п./п. | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Мотивирование на учебную деятельность. 1 мин. | - Добрый день, уважаемые гости и ребята! Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. - Присаживайтесь! | Приветствуют учителя, присаживаются. | Быстрое включение в деловой ритм |
2. | Целеполагание, постановка проблемы 2 мин. | Слайд 1. - Посмотрите все на слайд. Перед вами задача, прочитайте ее внимательно. Задача: Ученик 10 класса Валерий Немченко решил подработать в период летних каникул и устроился почтальоном. Поскольку рабочий день почтальона начинался в 6 часов утра, он попросил начальника почты учесть, что он несовершеннолетний, и разрешить приходить на работу к 9 часам. Начальник почты ему отказал, мотивируя тем, что к 8 часам утра все граждане, проживающие в зоне обслуживания почтового отделения, уже должны получить почту. Правомерны ли действия начальника почты? - Ребята возникли ли у вас затруднения? - Почему? - Достаточно ли у вас знаний по этому вопросу? - Какую тему мы будем изучать? - Тема нашего урока «Право на труд. Трудовые правоотношения» Слайд 2. - Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока. | Читают задачу. Учащиеся в рамках общей эрудиции пытаются решить задачу. В большинстве случаев решить они ее не могут и формулируют факт затруднения. Школьники признают недостаточность знаний для решения данной задачи. Проблема: недостаточно знаний для решения задачи Формулируют тему урока | смыслообразование (Л) целеполагание (П) |
3 | Поиск путей решения проблемы. 1 мин. | - Что нам необходимо сделать, чтобы решить эту проблему? Какие будут предположения решения проблемы. План: 1. Право на труд. 2. Трудовые отношения. 3. Трудоустройство – важнейшие условия. 4. Правовой статус несовершеннолетних. | Ставят цель. Предлагают пути решения. Например: 1. основные понятия и термины. 2. Выяснить основные права несовершеннолетнего. …. | планирование учебного со-трудничества с учителем и сверстниками (К) |
4. | Актуализация знаний. 10 мин. | По подсчётам учёных, треть жизни люди проводят на работе. Поэтому естественно, что отношения, возникающие в процессе труда, имеют трудовое регулирование и приобрели характер правоотношений. На все эти вопросы отвечает трудовое право. Слайд 3 -Ребята, начнем нашу работу с выполнения задания: Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества? Правоотношения; факторы производства; деньги; отрасль права; нравственность. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. - Используя определения, составьте определение понятия «трудовое право» | Выполняют задание (формулируют определения) Предполагаемый ответ: Правоотношение Отрасль права Предполагаемый ответ: Трудовое право – совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих порядок устройства на работу, увольнения, права и обязанности работника и работодателя. | извлечение необходимой ин-формации из текстов (П); под-ведение под понятие (П); фик-сирование индивидуального затруднения (Р); волевая само-регуляция (Р); выражение своих мыслей с достаточной полно-той и точностью (К); учет раз-ных мнений (К); |
5. | Решение проблемы. 20 мин. | 1. О роли труда в развитии человека и общества вы уже многое знаете. И то, что люди трудились всегда тоже. Время идет вперед и современная трудовая деятельность человека немыслима без вмешательства законов. Ребята, откройте учебники стр. 162. Используя пункт 1. «Право на труд», определите основные законы, которые регулируют отношения в сфере труда. Слайд 4. Объяснение учителя.Особенности трудового права 1.Порядок из возникновения, изменения и прекращения устанавливается двусторонним юридическим актом – трудовым договором 2.Равенство сторон при заключении трудового договора 3.Подчинение работника распорядку дня, трудовой дисциплине 4.Определенный состав участников (работник и работодатель) Слайд 6 - Ребята, познакомьтесь с выдержками из Трудового кодекса РФ и ответьте на вопросы: 1)с какого возраста можно заключить трудовой договор? 2)добровольное соглашение между работником и работодателем, определяющее взаимные права и обязанности? - Сейчас по группам вы поработаете с выдержками из ТК РФ и учебником. Так как материал объемный прошу обращать внимание на те статьи, которые непосредственно связаны с нашей ситуацией. А именно на особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. (Работа по группам (6) –изучают статьи ТК об особенностях трудоустройства несовершеннолетних) - Время вышло, посмотрим, что у вас получилось. | Работают с учебником, находят: 1. