СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правоотношения и субъекты права

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта,  содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.
  • дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Просмотр содержимого документа
«Правоотношения и субъекты права»

Урок по обществознанию в 9 классе на тему

« Правоотношения и субъекты права »


Цель урока:

  • познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта,  содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.

  • дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности


Задачи:


Образовательные: дать понятие о том, что правоотношения имеют общие признаки с другими видами отношений, регулируются нормами права, субъекты правоотношений должны обладать  правоспособностью и дееспособностью

Развивающие:  развивать умение работать  в парах, логически мыслить, давать самооценку  своей деятельности на уроке.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, формировать коммуникативные, ценностно-этические компетентности.


Основные понятия: правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.


Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.


Изучение новой темы:        

  1. Что такое правоотношения?


Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Выявить характерные признаки правоотношений нам поможет это же определение.

Между кем и на основе чего возникают правовые отношения?        Общественные отношения, возникают на основе норм права

Что необходимо, чтобы возникли эти отношения?        Волевое отношение, т.к. для его возникновения необходима воля его участников (или как минимум одной стороны)

Посредством чего осуществляется связь между лицами?        Связь между лицами осуществляется посредством субъективных прав и обязанностей

Кем охраняются?        Охраняются государством с помощью государственного принуждения

       

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

 

  • Регулируется нормами права

  • Охраняются государством.

  • Предполагают наличие прав и обязанностей.

 

Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»


Элементы правоотношений



Название

Субъекты

Объект

Содержание

Сущность

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений


Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

  • Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.

  •    Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

Таблица «Элементы правоотношений»


Субъекты

Объект

Права

Обязанности





 

Обсуждение результатов работы в группах.

  • В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой?

  • Какой вывод мы можем сделать?

  • Кто может выступать в качестве участников правоотношений?

  • Как называются участники правоотношений?


Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов,

2. фонд помощи бездомным животным,

3. иностранный турист,

4. лицо без гражданства,

5.общеобразовательная школа,

6. адвокат,

7. контора по продаже недвижимости.


Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»


Физические лица

Юридические лица

1,3,4, 6

2,5,7


В чем отличие физических лиц от юридических лиц?

Для того чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.

В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?

Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите  особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.


Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»


Правоспособность

Дееспособность

Способность лица иметь права и нести обязанности

Способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности.


Приведите примеры дееспособности и правоспособности.

Физические лица

Юридические лица

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно.

Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации.


Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно


Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.


Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

 что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!