СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание частиц

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена для учащихся 7-ых классов, обучающихся удалённо

Просмотр содержимого документа
«Правописание частиц»

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ

Цели: создать условия для формирования и углубления представления учащихся о правописании частиц раздельно и через дефис; содействовать развитию правописных умений, разграничению омонимичных частиц и союзов; воспитание интереса к языку и литературе.

Ход урока

  1. Рубрика «Это интересно»

Количество частиц в русском языке очень невелико, но частота их употребления довольно заметна. В 100 самых частотных слов входит 11 частиц. Запомните их: не, же, вот, только, ну, ли, даже, ни, ведь, уже, ещё.

Функция частиц в языке – вносить дополнительные оттенки в значение слов или предложений. Они уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.

Представьте себе, что в произведениях Пушкина частица «вот» употребляется более 1000 раз. Вспомните хотя бы 2-3 стихотворные строки с этой частицей.

  1. Повторение

Индивидуальное задание (олимпиадное), может выполнить Панцевич, Копач, Котов, Бутрим.

- Закончить предложения, записать их, раскрывая скобки.

1) Что(же) мне сделать, что(бы)…

2) Что(бы) такое почитать, что(бы)…

3) Свободные вечера офицеры проводили за шахматами, командир то(же)…

4) То(же) самое можно было(бы) рассказать о лейтенанте, но…



Класс записывает предложения, вставляя пропущенные буквы. Над частицами надпишите буквы м (модальная) или ф (формообразующая).

Что ж з..молкли песни звонкие?

Х..рошо ли в л..су в..сной?

Возьми-ка и мне билет в кино.

Что бы т..кое случит(?)ся могло?

  1. Работа по теме урока

См. материал учебника на стр. 271, 272, 273, 274 (рубрика «Норма орфографическая»)

Частицы пишем РАЗДЕЛЬНО: Частицы пишем через дефис:

как будто -таки (сыграл-таки)

как раз - ка (сыграй-ка)

всё равно -то после сущ., мест. (ты-то помолчи-ка)



Ь пишем в слове ЛИШЬ ( в классе лишь осталась Надя); не пишем в слове УЖ ( уж не обижайся)

Частицы бы, ли, же ПИШИ всегда ОТДЕЛЬНО

  1. Закрепление

УПР. 482.2 выполняем письменно (это задание присылают Тумашик, Танцерова, Бутрим).



Обратить внимание! На доске записаны предложения:

Сон как будто и не снился вовсе. Выделенное слово является частицей.

Мы затаились, как будто растворились в воздухе. Выделенное слово – союз.



Октябрь уж наступил. Выделенное слово – наречие.

Позвольте уж мне присесть. Выделенное слово – частица.



Класс записывает предложение под диктовку

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана.



Обучающиеся удалённо выполняют упражнение 489 (присылают фото по Вайберу 7 А Яцкевич М., Кивач С., из 7 В Олехнович Илья).

  1. Обобщение

- Что вы узнали сегодня о правописании частиц?

VI. Задание на дом: параграф 62, упр. 486


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!