Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (познавательная - П, коммуникативная -К, регулятивная - Р) |
1. Постановка учебных задач Слайды №2 -4 | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва: сообщает, что работа на уроке будет проходить в парах; просит вспомнить правило проверки безударной гласной в корнях слов; предлагает вставить пропущенные буквы в словах на карточке №1. | Слушают учителя. (К) Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. (Р) Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. (П) Формулируют проблему. (К) |
2. Совместное исследование проблемы. Слайды № 5-8 | Поиск решения учебной задачи. | Организует устный коллективный анализ учебной задачи: предлагает разобраться, какое правило действует в корне -лаг- — -лож-, для этого предлагает выполнить задание на карточке №2. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. (Р) Выполняют задание на карточке №2. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. (П) Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. (К) |
3. Моделирование Слайд № 9 | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Предлагает сформулировать правило написания гласных а-о в корне -лаг- — -лож-. Предлагает сравнить собственную формулировку с формулировкой учебника.(§38, п.1) | Воспринимают ответы обучающихся. (К) Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. (Р) Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. (П) |
4. Конструирование нового способа действия. Слайд № 10 | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия: предлагает составить алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне -лаг- — -лож-. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. (Р) Участвуют в обсуждении содержания материала. (К) Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия. (П) Осуществляют самоконтроль. (Р) |
Физминутка Слайд № 11 | Сохранение здоровья учащихся. | Предлагает встать и попробовать движениями рук, покачиваниями головы изобразить алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне -лаг- — -лож-. Проговаривает вместе с детьми во время физминутки алгоритм применения правила. | Пробуют движениями рук, покачиваниями головы изобразить алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне -лаг- — -лож-, проговаривая его во время движений. |
5. Переход к этапу решения частных задач (практическая деятельность учащихся). Слайды № 12-14 | Первичный контроль правильности выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | ● Составление словосочетаний (одно из слов с корнем -лаг- — -лож-). Осуществляют работу по выполнению отдельных операций: учащиеся осуществляют учебные действия по составленному алгоритму (применяется групповой, индивидуальный методы). (П) Осуществляют самоконтроль. (Р) ● Соблюдение морфологических норм при образовании видовой пары положить — класть и её парадигмы. Составление словосочетаний. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. (Р) Участвуют в обсуждении содержания материала. (К) Осуществляют работу по выполнению отдельных операций: проводят коллективное исследование, учащиеся осуществляют учебные действия по составленному алгоритму (применяется групповой, индивидуальный методы). (П) Осуществляют самоконтроль. (Р) |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Слайды № 15-17 | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу по совершенствованию умения использовать на письме правило о написании О-А в корне -лаг- — -лож-, умения различать омонимичные корни. | ● Составление предложений с данными словосочетаниями. Объяснение написания пропущенных букв. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. (П) Строят рассуждения. Используют речь для регуляции своего действия. (К) Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату. (Р) ● Работа с омонимичными корнями. (Сравнивают слова в двух столбиках. Определяют, почему они распределены в две группы?) Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. (Р) Участвуют в обсуждении содержания материала. (К) Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия. (П) |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. (Итог урока) Слайды № 18-31,32 | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. Рефлексия: приём незаконченного предложения. (Я узнал… Я научился… Я никогда не ошибусь…) | Выполнение теста Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. (П) Рефлексия своих действий. (К) Осуществляют пошаговый контроль по результату. (Р) |
8. Осмысление домашнего задания. Слайды № 33-36 | Самостоятельная коррекция отработки способа. | Предлагает выбрать задание с учётом индивидуальных возможностей. Даёт информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению | Могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. (П,К,Р) Выполнить упражнения 591 (1): составить и записать словосочетания с данными словами, объяснить написание гласных в корнях с чередованием. Составить и записать небольшой текст (5-6 предложений) или отдельные предложения по картине Б.М.Кустодиева «Ярмарка» (http://smallbay.ru/kustodiev.html), используя слова с корнем -лаг- — -лож-. Объяснить написание гласных в корнях с чередованием. |