СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права, свободы и обязанности ребенка в жизни сказочных героев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ

Просмотр содержимого документа
«Права, свободы и обязанности ребенка в жизни сказочных героев»


ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ

«НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ» ____________________________________________









Направление: «Педагогика, психология»







Тема: «Права и свободы ребенка в жизни сказочных героев»













Автор: Новикова Екатерина Сергеевна





Научный руководитель: к. ю. н., доцент Новиков Василий Савельевич







Место выполнения работы: МОУ – гимназия №1









2019


Содержание


Введение 3

1. Основные законы о правах ребенка 4

2. Русские народные сказки: анализ, обобщение и систематизация норм права о правах ребенка в жизни сказочных героев 5

Заключение 11

Список литературы 12

Приложение 13

























Введение


Актуальность исследования. Дети – это будущее страны. Нам кажется, что сегодня в российском обществе очень востребованы правовые знания. А идеи, как по – новому их преподнести детям, причем даже самым маленьким, занимают многих. А это значит, что важным становится правовое воспитание детей, которые лучше воспринимают информацию не через маленький жизненный опыт, а через сочувствие героям сказок. Актуальность работы заключается в том, что главными проводниками в область правового воспитания для детей выступают сказочные герои. Однако многие проблемы, имеющие практическую значимость, не получили должного научного освещения, что и предопределило выбор темы исследования.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Общественные отношения и правовое воспитание детей, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений (сказка как средство правового воспитания детей).

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются:

а) нормы права, регламентирующие права детей [3, ст.20 - 44];

б) научные и учебно-методические работы;

в) художественная и методическая литература по теме исследования.

ИСХОДНАЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Если использовать воспитательные возможности сказок, то это повысит правовое воспитание детей в школе. Проверить возможности использования потенциала сказок как средства правового воспитания в школе.

Цель работы: знакомство с основными правами ребёнка, правовое воспитание, обучение и развитие через призму народных сказок.

Для достижения этой цели предприняты попытки решения следующих основных исследовательских задач:

- проанализировать статьи 20 – 44 Конституции РФ [3, ст.20 - 44];

- проанализировать статьи 1 – 40 Конвенции о правах ребенка [1, ст.1 - 40];

- проанализировать принципы права, регламентирующие права детей [2, п.1 - 10];

- создание организационно-правового, информационного, курсового и программно-методического обеспечения по данной проблематике;

- дать представление об основных правах человека и гражданина РФ через призму русских народных сказок;

- развивать навыки и умения анализировать сказки;

- убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, формировать правовую культуру у детей;

- воспитывать активную гражданскую позицию.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анкетный опрос граждан, экспертный опрос, анализ документов, интервью, наблюдение, анализ художественной и методической литературы по теме исследования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы:

а) в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства;

б) в педагогической деятельности в образовательных организациях;

в) в деятельности администрации образовательных организаций.

1. Основные законы о правах ребенка


21 век назван Веком ребёнка. 2001 – 2010 г.г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты. В календаре существуют специальные дни, которые призваны напомнить нам об этом: 1 июня - Международный день защиты детей. 4 июня - Международный день детей – жертв агрессии. 10 декабря – День прав человека. 12 декабря – День Конституции РФ. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.

Права ребенка отражены в следующих основных законах о правах ребенка:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16).

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1011).

Федеральный закон от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802).

Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177).

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301).

Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410).

Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552).

Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1).

Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954).

Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст. 4312).

Существуют основные законы о правах ребенка, закрепляющие права ребенка. Наряду с ними стоит и мораль, продуктом которой являются и сказки. Высшей юридической силой обладают международные правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основным международным документом является «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку. Основным международным документом о правах детей является «Конвенция о правах ребёнка». В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии детей.

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года о правах ребёнка):

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. 

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.


  1. Русские народные сказки: анализ, обобщение и систематизация норм права о правах ребенка в жизни сказочных героев

Многие дети не знают о своих правах. Можно ли дать основы правовой культуры маленьким гражданам РФ? Ответ простой - посредством сказки! За основу берем статью Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки: «Золушка» - статья об эксплуатации детского труда, «Дюймовочка» - ребенок имеет право жить вместе с родителями и т.д.

Но каждая сказка заканчивается хорошо. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол. И мы осознаем, что всегда находится защитник или сам человек начинает защищать свои права. А это значит, что каждый ребенок должен знать, какие права нарушены и где они закреплены, что делать, если их нарушают – защищать себя самому или искать другие способы защиты у более сильного, в нашем случае – это родители, правоохранительные органы РФ, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Кузнецова Анна Юрьевна.


