СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание частицы НЕ с глаголами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить раздельному правописанию частицы НЕ с глаголами, подбирать примеры глаголов с частицей НЕ, понимать значение частицы НЕ; повторить изученные части речи, виды предложений по цели высказывания, понятие «орфограммы».

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Учащийся научится:

  • раздельно писать частицу НЕ с глаголами;
  • понимать значение частицы НЕ;
  • подбирать примеры глаголов с частицей НЕ.

Личностные результаты:

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • осознание ответственности за свои поступки;
  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим, сопереживать;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
  • представление о бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД:
  • самостоятельно находить в учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД:

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.

 

Просмотр содержимого документа
«Правописание частицы НЕ с глаголами»

УМК «Школа России»

Учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 2/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - Просвещение, 2019

Класс: 3

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Цель: научить раздельному правописанию частицы НЕ с глаголами, подбирать примеры глаголов с частицей НЕ, понимать значение частицы НЕ; повторить изученные части речи, виды предложений по цели высказывания, понятие «орфограммы».

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Учащийся научится:

  • раздельно писать частицу НЕ с глаголами;

  • понимать значение частицы НЕ;

  • подбирать примеры глаголов с частицей НЕ.

Личностные результаты:

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • осознание ответственности за свои поступки;

  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим, сопереживать;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

  • представление о бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД:

  • самостоятельно находить в учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД:

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения;

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.


Оборудование: учебники, карточки, заготовки для составления памятки



Ход урока

  1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Каждое утро нового дня дарит нам что-то новое, удивительное, которое больше никогда не повторится. Вы со мной согласны? Вспомните, пожалуйста, что нового вы заметили сегодня вокруг себя! Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили только радостные и позитивные моменты. Какое настроение создали эти воспоминания?

Желаю нам всем интересных языковых открытий и плодотворного сотрудничества!

  1. Орфографическая пятиминутка. Актуализация изученного материала.

- Прочитайте. Отгадайте загадку. На какую орфограмму пропущены буквы? Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Т .ремок в л . су п . лзет,

На себе его хозяюшка в . зет.

Хозяюшка богатая и р .гатая. (Улитка)

- Определите, к какой части речи относится каждое слово загадки.

  1. Определение темы и постановка учебных задач урока.

- Прочитайте это предложение.

Хочешь есть калачи, сиди на печи.







- Как понимаете его смысл? Согласны ли с этим утверждением?

- А можно ли это предложение сделать пословицей?

- Какое слово необходимо добавить? (НЕ)

- Как будем писать слово «НЕ» со словом «СИДИ»?

- Предположите тему нашего урока?

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

  1. Работа по теме урока.

  1. Организация исследовательской работы учащихся.

Открытие ПЕРВОЕ.

- Ребята, предлагаю узнать, к какой части речи относится слово «НЕ».

- Все части речи делятся на: самостоятельные и служебные.

- Можно ли поставить вопрос к слову «НЕ»? (Нет)

- Какой вывод можно сделать? («НЕ» относится к служебной части речи)

- Какие служебные части речи мы уже знаем? (Предлоги и союзы)

- Что мы знаем о предлогах? (От предлогов к словам можно поставить вопрос, а от слова «НЕ» не получается)

- Вывод: «НЕ» - не предлог.

- Какие союзы мы знаем? (И, а, но )

- Вывод: «НЕ» - не союз. Слово «НЕ» - это новая служебная часть речи!

Открытие ВТОРОЕ.

- Ребята, а сейчас предлагаю нам узнать, с какими словами дружит наше слово «НЕ». Для этого вам нужно будет поработать в парах.

Прочитайте предложения. Что общего «у друзей» слова «НЕ». Какой частью речи они являются?

(Не) разжигай в лесу костер. (Не) бросай на улице фантики. (Не) перебегай проезжую часть.

Каждая пара получает карточку













- Вывод: слово «НЕ» «дружит» с глаголами.

Открытие ТРЕТЬЕ.

- Слитно или раздельно нужно писать слово «НЕ» с глаголами?

- Если мы напишем «НЕ» слитно, тогда чем оно будет? (Частью слова, приставкой)

2) Работа по учебнику.

- Откройте наш учебник на с.124. Прочитайте правило, сведение о языке.

- Ребята, теперь будете снова работать в парах. Вам необходимо сделать себе памятку «Что нового я узнал из правила?» Допишите.



Памятка

«Не с глаголами»

  1. «Не» - …

  2. «Не» - …

  3. «Не» - …











Памятка

«Не с глаголами»

  1. «Не» - это служебная часть речи, частица.

  2. «Не» - пишется с глаголами раздельно.

  3. «Не» - орфограмма

- Что же вы узнали нового?













Физминутка

Мы сегодня НЕ грустим

На уроке НЕ молчим.

Дружно знания открываем

И на месте НЕ стоим.

Мы глаголы изучаем

Дружбу их с частицей НЕ

Мы надолго запоминаем!

  1. Продолжение работы по теме.

А) - Сейчас выполните упражнение 224 на с.124. Прочитайте. Объясните смысл данных выражений.

  1. Не шути с огнем: обожжешься. 2. Соловья баснями не кормят. 3. Не спеши языком.





- Какое выражение имеет продолжение? (Не спеши языком, а торопись делом)

- Какой смысл придает высказыванию частица НЕ?

Б) – Отгадайте загадку.

Загадка

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)1


- Как вы думаете, о чем может просить библиотечная книга?

- О просьбах библиотечной книги мы узнаем, когда выполним упражнение 226 на с125.

_____________________________________________________________________________

1 (Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2015, с.68)



Просьба библиотечной книги

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне будет стыдно показаться другим.

Не делайте на мне пометок карандашами или чернилами: это испортит мой вид.





- Определите вид предложений по цели высказывания.

- Выпишите глаголы с частицами НЕ.

- Обсудите, какие еще просьбы могут быть у библиотечной книги к читателям.

  1. Рефлексия

Игра «Частица НЕ, я тебя узнал (а)!»

- Я вам буду называть слова, если услышите глагол с частицей НЕ, то широко разводите руками, как будто хотите их обнять, если НЕ – это часть слова, то ладони захлопываете.

Не спешу, нервы, немец, не плывет, не кипишь, не высохло, нелепость, не молчать, не обманываем, незабудка, не печатается.







- Запишите в тетрадь три глагола с частицей НЕ. Обменяйтесь с товарищем по парте тетрадями, проверьте друг друга. Оцените: «Молодец!», «Хорошо!», «Скоро у тебя все получится!»

- Оцените свою работу на уроке по «Лестнице успеха». На какую ступень вы сегодня поднялись .

VI. Итог урока.

- Какой теме был посвящен сегодняшний урок?

- Какие учебные задачи мы поставили перед собой?

- Какие сделали открытия?

- Над чем хотелось бы еще поработать? Уточнить? Закрепить?

- Кого хотели бы похвалить и поблагодарить?

VII. Д/з.

- Часто наши советы начинаются с частицы НЕ. Посмотрите на упражнение 227 на с.125, в нем вам предстоит составить советы. Вспомните дома памятку, которую составляли со своим товарищем на уроке о правописании частице НЕ с глаголами. Постарайтесь понять и отложить в памяти.

- Благодарю всех за плодотворную работу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!