СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание частицы не с глаголами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: правописание частицы НЕ с глаголами

Класс: 2 «В» 

Тип: открытие новых знаний

Цель: Создать условия для формирования навыка раздельного написания глаголов с частицей не, познакомить с их отличительными признаками и ролью в речи.

Задачи:

Образовательная:

  • Познакомить с отрицательной частицей НЕ с её ролью в передаче мысли

Развивающая:

  • Развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление. Расширять словарный запас, навыки самоконтроля. 

Воспитательная:

  • Воспитывать культуру общения, умения работать самостоятельно и в парах.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, карточки с заданиями. 

Формы работы: самостоятельная, парная.

Просмотр содержимого документа
«Правописание частицы не с глаголами»

Тема: правописание частицы НЕ с глаголами

Класс: 2 «В»

Тип: открытие новых знаний

Цель: Создать условия для формирования навыка раздельного написания глаголов с частицей не, познакомить с их отличительными признаками и ролью в речи.

Задачи:

Образовательная:

  • Познакомить с отрицательной частицей НЕ с её ролью в передаче мысли

Развивающая:

  • Развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление. Расширять словарный запас, навыки самоконтроля.

Воспитательная:

  • Воспитывать культуру общения, умения работать самостоятельно и в парах.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, карточки с заданиями.

Формы работы: самостоятельная, парная.





























Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: здравствуйте, дети! Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Учитель: однажды один писатель сказал:

Рукой победишь одного, головой – тысячи.

Учитель: как вы думаете, как мы можем понять это высказывание?

Дети: это значит, что сила не главное, а ум ценится больше!

Учитель: а, для чего нам ум? Зачем нам нужны знания?

Дети: чтобы получить профессию, возможность принести большую пользу другим людям, быть нужным, востребованным, уважаемым.

Учитель: а, для чего нам нужны знания по русскому языку?


Дети: знание русского  языка позволяет лучше и правильнее выражать свои мысли, подбирая верные слова, т.е. грамотно говорить.


Учитель: так давайте же девизом нашего урока будет именно это высказывание.

2. Актуализация знаний

Минутка чистописания

Учитель: откройте, свои тетрадки, положите их правильно. Запишите число, классная работа. Запишите, пожалуйста, вот эти слоги, представленные на доске.

Же, ра, та, лать, бо, ть.

Учитель: если переставить эти слоги у нас получатся слова. Переставьте и скажите, пожалуйста, какие у вас получились слова.

Учитель: какие слова получились?

Дети: желать, работать.

Учитель: эти слова, какой части речи?

Дети: глагол

Учитель: а, что вы знаете о глаголе?

Дети: слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? Называются глаголами.

Учитель: приведите пример.

Дети: слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать.

Учитель: как изменяются глаголы?

Дети: глаголы изменяются по числам. (мн.ч. и ед.ч.)

Учитель: глагол в единственном числе, что обозначает?

Дети: глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет.

Учитель: а, во множественном числе?

Дети: глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель: вы учитесь во втором классе, и называют вас учениками. Каждый школьник знает, как себя вести в школе. Давайте вспомним правила.

Правила школьника.
1.Разговаривай на уроке.
2.Рисуй на парте.
3.Отвлекайся.
4.Выкрикивай с места.
5.Слушай подсказки.

Учитель: что вы думаете об этих правилах? Верно, ли они записаны?

Дети: нет


Учитель: а, как правильно надо сказать? Какое слово надо подставить?

Дети: НЕ

Учитель: тогда, что у нас получается?

Дети:

1.НЕ разговаривай на уроке.
2.НЕ рисуй на парте.
3.НЕ отвлекайся.
4.НЕ выкрикивай с места.
5.НЕ слушай подсказки.

Учитель: но вот в чем затруднение: как написать слово НЕ с глаголами? слитно или раздельно?


4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: итак, попробуем сформулировать тему нашего урока.

Дети: правописание частицы НЕ с глаголами


Учитель: что мы должны узнать сегодня на уроке?

Дети: как пишется НЕ с глаголами


Учитель: чтобы ответить на данный вопрос, мы должны узнать, чем является слово НЕ.


Учитель: откройте, пожалуйста, учебник страница 78 прочитайте правило.

Дети: слово НЕ – это частица. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.

Учитель: орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Учитель: тогда как же мы будем писать эту частицу с глаголами?

Дети: раздельно

Учитель: а, давайте узнаем, почему частица НЕ пишется с глаголами раздельно?

Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка – с ноготок величиной, и вышло из неё слово - крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил:

- Ты куда?

- Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу “не”! – отвечал глагол.

- За что же? – удивился волшебник.

- Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает все, что мы говорим. Она все отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отрицать. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. “Не смей, - говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!”

- Так вот почему “не” с глаголами раздельно пишется! – догадался волшебник.

- Ну конечно! Если только может любой глагол без этой “не” обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу. Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы “не” с глаголами: Глаголу очень нравится

Все делать очень живо…

Частица “не” – красавица,

Но как она ленива!

