СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Право в системе социальных норм. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс, базовый уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Право в системе социальных норм" предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Л.Н. Боголюбова) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 10 класс, базовый уровень" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Право в системе социальных норм. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс, базовый уровень»

Обществознание, 10 класс Урок № 57-58 ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Д.З.: § 25, ?? (с.283), задания (с.283-284)  © А.И. Колмаков

Обществознание, 10 класс

Урок № 57-58

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Д.З.: § 25, ?? (с.283), задания (с.283-284)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА способствовать формированию представлений учащихся о месте права в системе социальных норм, отличии норм права от других социальных норм, в том числе от норм морали; сформировать у учащихся понимание значимости соблюдения норм права; продолжить правовое воспитание, правосознание на основе присвоения правовых знаний

ЦЕЛИ УРОКА

  • способствовать формированию представлений учащихся о месте права в системе социальных норм, отличии норм права от других социальных норм, в том числе от норм морали;
  • сформировать у учащихся понимание значимости соблюдения норм права;
  • продолжить правовое воспитание, правосознание на основе присвоения правовых знаний

Что надо знать и уметь Знать: - чем отличаются подходы к определению права; - роль системы права в регулировании общественных отношений; - общее в морали и праве; - что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Уметь: - объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия;  разъяснять сущность права, а также различные его значения;  правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах.

Что надо знать и уметь

Знать:

- чем отличаются подходы к определению права;

- роль системы права в регулировании общественных отношений;

- общее в морали и праве;

- что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие.

Уметь:

- объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия;

  • разъяснять сущность права, а также различные его значения;
  • правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах.
Понятия, термины  право;  система права;  отрасли права;  норма права;  естественное право;  позитивное право;  публичное право;  частное право;  институт права.

Понятия, термины

  • право;
  • система права;
  • отрасли права;
  • норма права;
  • естественное право;
  • позитивное право;
  • публичное право;
  • частное право;
  • институт права.

Изучение нового материала Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. 

Изучение нового материала

  • Право в системе социальных норм.
  • Система права: основные отрасли, институты, отношения.
  • Публичное и частное право. 
Актуализация проблемы  Почему люди не могут обойтись без права?  Так было всегда? Что заставило человечество выстраивать правовые отношения?  Откуда право берёт силу?  Почему право называют минимумом морали?  Как устроено право?

Актуализация проблемы

  • Почему люди не могут обойтись без права?
  • Так было всегда? Что заставило человечество выстраивать правовые отношения?
  • Откуда право берёт силу?
  • Почему право называют минимумом морали?
  • Как устроено право?
Общество  Разнообразные отношения :  экономические;  политические;  семейные;  трудовые;  национальные;  религиозные и др.

Общество

Разнообразные отношения :

  • экономические;
  • политические;
  • семейные;
  • трудовые;
  • национальные;
  • религиозные и др.
Регулирование общественных отношений Нормы права Обычаи (традиции) Религиозные нормы Нормы морали Политические нормы Эстетические нормы Этические нормы  Социальные нормы  - общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей .

Регулирование общественных отношений

  • Нормы права
  • Обычаи (традиции)
  • Религиозные нормы
  • Нормы морали
  • Политические нормы
  • Эстетические нормы
  • Этические нормы

Социальные нормы - общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей .

Понятие права  Система общеобязательных, формально определённых (легитимно принятых, зафиксированных письменно) правил поведения, устанавливаемых и охраняемых государством.  Норма права - конкретное правило, первичная клеточка права, его исходный элемент.

Понятие права

  • Система общеобязательных, формально определённых (легитимно принятых, зафиксированных письменно) правил поведения, устанавливаемых и охраняемых государством.
  • Норма права - конкретное правило, первичная клеточка права, его исходный элемент.
Признаки права Общеобязательный характер (для всех граждан и государства)  Формальная определенность (выражено в конкретной форме: закон, нормативные акты, судебное решение и т. д.)  Устанавливается и охраняется только государством  В случае нарушения применяется государственное принуждение

Признаки права

  • Общеобязательный характер (для всех граждан и государства)
  • Формальная определенность (выражено в конкретной форме: закон, нормативные акты, судебное решение и т. д.)
  • Устанавливается и охраняется только государством
  • В случае нарушения применяется государственное принуждение
Функции права Воспитательная - воздействие на поведение субъектов общественных отношений ( запреты и наказание ). Социальный контроль  определяет меру возможного и должного поведения субъектов. Регулятивная  устанавливает в обществе правила поведения и регулирует общественные отношения. Охранительная защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия.

Функции права

  • Воспитательная - воздействие на поведение субъектов общественных отношений ( запреты и наказание ).
  • Социальный контроль определяет меру возможного и должного поведения субъектов.
  • Регулятивная устанавливает в обществе правила поведения и регулирует общественные отношения.
  • Охранительная защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия.

