СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание чк,чн,чт,нщ,нч

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание чк,чн,чт,нщ,нч»

Предмет: Русский язык.

Класс: 2 класс

УМК: Школа России Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок развития умений


Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Узнаем, научимся, сможем

На уроке мы вспомним о буквосочетаниях и узнаем новое;

мы научимся:

  • различать непарные мягкие шипящие звуки; 

  • находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ;

развивать  мышление, речь:

  • подбирать примеры слов с такими сочетаниями;

мы сможем:

  • применять правила написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

Ход урока


  1. Мотивация к учебной деятельности.

О секретах узнаЁм, их никому не выдаЁм.
Но откроем тайну эту всему свету, всему свету!

Интересно стало, да? Тогда смотри скорей сюда!

Эту кучу разберем и буквы важные найдем!

Ребята, что вы там видите?

(А там – буквы, которые обозначают шипящие звуки – [Ж] – [Ш] – [Ч] – [Щ])

Назовите их. А в чем отличие звука от буквы? Охарактеризуйте каждый звук.

Молодцы!

II. Минутка чистописания.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа. Для минутки чистописания мы берем эти буквы и пишем всю строку, но пишем каллиграфическим почерком.

ж ш ч щ

А во второй строчке вы запишите знакомые вам с 1 класса буквосочетания, догадались какие?

жи-ши, ча-ща, чу-щу. Кто из вас повторит эти правила?

жи – ши ча - ща чу – щу

чк чн чт нч щн

У нас еще одна строчка добавится, но вот какие сочетания там будут? Подумайте, ребята! (чк,чн, чт, нч, щн.) Посмотрите на слайд 3.


III. Определение целей урока.

- Какой звук встречается чаще всего? Что вы можете про него сказать?

(Согласный всегда мягкий шипящий непарный)

Прочитайте пословицы. Когда так говорят?

Плохой друг в деле не помощник.

На своей улочке и курочка храбра.

  1. (Так говорят о ненадежном товарище, на которого нельзя положиться в важном деле)

  2. (О человеке, который хочет казаться смелым)

- Вставьте пропущенные буквы. Какие знакомые орфограммы вам встретились?

- Что вам известно о правописании сочетаний ЧК? Дайте характеристику звуку, обозначенного буквой ч.

- Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие сочетания, кроме ЧК и ЧН, которые пишутся без ь?

- Найдите в тексте букву, обозначающую непарный шипящий мягкий согласный звук.

-Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?

-Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЩН, как и ЧК, ЧН, пишутся без мягкого знака)

–Какую цель вам надо перед собой поставить? (Учиться писать слова с сочетаниями – чк –

чн,- щн.)

А теперь напишем выборочный диктант


IV. Физкультминутка.

«Печка»

Ча-ча-ча, ( три хлопка в ладоши)

Печка очень горяча! (4 прыжка на месте)

Чи-чи-чи, (три хлопка над головой)

Печёт бабка калачи! (три наклона вперед)

Чу-чу-чу, (три хлопка по бедрам)

Очень калача хочу! (два приседания)

Получу калач в награду (4 прыжка на месте)

А сейчас за парту сяду! (ходьба на месте)

V. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику и знакомство с правилом

Открываем учебники на стр. 5 упр. 3 читаем задание. А сейчас посмотрите на картинки, соответствуют ли они тем словам в учебнике? Давайте выясним значение каждого слова.

Одуванчик – травянистое растение сем. сложноцветных, с желтыми соцветиями и опушенными семенами, легко разносимыми ветром.

Пончик – круглый, жаренный в масле, обычно сладкий пирожок.

Кончик – небольшая часть, прилегающая к краям, оконечности чего-либо.

Блинчик – сложенный блин с начинкой.

Стаканчик – маленький стакан.

Птенчик – уменьшительно-ласкательное к слову птенец.

Итак, произнесите слова сами. Что вы слышите перед звуком [ч]: твердый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания НЧ.

