МБОУ «Шильнебашская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Пигалева С.Н.
Занимаясь выбором проблемы проекта «Стратегия Татарстана – моя стратегия!», в рамках акции посвященный теме «Татарстан - 2030: мой вклад в будущее республики», пришли к выводу, что самый главный и важный вклад, который мы, выпускники школы, можем внести в развитие республики, - это правильно сделать выбор профессии: нам нужна профессия, которая была бы востребованная в нашей республике и которая была бы интересна для нас.
Важность подготовки к этому ответственному выбору, то есть к выбору будущей профессии имеет большое значение в жизни каждого человека.
Многим впервые в жизни предстоит совершать столь серьёзный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба человека.
- Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики РТ, на 2017-2023 годы;
- Закон РТ от 17.06.2015 № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (принят ГС РТ 10.06.2015);
11 класс – 5 обучающихся.
Вопрос 2: Какой учебный предмет кажется Вам наиболее трудным? Назовите его и, если можете, объясните, в чем заключаются трудности.
Вопрос 3: Какой учебный предмет наиболее Вам интересен? Назовите его и укажите, что Вас больше всего интересует в этом учебном предмете.
Вопрос 4: Какой из учебных предметов Вы считаете наиболее полезным для своей будущей жизни после окончания школы? Укажите, в чем его польза.
Вопрос 5: Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы и не изучать и почему?
«Я бы убрал(а) технологию и татарские язык и литературу, потому что эти предметы не пригодятся мне в будущей жизни».
Вопрос 6: Какие учебные предметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в обучение и почему?
Тут ответы разделились. Кто-то сказал, что ничего добавлять не надо, итак загружены до предела, кто-то предложил ввести предмет обучающий таким важным вещам: как устроиться на работу, как оплачивать счета за коммунальные услуги, как записаться на прием к кому-либо и так далее. Но один ученик выделился. Он предложил ввести такой предмет, как «Проба профессии на себя», несомненно он заинтересовал нас.
- Тест ценности Шварца.
Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей ученика.
1. Что Вас больше всего привлекает в школе?
2) читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-». Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (П-1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («человек – техника») записывайте себе «-1». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте;
3) ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) – неподходящим профессиям.
- ТЕСТ
1. Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1).
3. Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1).
4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-2).
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1).
6. Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями (I-1).
7. Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то (V-1).
8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1).
9. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (II-2).
10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2).
11. Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1).
12. Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1).
13. Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1).
14. Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-1).
15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2).
16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2).
17. Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2).
18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2).
19. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2).
20. Я почти никогда не ссорюсь (V-1).
21. Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (II-1).
22. Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1).
23. Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2).
24. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.. (IV-1).
25. С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (I-1).
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1).
27. Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1).
28. Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (I-1).
29. Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2).
30. Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1).
- ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Краткое описание типов профессий
I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий являются: животные, условия их роста, жизни; растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий являются: технические объекты (машины, механизмы); материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются: тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий является: художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий являются:• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.
-
Приложение 4.
Сценарий классного часа «Формула профессии и Ты»
-
Цель данного занятия — подвести учащихся к пониманию грамотного отношения к выбору будущей профессии и формирование основ данной грамотности.
-
1. Вступительное слово классного руководителя.
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Для правильного выбора профессии необходимо определить: «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?». Но этого недостаточно.
Вы все хорошо знаете слова В. Маяковского «Все работы хороши, выбирай на вкус», но их не следует понимать буквально, т.к. далеко не каждый человек пригоден для любого вида деятельности. Это только на первый взгляд кажется, что профессию выбирает человек. На деле профессия тоже выбирает человека, т.к. каждая профессия предъявляет особые требования к качествам личности работника и его состоянию здоровья.
Так, например, нам трудно представить себе воспитательницу детского сада грубой, злой, властной. Наоборот, нам всем знаком образ доброй, мягкой, заботливой женщины.
Для правильного выбора профессии необходимо слияние 3-х факторов:
1. Хочу: интересы, мечты о профессии, мотивация, склонности, ценностные ориентации.
Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию?
Ответы учеников.
Классный руководитель. Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».
-
2. Могу: Это задатки, способности, характер, темперамент, здоровье.
Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере.
Ответы учеников.
Классный руководитель. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь.
-
3. Надо: Потребность общества в данной профессии.
Вопрос к ученикам. Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то что из этого может получиться?
Ответы учеников.
Классный руководитель. Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.
-
2. С чего начинается выбор профессии?
Выбор профессии начинается с осознания интересов человека. Каждому из вас близки разные учебные предметы. Кому-то нравится гуманитарный цикл — история, литература…, кому-то нравятся физика, математика, химия.
Задание: подобрать профессию к предметам физика, химия, география…
Классный руководитель. Существуют различные классификации профессий. Сегодня мы познакомимся с 4-мя главными классификациями.
-
Классификация по предмету труда
Признаком первой классификации является предмет труда.
1. «Человек–природа» (П)
Предмет труда: живая природа (растения, животные, микроорганизмы).
Профессии: лесник, садовник, агроном, овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод, ветеринар, рыболов, доярка, зверовод, дрессировщик, микробиолог, вирусолог, генетик, биохимик.
-
2. «Человек–техника» (Т)
Предмет труда: машины, механизмы, материалы, неживая природа (недра земли, почва, вода, продукты лесного и с/х).
Профессии: водитель, летчик, механик буровой установки, токарь, автослесарь, швея, шахтер, инженер геолог, строитель, повар, электросварщик и др.
-
3. «Человек–человек» (Ч)
Предмет труда: люди.
Профессии: воспитатель детского сада, учитель, менеджер, врач, продавец, парикмахер, экскурсовод и др.
