СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум Последний концерт на Титанике

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум Последний концерт на "Титанике" - это урок по подготовке ЕГЭ по русскому языку в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Практикум Последний концерт на Титанике»


Практикум "Последний концерт на "Титанике"

Цели и задачи:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения по фрагменту из лекции Кабалевского;

  • расширить представления учащихся о личности Л.Бетховена и познакомить их с фрагментом 3-ей симфонии;

  • закрепить сложившееся у них представление о героическом в музыке Бетховена;

  • закрепить навык слушания текста на фоне музыки;

  • развитие навыков слушания и осмысления классической музыки.

  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации,

  • определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • выявить готовность учащихся к написанию сочинения на экзаменах за курс средней школы;

  • на основе выявленных недостатков организовать самостоятельную работу учащихся по дальнейшему совершенствованию их письменной, речевой грамотности, способности реализовывать свой интеллектуальный, нравственный, духовный потенциал при создании речевого произведения.

  • Личностные: сформированность ответственного отношения к учению; стремление к речевому совершенствованию; расширение лексического запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

  • Регулятивные: осуществлять контроль за своей учебной деятельностью;

  • Познавательные: определять и формулировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста;

  • Коммуникативные: соблюдать нормы речевого взаимодействия в процессе диалога

Оборудование: аудиозапись 3 симфонии Бетховена, портреты Бетховена, Кабалевского, фотографии музыкантов симфонического оркестра, которые давали концерты на «Титанике», аудиозапись, распечатанные тексты.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя русского языка, сообщение целей и задач урока.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.




-Цель нашего урока – продолжить подготовку к экзамену по русскому языку, а именно написанию сочинения, а поможет нам сегодня достичь этой цели музыка

Давайте познакомимся с фрагментом из лекции композитора и педагога Д.Б.Кабалевского, -Д.Б. Кабалевский – советский композитор, педагог, общественный деятель. Он автор книг «Как рассказывать детям о музыке», «Про трёх китов». Кабалевский был основателем и редактором журнала «Музыка в школе».

2 . Чтение фрагмента лекции Д.Б.Кабалевского

Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг…

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…

Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…

Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле.

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинст

Звучит фрагмент из 3-ей симфонии Бетховена (около минуты громко, потом звук делается тише). На магнитную доску крепится лист «Оркестр судна».

(Усилить звук и дать учащимся дослушать фрагмент из 3-ей симфонии Бетховена до конца).

(Отсутствует фотография французского виолончелиста Р. Бруку)



– Все музыканты судового оркестра "Титаника" играли до последнего момента и погибли, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года...





3. Беседа с учащимися, проверка первичного восприятия текста.

Тема текста – это предмет (суть) какого-либо высказывания.

Идея текста – это главная мысль высказывания.

Микротема – часть общей темы текста.

Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.

Тип речи – определенное обобщенное значение текста: описание, повествование, рассуждение.

Описание – тип текста, в котором описываются особенности предметов и явлений, называются их признаки.

Повествование – тип текста, в котором рассказывается о действии, развивающемся во временной последовательности.

Рассуждение – тип текста, в котором передается течение мысли, раскрываются причинно-следственные связи.

Цепная связь – способ связи предложений в тексте, при котором каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.

Параллельная связь – способ связи предложений в тексте, при котором все предложения не сцепляются, а сопоставляются по смыслу с первым.



Учитель русского языка:

Определите его тему.

( «Титаник» и музыка)

- Какие строки вам показались самыми важными в услышанной истории?

(учащиеся пересказывают последний абзац текста)

- Сам Бетховен говорил: «Музыка является более высоким откровением, чем всяческая мудрость и философия».

-Прослушанный вами фрагмент можно назвать текстом?

-Что является характерной особенностью текста?

(название или его возможность, тема, основная мысль, делимость на части, связность, композиционная завершённость, стилистическое единство)

-Как же можно озаглавить текст?

Среди предложенных названий выбирается одно, учащиеся записывают его в тетрадь. Например, «Последний концерт на «Титанике».

