СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени»

Итоговое сочинение по литературе «Верность и измена»



Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.

Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей. Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.

В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.

Измена и верность - взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.





Итоговое сочинение по литературе «Смелость и трусость»

Как только ребёнок начинает понимать и оценивать своё место в коллективе, он овладевает понятиями смелость и трусость. И уже в раннем возрасте мы понимаем, что быть смелым – это хорошо, а трусливым – это плохо, что смелость – это способность к решительным действиям в сложной ситуации, а трусость – уход от этих действий, бегство. Всегда ли человек смелый прав в своих действиях, как отличить смелость подлинную от показной бравады?

В отечественной литературе есть достаточно примеров смелых поступков героев, и наоборот, поступков нелепой бравады, от которой нет никому пользы. В романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова в истории про княжну Мери одним из героев является молодой юнкер Грушницкий. В описании Печорина Грушницкий предстаёт, как человек, наглядно демонстрирующий смелость какую-то не нашу: «Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» С одной стороны, у Грушницкого Георгиевский крест, а с другой стороны, по мнению Печорина, он трус. Так ли это? Достаточно вспомнить сцену ссоры Грушницкого и Печорина, когда бывший юнкер оклеветал княжну, с целью отомстить, а Печорин, потребовал извинений. Он предпочёл солгать, нежели при всех признать, что он на самом деле оговорил девушку. Потому что боялся осуждения и кого? Гнусного водяного общества, готового оклеветать любого, лишь бы выглядеть в глазах других героем. Драгунского капитана, который являлся предводителем этого общества. Даже перед лицом смерти Грушницкий «кутается в пышные фразы», провозглашая несуразицу: «Нам на земле вдвоём нет места…» Пышно и броско, но зачем? Чтобы выглядеть! Истинная смелость заключалась бы в том, чтобы признать своё малодушие, страх показаться жалким перед пышным обществом, провозглашающим ложные ценности. Но Грушницкий на это не способен.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов считает себя смелым человеком. И это так. Да, в первом бою под Шенграбеном он испугался приближающихся французов и вместо того, чтобы открыть стрельбу, бросил пистолет и бросился бежать наутёк, как заяц. Толстой пишет об этом, без прикрас. Потому что это был первый бой. Храбрость формируется со временем, впоследствии Ростов станет настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. Когда он проиграл баснословную сумму Долохову, он сознался себе в том преступлении, которое совершил, поклялся никогда не садиться за карточный стол и восполнить весь проигрыш семье. А когда судьба свела его с княжной Болконской, он смог быстро навести порядок среди мятежных крепостных крестьян, поставив их на место.

Смелость – это качество, которое формируется со временем, человек делает выводы из неприглядных поступков, совершённых под действием обстоятельств и больше никогда не повторяет их. В этом и есть настоящая смелость.





Итоговое сочинение по литературе «Равнодушие и отзывчивость»

Человеческое равнодушие есть, на мой взгляд, самое опасное явление. Безучастное, пассивное отношение к окружающим, ко всему происходящему в мире – эти атрибуты равнодушия являются началом вселенского зла. Насколько равнодушны мы сегодня к бедам и проблемам многих людей?! Об этом трудно судить. Мы озабочены только своими проблемами. Но есть интересные факты, которые свидетельствуют о нашем участии, отзывчивости по отношению к другим людям. Например, сбор средств на лечение детям, нуждающимся в дорогостоящей помощи. Хотя нельзя считать эти факты всеобщим явлением, говорят, что к упавшему на улице человеку не подойдет девять человек из десяти. Такая проблема была и в прошлом и в позапрошлом веке. Об этом написаны книги.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников Родион Романович показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него. Встреча с Мармеладовым, участие в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, эпизод с утопленницей – все эти фрагменты романа доказывают нам глубокое сочувствие главного героя к судьбам окружающих его людей, пусть даже и посторонних. Но ведь именно через встречу с Мармеладовым Раскольников знакомится с Сонечкой – девушкой, ставшей его судьбой. Его сочувствие к бедам и страданиям обездоленных людей доказывает его глубокую и сильную натуру. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о всех бедах и проблемах своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Это ли не показатель неравнодушия к судьбам людей!

Совсем по-другому ведёт себя герой рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Да, он не любил девочку, являющуюся изгоем в классе, ему не нравились её волосы, одежда, её явная беднота, но в глубине души он понимал, что это не повод травить человека. Однако он не пытался противостоять своим одноклассникам, он не пробовал заступиться за девочку, которая была ненавистна всем. Тот поступок, который отделил судьбы учеников девятого класса и Светки-рыжухи, стал для героя отсчётом проявления равнодушия. Друг, который выбросил сумку Светки за борт отплывающего корабля, наверное, никогда не встретил больше в этой жизни рыжую. А вот герой-рассказчик встретил девочку, которую так подло предал, промолчав, не заступившись за неё. Её появление стало тем катализатором совести, который будет напоминать, что равнодушие – душевная подлость!

Жизнь сталкивает всех нас с ситуацией, когда надо сделать выбор, и хорошо, если этот выбор в пользу отзывчивости, способности прийти на помощь другому. Тогда мы имеем право на звание человека.





Итоговое сочинение по литературе «Цели и средства»

Поговорка гласит: «Цель оправдывает средства». Так ли это? Неужели для достижения поставленной цели человек может идти напролом, губить судьбы других людей? В репертуаре группы ДДТ есть песня о революции, ставшей переломным моментом в судьбе нашего государства:

Но, революция, ты научила нас
Верить в несправедливость добра.
Сколько миров мы сжигаем в час
Во имя твоего святого костра?