-
4. «Человек–Знаковая система» (З)
Предмет труда: информация в виде условных знаков, цифр, чертежей, схем, таблиц, текстов, шифров, кодов, оформление документов.
Профессии: экономист, инженер, бухгалтер, чертежник, программист, оператор ЭВМ, секретарь, переводчик, нотариус, кассир и др.
-
5. «Человек–художественный образ» (Х)
Предмет труда: искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, литературное).
Профессии: артист, композитор, писатель, режиссер, модельер, дизайнер, резчик по дереву и др.
Проводится диагностика склонностей учащихся к выполнению тех или других типов профессий. Под руководством учителя они записывают первые буквы своей формулы профессии.
-
Классификация по цели труда
Классный руководитель, продолжая рассказ о формуле профессий, предлагает учащимся следующее задание:
Найти и соединить слова из первого столбика со словами второго:
-
1. Распознать, оценить, проверить | 1. Инженер-конструктор, дизайнер, композитор, архитектор, писатель |
2. Придумать, изобретать, конструировать | 2. Слесарь, учитель, водитель, бухгалтер, швея, токарь, маляр, сварщик |
3. Обработать, переместить, организовать, упорядочить | 3. Контролер, товаровед, инспектор, дегустатор, эксперт |
-
Далее дается информация о классах профессий.
Классы профессий
Признаками классификации являются цели труда.
1. Гностические (Г)
Цели: распознать, оценить, проверить.
Профессии: контролер, товаровед, инспектор, дегустатор, эксперт.
2. Преобразовательные (П)
Цели: обработать, переместить, организовать, упорядочить.
Профессии: слесарь, учитель, водитель, бухгалтер, швея, токарь, маляр, сварщик.
3. Изыскательные (И)
Цели: придумывать, изобретать, конструировать.
Профессии: инженер-конструктор, дизайнер, композитор, архитектор, писатель и др.
-
Учащимся предлагается оценить, какая из указанных видов деятельности для них более предпочтительна: гностическая, преобразовательная, изыскательная. Для поиска более объективных оценок ученикам можно предложить помочь друг другу («Как вы считаете, кто из одноклассников более способен к…»). В индивидуальной формуле профессий появляется новая буква.
-
Классификация по отделам труда
Рассказ учителя о классификации профессий по отделам труда начинается с предложения встать всем тем, кто умеет работать отверткой, молотком…; поднять руки тем, кто хорошо работает швейной иглой или вязальными спицами; одеть головные уборы тем, кто предпочтет управлять станком, автомобилем, работе вручную. У кого хороший голос и кто готов исполнить какую-либо песню? (Вариантов обращения к учащимся множество.)
Признаком классификации является средство труда, т.е. вещи, с помощью которых человек выполняет трудовые действия.
1. Ручной труд (Р)
Средства труда: ручные инструменты (отвертка, скальпель, игла, молоток, ножницы, фен и др.)
Профессии: столяр, ювелир, хирург, парикмахер.
2. Механизированный (М)
Средства труда: машины с ручным управлением, станки.
Профессии: токарь, водитель, машинист, швея-мотористка, механик.
3. Автоматизированный (А)
Средства труда: аппараты, пульты, компьютеры, автоматизированные системы.
Профессии: кассир, программист, секретарь, диспетчер, сталевар.
4. Функциональный (Ф)
Средства труда: голос, осязание, жесты, мимика. Умственные способности, физическая сила. Учащиеся получают задание — проверьте свои мимические способности: постройте смешную рожицу, постройте сердитое лицо, сделайте удивленное лицо. Классный руководитель предлагает учащимся оценить, у кого лучше получилось данное задание.
-
Далее учащиеся под руководством психолога проводят мини-исследования, в ходе которых пытаются соединить свой тип профессий по предмету труда с типологией их по классам и отделам.
Например. Человек — художественный образ. Сфера интересов — музыка. А цель труда в первом случае распознать, во-втором — придумать. Профессии: музыкальный критик, композитор. Или по средствам труда: работа с аппаратурой или собственным голосом.
-
Классификация по условиям труда
Беседа с классом по следующим вопросам:
— Есть ли среди ваших родственников те, кто работает на открытом воздухе, чем они занимаются?
— Есть ли среди ваших родственников шахтеры, сталевары?
— У кого мамы работают в медицинских или образовательных учреждениях?
— У кого есть знакомые писатели, музыканты? Далее идет информация еще об одном основании для классификации профессий.
Признаком классификации является условие труда.
1. Бытовые условия (Б)
Условия: обычные, комнатные.
Профессии: бухгалтер, экономист, врач, учитель.
2. На открытом воздухе (О)
Условия: на улице, на природе.
3. Необычные (Н)
Условия: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, хим. промышленность.
Профессии: спасатель, водолаз, шахтер, сталевар, летчик.
4. Повышенная моральная ответственность (М)
Условия: моральная ответственность за жизнь и здоровье людей или материальные ценности.
Профессии: учитель, врач, милиционер, охранник, экономист, банковский служащий.
-
3. Формула профессии.
Изучив все четыре классификации, можно составить формулу профессии.
Формула
Группы Б О Н М
Отделы Р М А Ф
Классы Г П И
Типы П Т Ч З Х
Под руководством классного руководителя школьники составляют формулу какой-либо профессии.
Например: учитель (Ч)
Цели — дать знания, т.е. преобразовательные (П).
Оценить знания, т.е. гностические (Г).
Средства труда функциональные (Ф).
Условия бытовые (Б).
Несет моральную ответственность за жизнь детей (М).
Формула: ЧП(Г)ФБ(М).
-