СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание гласных и согласных в приставках

Категория: Русский язык
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных и согласных в приставках»




Урок русского языка в 5 классе по теме











«Правописание гласных и согласных в приставках»












учителя русского языка и литературы

МКОУ СОШ ст. Николаевкая

им. Героя Советского Союза С.Я. Батышева

Анисимовой В.В.



















25.02.2021


Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.


Структура урока:

  • Актуализация прежних знаний;

  • Формирование новых знаний и способов действия;

  • Применение знаний, т.е. формирование умений.


Цели:

• обучающие:

  1. формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения;

  2. тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок;

  3. графическое обозначение их на письме.


• развивающие:

  1. развитие самостоятельности получения знания;

  2. развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения;

  3. развитие познавательных и творческих способностей.


• воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку, родным традициям



Ход урока:

1.Оргмомент

– Здравствуйте, ребята! Совсем скоро, через неделю наступит один из самых любимых праздников.


Просмотр фрагмента мультфильма «Смешарики» (серия «Масленица»)


– Вы, конечно, поняли, какой это праздник (масленица)


– Верно. Ребята, а вы можете представить себе масленицу без блинов и сжигания чучела? (нет)


– А почему нет? (это традиция)


2. Мотивация учебной деятельности

– В нашей стране много традиций, много традиций, наверное, и в ваших семьях. Оказывается, что есть традиции и в языке.

- Давайте с вами поиграем. Представьте себе, что вы сидите перед телевизором. Представили. Телевизор не работает. Я вам скажу: «В!» Что вы сделаете?

- Включим телевизор.

- А если я скажу: «Пере!»?

- Переключим на другую программу.

- А если я скажу: «Вы»?

- Значит, надо выключить!

- Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо»?

- Пододвинемся друг к другу со стульями.

- А если я скажу: «Ото»?

- Тогда отодвинемся.

- Угадали, о традициях в какой части слова (морфеме) мы будем говорить?

- Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках.

А какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод прямо-таки напрашивается: каждая приставка несёт смысл. Вот как об этом сказал К.И Чуковский:

Слайд № 1

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Сегодня у нас урок открытия нового знания.

(Правописание согласных и гласных в приставках. Неизменяемые приставки).

- Давайте поставим цель урока (узнать, как пишутся приставки, уметь находить их в тексте)

Итак, цель нашего урока – выяснить, что нужно знать, чтобы правильно писать приставки.


III. Повторение пройденного.

- Ребята вы любите рисовать? (Да)

- У вас на листочках нарисован круг, сейчас   мы будем рисовать лицо “грамматического человека”. Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)   Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.  

- Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.

- Какая часть в слове самая главная?  (Корень) Обозначьте  рот в виде корня.

- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте  значком суффикса   правый глаз.

- А помните ли вы из курса 4 класса, что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте  значком приставки нос.

А теперь проверьте, у всех ли  получился   такой “человек”, как у меня.

- Сегодня мы поговорим о приставках. Как вы думаете, все ли знаете о них?


– На свете все состоит из чего-то: лес – из деревьев, тетради – из листиков.А слова, ребята, сделаны из своего “строительного материала”, из специальных кирпичиков, которые называются морфемами. Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. И получаются интересные и выразительные слова. Вот, например, что обозначает морфема -ш-? Не понятно?

Слайд

– Давайте сыграем в игру. В ней будут участвовать вы, два веселых человечка, два домика, дорога, на дороге мостик через речку и большая лужа. А еще в игре участвуют морфемы: корень -ш-, суффикс -л-, окончание -и-. соединив морфемы, мы получим слово… (шли).

А также участвуют разные приставки, которые вы вспомните сами.

Задача – описать действия веселых человечков, образуя от слова “шли” другие слова с разными приставками.

- Проанализируем полученные слова. Изменилось ли значение слова с изменением приставки?

Теперь приступим к раскрытию секрета правописания приставок.

Оказывается, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

Мы остановимся на первой группе приставок



  1. Вставьте буквы и выделите приставки:

З..ливные, п..пискивала, от..брали, о..гадать, д..гадаться, пр..исходил, ..жечь, пр..свещать, з..чинщик, пр..дписание, п..дклеить, о..давать, пр..консультировать, п..добрать, с..провождениё, о..ключить, пр..дсказать, п..дпустить, не..плаченный, с..звучно, п..дсолнечник, не..гораемый, об..греватель, н..испособнейший.



– Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему? (ответ)

Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково.


 Слайд 5

- Проверим, верны ли наши предположения, прочитав пр. 82. (Стр.29)

Эта тема важна для изучения курса р.яз. и в 11 классе на ЕГЭ вам понадобяться прочные знания по этой теме, чтобы выполнить задание 10. Хотите знать как выглядит это задание?

2. В каких рядах во всех словах пропущена одна и та же буква?

Вставьте буквы, выделите приставки.

1 По..ключить, пре..сказать, на..кусить

2 Н..право, п..днимать, ..тгадать.

3 Поз..вчера, п..дчеркнуть, не..хватный

4 По..солнечник, о..бросить, пре..писание

5 Р..спорядиться, с..гласие, ..крутить

6 Об..греватель, д..варить, ..тпить


Работа по теме урока

– Перед вами конверт. В данном конверте вы найдете листочки с предложениями. Ваша задача составить текст из данных предложений, работая в парах.


– Вспомним признаки текста (ответы детей)

Текст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.

Проверка текста с помощью картинки.


– Ребята, текст получился?


– Давайте проверим. Аккуратно переверните и посмотрите, что получилось. У вас должна получиться вот такая картинка, на которой изображен символ Масленицы.


Проверка текста с помощью картинки (если текст составлен верно, то на обороте картинка блинов



– Давайте прочитаем текст, который у нас получился.


Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.

Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…

В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.

Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.

Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело–Масленицу.


Вам необходимо найти слова с неизменяемыми приставками и выписать их


Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.

Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…

В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.

Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.

Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело–Масленицу.



- Ребята, пока мы работали, налетел ветер, и слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (На доске и в тетрадях)

ок, лес, пере         ___________________(перелесок)
к, беж, про, а       ____________________(пробежка)
ушк, корм, а        _____________________(кормушка)
за,енн,снеж, ый    ____________________(заснеженный)
н , зим, ий             _____________________(зимний)

какое слово лишнее

сделаем морфемный разбор, он идет под цифрой 2. Это одно из заданий ВПР, за которое вы можете получить 3 б



Подход к итогу урока

– Почему традиционные неизменяемые приставки так называются? (ответ)


Рефлексия:

– Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили материал урока и проведем небольшую проверочною работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.


Учитель диктует: Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь.


– Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения по образку на доске.

1. Под-
2. В-
3. Обо-
4. ------
5. Над-
6. Со-
7. С-
8. ------


– У кого нет ошибок? Одна две? Посмотрите, какие вы молодцы, большинство выполнили работу на отлично. И пусть это будет вашей традицией: на каждом уроке получать лишь отлично. Спасибо за работу.


Домашнее задание:

Придумать небольшой текст о семейных традициях, употребив слова с неизменяемыми приставками.



Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.

Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…

В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.

Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.

Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело–Масленицу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!