Глагол же, не любя безделья,

С частицей “не” пишется раздельно!


Учитель: что вы узнали из этой сказки?

Дети: частица НЕ с глаголом пишется раздельно


Учитель: как вы думаете, а для чего нужна частица НЕ в русском языке? Дети: отрицание: частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл.



5. Реализация проекта

Учитель: упр. 135 (с.78). Прочитайте стихотворение выразительно и выпишите глаголы с частицей НЕ. Подчеркните частицу НЕ.

Учитель: какие глаголы выписали?

Дети: не дергать, не драться, не говорить.

Учитель: вы написали слова слитно или раздельно?

Дети: раздельно, потому частица НЕ пишется с глаголом раздельно.

навидеть, взлюбить, здоровится, доумевать

Учитель: понаблюдайте за глаголами, которые выделены.


Учитель: что интересного увидели?


Учитель: как же быть? Чего нам не хватает для объяснения этих глаголов?

Дети: частицы НЕ.


Учитель: существуют ли в русском языке слова «доумевать», «навидеть», «здоровится»? Можно ли эти глаголы употребить без НЕ?

Дети: нет, таких глаголов нет в русском языке.


Учитель: как следует дополнить правило?

Дети: делают вывод:

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не

употребляются.


Учитель: это глаголы: ненавидеть, невзлюбить, недоумевать, нездоровится, и др.

(Их правописание нужно запомнить).

Учителя: в русском языке есть слова, которые без НЕ не употребляются. Это слова – исключения.

Учитель вывешивает карточки со словами на доску: ненавидеть, недоумевать, невзлюбить, нездоровится.

Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение.

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.

Невзлюбить - почувствовать неприязнь.

Нездоровится – болеть, хворать.

Учитель: это слова исключения.

Учитель: следующие упражнение 136 (с.78).

Учитель: прочитайте пословицы.

Учитель: какая пословица вам больше нравится?

Учитель: как вы понимаете эту пословицу?

Учитель: приготовьтесь к письму по памяти. Закройте учебник. Напишите эту пословицу в тетрадь. (Самопроверка. Сравните с образцом в учебнике).



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель: в данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл.


Не стыдно знать, стыдно учиться.


Без труда выловишь и рыбку из пруда


За двумя зайцами погонишься - ни одного поймаешь


Кто стыдится спрашивать, узнает многое


Что знаешь, о том не говори


Слово не воробей, вылетит - поймаешь


Семеро одного ждут




Проверка:


Не стыдно НЕ знать, стыдно НЕ учиться.


Без труда НЕ выловишь и рыбку из пруда


За двумя зайцами погонишься - ни одного НЕ поймаешь


Кто НЕ стыдится спрашивать, узнает многое


Что НЕ знаешь, о том не говори


Слово не воробей, вылетит - НЕ поймаешь


Семеро одного НЕ ждут



Учитель: если нет, ошибок поставьте себе +, если есть одна ошибка или более -.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Учитель:

1. Глагол - это ...:

а) часть речи;

б) часть слова.

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;

б) кто? что?;

в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет;

б) действие предмета;

в) признак предмета

4.Частица НЕ с глаголами пишется:

а) раздельно;

б) слитно.

5. Укажи, где правда, а где ложь.

1. Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл.

2. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

3. В русском языке встречаются глаголы, которые без НЕ не употребляются.

4. НЕ с глаголом пишется слитно, если этот глагол без НЕ не употребляется.


Проверка:

1. А

2. В

3. Б

4. А

5. правда: 1,2, 3,4.

Учитель: если нет, ошибок поставьте себе +, если есть одна ошибка или более -.


8. Включение в систему знаний и повторение

Учитель: какой вывод мы можем сделать по уроку:

1. НЕ – это частица.

2.Частица НЕ запрещает, отменяет или отрицает действие.

3. НЕ с глаголами пишется раздельно (не читал, не ходит, не смеётся…).

4. Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

5. Исключение из правила составляют слова, которые без НЕ не употребляются (невзлюбил, ненавидеть, неволить…).

9. рефлексия учебной деятельности

Учитель: к нам в гости пришли три «обжорки».

Первого зовут – Все отлично! Все понятно!

Второго зовут – Все хорошо, НО Остались вопросы.

Третьего зовут – Не понятно. ТРЕБУЕТСЯ дополнительное объяснение.

Учитель: покормите, того «обжорку», которого считаете нужным.































ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ:

Работа по карточкам.

Задание: Вместо точек вставь перед глаголами НЕ. Подчеркни глаголы. Прочитай правила пользования книгой.

Береги книгу! …… бери её грязными руками и ….. клади на грязный стол. …. перегибай книгу и …. загибай её листы,…. рисуй и …. пиши на книге. Если ты взял книгу в библиотеке, то …. забудь вернуть её в срок.

Проверка:

Береги книгу! Не бери её грязными руками и не клади на грязный стол. Не перегибай книгу и не загибай её листы, не рисуй и не пиши на книге. Если ты взял книгу в библиотеке, то не забудь вернуть её в срок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!