СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права и обязанности граждан

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по обществознанию на тему: "Права и обязанности граждан"

Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности граждан»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39».

Автор сценария учебного занятия: Томашич Виктория Петровна.

Предмет: Обществознание 7 класс.

Урок № 1.

Тема урока: «Права и обязанности граждан».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Форма урока: Комбинированный урок

Цель урока:

Деятельностная:

сформировать у учащихся понимание, что права человека принадлежат каждому от рождения и закреплены в законах, в которых особое внимание уделяется юридическим гарантиям прав и свобод.

Содержательная:

познакомить школьников с конституционными правами и обязанностями граждан РФ, механизмами реализации и защиты прав и свобод человека, особенностями правового статуса несовершеннолетних.

Задачи:

Предметные:

подвести учащихся к пониманию механизмов защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока

Метапредметные:

сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неспешности учебной деятельности.

Технологическая карта урока

Формируемые УУД

Регулятивные: адекватно воспринимают предложенные задания и оценку учителей и товарищей.

Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

Основные понятия

Права и свободы, обязанности, неотчуждаемые, право, правовой статус, закон, Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Уполномоченный по правам ребенка.

Ресурсы

Основные: Учебник по Обществознанию 7 класс, под ред. Л.Н. Боголюбова, презентация на тему урока.

Продолжительность урока

40 минут



Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя


Электронные ресурсы / другие ресурсы

Деятельность обучающихся


Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые предметные результаты


УУД

1.Актуализация и пробное учебное действие



Цель: организационный момент, проверка остаточных знаний.

Приветствие

Предлагаю провести проверку остаточных знаний на тему «Социальные нормы».

Презентация, учебник, тетрадь

Настраиваются на урок, готовят нужные материалы.

Выполняют задания, представленные в презентации.




Понять по картинке, какая социальная норма изображена на ней.

Предписывающие – желательно мыть руки перед едой, желательно не есть вредную пищу;

•Запрещающие – нельзя переходить дорогу на красный цвет светофора, нельзя выбрасывать мусор на улицу;

•Нормы-правила – соблюдение дресс-кода, ковыряться в носу неприлично и т.п.;

•Нормы ожидания: опаздывать на встречи нельзя, сначала нужно дать людям выйти из транспорта, а потом заходить самому;

•Формальные: статья Конституции, федеральный закон об образовании;

•Неформальные: этикет – нельзя ставить локти на стол, нужно здороваться с соседями.

Личностные: формирование эмоционального настроя на урок.


Регулятивные: самоконтроль.


Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности.


Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками.

2.Мотивация к учебной деятельности

Цель: обозначить проблемный вопрос.

Проводит беседу по обсуждению темы «Права и обязанности граждан», цели и план урока


Учебник, тетрадь

Активно участвуют в беседе.

Диалог с учащимися по вопросам:

-Что является для человека самым важным?

-В чем были главные причины социальных конфликтов?

Примерные ответы.

Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание


Регулятивные: Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения


Коммуникативные: Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

3.Формулирование темы.

Целеполагание и планирование работы



Цель: подведение учащихся к формулированию темы и цели


Провожу беседу по теме «Права и обязанности граждан», задаю наводящие вопросы.

Учебник, тетрадь

Активно участвуют в беседе.

Диалог с учащимися по вопросам:

– Какие права человека и гражданина ты знаешь?

– Какие права ребенка тебе известны?

Примерные ответы.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение.


Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.


Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы


4.Выявление трудностей

Цель: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

Предлагаю самостоятельную работу с учеником.







Читаю задание с учебника, задаю вопрос на обсуждение.

Почему события Великой Отечественной войны повлекли за собой создание ООН?

Что означает неотчуждаемые и неделимые права человека?

Кто и как обеспечивает права человека?

Тетрадь, учебник (стр. 16-17).









Учебник (стр. 17-18).












Работают с учебником, выявляют нужную информацию, записывают в тетради.



Внимательно слушают, отвечают на вопросы.










Выписать определения из учебника «Какие права существуют?».







Рубрика в учебнике «Путешествие в прошлое», вопрос к рассказу.










Определения: гражданские, экономические, социальные, политические и культурные права.




Свои варианты ответов.














Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание


Регулятивные: Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения


Коммуникативные: Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

5.Разработка плана по решению трудностей.

Цель: построение и фиксация нового знания.

Делю ребят на пары, предлагаю заполнить таблицу (приложение 1).









Предлагаю выполнить задание в рубрике «В классе и дома».



Раздаточный материал. (приложение 2).









Учебник.

Делятся по парам, заполняют таблицу, производят проверку.











Внимательно читают задания, отвечают на вопросы.

Выбрать из текста Конституции РФ статьи, относящиеся к гражданским, политическим, социально экономическим и культурным правам человека.





Задание №3 в рубрике «В классе и дома», стр. 21.

Таблица с выбранными правами.











Применение знаний из таблицы, сделанной ранее.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, инициативное сотрудничество.


Регулятивные: контроль, коррекция; планируют необходимые действия.


Познавательные: извлекают необходимую информацию, устанавливают причинно-следственные связи.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

Предлагаю прочитать текст, стр. 19, и составить
план-конспект по алгоритму в группах. (приложение 3).












Учебник, тетрадь

Делятся на 4 группы, составляют план-конспект.

Составление плана-конспекта по стр. 19.

План-конспект.

Личностные: самоопределение.


Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.


Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

7.Включение в систему знаний и повторение



Цель: применение нового знания в ходе фронтальной работы

Выполняем задания в рубрике «В классе и дома».





Провожу беседу

по вопросам:

– Как права человека связаны с его потребностями?

– Что определяет

границу прав каждого человека?

Учебник, тетрадь.

Активно отвечают на вопросы и применяют знания, полученные в ходе урока.




Задание№1.








Ответы ребят.

Личностные: самоопределение.


Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.


Познавательные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: соотнесение цели урока и его результатов; самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Предлагаю в качестве итога выписать 5 прав, которыми ребята не обладают, но хотели бы иметь.

Тетдадь.

Записывают в тетради.

5 прав, которыми ребята не обладают, но хотели бы иметь.

Свои варианты ответов.

Регулятивные:

Оценивать степень достижения цели.

9. Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения

Параграф 2, вопросы 1-4. Устно
Письменно задание в рубрике «В классе и дома» №2


Запись в тетради.



Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности.


Регулятивные: понимают и принимают учебную цель и задачу.

Приложение 1.

Таблица «Права граждан РФ»


Гражданские
права

Политические
права

Социально-экономические права

Культурные права







Приложение 2.

Конституция РФ, глава 2.
Права и свободы человека и гражданина
(в сокращении)

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объ-единениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений
и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 55

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46–54 Конституции Российской Федерации.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 62

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 63

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Статья 64

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном настоящей Конституцией.



Приложение 3.

Алгоритм составления плана-конспекта

1. Ознакомьтесь с изучаемым материалом, выделите главное для понимания; разделите текст на основные смысловые части, выводы.

2. Составьте план-конспект: сформулируйте его пункты, подпункты, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат.

4. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

5. Конспект можно составить в сокращенной форме, делая лишь ссылки на страницы конспектируемой работы; применять условные обозначения.

6. Чтобы форма более наглядно отражала его содержание, применяйте разнообразные способы выделения текста, используя карандаши, фломастеры, маркеры различного цвета.

! – восклицательным знаком отмечаются основные мысли;

? – вопросительным отмечаются положения, непонятные или вызывающие сомнения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!