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» 2. Конституция РФ 3. Трудовой Кодекс РФ (ст. 37) 4. ФЗ «О занятости населения в РФ» и др. нормативные акты. самостоятельно изучают текст учебника и отвечают на вопросы: 1)с 16 лет, в отдельных случаях с 15 лет; с письменного согласия родителей с 14 лет 2)трудовой договор Работают по группам, выполняют задания Демонстрация результатов работы в группах | смыслообразование (Л);анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); волевая саморегуляция (Р); поиск и выделение необходи-мой информации из текстов (П);установление причинно-следственных связей (П); самостоятельное создание спо-собов решения проблем поис-кового характера (П);осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К); формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). |
7. | Этап первичного за-крепления 3 мин | - Предлагаю вам вернуться к задаче. Как вы сейчас можете ответить на вопрос: правомерны ли действия начальника почты? | Предполагаемый ответ: Действия почтальона вполне законны. Несовершеннолетние по закону не должны трудиться в ночное время (с 12 ночи до 6 часов утра) | формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); использование критериев для следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
8. | Этап включения в систему знаний и повторения 5 | - Для закрепления предлагаю решить еще несколько задач. Слайд 7 1. В отдел кадров кондитерской фабрики обратился 13-летний Андрей. Он подал заявление с просьбой принять его работу в свободное от учебы время. Родители Андрея согласны, чтобы их сын работал. Будет ли Андрей принят на работу? (Нет, так как заключать трудовой договор с лицами, не достигшими 14 лет, возможно только в организациях кинематоргафии, цирка, театра и т. д. для участия в создании или исполнении произведений и только с согласия родителей и органа опеки и попечительства.) Слайд 8 2. Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался. Законно ли Алексеев отказался выполнить распоряжение заведующей? Ответ подтвердите статьями из Трудового кодекса РК. (Нет, распоряжение является незаконным (ст. Статья 183. Особенности режима труда и отдыха для работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста) Запрещается привлекать работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, к работе в ночное время, сверхурочной работе, работе при суммированном учете рабочего времени, направлять их в командировку и на работу, выполняемую вахтовым методом, а также отзывать их из оплачиваемого ежегодного трудового отпуска.) Слайд 9 3. В сентябре 17-летняя Ирина была принята на работу. В октябре администрация предприятия уведомила ее о том, что трудовой договор с ней расторгается, так как она не выдержала испытания. Может ли быть установлено условие об испытании в трудовом договоре с Ириной? Можно ли с ней расторгнуть трудовой договор по этому основанию? (Ирина не достигла 18-летнего возраста. Закон запрещает устанавливать испытательный срок в отношении лиц, не достигших 18 лет. Поэтому такое условие в трудовом договоре с Ириной предусмотрено быть не может, а следовательно Ирину нельзя уволить.) | Решают задачи в парах. Отвечаю ссылаясь на статьи ТК РФ Делают выводы по теме урока. | извлечение необходимой информации из текстов (П); подведение под понятие (П); выполнение действий по алгоритму (П); формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); использование критериев для следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
9. | Домашнее задание 1 мин. | Слайд 10 1. П. 20, решить задачи (Ситуация 1, ситуация 2 стр. 169) | Записывают домашнее задание | |
10. | Рефлексия 1-2 мин. | Что нового о трудовых отношениях вы узнали? Будет ли полезна эта информация в жизни? Философ Вальтер сказал: «Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды». Не за горами то время, когда вы получите профессиональное образование и вступите в трудовые правоотношения, поэтому я желаю вам быть целеустремленными, трудолюбивыми и тогда вы избежите этих трех зол. Удачи всем! | Ответы детей | рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов дея-тельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); |
11 | Выставление оценок | Аргументировать выставление оценок | | |