;

  • правильно писать слова с изучаемой орфограммой;

  • графически обозначать изучаемую орфограмму;

  • пользоваться разными способами проверки безударной гласной в корне слова.

Метапредметные

Познавательные:

  • соблюдать в практике письменного общения изученное правило;

  • пользоваться орфографическим словарём.

Коммуникативные:

  • строить рассуждение;

  • аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • стремиться к личностному самоопределению;

  • осознавать эстетическую ценность русского языка;

  • осознавать необходимость владеть русским языком для учебной деятельности.

Регулятивные:

  • осуществлять целеполагание;

  • работать в группе;

  • составлять алгоритмы;

  • планировать свои действия.














ХОД УРОКА


  1. Оргмомент. Записываем число, вид работы ( Лови ошибку). – 1 мин.

  2. Актуализация необходимых знаний. Повторение изученного (Да-нет). - 2 мин.

Я загадала слово. Вы задаете мне вопросы, на которые я отвечу только «да» или «нет».


О

Р

Ф

О

Г

Р

А

Ф

И

Я

Дайте определение орфографии.

Вспомним другие разделы науки о языке (лингвистике).

Составим схему: выберем названия разделов и закрепим их на доске. Объясните, почему именно в таком порядке.

(Кластер). 3 мин.



ЛИНГВИСТИКА



ГРАФИКА

ПУНКТУАЦИЯ

СИНТАКСИС

ОРФОГРАФИЯ

ФОНЕТИКА

МОРФЕМИКА

ОРФОЭПИЯ

ЛЕКСИКОЛОГИЯ







  1. Мотивация познавательной деятельности. Формулируем тему. – 4 мин.

На доске текст:

Л_са в д_ли в_днее,

С_нее н_беса,

Заметней и ч_рнее

На пашне п_л_са.

(А. Блок)

Вопросы и задания

- Прочитайте отрывок из стихотворения.

- Вставим буквы. Какие звуки они обозначают? (Гласные. Безударные).

- Где они находятся? (В корне).

- Подберем проверочные слова. Какие нужно подобрать слова? ( Чтобы гласные были в этих словах под ударением).

- Какой орфограмме соответствуют пропуски букв? (Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением).

- А если нельзя проверить гласный ударением? ( Проверяем по словарю).

- Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму. (Правописание корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными).


4. Организация познавательной деятельности. Работа с темой. – 2 мин.

  • Запишем тему и стихотворение.

- А теперь запишем проверочные слова.

Леса – лес, в дали – даль, виднее – вид, синее – синь, небеса – небо, чернее – чёрный, полоса – полосы.


  • Соревнование «Проверь слово» (по рядам в парах: вставить букву, записать проверочное слово на карточке, переписать в тетрадь, сдать карточки). – 3 мин.



В…дичка - __________

уд…вительный - __________




пол…скать (бельё) - __________

пол…скать (щенка) - _________




с…довый - _________

просв…щение - _________




з…мля - _________

оч…ровательный - _________




  • Формулируем правило (Ромашка Блума).– 4 мин.


- Что мы должны уметь находить, обозначать в слове? (Корень, ударение.)

- Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

- Какие позиции есть у звуков? (Сильная и слабая.)

- Когда гласная буква занимает сильную позицию? (Под ударением.)

- Как проверить безударную гласную? ( Изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный стал ударным.)

- Если гласная в корне непроверяемая, что поможет не ошибиться в написании слова?

Физкультминутка1 мин

— У оленя дом большой.— складываем руками над головой крышу дома.
— Он глядит в свое окно.— показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку.
— Заяц по лесу бежит.— изображаем бег на месте.
— В дверь к нему стучит.— изображаем стук кулаком в дверь.
— Тук-тук! — стучим правой ногой в пол.
— Дверь открой! — открываем дверь.
— Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.
— Охотник злой! — изображаем руками ружье.
— Быстро двери открывай,— делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе.
— Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.

Изготовление шпаргалки. – 1 мин.



Как проверить безударную гласную в корне слова?



Нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный стал ударным.


ЛистОк – лИст



  • Устная работа. – 2 мин.

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи и формами одного слова.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)


  • Работа с учебником. (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.,2012/2019)

Упр. 37/38 - 4 мин.



  • Работа с пословицами. Собери пословицу. - 4 мин.


Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

Запишите 2 пословицы, которые вам понравились.


  • Работа с учебником. (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.,2012/2019) Упр. 34/35– 5 мин.


  1. Подведение итогов. (Кроссворд). Составляем по заданию на каждый гласный. - 3 мин.





л










е










с



т


у


с



н



р


д


о

р

ф

о

г

р

а

ф

и

я

в



й



в


в


а






а


и










т










ь













  1. Хищная ночная птица. Проверочное слово – совы.

  2. Прилагательное от слова лес. Проверочное слово – лес.

  3. Растение, которое покрывает землю, весной – зеленое, осенью желтеет. Проверочное слово – травка.

  4. Глагол от слова диво с приставкой у-. Проверочное слово – диво.


  1. Итог урока. Рефлексия. – 3 мин.

Сегодня на уроке я …

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю, что ……

Я сегодня уйду с урока с … настроением


  1. Оценивание. - 2 мин.



Листок самооценки _________________________

Фамилия, имя


Вид задания

Знаю разделы лингвистики

Работа над темой урока

Соревно-вание

Работа с учебником

Крос-сворд

Дополни-тельно

Оценка (+/-)








Научился

Обратная сторона

Узнал что-то новое


Расстроился

Я

Обрадовался




Удивился

Ничего не понял






  1. Домашнее задание. – 2 мин.

Знать правило § 8, б/з выполнить упражнение 38/39.

По желанию: составить кроссворд по теме урока со словом орфограмма.- 2 мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!