Действительно, сколько людей погибли в период коллективизации, в застенках сталинского ГУЛАГа! Всё оправдывалось великой целью: счастливым будущим! Коммунизмом! И где эта цель сейчас? Как оправдаться перед невинно убиенными страдальцами, ставшими «лагерной пылью»?!

В отечественной литературе много примеров подобного поведения. В романе В.Каверина «Два капитана» главный враг Сани Григорьева – Михаил Ромашов – всю жизнь стремится навредить своему однокласснику. Он пытается оклеветать Саню в глазах Кати Татариновой, прячет письма, отправленные ей, подслушивает, доносит, роется в вещах Сани, чтобы найти компромат. А когда во время войны, после обстрела эшелона, бросает бывшего друга на произвол судьбы, привозит Кате весть о смерти Сани, предполагая, что выжить в тех условиях было просто невозможно! Всё это он делает для того, чтобы завоевать сердце Кати, как когда-то поступил его кумир, Николай Антонович, обрекая на смерть своего брата Ивана Львовича, только для того, чтобы жениться на его жене. Но Ромашке не удаётся достичь своей цели: Саня Григорьев выжил, спасся и смог доказать преступления Ромашова. Так грязные средства, используемые Михаилом Ромашовым, не помогли достичь цели.

В поэме М.Ю.Лермонтова «Песня …. Про купца Калашникова» ведется повествование о конфликте, возникшем между опричником Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Опричник, желая добиться взаимности от Алёны Дмитриевны, жены купца, подкарауливает её и пытается соблазнить. Но молодая женщина вырывается из его рук и всё рассказывает мужу. Купец понимает, что на кон поставлена честь не только его жены, но и семьи, взывает Кирибеевича на поединок. Он сознательно идёт на смерть, потому что понимает, если он убьёт любимого опричника грозного царя, тот его не помилует, так он не сообщит истинной причины своего поступка, чтобы не позорить ни себя, ни жену. Цель – отомстить обидчику и защитить честь семьи – достигнута. Но ценою жизни отца семейства – Степана Парамоновича – человека чести.

Цель не всегда оправдывает средства. Если человек преследует корыстные цели, стремится обогатиться, завладеть тем, что ему не принадлежит – это не правильно. Так не должно быть. Я считаю, что все должно быть в гармонии, и если надо принести жертву для достижения цели, то это должна быть только твоя жертва, а не ближнего твоего человека.





Согласны ли вы с утверждением Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге». Направление «Смелость и трусость»

Не каждый человек наделён смелостью. Многие люди вообще не способны быть отважными или решительными даже в повседневной жизни. Трусость она проявляется в обиходе, буквально в каждом ответе на неудобный вопрос мамы, учителя. Своим мелочным страхом мы оправдываем любой обман. Кто-то называет это «ложью во спасение». Вполне может быть, что правда никому не нужна, и солгать удобнее для всех. Так продолжается до тех пор, пока ложь касается лишь одного тебя. Но если в обмане обвиняют твоего друга.

В романе В.А.Каверина «Два капитана» другом главного героя Сани Григорьева является Валька Жуков. На протяжении многих лет он молчит о действиях общего приятеля Мишки Ромашова. Ромашов, или Ромашка, является стукачом Николая Антоновича – главного врага Сани. В этой растянувшейся на много лет борьбе за истину двоюродный брат погибшего капитана Татаринова не гнушается никакими способами и методами. Он переманивает на свою сторону Ромашова, который готов на всё, ради протекции и покровительства директора школы. А Валька, ставший свидетелем постоянных обысков в вещах своего друга, не выдерживает и сознаётся Сане в том, кто является причиной его последних бед. Он просит прощения у Сани, потому что много лет молчал, так как Ромашка издевался над ним, рассматривая его спящим, что наводило страх на Валентина. Саня Григорьев говорит, что простит трусость другу, если тот публично расскажет о подлости Ромашова. Тот соглашается и выводит предателя на чистую воду.

В повести В.К. Железнякова «Чучело» в центре история Лены Бессольцевой – девочки, ставшей изгоем в новом классе. Смешная и нескладная Ленка терпела насмешки класса, но Димка Сомов заступился за неё и взял под свою опеку. До поры до времени всё было нормально и дети не донимали Ленку. Но однажды девочка взяла на себя вину друга, желая защитить его от безжалостных одноклассников. А тот не смог ответить ей тем же, испугавшись травли компании под предводительством Мироновой, Димка обещает Ленке признаться всем, что это он сказал классной руководительнице о срыве урока, но видя, на что способны Миронова и её друзья, трусит и ничего не говорит. Он видит, как сжигают платье Лены, как кричат ей «Бойкот», как гонят её по улицам, и молчит. Когда в итоге все узнают правду, они объявляют бойкот Димке, но Ленка говорит, что она против этого, так как знает не понаслышке, каково это быть изгоем.

Так для Вальки Жукова предательство становится школой мужества, в которой он выдерживает главное испытание, а для Димки Сомова – провалом его личной позиции труса. Если про твоего друга, да ещё который за тебя заступился, не имея бицепсов и особой защиты, говорят неправду, а ты молчишь, – то ты самый беспросветный предатель. Грош тебе цена. А значит, прав Д. Дидро, утверждая, что следует считать трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о твоём друге.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!