СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум. Подготовка к выполнению задания 9.2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В заданиях предложены этапы подготовки к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста

Просмотр содержимого документа
«Практикум. Подготовка к выполнению задания 9.2»

Подготовка к выполнению задания 9.2

Практическое занятие № 1

Пишем вместе сочинение-рассуждение: «Как вы понимаете смысл фразы текста?»


Источник: Открытый банк ФИПИ, 0AE32E

(1)Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2)Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.

– (3)Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? – возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4)Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. – (5)Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.

(6)Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7)Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8)Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9)Она явно ждала чего-то иного. (10)И дождалась. (11)Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках – Вахтанг.

(12)Зиночка пожалела Лёшу.

– (13)Пускай этот тип прибьёт, – чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, – он выше ростом.

(14)Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15)Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.

(16)Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17)Но жест не помог: горькое чувство не проходило.

(18)И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19)Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20)В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.

(21)Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.

– (22)Тебя Лёшей зовут? – спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.

(23)Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.

– (24)Запомнила, – осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.

– (25)Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.

– (26)А ты Женя Каретникова, из Краснодара, – ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.

– (27)Запомнил, – сказала Женя.(28)Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.

– (29)А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? – спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. – (30)Что ты там увидел?

(31)Лёша встал с Женей рядом.

(32)Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты –овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33)Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.

– (34)А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? – спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.

– (35)Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».

(36)Лёша засмеялся.

– (37)Эти слова надо высечь в мраморе, – сказал он.

– (38)Ты можешь... за мой стол... (39)Я тоже одна сижу, – предложила Женя. (По М.Г. Львовскому*)

Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) – русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.


  1. Прочитайте задание:

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.


  1. Работа над текстом:

  1. На сколько частей можно разделить предложенный текст? Обоснуйте ответ

  2. Опишите ребят в первой части текста? (Зиночка Крючкова – гордая девочка, уменьшительно-ласкательная форма имени также указывает на ее характер. Галя Вишнякова – самая красивая девочка школы, и фамилия не лишена притягательности. Вахтанг – высокий спортсмен).

  3. О какой «бурной жизни» может идти речь во 2 предложении? (Ребята в классе заняты своими интересными делами, разговорами, им нет дела до полочки и всего, что их не касается)

  4. Как складываются у Леши отношения с одноклассниками? (Лешу не замечают, не принимают, сам он не может найти общий язык с ровесниками, отсюда «горькое чувство одиночества»)

  5. Чем Лешу расположила к себе Женя? (Женя озарила Лешу улыбкой, она приветлива)

  6. Почему герой не сразу отвечает новенькой девочке? (Мальчик растерялся от неожиданного внимания)

  7. Обратите внимание на слова автора после реплик Леши в начале знакомства? (Леше трудно поддерживать разговор, так как он сомневается, будет ли он интересен собеседнику: «осторожно сказал», «кажется, ничего не испортил», «опасаясь, как бы разговор не застрял…»)

  8. Можем ли утверждать, что в финале теста герой меняется? (Леша чувствует себя увереннее, осознает, что и он может говорить легко и непринужденно)

  9. С чем автор сравнивает умение общаться? (со звучащим оркестром)

  10. Подчеркните ключевые слова в приведенном в задании предложении.


  1. Напишите сочинение-рассуждение, продолжив начатый текст, или составьте собственный текст

Попробуем разобраться в смысле фрагмента текста М.Г.Львовского: «Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку». На мой взгляд, автор говорит о том, что___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Докажем это, обратившись к тексту.

(Пример для доказательства 1 + комментарий

Пример для доказательства 2 + комментарий)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, автор приводит нас к мысли о том, что__________________________________________________________________________________








Практическое занятие № 2

Пишем вместе сочинение-рассуждение: «Как вы понимаете смысл фразы текста?»