Таблица №1

Анализ норм права в жизни сказочных героев


Название сказки

Нормы права в жизни сказочных героев

Нарушение статьи Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года

Сказка о рыбаке и рыбке

Статья 17. Право на доступ к информации.


Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Право свободного передвижения и выбора местожительства.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Ледяная избушка

Право на защиту

Право на неприкосновенность жилища.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Лягушка-путешественница

Право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Право на личную неприкосновенность, жизнь.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Гуси-лебеди

Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Ст.34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Морозко

Право на труд.

Право на справедливое вознаграждение за труд.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Ст. 6. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Ст. 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Иванушка и сестрица Аленушка

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Приключения Буратино

Право на учёбу, развитие.

Ст.17. Право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Право на свободу и свободный труд за вознаграждение.

Право на бесплатное образование.

Защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Колобок

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ст. 6. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Волк и семеро козлят

Ст. 6 Каждый имеет право на жизнь.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Неприкосновенность жилища. Ст. 12.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Маша и медведь

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.


Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Маугли

Статья 28. Право на образование. Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Ст. 6. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Ст.1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Золушка

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Красная шапочка

Статья 6. Право на жизнь

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. На безопасность.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Белоснежка и семь гномов

Право на свободу мирных собраний.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Айболит

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 17. Право на доступ к информации.


Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Право гражданина на защиту вне зависимости от местонахождения

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

По щучьему велению, по моему хотенью

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.


Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Три поросенка

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.


Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. А родители несут ответственность и обязаны воспитывать и оберегать детей. Если родителей у них нет, то органы опеки должны о них позаботиться. Право на неприкосновенность жилища.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Серая шейка

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Дюймовочка

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.


Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Кот в сапогах

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Бременские музыканты

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.


Заключение


Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту их прав. И у сказочных героев тоже есть свои защитники. Так Коза спасла свои козлят, сестра возвратила братца в семью, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку. Но и дети не одни в России. На защите их прав стоят родители и сотрудники правоохранительных органов РФ, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Кузнецова Анна Юрьевна.

Я думаю, что моя работа принесёт пользу, так как дети, познакомившись с ней, узнают много нового о своих правах. Это поможет им правильно разрешать конфликтные ситуации в соответствии с действующим законодательством РФ. А родители, наверное, задумаются и будут знать, как защитить права своих детей в случае их нарушения в соответствии с действующим законодательством РФ.

Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. Но все равно добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальной жизни.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Права есть у каждого ребенка. Иногда они нарушаются, но они у нас есть! За их соблюдение и нужно бороться – обращаться за помощью к родителям, общественным организациям, правоохранительным органам РФ, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Кузнецовой Анне Юрьевне. Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед родителями, обществом и государством. Ведь именно родители, общество и государство создают ребенку безопасные условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Соблюдай права и свободы других людей!








Список литературы


1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

2. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

4. Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16).

5. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1011).

6. Федеральный закон от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802).

8. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

9. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177).

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

11. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301).

12. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410).

13. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552).

14. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496).

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1).

16. Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954).

17. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст. 4312).






Приложения

Приложение №1


Семейный кодекс РФ разделяет права несовершеннолетних детей на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:

-право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

-право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

-право на защиту (ст. 56 СК РФ);

-право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

-право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

К личным имущественным правам несовершеннолетних детей относятся (ст. 60 СК РФ):

- право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

- право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

- право на владение, пользование и распоряжение общим имуществом (общей совместной собственностью).

Обязанности несовершеннолетних:

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.

- на участие в детском общественном объединении.

- соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

- встать на воинский учет, пройти медицинскую комиссию в военном комиссариате и получить приписное свидетельство.














Приложение №2


Правовой статус участника образовательных отношений – это совокупность закрепленных прав, свобод и обязанностей личности в обществе.

Различают следующие виды правовых статусов участников образовательных отношений:

  • индивидуальный статус участника образовательных отношений – это совокупность прав, свобод и обязанностей конкретного физического лица с учетом его пола, возраста, образования, семейного положения, профессии и т.д.;

  • специальный (родовой) статус участников образовательных отношений – это совокупность закрепленных в законах и подзаконных нормативно-правовых актах прав, свобод и обязанностей определенных категорий физических лиц, например, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, студентов, несовершеннолетних, учителей, пенсионеров и т.д.;

общий правовой статус участников образовательных отношений – это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Основном законе государства.