А теперь списываем слова и подчеркиваем сочетания нч.

Сейчас послушаем новое правило. А прочитает его нам Настя.

Ребята, прочитайте правило ещё раз.

А теперь посмотрите на слайд. Что вы увидели? Добавилось еще одно сочетание. Попробуйте придумать слова с данным сочетанием (борщ, сварщик, уборщик, морщинка, сборщик, спорщик, заговорщик, и т.д.).

  1. Игра.

А теперь поиграем, по словам и сказку узнаем. Смотрим на слайд.

1) Печка, речка, яблочко. (Гуси-лебеди)

2) Девочка, Жучка, кошечка. (Репка)

3) Кошечка, уточка, бабочка. (Путаница)

4) Шапочка, верёвочка, цветочки. (Красная Шапочка)

А на другом слайде ещё герои, но сначала отгадайте загадки. Кто же там?

Я живу на дне морском
Во дворце из лилий
Вместе с сестрами, отцом,
Рыбами чудными.
У меня красивый хвост
И волшебный голос.
И искрится под водой
Золотистый волос.
У меня желанье есть —
Стать земной девчонкой:
Буду бегать, танцевать

И смеяться звонко! (Русалка)

Кто Мороза вызывает:

«Где ты, Дедушка Мороз?»

Кто ж такую не узнает —

Платье соткано из звёзд!

А в руках — шкатулочка.

Это же — …! (Снегурочка)
Он — малыш весёлый, смелый
и готов помочь друзьям.
Если взялся он за дело —
значит сделает всё сам.
Мальчик-луковка отважный.
И его узнает каждый.
Но за чубчик, без причины,
ты не дёргай … (Чиполлино)

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)

Родилась у мамы дочка
Отыскала мама дочку
В распустившемся цветочке.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

В некоторых словах текста допущены ошибки. Найдите их и запишите слова правильно. Изучаемую орфограмму подчеркните.

Дует ветерок речьной,

Пароход пришел ночной.

Натоплю я жарко печьку,

Принесу воды из речки.

На столе горела свечька,

А в печи томилась гречька.

Испекла сама я пончик,

Положила в чай лимоньчик.

«Ох, и темная же ночка», -

Засыпая, шепчет дочька.

Один ученик выполняет задание у доски, а затем ребята сверяют со словами на слайде. (Речной, печку, свечка, гречка, лимончик, дочка)


VI. Закрепление.

Работа по учебнику стр. 4 упр. 2.

Читаем задание и выполняем. (К доске выходят 4 ученика, выписывают слова каждый со своим сочетанием: чк, чн, чт, щн.)

удочка песочница почта помощник

ласточка цветочница мачта мощный

спички молочный хищник

печка

В какой группе слов оказалось больше? Проверьте написание данных орфограмм и подчеркните.


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-А теперь мы с вами составим небольшой р/з о наших орфограммах. Подсказками будут такие слова:

речка Ленточка

почтальон Панчо

внучка Ниночка

течение мощное

письмо срочное

хищная птичка

Однажды в одну деревню пришло письмо, не простое, а срочное. Тогда почтальон Панчо понес его адресату через речку Ленточку. Сама река красивая, а течение в ней мощное. Через эту речку проложен мост. Нашел Панчо дом, передал письмо и тут же зашагал обратно. На обратном пути он видел хищную птицу. Когда он подходил к своему дому, навстречу ему выбежала внучка Ниночка. Они взяли удочки и пошли на речку.


Как вы думаете, справились мы с данным секретом нашего родного языка?

-Как называется орфограмма, с которой мы познакомились? Что мы о ней узнали?

-Что вам особенно запомнилось на уроке?

-Кто доволен своей работой?


VIII. Домашнее задание.

Запишите в дневниках д/з: стр.5 упр. 5, правило выучить. Задание несложное, вам нужно только подчеркнуть лишнее слово в каждой группе. Спасибо всем за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!