1 | 2 |
Тема | «Правила поведения при возникновении пожара в школе» |
Цель | Содержательная (формирование системы понятий) формирование представления о поведении при возникновении пожара с дополнением образовательного процесса VR формами. Деятельностная (формирование умений новых способов действий) – применениеVR сценариев для моделирования правильного поведения и действий в нештатных ситуациях в условиях, приближенных к реальным, с целью сохранения здоровья и жизни учащихся. |
Задачи | Образовательные: - рассмотреть основные причины и последствия пожара; - изучить правила поведения при пожарах в школе и способах эвакуации из горящего помещения; -практическая отработка навыков безопасного поведение учеников и эвакуация при пожаре в школе. Развивающие: - создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; - развивать способности, обучающихся анализировать, быстро принимать решения и грамотно действовать в экстремальной ситуации. Воспитательные: - воспитать у обучающихся убеждение в том, что каждый человек должен владеть навыками безопасной эвакуации при пожаре |
УУД | |
Планируемые результаты | Предметные: учащиеся научатся правильным действиям при возникновении пожара в школе. учащийся получит возможность научится: практически отработать действия при пожаре в школе и пути эвакуации из школы. Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изученной теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала. Психологическая готовность к действиям в экстремальных ситуациях. Мета предметные: 1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что, еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. 2) Познавательные: Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи. Общеучебные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами. Знаково-символические: работа с VR сценарием. 3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил. |
Основные понятия | VR технологии, VR-сценарий, |
Межпредметные связи | история, химия, информатика |
Ресурсы: | персональный компьютер, принтер, мультимедийных проектор, VR шлем, VR-сценарий: «Правила поведения при возникновении пожара в школе», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова для 8 класса. |
Форма урока | формы ученой деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, VR-сценарий. |
Технология | С применением VR технологии. VR-сценарий: «Правила поведения при возникновении пожара в школе» |
Этапы урока | Базовое содержание урока (Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы) Учебно-познавательные и учебно-практические задания | Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий (Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы) | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Мотивационный | Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку. -Ребята. Давайте рассмотрим такую ситуацию. -Представим, что вы находитесь в классе, почувствовали запах гари. Как вы думаете, что случилось? | Приветствие учителя. Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность. Ответы учащихся: Что-то горит. Пожар. | Личностные: мотивация учения, смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос), нравственно-этического оценивания. Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Коммуникативные: сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения, умение вести беседу, кратко формулировать мысли в устной форме. Познавательные: общеучебные - работа с ресурсами. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет. Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь - символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира. -Исходя из услышанного текста, как вы думаете, какова будет тема нашего урока? -Правильно. А чему мы должны научиться на уроке? Зачем необходимо знать правила поведения при пожаре? Откройте ваши тетради и запишите число и тему нашего урока «Правила поведения при возникновении пожара в школе» | 1. Высказывают свои предположения. 2. Выходят с помощью учителя на тему «Правила поведения при возникновении пожара в школе», записывают в тетрадь. Пожар в школе. Правила поведения при пожаре Чтобы безопасно эвакуироваться из школы. | Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания». Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии. Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме. |
3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации | 1. Какую ставим цель урока? 2. Для достижения цели урока, необходимо: - рассмотреть поведение при возникновении пожара, пути и этапы эвакуации из школы с дополнением VR сценарием; - применение VR сценария для моделирования правильного поведения и действий в нештатных ситуациях в условиях, приближенных к реальным. В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь. | 1. Определяют цель урока – поведение при возникновении пожара, пути и этапы эвакуации из школы. 2. Называют задачи: - Изучить - Определить - Повторить | Личностные: воспитание культуры на уроке. Регулятивные: контроль ответов сверстников. Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение. Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения. |
4. Построение проекта выхода из проблемно ситуации затруднения | Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания. Чтобы нам научиться правильно действовать при пожаре в школе воспользуемся VR шлемом и VR-сценарием: «Правила поведения при возникновении пожара в школе». | Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний. | Регулятивные: планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. |