Система права – совокупность норм права государства Установленное государством общеобязательное правило поведения Обособившаяся внутри отрасли права группа взаимосвязанных юридических норм (институт приёма на работу, институт дисциплины…) Норма права Трудовое, семейное, уголовное и др. Институт права Отрасль права

Система права – совокупность норм права государства

Установленное государством общеобязательное правило поведения

Обособившаяся внутри отрасли права группа взаимосвязанных юридических норм

(институт приёма на работу, институт дисциплины…)

Норма права

Трудовое, семейное, уголовное и др.

Институт права

Отрасль права

Структура нормы права Указывает на жизненные обстоятельства (время, место) вступления нормы в действие Само правило поведения, права и обязанности субъектов ДИСПОЗИЦИЯ ГИПОТЕЗА Определяет последствия в случае нарушения правила САНКЦИЯ Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет ( гипотеза ), может быть объявлен полностью дееспособным ( диспозиция ), если он работает по трудовому договору ( продолжение гипотезы )

Структура нормы права

Указывает на жизненные обстоятельства (время, место) вступления нормы в действие

Само правило поведения, права и обязанности субъектов

ДИСПОЗИЦИЯ

ГИПОТЕЗА

Определяет последствия в случае нарушения правила

САНКЦИЯ

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет ( гипотеза ), может быть объявлен полностью дееспособным ( диспозиция ), если он работает по трудовому договору ( продолжение гипотезы )

Отличие права и морали Общие черты : 1. Являются социальными нормами. 2. Правовые нормы могут содержать нормы морали. 3. Принцип справедливости. Отличительные черты : Право  Нормы права всегда закреплены в законах.  Исполнение обязательно, обеспечивается силой государства. Обязательны санкции за нарушение. Мораль  Нормы закреплены в общественном мнении.  Осуждаются общественным мнением.  Формально не определены.  Сфера норм морали шире.

Отличие права и морали

Общие черты :

1. Являются социальными нормами.

2. Правовые нормы могут содержать нормы морали.

3. Принцип справедливости.

Отличительные черты :

Право

  • Нормы права всегда закреплены в законах.
  • Исполнение обязательно, обеспечивается силой государства.
  • Обязательны санкции за нарушение.

Мораль

  • Нормы закреплены в общественном мнении.
  • Осуждаются общественным мнением.
  • Формально не определены.
  • Сфера норм морали шире.

ПРАВО Естественное право - право, существующее независимо от законодателя. Позитивное право – нормы, установленные государством Набор прав и свобод, которыми человек обладает от рождения: жизнь, собственность, неприкосновенность, свобода, передвижение и др.  Гуманизм Свобода Справедливость

ПРАВО

Естественное право - право, существующее независимо от законодателя.

Позитивное право – нормы, установленные государством

Набор прав и свобод, которыми человек обладает от рождения: жизнь, собственность, неприкосновенность, свобода, передвижение и др.

Гуманизм

Свобода

Справедливость

Сравнение публичного и частного права Линия сравнения Публичное право Интересы, которые обеспечивает Частное право Общественные, государственные Предмет правового регулирования Личные Неимущественные отношения Состав участников Имущественные и неимущественные отношения Государственные органы власти; частные лица и государство Отрасли права Частные лица (физические и юридические) Конституционное, административное, уголовное, финансовое, процессуальные отрасли Гражданское, семейное, трудовое, предпринимательское и др.

Сравнение публичного и частного права

Линия сравнения

Публичное право

Интересы, которые обеспечивает

Частное право

Общественные, государственные

Предмет правового регулирования

Личные

Неимущественные отношения

Состав участников

Имущественные и неимущественные отношения

Государственные органы власти; частные лица и государство

Отрасли права

Частные лица (физические и юридические)

Конституционное, административное, уголовное, финансовое, процессуальные отрасли

Гражданское, семейное, трудовое, предпринимательское и др.

Источники права Источник (форма) права — это официальные формы закрепления правовых норм, исходящие от государства Правовой обычай Международно-правовые акты Священные книги Правовая доктрина Нормативно-правовой акт Нормативно-правовой договор Судебный (юридический) прецедент

Источники права

Источник (форма) права — это официальные формы закрепления правовых норм, исходящие от государства

Правовой обычай

Международно-правовые акты

Священные книги

Правовая доктрина

Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой договор

Судебный (юридический) прецедент

Нормативно-правовые акты Нормы права государство закрепляет в официальном письменном документе, такие документы называют НОРМАТИВНЫМИ= ПРАВОВЫМИ АКТАМИ - документ, который создается государственными органами и содержит обязательные юридические нормы

Нормативно-правовые акты

Нормы права государство закрепляет в официальном письменном документе, такие документы называют НОРМАТИВНЫМИ= ПРАВОВЫМИ АКТАМИ - документ, который создается государственными органами и содержит обязательные юридические нормы

Иерархия нормативно-правовых актов по юридической силе

Иерархия нормативно-правовых актов по юридической силе

Практические выводы:

Практические выводы:

Контрольные вопросы:

Контрольные вопросы:

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!