СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права и свободы человека и гражданина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Права и свободы человека и гражданина»

Конспект урока по теме: Права и свободы человека и гражданина (пар. 14-15)

Тип урока: комбинированный

Цель урока: расширить и углубить имеющиеся у учащихся знания о правах и свободах гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; показать способы их реализации и защиты в жизни

  • Развивающие: продолжать формировать умение самостоятельно выбирать информацию, анализировать, обобщать; продолжить развивать навыки работы с текстом учебника и документами;

  • Воспитательные: продолжить формирование у школьников интереса к нравственно-правовым вопросам; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону

Планируемые результаты:

  • Предметные: знают и понимают положения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка

  • Метапредметные: умеют выбирать нужную информацию, анализировать её, умеют выделять главное в документе

  • Личностные: умеют слушать и слышать, осознают ответственность за свои поступки, понимают значимость собственных и чужих прав и свобод

Оборудование: учебник; тексты документов: Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка; презентация, содержащая Международный Билль о правах человека.

Структура урока:

  • Что такое права человека?

  • От идеи к юридическим нормам

  • Международные правовые документы

  • Идеал современного права или юридический документ?

  • Права и свободы человека и гражданина РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека

  • Права ребёнка

Ход урока:

  • Организационный момент

  • Переход к изучению нового материала

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Далее учитель предлагает вопросы для обсуждения: должны ли люди быть равными в своих правах? Почему? Всегда ли люди были равны? Что объединяет всех людей на Земле? Что такое дискриминация? Учащиеся отвечают на вопросы, обмениваются мнениями.

  • Изучение нового материала

После обсуждения вопросов учитель акцентирует внимание на следующих аспектах:

  • права человека — определённые законодательно закреплённые нормы;

  • эти нормы выражают меру свободы человека;

  • эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни;

  • совокупность норм принято называть каталогом прав человека, который закреплён в целом ряде международно-правовых документов и конституциях правовых государств

Учащимся предлагается прокомментировать следующие исторические факты:

1) Древняя Спарта, как известно, славилась своими сильными, здоровыми и выносливыми воинами. Каждого новорождённого мальчика осматривали и решали его судьбу в зависимости от его здоровья. Если младенец был крепким, то его оставляли в живых, а если младенец родился слабым, больным, то его бросали вниз со скалы.

2) Знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым и больным. Но он работал над собой: много занимался физкультурой, закалялся и в результате победил свою болезнь. Он был умным человеком и талантливым военачальником, под руководством которого русская армия не проиграла ни одного сражения.

Важно обратить внимание школьников на то, что право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию, право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, право на свободу мысли, совести и религии, убеждений и др. является главным в этом каталоге прав человека. Необходимо подробно раскрыть всеобщий, неотъемлемый и неотчуждаемый характер прав человека.

Затем можно предложить учащимся обсудить следующую ситуацию:

Субботним утром к Андрею домой пришли его друзья. Ребята вместе играли в школьной рок-группе и готовились к городскому конкурсу юных талантов. Они много работали, и у них уже очень хорошо получалось. Они поставили колонки на подоконник и включили погромче, чтобы соседи послушали их выступление. Учитель предлагает учащимся высказать мнение: имеют ли право Андрей и его друзья включать очень громко музыку? Обобщая результаты обсуждения этой проблемы, подводим учащихся к пониманию того, что свобода ограничена правами других людей. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

При изучении 3 пункта параграфа нужно дать учащимся понятие того, что называют Международным биллем о правах человека, после чего перейти к фрагменту Всеобщей декларации прав человека. Учащиеся работают с текстом учебника (с. 115)

При изучении вопроса о правах и свободах человека и гражданина РФ у учащихся на руках текст главы 2 Конституции РФ. Учитель говорит, что каталог прав, изложенный в главе 2, отвечает самым высоким стандартам международных документов по правам человека, в первую очередь рекомендациям Всеобщей декларации прав человека. Единая система прав, закреплённая в нашей Конституции, охватывает все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную. Завершается изучение этого раздела рассмотрением вопроса об обязанностях человека и гражданина.

Изучение пункта о юридических гарантиях и системе защиты прав человека можно начать с озвучивания ст. 45 Конституции РФ, далее совместно с учащимися охарактеризовать роль Президента, Правительства, Уполномоченного по правам человека, судебной системы в защите прав человека.

При изучении последнего пункта параграфа обратить внимание на следующее:

  • ребёнок располагает ровно тем же объёмом прав и свобод, что и взрослый;

  • каждый ребёнок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту».

Учитель акцентирует внимание школьников на отличии Декларации от Конвенции как типа правового документа, подробно рассмотрев цели Конвенции как документа, призванного закрепить: 1) правовой статус ребёнка путём введения международного каталога его прав; 2) обязанности государств-участников.

Можно предложить учащимся следующее задание для групповой работы. Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает карточку с заданием и статьи Декларации прав человека. Каждая группа должна выписать статьи, относящиеся к гражданским правам, политическим правам, социально-экономическим правам и культурным правам человека

  • Закрепление

Вопросы и задания:

1) Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?

2) Какие права Золушки нарушала её мачеха?

3) Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает ненужным. Однажды, получив двойку по истории, он выкрикнул учительнице: Вы — плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете! Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! — возмутилась учительница. У меня есть право свободно выражать своё мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают! Разрешите ситуацию.

4) К Фёдору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с новыми фильмами. Бабушка Фёдора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23.00 они обязательно расходились. Фёдор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребёнка не знаешь! И вообще… мы, дети, имеем право на свободу мирных собраний!» Разрешите ситуацию

  • Инструктаж по домашнему заданию

Параграф 14-15 учить, вопросы рубрики Проверим себя

Всеобщая декларация прав человека Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!