Тема: правописание частицы НЕ с глаголами
Класс: 2 «В»
Тип: открытие новых знаний
Цель: Создать условия для формирования навыка раздельного написания глаголов с частицей не, познакомить с их отличительными признаками и ролью в речи.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
Развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление. Расширять словарный запас, навыки самоконтроля.
Воспитательная:
Воспитывать культуру общения, умения работать самостоятельно и в парах.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, карточки с заданиями.
Формы работы: самостоятельная, парная.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: здравствуйте, дети! Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Учитель: однажды один писатель сказал:
Рукой победишь одного, головой – тысячи.
Учитель: как вы думаете, как мы можем понять это высказывание?
Дети: это значит, что сила не главное, а ум ценится больше!
Учитель: а, для чего нам ум? Зачем нам нужны знания?
Дети: чтобы получить профессию, возможность принести большую пользу другим людям, быть нужным, востребованным, уважаемым.
Учитель: а, для чего нам нужны знания по русскому языку?
Дети: знание русского языка позволяет лучше и правильнее выражать свои мысли, подбирая верные слова, т.е. грамотно говорить.
Учитель: так давайте же девизом нашего урока будет именно это высказывание.
2. Актуализация знаний
Минутка чистописания
Учитель: откройте, свои тетрадки, положите их правильно. Запишите число, классная работа. Запишите, пожалуйста, вот эти слоги, представленные на доске.
Же, ра, та, лать, бо, ть.
Учитель: если переставить эти слоги у нас получатся слова. Переставьте и скажите, пожалуйста, какие у вас получились слова.
Учитель: какие слова получились?
Дети: желать, работать.
Учитель: эти слова, какой части речи?
Дети: глагол
Учитель: а, что вы знаете о глаголе?
Дети: слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? Называются глаголами.
Учитель: приведите пример.
Дети: слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать.
Учитель: как изменяются глаголы?
Дети: глаголы изменяются по числам. (мн.ч. и ед.ч.)
Учитель: глагол в единственном числе, что обозначает?
Дети: глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет.
Учитель: а, во множественном числе?
Дети: глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют.
3. Выявление места и причины затруднения
Учитель: вы учитесь во втором классе, и называют вас учениками. Каждый школьник знает, как себя вести в школе. Давайте вспомним правила.
Правила школьника.
1.Разговаривай на уроке.
2.Рисуй на парте.
3.Отвлекайся.
4.Выкрикивай с места.
5.Слушай подсказки.
Учитель: что вы думаете об этих правилах? Верно, ли они записаны?
Дети: нет
Учитель: а, как правильно надо сказать? Какое слово надо подставить?
Дети: НЕ
Учитель: тогда, что у нас получается?
Дети:
1.НЕ разговаривай на уроке.
2.НЕ рисуй на парте.
3.НЕ отвлекайся.
4.НЕ выкрикивай с места.
5.НЕ слушай подсказки.
Учитель: но вот в чем затруднение: как написать слово НЕ с глаголами? слитно или раздельно?
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: итак, попробуем сформулировать тему нашего урока.
Дети: правописание частицы НЕ с глаголами
Учитель: что мы должны узнать сегодня на уроке?
Дети: как пишется НЕ с глаголами
Учитель: чтобы ответить на данный вопрос, мы должны узнать, чем является слово НЕ.
Учитель: откройте, пожалуйста, учебник страница 78 прочитайте правило.
Дети: слово НЕ – это частица. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.
Учитель: орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.
Учитель: тогда как же мы будем писать эту частицу с глаголами?
Дети: раздельно
Учитель: а, давайте узнаем, почему частица НЕ пишется с глаголами раздельно?
Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка – с ноготок величиной, и вышло из неё слово - крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил:
- Ты куда?
- Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу “не”! – отвечал глагол.
- За что же? – удивился волшебник.
- Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает все, что мы говорим. Она все отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отрицать. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. “Не смей, - говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!”
- Так вот почему “не” с глаголами раздельно пишется! – догадался волшебник.
- Ну конечно! Если только может любой глагол без этой “не” обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу. Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы “не” с глаголами: Глаголу очень нравится
Все делать очень живо…
Частица “не” – красавица,
Но как она ленива!
Глагол же, не любя безделья,
С частицей “не” пишется раздельно!
Учитель: что вы узнали из этой сказки?
Дети: частица НЕ с глаголом пишется раздельно
Учитель: как вы думаете, а для чего нужна частица НЕ в русском языке? Дети: отрицание: частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл.
5. Реализация проекта
Учитель: упр. 135 (с.78). Прочитайте стихотворение выразительно и выпишите глаголы с частицей НЕ. Подчеркните частицу НЕ.