Источник: Открытый банк ФИПИ, BD57AB

(1) Софья, Лена и Катя были неразлучны с детского сада. (2) Вместе пошли в школу и вместе её закончили: Софья и Лена – безупречными гламурочками с натянутыми «за красивые глаза» тройками по физике и математике, Катя – с золотой медалью, добрым десятком кило лишнего веса и неистребимым стремлением во всём походить на своих стильных подружек. (3) А потом, всё так же вместе, поступили в университет, только на разные специальности. (4) У Лены и Софьи был целый табун поклонников и приличные шансы на звёздную карьеру в модельном бизнесе, так что ходили они на лекции исключительно для демонстрации новых нарядов. (5) Катя им твердила, что их наверняка отчислят, если они не займутся учёбой, но подруги только смеялись ей в ответ.

(6) Но однажды Софье приснилось, что они стали куклами в игрушечном отделе «Детского мира». (7) На Катю был наклеен ценник с весьма скромной суммой – под стать её неказистому внешнему виду, за Софью и Леночку просили куда больше.

(8) Так они и стали теперь жить – по-королевски наряженными пленницами стеклянных витрин и искусно раскрашенных целлулоидных коробок.

(9 )И в один прекрасный день их купили в подарок девочке Маше.

(10) Ночью, когда их новая хозяйка заснула, Лена и Софья стали обсуждать свою новую жизнь.

– (11) Знаешь, Лен, – сказала Софья, – мы привыкли считать самым главным внешность и наряды – и теперь мы куклы. (12)Наверное, это даже правильно.

– (13) А Катя? – робко спрашивает Лена. – (14) Катя никогда и не была такой, как мы. (15) Она интересовалась тряпками, но лишь потому, что мы с тобой без них жить не могли. (16) Ты видишь, как девочка любит Катю: она её из рук почти не выпускает, и ложится спать, и ест вместе с ней, а мы с тобой день и ночь скучаем на тумбочке. (17) И знаешь что, Лен? (18)Мне, конечно, очень хочется быть на её месте. (19) Но раз уж это невозможно, пусть хотя бы у Кати будет всё хорошо.

(20) Подруги молча смотрят на кровать.

(21) Машенька сопит в обнимку с куклой, часы неутомимо режут вечность на ломтики. (22) Елена и Софья не замечают, что лежащая на подушке Катя изо всех сил пытается приподнять руку, и ей наконец это удаётся. (23) Она неловко отводит с лица девочки непослушную прядь, нежно гладит её по щеке и что-то шепчет в аккуратное ушко.

(24) Девочка вздрагивает, приоткрывает один глаз и, не глядя, сгребает всех кукол с тумбочки.

(25) Уютно устроившись в коконе из одеял, Лена и Соня мгновенно засыпают в тёплом кольце хозяйских рук, и им снится первый за эту жизнь сон. (26) Им снится, что их любят – не за что-то, а просто потому, что они есть. (По И.А. Клеандровой)*

* Клеандрова Ирина Александровна (род. в 1981 г.) – современная российская писательница.


1.Прочитайте задание:

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Им снится, что их любят – не за что-то, а просто потому, что они есть». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.


2. Работа над текстом:

1. Выясните значение слов «гламурочки», «целлулоидный» (гламурочка – от прил.гламурный, эффектный, шикарный; целлулоидный – сделанный из пластического легковоспламеняющегося вещества)

2. На сколько частей можно разделить текст? Обоснуйте

3. Можем ли мы определить возраст подруг? (взрослые, уже учатся в университете)

4. Жизненные приоритеты девушек? (Для Софьи, Лены важны внешность, наряды, для Кати – учеба, дружба)

5. Почему во сне Софьи девочки превращаются именно в кукол? (Софья считала главным красоту, идеальную внешность, поэтому подруги в ее сне становятся куклами, Катя тоже превращается в куклу, т.к. одеждой интересовалась ради подруг)

6. Почему Машенька выбирает куклу Катю? (за доброту, которую она излучает)

7. Как вы думаете, почему раньше Софья и Лена не видели снов?

