Предмет: Русский язык.
Класс: 2 класс
УМК: Школа России Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий
Тип урока: урок развития умений
Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.
Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Узнаем, научимся, сможем
На уроке мы вспомним о буквосочетаниях и узнаем новое;
мы научимся:
различать непарные мягкие шипящие звуки;
находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ;
развивать мышление, речь:
мы сможем:
применять правила написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
О секретах узнаЁм, их никому не выдаЁм.
Но откроем тайну эту всему свету, всему свету!
Интересно стало, да? Тогда смотри скорей сюда!
Эту кучу разберем и буквы важные найдем!
Ребята, что вы там видите?
(А там – буквы, которые обозначают шипящие звуки – [Ж] – [Ш] – [Ч] – [Щ])
Назовите их. А в чем отличие звука от буквы? Охарактеризуйте каждый звук.
Молодцы!
II. Минутка чистописания.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа. Для минутки чистописания мы берем эти буквы и пишем всю строку, но пишем каллиграфическим почерком.
ж ш ч щ
А во второй строчке вы запишите знакомые вам с 1 класса буквосочетания, догадались какие?
жи-ши, ча-ща, чу-щу. Кто из вас повторит эти правила?
жи – ши ча - ща чу – щу
чк чн чт нч щн
У нас еще одна строчка добавится, но вот какие сочетания там будут? Подумайте, ребята! (чк,чн, чт, нч, щн.) Посмотрите на слайд 3.
III. Определение целей урока.
- Какой звук встречается чаще всего? Что вы можете про него сказать?
(Согласный всегда мягкий шипящий непарный)
Прочитайте пословицы. Когда так говорят?
Плохой друг в деле не помощник.
На своей улочке и курочка храбра.
(Так говорят о ненадежном товарище, на которого нельзя положиться в важном деле)
(О человеке, который хочет казаться смелым)
- Вставьте пропущенные буквы. Какие знакомые орфограммы вам встретились?
- Что вам известно о правописании сочетаний ЧК? Дайте характеристику звуку, обозначенного буквой ч.
- Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие сочетания, кроме ЧК и ЧН, которые пишутся без ь?
- Найдите в тексте букву, обозначающую непарный шипящий мягкий согласный звук.
-Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?
-Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЩН, как и ЧК, ЧН, пишутся без мягкого знака)
–Какую цель вам надо перед собой поставить? (Учиться писать слова с сочетаниями – чк –
чн,- щн.)
А теперь напишем выборочный диктант
IV. Физкультминутка.
«Печка»
Ча-ча-ча, ( три хлопка в ладоши)
Печка очень горяча! (4 прыжка на месте)
Чи-чи-чи, (три хлопка над головой)
Печёт бабка калачи! (три наклона вперед)
Чу-чу-чу, (три хлопка по бедрам)
Очень калача хочу! (два приседания)
Получу калач в награду (4 прыжка на месте)
А сейчас за парту сяду! (ходьба на месте)
V. Работа по теме урока.
Работа по учебнику и знакомство с правилом
Открываем учебники на стр. 5 упр. 3 читаем задание. А сейчас посмотрите на картинки, соответствуют ли они тем словам в учебнике? Давайте выясним значение каждого слова.
Одуванчик – травянистое растение сем. сложноцветных, с желтыми соцветиями и опушенными семенами, легко разносимыми ветром.
Пончик – круглый, жаренный в масле, обычно сладкий пирожок.
Кончик – небольшая часть, прилегающая к краям, оконечности чего-либо.
Блинчик – сложенный блин с начинкой.
Стаканчик – маленький стакан.
Птенчик – уменьшительно-ласкательное к слову птенец.
Итак, произнесите слова сами. Что вы слышите перед звуком [ч]: твердый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания НЧ.
А теперь списываем слова и подчеркиваем сочетания нч.
Сейчас послушаем новое правило. А прочитает его нам Настя.
Ребята, прочитайте правило ещё раз.
А теперь посмотрите на слайд. Что вы увидели? Добавилось еще одно сочетание. Попробуйте придумать слова с данным сочетанием (борщ, сварщик, уборщик, морщинка, сборщик, спорщик, заговорщик, и т.д.).
Игра.
А теперь поиграем, по словам и сказку узнаем. Смотрим на слайд.
1) Печка, речка, яблочко. (Гуси-лебеди)
2) Девочка, Жучка, кошечка. (Репка)
3) Кошечка, уточка, бабочка. (Путаница)
4) Шапочка, верёвочка, цветочки. (Красная Шапочка)
А на другом слайде ещё герои, но сначала отгадайте загадки. Кто же там?
Я живу на дне морском
Во дворце из лилий
Вместе с сестрами, отцом,
Рыбами чудными.
У меня красивый хвост
И волшебный голос.
И искрится под водой
Золотистый волос.
У меня желанье есть —
Стать земной девчонкой:
Буду бегать, танцевать
И смеяться звонко! (Русалка)
Кто Мороза вызывает:
«Где ты, Дедушка Мороз?»
Кто ж такую не узнает —
Платье соткано из звёзд!
А в руках — шкатулочка.
Это же — …! (Снегурочка)
Он — малыш весёлый, смелый
и готов помочь друзьям.
Если взялся он за дело —
значит сделает всё сам.
Мальчик-луковка отважный.
И его узнает каждый.
Но за чубчик, без причины,
ты не дёргай … (Чиполлино)
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)
Родилась у мамы дочка
Отыскала мама дочку
В распустившемся цветочке.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
Самостоятельная работа с самопроверкой.
В некоторых словах текста допущены ошибки. Найдите их и запишите слова правильно. Изучаемую орфограмму подчеркните.
Дует ветерок речьной,
Пароход пришел ночной.
Натоплю я жарко печьку,
Принесу воды из речки.
На столе горела свечька,
А в печи томилась гречька.
Испекла сама я пончик,
Положила в чай лимоньчик.
«Ох, и темная же ночка», -
Засыпая, шепчет дочька.
Один ученик выполняет задание у доски, а затем ребята сверяют со словами на слайде. (Речной, печку, свечка, гречка, лимончик, дочка)
VI. Закрепление.
Работа по учебнику стр. 4 упр. 2.
Читаем задание и выполняем. (К доске выходят 4 ученика, выписывают слова каждый со своим сочетанием: чк, чн, чт, щн.)
удочка песочница почта помощник
ласточка цветочница мачта мощный
спички молочный хищник
печка
В какой группе слов оказалось больше? Проверьте написание данных орфограмм и подчеркните.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-А теперь мы с вами составим небольшой р/з о наших орфограммах. Подсказками будут такие слова:
речка Ленточка
почтальон Панчо
внучка Ниночка
течение мощное
письмо срочное
хищная птичка
Однажды в одну деревню пришло письмо, не простое, а срочное. Тогда почтальон Панчо понес его адресату через речку Ленточку. Сама река красивая, а течение в ней мощное. Через эту речку проложен мост. Нашел Панчо дом, передал письмо и тут же зашагал обратно. На обратном пути он видел хищную птицу. Когда он подходил к своему дому, навстречу ему выбежала внучка Ниночка. Они взяли удочки и пошли на речку.
Как вы думаете, справились мы с данным секретом нашего родного языка?
-Как называется орфограмма, с которой мы познакомились? Что мы о ней узнали?
-Что вам особенно запомнилось на уроке?
-Кто доволен своей работой?
VIII. Домашнее задание.
Запишите в дневниках д/з: стр.5 упр. 5, правило выучить. Задание несложное, вам нужно только подчеркнуть лишнее слово в каждой группе. Спасибо всем за урок.