СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правление Владимира I

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит в себе информацию о политике князя Владимира Первого

Просмотр содержимого документа
«Правление Владимира I»

ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА I / ВЛАДИМИРА КРАСНОЕ СОЛНЫШКО / ВЛАДИМИРА СВЯТОГО 980-1015

Приход к власти

972-980 – усобица между сыновьями Святослава.

Русью правили три сына Святослава:

- В Киеве ЯРОПОЛК;

- в земле древлян ОЛЕГ;

- В Новгороде ВЛАДИМИР.

Порядок престолонаследия на момент смерти Святослава не был установлен, поэтому сыновью претендовали на престол отца, хоть и были посажены в другие земли. Сыновья получили землю с каждым «деревом» на ней, что закрепляла власть княжичей на этих землях.

Олег древлянский убил Люта (сын киевского воеводы), который охотился в той части леса земли древлян, которую пожаловал его отцу князь Игорь. Олег же воспринимал древлянские земли как свои собственные и приказал убить Люта.

Киевский воевода Свенельд (отец Люта) подговорил Ярополка напасть на Олега. Средний брат был разбит под Овручем.

Узнав об этом, Владимир стал опасаться за свою жизнь и «бежал за море».

Ярополк времени зря не терял и назначил в Новгород своего наместника.

И Ярополку и Владимиру необходим был союзник. Оба брата считали, что им может стать – полоцкий правитель Рогволод (варяг).

Способ стать союзниками: жениться на дочери полоцкого правителя Рогнеде. Владимиру она отказала, т.к. он по обычаю считался «робичичем» (сыном рабыни). Зато приняла сторону Ярополка. Выбор оскорбил Владимира, он собрал дружину (варяги, славяне), силой взял Полоцк, в жёны Рогнеду. Отца и братьев Рогнеды убили.

После в 980/978 г. Владимир овладел Киевом (Ярополк был убит). По итогу Владимир стал правителем Древнерусского государства.

Дружина при Владимире

В дружину князь начал набирать людей из славянских, угро-финских племён. В дружине оставались и те варяги, которые служили князю киевскому, а не навязывали ему свою волю.

Дружину князь щедро одаривал:

- давал «мужам» право сбора дани с конкретной территории.

Благосостояние дружины зависело от князя, поэтому первые были заинтересованы в укреплении власть киевского князя.

Внутренняя политика князя Владимира

  • Объединил все восточно-славянские земли

  • 981-982 гг. – дважды воевал с вятичами

  • 984 г. – покорил радимичей

  • 993 г. – поход на хорватов

  • Присоединил земли чуди, мери и веси



Итог: объединил все восточнославянские земли под властью киевского князя.

Последствие: начался процесс формирования древнерусской народности (территория + язык + культура).

980 г. – языческая реформа:

Цель: объединение восточных славян под властью с помощью единого пантеона языческих богов.

Итог: реформа не увенчалась успехом и была прекращена, т.к. возглавлял пантеон бог Перун, который был почитаем дружинниками, но не большинством славянских племён, возникали волнения.

Крещение Руси

К X веку на Руси уже было возможно реформировать религию, т.к. конкретная часть общества была к этому готова.

Христианство к X веку это:

  • единобожие

  • освящение княжеской власти

  • учение о терпении и подчинении

  • иерархия святых

  • непротивление злу насилием

  • обещание рая страдальцам



988 г. – крещение Руси. О крещении Руси можно узнать из «Повести временных лет».

Почему Владимир выбрал христианство по восточному (византийскому) образцу?

  • Стремление к независимости: Владимир желал сохранить свою княжескую власть независимой от церкви, поэтому не было выбрано западное христианство, в котором глава церкви Папа Римский управлял ещё и князьями, их политикой.

  • Христиане постепенно появлялись на Руси до Владимира: христиане были среди дружинников князя Игоря, крестилась княгиня Ольга

  • Желание укрепить свою власть: христианское вероучение соответствовало принципу, который стремились закрепить в сознании людей – князю на земле соответствует Бог на небе.

  • Прочные связи с Византией: торговое сотрудничество (путь из варяг в греки; торговые договоры), военное сотрудничество (хоть и возникали разногласия и стычки, военно-торговые связи Руси и Византии существовали и оказывали влияние на эти государства).

  • Князя Владимира не устроили другие религии: волжские булгары предлагали вернуться в ислам (обряды князя не устроили); западное христианство тоже не устроили из-за роли Папы Римского в жизни правителей; иудеи из Хазарии тоже были отвергнуты (Святослав разрушил их государство = иудейский бог не защитил хазар, нет у иудеев собственной земли).

  • Престиж Византии





Корсунская легенда

В 987 г. в Византии вспыхнуло восстание против братьев императоров Константина и Василия. Они же и обратились за помощью к князю Владимиру.

Князь согласился оказать помощь в обмен на брак с принцессой Анной.

Почему это условие? Брак с византийской принцессой, учитывая авторитет Византии, ставил древнерусского князя в один ряд с императорами Византии, укреплял престиж князя и его государства. Но князю нужно было креститься, т.к. не могла «рождённая в пурпуре» выйти замуж за варвара.