8. Какие ценности противопоставляются в тексте? (материальные и нравственные, настоящие и ложные)

9. Что поняла Софья в своем сне? (Долгое время неправильно оценивала свою жизнь)


3. Напишите сочинение-рассуждение, продолжив начатый текст, или составьте собственный текст:

Текст Клеандровой И.А. заканчивается словами: «Им снится, что их любят – не за что-то, а просто потому, что они есть.». Финальные строки говорят о том, что____________________________________________________________________________________

Попробую доказать справедливость своего суждения.

(Пример для доказательства 1 + комментарий

Пример для доказательства 2 + комментарий)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все вышеизложенное еще раз убеждает в том, что______________________________________
































Практическое занятие № 3

Пишем вместе сочинение-рассуждение: «Как вы понимаете смысл фразы текста?»


Источник: Открытый банк ФИПИ, 544886

(1)Жил в городе Верном художник Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».

(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов. (12) В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.

(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».

(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18) Этим исчерпана жизнь художника.

(19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.

(23)Так вот – я люблю…

(24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.

(25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.

(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым. (По Ю.О. Домбровскому*)

* Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский советский поэт, прозаик, литературный критик. Вершиной творчества писателя стал роман «Факультет ненужных вещей», который он создавал более 10 лет.


  1. Прочитайте задание:

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.


  1. Работа над текстом:

  1. Какие имена собственные употреблены в тексте?

(г. Верный (с 1921г – г.Алма-Ата) — город, военное укрепление, основанное русским правительством 4 февраля 1854 года. Вскоре разрослось и превратилось в крупную казачью станицу, куда активно прибывали поселенцы из центральных регионов России (Воронежской, Орловской, Курской губерний).

Хлу́дов Никола́й Гаври́лович — художник, портретист, иконописец, пейзажист и бытописец. Участвовал в экспедициях, нес государственную службу; разъезды по межеванию земель дали художнику возможность точно подметить и передать в обыденных сценах дух и своеобразие казахского народа. Хлудов создал многочисленные живописные работы, посвященные жизни казахского народа.

Верещагин В.В.– в мире искусства имя художника связывают с изображением батальных сцен. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Он работал над бытовой, исторической, портретной и пейзажной живописью.

Центральный музей (Центральный Государственный музей Республики Казахстан) - музей, расположенный в Алматы. Один из старейших и крупнейших музеев Казахстана и Центрально-Азиатского региона. Коллекция фонда насчитывает около 300 тысяч единиц хранения)

  1. На сколько частей можно разделить текст?

  2. Найдите к слову картина синонимы, используемые в тексте? (Холст, полотно, этюды)

  3. Как вы понимаете словосочетание «популярная статейка»? (Небольшая заметка, написанная простым, доступным языком; слово «статейка» имеет помету «уничижительное»)

  4. Почему автор другого журналиста называет «настоящим» искусствоведом»? (Проявил поверхностный подход к творчеству художника, статья получилась неглубокая, написанная общими фразами)

  5. Какими вы видятся работы Хлудова?

  6. С чем автор сравнивает картины Хлудова? Обратите внимание на лексику при описании работ художника (Полотна Хлудова Домбровский сравнивает с яркими детскими открытками, где все просто, радостно и искренне. При описании картин Хлудова используется эмоционально-оценочная лексика: яблочки, блюдечко, голубейшее, чудесные, блестящие, ликует, смеется)

  7. Что скрывается за словосочетанием «необычайный мир»? (Дивный мир жизни казахов, загадочный мир степей)

  8. Как вы думаете, почему Хлудов не получил особого признания? (Искусствоведы всегда недооценивали творчество Хлудова, не считали его сильным живописцем)


  1. Напишите сочинение по предложенным клише:

Настоящий художник – это тот, кто__________________. Именно о такой творческой личности предложенный для анализа текст Ю.А.Домбровского. В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что________________________________________________________________________

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.

(Пример для доказательства 1 + комментарий

Пример для доказательства 2 + комментарий)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом,___________________________________________________________________

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!