Учитель: какие глаголы выписали?
Дети: не дергать, не драться, не говорить.
Учитель: вы написали слова слитно или раздельно?
Дети: раздельно, потому частица НЕ пишется с глаголом раздельно.
навидеть, взлюбить, здоровится, доумевать
Учитель: понаблюдайте за глаголами, которые выделены.
Учитель: что интересного увидели?
Учитель: как же быть? Чего нам не хватает для объяснения этих глаголов?
Дети: частицы НЕ.
Учитель: существуют ли в русском языке слова «доумевать», «навидеть», «здоровится»? Можно ли эти глаголы употребить без НЕ?
Дети: нет, таких глаголов нет в русском языке.
Учитель: как следует дополнить правило?
Дети: делают вывод:
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не
употребляются.
Учитель: это глаголы: ненавидеть, невзлюбить, недоумевать, нездоровится, и др.
(Их правописание нужно запомнить).
Учителя: в русском языке есть слова, которые без НЕ не употребляются. Это слова – исключения.
Учитель вывешивает карточки со словами на доску: ненавидеть, недоумевать, невзлюбить, нездоровится.
Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение.
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.
Невзлюбить - почувствовать неприязнь.
Нездоровится – болеть, хворать.
Учитель: это слова исключения.
Учитель: следующие упражнение 136 (с.78).
Учитель: прочитайте пословицы.
Учитель: какая пословица вам больше нравится?
Учитель: как вы понимаете эту пословицу?
Учитель: приготовьтесь к письму по памяти. Закройте учебник. Напишите эту пословицу в тетрадь. (Самопроверка. Сравните с образцом в учебнике).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель: в данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл.
Не стыдно знать, стыдно учиться. |
Без труда выловишь и рыбку из пруда |
За двумя зайцами погонишься - ни одного поймаешь |
Кто стыдится спрашивать, узнает многое |
Что знаешь, о том не говори |
Слово не воробей, вылетит - поймаешь |
Семеро одного ждут |
Проверка:
Не стыдно НЕ знать, стыдно НЕ учиться. |
Без труда НЕ выловишь и рыбку из пруда |
За двумя зайцами погонишься - ни одного НЕ поймаешь |
Кто НЕ стыдится спрашивать, узнает многое |
Что НЕ знаешь, о том не говори |
Слово не воробей, вылетит - НЕ поймаешь |
Семеро одного НЕ ждут |
Учитель: если нет, ошибок поставьте себе +, если есть одна ошибка или более -.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Учитель:
1. Глагол - это ...:
а) часть речи;
б) часть слова.
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?;
б) кто? что?;
в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет;
б) действие предмета;
в) признак предмета
4.Частица НЕ с глаголами пишется:
а) раздельно;
б) слитно.
5. Укажи, где правда, а где ложь.
1. Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл.
2. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
3. В русском языке встречаются глаголы, которые без НЕ не употребляются.
4. НЕ с глаголом пишется слитно, если этот глагол без НЕ не употребляется.
Проверка:
1. А
2. В
3. Б
4. А
5. правда: 1,2, 3,4.
Учитель: если нет, ошибок поставьте себе +, если есть одна ошибка или более -.
8. Включение в систему знаний и повторение
Учитель: какой вывод мы можем сделать по уроку:
1. НЕ – это частица.
2.Частица НЕ запрещает, отменяет или отрицает действие.
3. НЕ с глаголами пишется раздельно (не читал, не ходит, не смеётся…).
4. Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.
5. Исключение из правила составляют слова, которые без НЕ не употребляются (невзлюбил, ненавидеть, неволить…).
9. рефлексия учебной деятельности
Учитель: к нам в гости пришли три «обжорки».
Первого зовут – Все отлично! Все понятно!
Второго зовут – Все хорошо, НО Остались вопросы.
Третьего зовут – Не понятно. ТРЕБУЕТСЯ дополнительное объяснение.
Учитель: покормите, того «обжорку», которого считаете нужным.
ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ:
Работа по карточкам.
Задание: Вместо точек вставь перед глаголами НЕ. Подчеркни глаголы. Прочитай правила пользования книгой.
Береги книгу! …… бери её грязными руками и ….. клади на грязный стол. …. перегибай книгу и …. загибай её листы,…. рисуй и …. пиши на книге. Если ты взял книгу в библиотеке, то …. забудь вернуть её в срок.
Проверка:
Береги книгу! Не бери её грязными руками и не клади на грязный стол. Не перегибай книгу и не загибай её листы, не рисуй и не пиши на книге. Если ты взял книгу в библиотеке, то не забудь вернуть её в срок.