СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права и обязанности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности»


К лассный час

по теме

"Мои права и обязанности".






Цель:

Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Задачи:

  • Повторить определение понятий «права» и «обязанности»

  • формировать систему правовых знаний;

  • способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;

  • на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

  • формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

Для команд:

  • чистые листы бумаги;

  • ручки, карандаши;

  • отдельные статьи Конвенции о правах ребенка;

  • карточки с заданиями.



Актуальность мероприятия:

Всем доброго дня! Здравствуйте. Тема нашего классного часа " Мои права и обязанности". Но я хочу, ребята, чтобы ваши знания сегодня не ограничивались рамками данного названия, а вышли за его пределы.

В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.

Как видите в руках у меня клубок ниток, давайте сыграем в игру. Я называю свое Имя и говорю что-то приятное своему соседу, а он передает конец нити своему соседу с хорошими пожеланиями. После того как нить обойдет всех ребят, задаются вопросы:

- С чем можно сравнить наш клубок (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нашей нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если запутать нашу нить? А применительно к нашей жизни?

У: Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.

Памятка «Важные правила»

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

Учитель: Я напоминаю: тема нашего классного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?

Учитель: Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

Учитель: Что такое, например, право на жизнь?

(Ответы учеников)

Учитель: Хорошо, подводим итог: право на жизнь- это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.(ученики)


Учитель: Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права. О каких правах идёт речь? Где эти права прописаны? ( В Конвенции, а, что такое Конвенция о правах ребёнка?).

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

Учитель: Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

(Ответы учеников)

Учитель: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Учитель: С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку. Давайте поработаем.

1 задание. Составление таблицы (слайд 5)

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. (Слайд №6)


Что я делал(а) сегодня


Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал


2

Завтракал, обедал


3

Смотрел телевизор


4

Сходил в школу


5

Лечил зубы


6


Право на всестороннее развитие

7


право на отдых и досуг

8


право на справедливое вознаграждение

9


право на свободу мирных собраний

10


право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Ответы детей.(Слайд №7)


Что я делал(а) сегодня


Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

2

Завтракал, обедал


Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

3

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

4

Сходил в школу

Право на образование

5

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

6

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

7

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

8

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

9

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

10

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение


Учитель: Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Совместное обсуждение и правильный ответ (по группам)

Ситуация 1. 

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3.

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4. 

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Ситуация 5. 

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос. Будут ли ребята наказаны?

Правильный ответ:

Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

Ситуация 6. 

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

Вопрос. Какие обязанности они нарушили?

Правильный ответ:

Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ситуация 7. 

В кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.

Вопрос. Нарушается ли право на получение информации?

Правильный ответ:

НЕТ. Данная информация может нанести нравственный вред детскому здоровью

Хорошо, наше обсуждение прав и обязанностей продолжает следующая рубрика:

  Задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».

Внимание на доску. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено 

1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?(“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк).

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

3.В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

4.Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?(“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

5.В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).

6.В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

А сейчас подумает над заданием " Я имею право", внимательно посмотри на экран, послушайте задание:

ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!» 

Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т







ж

И

О

б

р

О

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

Правильный ответ: (слайд 22)

  1. Жизнь

  2. Образование

  3. Отдых

  4. досуг

  5. индивидуальность

  6. уважение

  7. имя

  8. Заботу

Конкурс. “Песня о правах”.

Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

  1. “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).

  2. “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).

  3. “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)

  4. “Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).

  5. “ На крутом бережку” (право на отдых).

  6. “Наташка-первоклашка” (право на образование).

  7. “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).

Спасибо большое за работу. А сейчас давайте вспомним даты, которые должны знать и взрослые и дети, они касаются международных праздников, прав человека. Ребята, какие даты, Вам известны?

1 июня – Международный день защиты детей.

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.

20 ноября – Всемирный день прав ребенка.

10 декабря – День прав человека.

Игра. Я уважаю твое право…

Учитель: Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):

«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

Учитель: А теперь, давайте подведем итоги нашего мероприятия.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу- ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.”

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал:

Мудрец:“Все в твоих руках”.

Зная права и выполняя свои обязанности, мы, таким образом, правильно выстраиваем свою жизнь, ограничиваем себя от опасностей, помогаем младшим избежать неприятных ситуаций, одним словом, мы хорошо и надёжно вооружены, а кто вооружён, тот надёжно защищён. Я всем желаю мирного неба, хорошего знания законов, благополучия во всём.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!