Последний концерт на «Титанике»

Эпиграф к уроку: Главным в музыке всегда остаётся человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру. Кабалевский

Что мы знаем о Бетховине?

-Почему для своего последнего в жизни концерта музыканты выбрали музыку именно Бетховена? Почему он назван героическим композитором? Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать историю его жизни.

о жизни Бетховена.

Композиция представляет собой классический четырехчастный цикл, в котором каждая из частей играет определенную драматургическую роль:

  1. Allegro con brio отражает героическую борьбу, является экспозицией образа справедливого, честного человека (прообраз Наполеон).

  2. Траурное марш-шествие играет роль мрачной кульминации.

  3. Скерцо выполняет функцию смены характера музыкальной мысли от трагического к победному.

  4. Финал – это праздничный, ликующий апофеоз. Победа за настоящими героями.



Бетховен обращает на себя внимание не только идеальной игрой, но и независимым характером. В пылу гнева он так написал одному вельможе: « Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случаю и происхождению; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи, Бетховен – один!» И это в то время, когда музыкантов относили к разряду слуг!

Болезнь настигла Людвига в зените славы. Сначала с тревогой, потом с ужасом замечает он, как к нему, совсем молодому человеку (ему было 27 лет), композитору, полному грандиозных творческих планов, подкрадывается страшное бедствие – глухота! Вот он уже не в силах скрывать свою болезнь от людей. Его отчаянье достигло, казалось, предела. К нему приходят мысли о самоубийстве. Но воля и жажда жизни одержали верх. «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой, - писал композитор друзьям. – Только оно, искусство, меня удержало». «Судьба! Я схвачу тебя за глотку, совсем согнуть тебе меня не удастся!» - эти слова стали девизом его жизни.



В дни кризиса и была задумана Третья симфония, которая открыла новый период в его творчестве. Следующие десять лет - время блестящего расцвета гения Бетховена: 5 симфоний, музыка к трагедиям Гёте, опера «Феделио», «Крейцерова» соната, множество других произведений. Музыка Бетховена действенна, активна, передаёт напряжённое биение мысли.

Последнее десятилетие жизни композитора было омрачено личными невзгодами и потрясениями. Глухота становится полной. Сам он уже не решается дирижировать последней своей симфонией, Девятой. Она имела триумфальный успех. Вызвала бурю рукоплесканий. Но Бетховен не слышит их. Тогда одна из солисток повернула его лицом к публике, и он увидел эти рукоплескания! От волнения он лишился чувств. Этот успех вдохновляет композитора. Он лихорадочно работает Но силы его слабеют. В декабре 1826 года Бетховен простудился и слёг. Три месяца он тщётно боролся с недугом. В последний путь его провожало около 10000 человек.

(Вновь негромко звучит музыка)

Учитель:

-Что вы узнали о Бетховене? Прав ли Кабалевский?

(Кабалевский прав, называя Бетховена «героическим композитором», так как он всю жизнь боролся с нуждой, болезнями, несправедливостью).

-Какую роль музыка сыграла в его жизни?

(Поддерживала в трудную минуту, предотвратила самоубийство, помогла найти выход из кризиса.)

Учитель русского языка:

-Какой же вывод можно сделать, изучая жизнь Бетховена?

(Никогда нельзя сдаваться, опускать руки, нужно бороться за свою жизнь, своё счастье)

-Да, ребята, жизнь – величайшая ценность, данная человеку, и всегда в жизни человека есть что-то, что способно спасти его от сумасшествия и гибели.

-Что вы чувствовали, когда слушали фрагменты из 3-ей симфонии?

- Почему композитор назвал свою симфонию «Героической»?

Выступление подготовленного ученика:

-Третья симфония Людвига ван Бетховена носит название «Героическая», так как работа над ней совпала с увлечением композитора личностью Наполеона. В Наполеоне он, как и многие его современники, видел «генерала революции». Бетховен решил посвятить ему своё произведение, воспевающее героическую борьбу ради счастья человечества. Но когда композитор узнал, что Бонапарт провозгласил себя императором, то вместо посвящения написал на титульном листе лишь одно слово: «Героическая». Такой она осталась в веках – музыкальным памятником не одному какому-то человеку, а идее, торжествующей вопреки препятствиям, страданиям и смерти.

