СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Право на труд. Трудовые правоотношения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с элементами лабораторной работы в 9 классе 

Просмотр содержимого документа
««Право на труд. Трудовые правоотношения»»

Иванова Галина Георгиевна

Учитель истории МОУ «Красночикойская СОШ №2»

Предмет: обществознание

УМК Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова

Класс: 9

Тема урока: «Право на труд. Трудовые правоотношения»

Цель урока: сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека, об основных нормах правового регулирования трудовых отношений, в том числе в отношении несовершеннолетних граждан; создать условия для овладения учащимися необходимых для жизни правовых знаний в области трудового законодательства.

Задачи:

  • Характеризовать особенности трудовых правоотношений.

  • Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями.

  • Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • сформировать представления учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве;

  • усвоение новых понятий и терминов;

  • формирование основ правовой культуры.

2. Метапредметные:

  • совершенствование умения работать с правовым документом;

  • развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций;

  • развитие умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • совершенствование способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

3. Личностные:

  • подготовка учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия;

  • социализация личности, создание понятия о труде, как моральной обязанности личности;

  • воспитание гражданственности, уважения к социальным и правовым нормам.

Основные понятия и термины: труд, трудовые правоотношения, трудовой договор, работодатель, работник,

Оборудование: раздаточный материал, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ (извлечение), мультимедийная установка

План урока:

  1. Право на труд.

  2. Трудовые отношения.

  3. Трудоустройство – важнейшие условия

  4. Правовой статус несовершеннолетних.



п./п.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Мотивирование на учебную деятельность.

1 мин.


- Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

- Присаживайтесь!


Приветствуют учителя, присаживаются.

Быстрое включение в деловой ритм

2.

Целеполагание, постановка проблемы

2 мин.


Слайд 1.

- Посмотрите все на слайд. Перед вами задача, прочитайте ее внимательно.

Задача:

Ученик 10 класса Валерий Немченко решил подработать в период летних каникул и устроился почтальоном. Поскольку рабочий день почтальона начинался в 6 часов утра, он попросил начальника почты учесть, что он несовершеннолетний, и разрешить приходить на работу к 9 часам. Начальник почты ему отказал, мотивируя тем, что к 8 часам утра все граждане, проживающие в зоне обслуживания почтового отделения, уже должны получить почту. Правомерны ли действия начальника почты?

- Ребята возникли ли у вас затруднения?

- Почему?

- Достаточно ли у вас знаний по этому вопросу?


- Какую тему мы будем изучать?

- Тема нашего урока «Право на труд. Трудовые правоотношения»

Слайд 2.

- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.



Читают задачу.


Учащиеся в рамках общей эрудиции пытаются решить задачу. В большинстве случаев решить они ее не могут и формулируют факт затруднения.








Школьники признают недостаточность знаний для решения данной задачи.


Проблема: недостаточно знаний для решения задачи


Формулируют тему урока

смыслообразование (Л)

целеполагание (П)


3

Поиск путей решения проблемы.

1 мин.

- Что нам необходимо сделать, чтобы решить эту проблему?

Какие будут предположения решения проблемы.

План:

1. Право на труд.

2. Трудовые отношения.

3. Трудоустройство – важнейшие условия.

4. Правовой статус несовершеннолетних.

Ставят цель.


Предлагают пути решения.

Например:

1. основные понятия и термины.

2. Выяснить основные права несовершеннолетнего.

….

планирование учебного со-трудничества с учителем и сверстниками (К)

4.

Актуализация знаний.

10 мин.

По подсчётам учёных, треть жизни люди проводят на работе. Поэтому естественно, что отношения, возникающие в процессе труда, имеют трудовое регулирование и приобрели характер правоотношений. На все эти вопросы отвечает трудовое право.

Слайд 3

-Ребята, начнем нашу работу с выполнения задания:

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

 

Правоотношения; факторы производства; деньги; отрасль права; нравственность.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

- Используя определения, составьте определение понятия «трудовое право»









Выполняют задание (формулируют определения)






Предполагаемый ответ:


Правоотношение

Отрасль права







Предполагаемый ответ:

Трудовое право – совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих порядок устройства на работу, увольнения, права и обязанности работника и работодателя.


извлечение необходимой ин-формации из текстов (П); под-ведение под понятие (П); фик-сирование индивидуального затруднения (Р); волевая само-регуляция (Р); выражение своих мыслей с достаточной полно-той и точностью (К); учет раз-ных мнений (К);

5.

Решение проблемы.

20 мин.

1. О роли труда в развитии человека и общества вы уже многое знаете. И то, что люди трудились всегда тоже. Время идет вперед и современная трудовая деятельность человека немыслима без вмешательства законов.

Ребята, откройте учебники стр. 162. Используя пункт 1. «Право на труд», определите основные законы, которые регулируют отношения в сфере труда.