5.Реализация построенного проекта (изучение нового материала) | -Учитель выводит на экран через проектор этапы сценария и действия ученика который находится VR шлеме. Виртуальная реальность приближена к действительному пожару, большой задымленности в классе. Физминутка. | Учащиеся по очереди надевают VR шлем и действуют по инструкции и подсказкам, которые появляются VR-шлеме. -сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения; - если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно- марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, идите к выходу в безопасную зону; - если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком; - на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди. | Личностные: взаимопомощь, профориентация Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов. Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Коммуникативные: - осознанно строить речевое высказывание; - готовность слушать собеседника и вести диалог. |
6.Закрепление и контроль полученных знаний | Давайте с вами проговорим правила действий и эвакуации при возникновении пожара в школе. | Учащиеся перечисляют правила действий. -сохранять спокойствие и слушать своего учителя, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех, назначит замыкающего, построит; - если вокруг много дыма, закрываем лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно-марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идем к выходу в безопасную зону; - если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком; - на улице учитель еще раз пересчитает, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди. | Регулятивные: коррекция- внесение необходимых дополнений. |
7. Самостоятельная работа (первичная проверка умений) | Давайте еще раз оденем VR шлем и пройдем сценарий пожара, но уже самостоятельно без подсказок -Учитель выводит на экран через проектор этапы сценария и действия ученика который находится VR шлеме. Виртуальная реальность приближена к действительному пожару, большой задымленности в классе. | Ученики проходят по этапам сценария самостоятельно. | Регулятивные: умение оценивать свою работу. Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества. Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий. Личностные: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей. |
8.Рефлексия. | Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог. Методика «Незаконченное предложение» На уроке я работал... Я узнал... Я хотел бы узнать... Мне удалось... У меня вызвало затруднение... Мое настроение... | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; Формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: осуществление личностной рефлексии при подведении итогов. |
9. Домашнее задание. | А. Составить алгоритм действий при возникновении пожара дома | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
1. Астраханцева З.Е. Виртуальная реальность в помощь современному педагогу. URL: http://platonsk.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/07/Doklad-Virtualnaya-realnost-v-pomoshh-sovremennomu-pedagogu.pdf (Дата обращения: 16.11.2020 г.)
2.AR - Дополненная Реальность / Хабр [сайт]. URL: https://habr. com/ru/post/419437/ (Дата обращения: 18.11.2020 г.)
3.Байбородов Л. В., Индюков Ю. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. - М.: ВЛАДОС, 2018.
4.Гурова Т.И., Заболотникова В.С. Интеллектуальные информаци-онные системы образования / Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях обновления образования: Сборник материалов VIII Го-родской научно-практической конференции. М.: ООО «А-Приор», 2017. С. 99.
5. Каргин А. Эффективные методы обучения ПМП// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2006. - № 5. - С. 60-62.
6. Кузнецов В.С., Колодницкий Г. А. Самостоятельная учебная работа учащихся при изучении курса ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 10. - С. 36-39.
7. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс / В.Н. Латчук В.В. Марков, А.Г. Маслов. - М.: Дрофа, 2012. - 763 c.
8. Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. - М.: АСТ. 2003.
9.Первые VR-уроки прошли в российских школах. Каковы результаты экспериментов? URL:tp://www.tadviser.ru/index.php/ Статья: Виртуальная реальность в школьном образовании: пока остается много вопросов (Дата обращения: 18.11.2020 г.)
10. Просандеев А., Попков А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2005. - № 2. - С. 34-38.
11. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Ком-плексная программа. 5-11 классы / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - Л.: Просвещение, 2018. - 481 c.
12.Супрунова В.Г. Виртуальная реальность – что это такое? URL: http6://tofar.ru/article/virtualnaya-realnost.php (Дата обращения: 16.02.2020 г.)
13. Тронева Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 10. - С. 26-27.
14.Хукаленко Ю. 15 VR- и AR-приложений для школ: обзор российского рынка. URL: https://vc.ru/learn/107661-15-vr-i-ar-prilozheniy-dlya-shkol-obzor-rossiyskogo-rynka (Дата обращения: 19.11.2020 г.)
15.Ярмухаметова И.В. Использование VR и AR технологий в обучении / Сборник статей и тезисов студенческой открытой конференции. М, 2020.
16. VR- ОБЖ в образовании http://yandex.ru/