В зависимости от содержания прав и свобод участников образовательных отношений их можно подразделить на:

а) личные права и свободы участников образовательных отношений:

право на жизнь (ст. 21);

право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ч.1 ст. 23);

право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

право определять и указывать свою национальность (ч.1 ст.26);

право на пользование родным языком (ч.2 ст.26);

свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27 ч.1) (эта свобода, естественно, имеет ограничения для иностранных граждан);

свобода совести (ст. 28);

свобода мысли (ч.1 ст. 29);

право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).

б) политические права и свободы участников образовательных отношений:

свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29);

право на объединения в общественные организации, свобода деятельности при которых гарантируются права и свободы других участников образовательного процесса (ст.30);

право на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31);

право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей (ч.1 ст. 32);

право избирать и быть избранным (ч.2 ст. 32);

право на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст. 32);

право участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст. 32);

право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

в) социальные, экономические и культурные права и свободы участников образовательных отношений:

право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);

право на частную собственность (ст. 35);

право на труд (ч. 1-3 ст. 37);

право на забастовку как способ решения трудовых споров (ч.4 ст. 37);

право на отдых (ч.5 ст. 37);

право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ч.1 ст. 39);

право на пособие по безработице (ч.3 ст. 37);

право на жилище (ст. 40);

право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

право на образование (ст. 43);

право на свободу творчества (ст. 44);

право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);

право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ч.2 ст. 44);

право на возмещение материального вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностных лиц, а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

В структуру конституционно-правового статуса участников образовательных отношений входят конституционные обязанности.

Эти обязанности участников образовательных отношений условно делятся на следующие две группы:

а) основные конституционные обязанности участников образовательных отношений:

обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15);

обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34);

обязанность не наносить ущерба окружающей среде (ч. 2 ст. 36);

обязанность заботиться о детях и их воспитании (ч. 2 ст. 38);

обязанность трудоспособных детей с 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38);

обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43);

обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44);

обязанность уплаты налогов и сборов (ст. 57);

обязанность охраны природы и окружающей среды (ст. 58);

обязанность защиты Отечества (ст. 59);

обязанность воинской или альтернативной службы (ч. 2 и 3 ст. 59).

б) дополнительные конституционные обязанности участников образовательных отношений: обязанность реализовать принцип равенства обязанностей – ч.2 ст.6, обязанность граждан не нарушать прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод – ч.3 ст.17, обязанность граждан не нарушать прав и свобод индивидуальных и коллективных субъектов права при создании и деятельности общественных объединений – ч.5 ст.13, обязанность уважать право на жизнь других – ст.20, обязанность уважать достоинство других людей – ст.21, обязанность уважать право на свободу и личную неприкосновенность – ст.22, обязанность уважать право на частную жизнь других людей – ст.23 и 24, обязанность уважать право на неприкосновенность жилища других людей – ст.25, обязанность уважать право на свободу передвижения и выбор места жительства – ст.27, обязанность уважать право на свободу совести других людей – ст.28, обязанность уважать право на свободу мысли и слова других людей – ст.29, обязанность уважать право на свободу информации других людей – ст.29, обязанность уважать право на создание общественных объединений – ст.30, обязанность уважать право на свободу собраний – ст.31, обязанность уважать право участвовать в управлении государством – ст.32, обязанность уважать право на обращение – ст.33, обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизации и недобросовестной конкуренции – ст.34, обязанность уважать право на частную собственность других людей – ст.35 и 36, обязанность уважать право на свободный труд и право на отдых других людей – ст.37, обязанность уважать право на самозащиту других людей – ст.45 Конституции РФ и др.

В Конституции РФ закреплены юридические гарантии реализации прав и свобод участников образовательных отношений.

Эти гарантии условно делятся на следующие две группы:

  • общие гарантии прав и свобод участников образовательных отношений: защита прав и свобод – обязанность государства – ч.1 ст.45, самозащита прав и свобод – ч.2 ст.45, судебная защита прав и свобод – ст.46, международная защита прав и свобод – ч.3 ст.46, право на возмещение вреда – ст.53, неотменяемость прав и свобод – ст.55, полная дееспособность – ст.60 Конституции РФ;

  • конституционные гарантии правосудия участников образовательных отношений: гарантии подсудности – ст.47, право на квалифицированную юридическую помощь – ст.48, презумпция невиновности – ст.49, запрет повторного осуждения, недействительность незаконно полученных доказательств и право на пересмотр приговора – ст.50, гарантия от самообвинения и право на несвидетельствование против своего супруга и близких родственников – ст.51, права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью – ст.52, запрет обратной силы закона – ст.54 Конституции РФ.



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!