Слайд 4.


Объяснение учителя.Особенности трудового права

1.Порядок из возникновения, изменения и прекращения устанавливается двусторонним юридическим актом – трудовым договором

2.Равенство сторон при заключении трудового договора

3.Подчинение работника распорядку дня, трудовой дисциплине

4.Определенный состав участников (работник и работодатель)

Слайд 6

- Ребята, познакомьтесь с выдержками из Трудового кодекса РФ и ответьте на вопросы:

1)с какого возраста можно заключить трудовой договор?

2)добровольное соглашение между работником и работодателем, определяющее взаимные права и обязанности?





- Сейчас по группам вы поработаете с выдержками из ТК РФ и учебником. Так как материал объемный прошу обращать внимание на те статьи, которые непосредственно связаны с нашей ситуацией. А именно на особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

(Работа по группам (6) –изучают статьи ТК об особенностях трудоустройства несовершеннолетних)

- Время вышло, посмотрим, что у вас получилось.


Работают с учебником, находят:

1. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»

2. Конституция РФ

3. Трудовой Кодекс РФ (ст. 37)

4. ФЗ «О занятости населения в РФ» и др. нормативные акты.














самостоятельно изучают текст учебника и отвечают на вопросы:

1)с 16 лет, в отдельных случаях с 15 лет; с письменного согласия родителей с 14 лет

2)трудовой договор








Работают по группам, выполняют задания




Демонстрация результатов работы в группах

смыслообразование (Л);анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); волевая саморегуляция (Р);

поиск и выделение необходи-мой информации из текстов (П);установление причинно-следственных связей (П);

самостоятельное создание спо-собов решения проблем поис-кового характера (П);осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К); формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

7.

Этап первичного за-крепления


3 мин

- Предлагаю вам вернуться к задаче.

Как вы сейчас можете ответить на вопрос: правомерны ли действия начальника почты?



Предполагаемый ответ:

Действия почтальона вполне законны. Несовершеннолетние по закону не должны трудиться в ночное время (с 12 ночи до 6 часов утра)





формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

использование критериев для следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

8.

Этап включения в систему знаний и повторения


5

- Для закрепления предлагаю решить еще несколько задач.

Слайд 7

1. В отдел кадров кондитерской фабрики обратился 13-летний Андрей. Он подал заявление с просьбой принять его работу в свободное от учебы время. Родители Андрея согласны, чтобы их сын работал.

Будет ли Андрей принят на работу?

(Нет, так как заключать трудовой договор с лицами, не достигшими 14 лет, возможно только в организациях кинематоргафии, цирка, театра и т. д. для участия в создании или исполнении произведений и только с согласия родителей и орга­на опеки и попечительства.)

Слайд 8

2. Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался.

Законно ли Алексеев отказался выполнить распоряжение заведующей? Ответ подтвердите статьями из Трудового кодекса РК.

(Нет, распоряжение является незаконным (ст. Статья 183. Особенности режима труда и отдыха для работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста) Запрещается привлекать работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, к работе в ночное время, сверхурочной работе, работе при суммированном учете рабочего времени, направлять их в командировку и на работу, выполняемую вахтовым методом, а также отзывать их из оплачиваемого ежегодного трудового отпуска.)

Слайд 9

3. В сентябре 17-летняя Ирина была принята на работу. В октябре администрация предприятия уведомила ее о том, что трудовой договор с ней расторгается, так как она не вы­держала испытания.

Может ли быть установлено условие об испытании в тру­довом договоре с Ириной? Можно ли с ней расторгнуть тру­довой договор по этому основанию?

(Ирина не достигла 18-летнего возраста. Закон зап­рещает устанавливать испытательный срок в отношении лиц, не достигших 18 лет. Поэтому такое условие в трудовом догово­ре с Ириной предусмотрено быть не может, а следовательно Ирину нельзя уволить.)


Решают задачи в парах.

Отвечаю ссылаясь на статьи ТК РФ

Делают выводы по теме урока.


извлечение необходимой информации из текстов (П);

подведение под понятие (П);

выполнение действий по алгоритму (П); формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

использование критериев для следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

9.

Домашнее задание

1 мин.

Слайд 10

1. П. 20, решить задачи (Ситуация 1, ситуация 2 стр. 169)


Записывают домашнее задание


10.

Рефлексия

1-2 мин.

Что нового о трудовых отношениях вы узнали?

Будет ли полезна эта информация в жизни?

Философ Вальтер сказал: «Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды». Не за горами то время, когда вы получите профессиональное образование и вступите в трудовые правоотношения, поэтому я желаю вам быть целеустремленными, трудолюбивыми и тогда вы избежите этих трех зол. Удачи всем!


Ответы детей








рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов дея-тельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

11

Выставление оценок

Аргументировать выставление оценок






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!