4. Краткий языковой анализ текста.

Учитель русского языка:

Перед вами текст. Но он не разделён на абзацы, а на экзамене вам предстоит продемонстрировать умение видеть микротемы. Перечитайте его, разделив на абзацы. Их здесь 7.

Самопроверка по цитатному плану, обсуждение.

(распечатанный заранее план раздаётся учащимся во время работы над черновиком).

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.



План

  1. Сообщение газет о гибели «Титаника».

  2. Паника на корабле. «Спасти удастся … не всех».

  3. «…на палубу вышли музыканты симфонического оркестра».

  4. «Заиграли Третью симфонию Бетховена».

  5. «…музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество».

  6. «Она звучала, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами…»

  7. Могучая сила музыки.



5. Повторное самостоятельное чтение текста на фоне музыки.

8. Рефлексия

Учитель русского языка:

-Какие чувства и эмоции возникли у вас на уроке?

-Какой вывод для себя сделали, узнав о жизни Бетховена, о гибели «Титаника»?



9. Заключительное слово учителей:

-Я благодарна вам за те чувства и эмоции, которые вы проявили на уроке.

Я увидела вас как людей сопереживающих, способных к эмпатии.

Литература

  1. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с.
    2. Кабалевский Д.Б. Ровесники: беседы о музыке для юношества. Вып. 1.- М.: Музыка, 1980.- с.17-28 
    3. Васина-Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах: маленькая энциклопедия. - М.: Детская литература, 1986. - с. 102-105.
    4. Португалов К.П. Серьёзная музыка в школе. – М.: Просвещение, 1980.- с.144




















Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.


Текст Д.Б Кобалевского


Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг…

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…

Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…

Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле.

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство…

Урок посвящён теме «Текст и его преобразование». На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о тексте, его признаках и строении, овладеют такими приемами информационной переработки текстов, как план, тезисы, конспект, реферат, познакомятся с правилами написания аннотации и рецензии, научатся редактировать собственные тексты.

Глоссарий

Текст–основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека. Текст характеризуется тематическим единством, смысловой цельностью и наличием грамматической связи между предложениями.

Тема текста – этопредмет (суть) какого-либо высказывания.

Идея текста – это главная мысль высказывания.

Микротема – часть общей темы текста.

Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.

Тип речи – определенное обобщенное значение текста: описание, повествование, рассуждение.

Описание – тип текста, в котором описываются особенности предметов и явлений, называются их признаки.

Повествование – тип текста, в котором рассказывается о действии, развивающемся во временной последовательности.

Рассуждение – тип текста, в котором передается течение мысли, раскрываются причинно-следственные связи.

Цепная связь – способ связи предложений в тексте, при котором каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.

Параллельная связь – способ связи предложений в тексте, при котором все предложения не сцепляются, а сопоставляются по смыслу с первым.

План текста – объединение элементов текстовой информации.

Тезисы – кратко сформулированные основные мысли текстаекст–основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека. Текст характеризуется тематическим единством, смысловой цельностью и наличием грамматической связи между предложениями.

Тема текста – этопредмет (суть) какого-либо высказывания.

Идея текста – это главная мысль высказывания.

Микротема – часть общей темы текста.

Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.

Тип речи – определенное обобщенное значение текста: описание, повествование, рассуждение.

Описание – тип текста, в котором описываются особенности предметов и явлений, называются их признаки.

Повествование – тип текста, в котором рассказывается о действии, развивающемся во временной последовательности.

Рассуждение – тип текста, в котором передается течение мысли, раскрываются причинно-следственные связи.

Цепная связь – способ связи предложений в тексте, при котором каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.

Параллельная связь – способ связи предложений в тексте, при котором все предложения не сцепляются, а сопоставляются по смыслу с первым.

План текста – объединение элементов текстовой информации.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!