При этом крещение Владимира подразумевало возможную зависимость Древнерусского государства от Византии уже и в политическом плане. Почему? Дело в том, что Византийская империя рассматривала земли, подчинённые византийскому патриархату, как зависимые.

Императора справились с восстанием без помощи князя, про обещание забыли, а Владимир тем временем осадил Корсунь (Херсонес).

Почему именно Херсонес? – этот город был форпостом византийской торговли в Крыму.

Ситуация была урегулировала, Владимир принял крещение, согласно легенде, в Херсонесе (Корсуни), после него крестилась вся его дружина.

Изображение 1. Крещение князя Владимира, В.М. Васнецов

Крещение Руси

«Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приуготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины Княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за коими он был извержен волнами на берег (и сие место долго называлось Перуновым). Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слезы, бывшие для них последнею данию суеверия: ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди Русские, Вельможи и рабы, бедные и богатые шли креститься - и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая Вера должна быть мудрою и святою, когда Великий Князь и Бояре предпочли ее старой Вере отцев своих. Там явился Владимир, провождаемый собором Греческих Священников, и по данному знаку бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; Иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержителя. Когда же обряд торжественный совершился; когда Священный Собор нарек всех граждан Киевских Христианами: тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: "Творец земли и неба! Благослови сих новых чад Твоих; дай им познать Тебя, Бога истинного, утверди в них Веру правую. Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя Твое!"... В сей великий день, говорит Летописец, земля и небо ликовали.1»

После в Киеве была установлена каменная церковь – Десятинная церковь. Название связано с тем, что князь приказал 10-ю часть своего дохода на её содержание.

Строили Десятинную церковь византийские мастера.

Изображение 2. Десятинная церковь, реконструкция Ю.С. Асеева

С созданием этой церкви связывают начало древнерусской архитектурной школы, опирающейся на традиции византийского зодчества.

Крещение на Руси не проходило гладко. Волхвы давали напутствие – не подчиняться и сопротивляться.

В Новгороде каменного идола, посвящённого Перуну, утопили в реке Волхов. Крестить Новгород, согласно ПВЛ, отправились воеводы Добрыня и Путята. В память о насильственном крещении появилось выражение: «Путята крести мечом, а Добрыня - огнём».

На северо-востоке Руси ещё в XIII веке было не мало язычников.

Христианство на Руси не закрепилось в точности такое же, как в Византии. Обычаи христианского вероисповедания тесно переплетались с языческими славянскими. В связи с этим вера даже в современной России носит синкретический2 характер.

В чём проявлялся синкретизм? – языческий праздник Купала слился с днём Иоанна Крестителя (прыгали через костры, водили хороводы) и т.д.

Значение принятия христианства

  • Новый путь развития зодчества (каменное строительство, крестово-купольный тип храма и т.д.)

  • Появились новые виды искусства: мозаика, фреска, иконопись

  • Развивалась письменность на славянском языке – распространение грамотности, перевод церковных книг

  • Единая религия способствовала становлению единого народа Древнерусского государства

  • Укреплялась княжеская власть: Бог возводит князя на престол, княжеская власть происходит от Бога = требования беспрекословного повиновения от подданных

  • Изменилось международное положение Древнерусского государства: уже не варварское государство, а стоит в одном ряду с христианскими странами Европы



Управление государством

В отдалённые земли Владимир сажал своим бояр-наместников.

Функции бояр-наместников:

- вершить суд;

- поддерживать внутренний порядок;

- собирать налоги (налог собирался с каждой семьи).

Своих 12 сыновей великий князь распределил по 12 землям (городам). Они стали князьями-наместниками в: Полоцке, Новгороде, Турове, Ростове, Муроме, Пскове, Смоленске, Искоростени, Владимире-на-Волыни, Тмутаракани и др. городах.

Наместники правили от имени киевского князя.

Последствие: центральная власть упрочилась, т.к. править в землях сели представители династии Рюриковичей и их бояре.

При этом существовали примеры неповиновения князей-наместников киевскому князю. В 1014 г. новгородский князь (Ярослав, сын Владимира) отказался присылать в Киев дань. Владимир собрался в поход, но свершиться акту усмирения князя-наместника не удалось, т.к. Владимир Первый скончался в 1015 году.

Внешняя политика князя Владимира

Внешнеполитическое положение государства князь укреплял (кроме смены веры) династическими браками (польские, чешские, венгерские земли).

981 г. – завоевал Перемышль и другие Червенские города (нынешняя Западная Украина).

985 г. – ходил против Волжской Булгарии.

Борьба с кочевниками

992, 996, 997 гг. – набеги печенегов.

Повторяющиеся набеги печенегов требовали укрепления южных границ Руси.

Способы защиты:

  • Строительство городов-крепостей по притокам Днепра; создали 4 линии укреплений;

  • Сооружение линий обороны с помощью валов и частокола, засеки и завалы на дорогах.

1 Карамзин Н.М. История государства Российского: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar01_09.htm. – Дата доступа: 07.10.2023.

2 Синкретизм в религии – соединение положений, учений, традиций разных культов в процессе взаимовлияния религий друг на друга


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!