Урок русского языка в 5 классе по теме
«Правописание гласных и согласных в приставках»
учителя русского языка и литературы
МКОУ СОШ ст. Николаевкая
им. Героя Советского Союза С.Я. Батышева
Анисимовой В.В.
25.02.2021
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Структура урока:
Актуализация прежних знаний;
Формирование новых знаний и способов действия;
Применение знаний, т.е. формирование умений.
Цели:
• обучающие:
формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения;
тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок;
графическое обозначение их на письме.
• развивающие:
развитие самостоятельности получения знания;
развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения;
развитие познавательных и творческих способностей.
• воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку, родным традициям
Ход урока:
1.Оргмомент
– Здравствуйте, ребята! Совсем скоро, через неделю наступит один из самых любимых праздников.
Просмотр фрагмента мультфильма «Смешарики» (серия «Масленица»)
– Вы, конечно, поняли, какой это праздник (масленица)
– Верно. Ребята, а вы можете представить себе масленицу без блинов и сжигания чучела? (нет)
– А почему нет? (это традиция)
2. Мотивация учебной деятельности
– В нашей стране много традиций, много традиций, наверное, и в ваших семьях. Оказывается, что есть традиции и в языке.
- Давайте с вами поиграем. Представьте себе, что вы сидите перед телевизором. Представили. Телевизор не работает. Я вам скажу: «В!» Что вы сделаете?
- Включим телевизор.
- А если я скажу: «Пере!»?
- Переключим на другую программу.
- А если я скажу: «Вы»?
- Значит, надо выключить!
- Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо»?
- Пододвинемся друг к другу со стульями.
- А если я скажу: «Ото»?
- Тогда отодвинемся.
- Угадали, о традициях в какой части слова (морфеме) мы будем говорить?
- Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках.
А какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод прямо-таки напрашивается: каждая приставка несёт смысл. Вот как об этом сказал К.И Чуковский:
Слайд № 1
«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
Сегодня у нас урок открытия нового знания.
(Правописание согласных и гласных в приставках. Неизменяемые приставки).
- Давайте поставим цель урока (узнать, как пишутся приставки, уметь находить их в тексте)
Итак, цель нашего урока – выяснить, что нужно знать, чтобы правильно писать приставки.
III. Повторение пройденного.
- Ребята вы любите рисовать? (Да)
- У вас на листочках нарисован круг, сейчас мы будем рисовать лицо “грамматического человека”. Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.
- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова) Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.
- Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.
- Какая часть в слове самая главная? (Корень) Обозначьте рот в виде корня.
- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте значком суффикса правый глаз.
- А помните ли вы из курса 4 класса, что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте значком приставки нос.
А теперь проверьте, у всех ли получился такой “человек”, как у меня.
- Сегодня мы поговорим о приставках. Как вы думаете, все ли знаете о них?
– На свете все состоит из чего-то: лес – из деревьев, тетради – из листиков.А слова, ребята, сделаны из своего “строительного материала”, из специальных кирпичиков, которые называются морфемами. Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. И получаются интересные и выразительные слова. Вот, например, что обозначает морфема -ш-? Не понятно?
Слайд
– Давайте сыграем в игру. В ней будут участвовать вы, два веселых человечка, два домика, дорога, на дороге мостик через речку и большая лужа. А еще в игре участвуют морфемы: корень -ш-, суффикс -л-, окончание -и-. соединив морфемы, мы получим слово… (шли).
А также участвуют разные приставки, которые вы вспомните сами.
Задача – описать действия веселых человечков, образуя от слова “шли” другие слова с разными приставками.
- Проанализируем полученные слова. Изменилось ли значение слова с изменением приставки?
Теперь приступим к раскрытию секрета правописания приставок.
Оказывается, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.
Мы остановимся на первой группе приставок
Вставьте буквы и выделите приставки:
З..ливные, п..пискивала, от..брали, о..гадать, д..гадаться, пр..исходил, ..жечь, пр..свещать, з..чинщик, пр..дписание, п..дклеить, о..давать, пр..консультировать, п..добрать, с..провождениё, о..ключить, пр..дсказать, п..дпустить, не..плаченный, с..звучно, п..дсолнечник, не..гораемый, об..греватель, н..испособнейший.
– Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему? (ответ)
Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково.
Слайд 5
- Проверим, верны ли наши предположения, прочитав пр. 82. (Стр.29)
Эта тема важна для изучения курса р.яз. и в 11 классе на ЕГЭ вам понадобяться прочные знания по этой теме, чтобы выполнить задание 10. Хотите знать как выглядит это задание?
2. В каких рядах во всех словах пропущена одна и та же буква?
Вставьте буквы, выделите приставки.
1 По..ключить, пре..сказать, на..кусить
2 Н..право, п..днимать, ..тгадать.
3 Поз..вчера, п..дчеркнуть, не..хватный
4 По..солнечник, о..бросить, пре..писание
5 Р..спорядиться, с..гласие, ..крутить
6 Об..греватель, д..варить, ..тпить
Работа по теме урока
– Перед вами конверт. В данном конверте вы найдете листочки с предложениями. Ваша задача составить текст из данных предложений, работая в парах.
– Вспомним признаки текста (ответы детей)
Текст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Проверка текста с помощью картинки.
– Ребята, текст получился?
– Давайте проверим. Аккуратно переверните и посмотрите, что получилось. У вас должна получиться вот такая картинка, на которой изображен символ Масленицы.
Проверка текста с помощью картинки (если текст составлен верно, то на обороте картинка блинов
– Давайте прочитаем текст, который у нас получился.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…
В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.
Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.
Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело–Масленицу.
Вам необходимо найти слова с неизменяемыми приставками и выписать их
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…
В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.
Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.
Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело–Масленицу.
- Ребята, пока мы работали, налетел ветер, и слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (На доске и в тетрадях)
ок, лес, пере ___________________(перелесок)
к, беж, про, а ____________________(пробежка)
ушк, корм, а _____________________(кормушка)
за,енн,снеж, ый ____________________(заснеженный)
н , зим, ий _____________________(зимний)
какое слово лишнее
сделаем морфемный разбор, он идет под цифрой 2. Это одно из заданий ВПР, за которое вы можете получить 3 б
Подход к итогу урока
– Почему традиционные неизменяемые приставки так называются? (ответ)
Рефлексия:
– Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили материал урока и проведем небольшую проверочною работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.
Учитель диктует: Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь.
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения по образку на доске.
1. Под-
2. В-
3. Обо-
4. ------
5. Над-
6. Со-
7. С-
8. ------
– У кого нет ошибок? Одна две? Посмотрите, какие вы молодцы, большинство выполнили работу на отлично. И пусть это будет вашей традицией: на каждом уроке получать лишь отлично. Спасибо за работу.
Домашнее задание:
Придумать небольшой текст о семейных традициях, употребив слова с неизменяемыми приставками.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…
В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.
Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.
Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело–Масленицу.