План учебного занятия № 46
Тема: Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
Вид учебного занятия: урок изучения нового материала
Цель занятия: познакомиться со способами защиты права на благоприятную окружающую среду.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить обучающихся с различными способами защиты экологических прав.
Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах.
Воспитывающая: формирование бережного отношения к природе. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры эколого-правовой ответственности.
Методы: проблемного обучения, работа с текстом, работа с нормативно-правовым актом, работа с видеофрагментом.
Межпредметные связи:
География (глобальные проблемы человечества).
Обеспечение занятия:
Фильм «Глобальные проблемы человечества», учебник «Обществознание» под редакцией Боголюбова, раздаточный материал.
Требования к знаниям обучающихся:
Обучающиеся должны знать: обязанности гражданина РФ.
Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема).
Содержательный аспект занятия:
Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.
Мотивация:
Сегодняшнее занятие я хотела бы начать словами Н.Ф. Реймера (советский эколог): Не природе нужна наша защита, это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить.
Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою точку зрения.
Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и Земли резко изменила свой характер, что разрушение окружающей среды может иметь глобальные последствия, а единственный выход из создавшегося положения – это не воздействие на окружающую среду, а взаимодействие с ней.
Сегодня всё чаще мы слышим такие слова как международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, международное экологическое право. Что же стоит за этими словами, каким смыслом наполнены эти выражения, почему и зачем возникла потребность развития отдельной отрасли – экологического права?
Целеполагание: познакомиться со способами защиты права на благоприятную окружающую среду.
Актуализация: (устный опрос)
Изучение нового материала:
План изучения нового материала:
1. Общая характеристика экологического права.
2. Право человека на благоприятную окружающую среду.
3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
1. Общая характеристика экологического права. |
Все задания прописаны в рабочем листе обучающегося (приложение 1). Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 239-241). 10 минут Сформулируйте специфику экологических отношений. Определите составные части окружающей среды. Составьте иерархичную структуру источников экологического права.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут. | Экологическое право – совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды (экологические отношения). Специфика экологических отношений – отношения по использованию и охране окружающей среды. Экологические отношения включают: *отношения по использованию окружающей среды – регулирует отношения по рациональному использованию природных ресурсов; *отношения по охране окружающей среды – регулирование этой группы отношений для предотвращения деградации природы. Структурные компоненты НЕЛЬЗЯ рассматривать отдельно друг от друга (только вместе). Составные части окружающей среды: природные объекты (море, воздух), природно-антропогенные объекты (сад, пруд), антропогенные объекты (дороги, город). Структура источников экологического права: Конституция РФ=ФЗ «Об охране окружающей среды» = ст. 3 Право на благоприятную окружающую среду |
2. Право человека на благоприятную окружающую среду |
Задание для обучающихся (Работа с текстом Конституции РФ). 10 минут Используя текст Конституции РФ, перечислить экологические права и обязанности (оформить в виде таблицы с указанием главы, статьи, содержания). Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 243-244). 5 минут
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 10 минут. | Приложение 2 Конституция РФ в ст. 42 закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 11) гражданам также было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Аналогичное требование об обеспечении граждан информацией установлено Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха". В соответствии со ст. 29 этого Закона граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него. |
3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. |
Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 241-242). 10 минут Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 246-247). 5 минут
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут. Задание для обучающихся (Работа с текстом документа стр. 248-249). 10 минут ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут. Просмотр видеофрагмента 3 минуты. | Способы защиты экологических прав: 1) создание общественных объединений; 2) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями; 3) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды; 4) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде. Законодательство предусматривает 4 вида ответственности за совершённые экологические правонарушения: административную (вся 8 глава КоАП РФ посвящена этому); дисциплинарную (трудовой кодекс); имущественную (гражданский кодекс); уголовную (в уголовном кодексе глава 26). |
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»
Домашнее задание: составить таблицу по видеофрагменту (наименование колонок: проблема, вид ответственности, санкция). Внеаудиторная работа: «Экологические правонарушения» (1) – презентация.
Преподаватель И.В. Атаманчук
Приложение 1
Рабочий лист
Тема: Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
План занятия:
1. Общая характеристика экологического права.
2. Право человека на благоприятную окружающую среду.
3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Задание № 1 Общая характеристика экологического права.
(Работа с текстом стр. 239-241). 10 минут
Сформулируйте специфику экологических отношений.
Определите составные части окружающей среды.
Составьте иерархичную структуру источников экологического права.
Задание № 2 Право человека на благоприятную окружающую среду.
Используя текст Конституции РФ, перечислить экологические права и обязанности (оформить в виде таблицы с указанием главы, статьи, содержания). (Работа с текстом Конституции РФ). 10 минут
№№ Главы и статьи | Экологические права граждан РФ | №№ Главы и статьи | Экологические обязанности граждан РФ |
| | | |
| |
| |
Задание № 3 Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Дайте характеристику способов защиты экологических прав, используя стр.244-245. 10 минут
Сформулируйте виды ответственности за нарушение экологического права стр. 246-247. 5 минут
Ответьте на вопросы к документу стр. 248-249 (устно).
Подведение итогов.
Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»
Домашнее задание: составить таблицу по видеофрагменту (наименование колонок: проблема, вид ответственности, санкция). Внеаудиторная работа: «Экологические правонарушения» (1) – презентация.
Приложение 2
№№ Главы и статьи | Экологические права граждан РФ | №№ Главы и статьи | Экологические обязанности граждан РФ |
Гл. 2 ст. 42. | Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, | Гл. 2 ст. 58. | Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, |
достоверную информацию о ее состоянии | бережно относиться к природным богатствам. |
и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. | |