СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по теме : Человек в социальном измерении Класс: 6

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек — личность.

2. Учимся узнавать и оценивать себя.

3. Учимся правильно организовывать свою деятельность.

4. Учимся размышлять.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по теме : Человек в социальном измерении Класс: 6»

Практикум по теме : Человек и его деятельность

Класс: 6

Задачи уроков

1. Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности.

2. Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха.

3. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности.

План проведения практикума

1. Человек — личность.

2. Учимся узнавать и оценивать себя.

3. Учимся правильно организовывать свою деятельность.

4. Учимся размышлять.

Варианты организации учебной деятельности

Работа с материалами практикума ; групповая проектная работа; беседа по вопросам и работа с заданиями ; первый урок — собеседование, второй — работа с практическими заданиями.

Работу с материалами практикума целесообразно начать с предложения учащимся продолжить фразы «Я такой, как все, потому что...» и «Я не такой, как все, потому что...».

После того как выскажутся все желающие, можно попросить шестиклассников сделать общий вывод о причинах сходства и различия людей. Очевидно, что в таком выводе найдёт отражение идея о том, что, с одной стороны, ряд существенных признаков, присущих человеку, имеется у всех людей, поскольку они живут в обществе. С другой стороны, у каждого человека есть ярко выраженные индивидуальные признаки. Многообразие человеческих индивидуальностей обогащает жизнь общества.

Далее необходимо познакомить подростков с правилами самопознания и устно прорецензировать их. Для этого на классной доске можно заранее написать или вывесить памятку «Как рецензировать письменные высказывания»

Рецензия (от лат. recensio — пересмотр) — критический отзыв о каком-либо объекте (тексте, событии, явлении и пр.).

1. Внимательно прочитай текст, который тебе предстоит оценить и прорецензировать.

2. Определи основную мысль каждого высказывания.

3. Оцени, насколько твоё мнение совпадает с основной мыслью высказывания.

4. Какие аргументы ты можешь привести в дополнение к приведённым в тексте или для опровержения высказанной мысли.

5. Сформулируй своё мнение по поводу изложенного в тексте положения (главной мысли).

Полезно выслушать несколько рецензий учащихся и обсудить их в классе. При этом учителю важно отметить удачные рецензии учащихся, наиболее интересные аргументы, приведённые ими для обоснования своего отношения к высказанным правилам.

Аналогично может быть организована на данном уроке работа с материалами других рубрик «Учимся...».

В разделе «Учимся правильно организовывать свою деятельность» дан ряд правил. Рекомендуем остановиться отдельно на каждом правиле, рассмотрев его на примере любого из названных видов деятельности (игра, учение, труд). По каждому правилу могут высказаться несколько учащихся. После выполнения этого задания следует подчеркнуть взаимосвязанный характер этих правил; объяснить, что умение правильно организовывать свои занятия предполагает соблюдение каждого из них.

В разделе «Учимся размышлять» также дан ряд правил. Можно предложить высказаться по каждому из них нескольким учащимся. Важно определить отношение каждого учащегося к тому или иному правилу. Полезно в завершение этой работы выделить особо актуальные правила — те, важность которых отметило большинство ребят, и порекомендовать взять их на вооружение в первую очередь.

Дополнить работу с текстом учебника можно выполнением и обсуждением заданий,которые учитель сочтёт необходимыми для систематизации и обобщения знаний и совершенствования умений по теме.

Проектная работа. Вариантом организации учебной деятельности может стать проектная работа учащихся по следующим темам:

1. «Человек — личность». Составить сборник мудрых мыслей на заданную тему. Дополнительным заданием может быть работа с информационными источниками по плану:

— Какими источниками информации ты воспользовался?

— Какие высказывания тебя удивили? Чем именно?

— Чьё мнение тебе показалось наиболее близким к твоему мнению?

— Какие трудности встретились тебе при выполнении практического задания?

— Как тебе удалось с ними справиться?

— Чему тебя научила эта работа?

2. «Человек и его деятельность». Создать наглядное пособие по данной теме.

3. «Что человеку нужно». Провести исследование, посвящённое потребностям, желаниям и мечтам школьников твоего возраста. После сбора анкет проанализируйте, какие потребности преобладают у ребят в вашем классе. Ответы ребят представьте в виде круговой диаграммы на ватмане или в виде компьютерной презентации. Такая работа должна включать следующие этапы:

1) разработку анкеты;

2) опрос;

3) анализ собранной информации;

4) представление результатов.

4. «Чем опасны вредные привычки». Провести исследование на данную тему согласно вышеизложенному плану.

Урок-практикум можно провести и в форме беседы, при этом построить вопросы и ответы на них так, чтобы они составляли логическую цепочку, позволяющую осознать связь между основными понятиями и проблемами изученной темы. В ходе фронтального опроса учащимся предоставляется возможность дополнять и уточнять ответы друг друга.

Учителю целесообразно предложить шестиклассникам для подготовки следующие вопросы:

1. Какие качества позволяют характеризовать человека как личность?

2. Какого человека можно назвать личностью?

3. Какие условия способствуют формированию личности?

4. Как связаны между собой понятия «личность» и «самостоятельность»?

5. Что такое самопознание?

6. Почему говорят, что внешность человека обманчива?

7. Что такое самооценка и от чего она зависит?

8. Как можно изменить самооценку?

9. Каковы слагаемые внутреннего мира человека?

10. Какое место во внутреннем мире подростка занимают мечты, жизненные планы?

11. Какие чувства характерны для оптимистически настроенной личности?

12. Что такое потребности? Как они меняются в разные исторические времена?

13. Чем различаются потребности биологические, социальные и духовные?

14. Что такое деятельность? Какие виды деятельности свойственны человеку?

15. Какую роль в деятельности человека играет способность к творчеству?

16. Что отличает труд от других видов деятельности? Что общего у игры и учёбы, чем они различаются?

17. Каковы слагаемые жизненного успеха?

18. Какую роль в достижении жизненных целей играет характер и сила воли?

19. От чего зависит успех в выборе профессии?

«Работа с текстом» Прочитайте текст и укажите основную мысль текста, запишите ее.

Задание 1. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала, стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала, опираясь на руки. Не пила, а лакала, рычала, когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более десяти лет, но её развитие оставалось на уровне ребёнка четырёх лет.

Задание 2. Давным-давно жил в городе Эфесе юноша-грек по имени Герострат. И очень он хотел прославиться. Но хорошими делами добиться славы он не мог и поэтому захотел совершить такой дурной поступок, чтобы хоть так его запомнили люди. Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской одно из семи чудес света. Храм  сгорел, исчезло навсегда чудесное творение рук человеческих. Так он обессмертил своё имя, но какой ценой? Геростратом теперь называют человека, который добивается славы безнравственным путём. Люди, похожие на Герострата, смотрят на других свысока, не признают их достоинств, любят только себя, совершают поступки, которые выгодны только им самим. Вот что думает о себе и о других современный Герострат герой произведения французского писателя Жана Поля Сартра: «На людей надо смотреть с высоты. Я выключаю свет и становлюсь у окна: они даже не подозревают, что их можно разглядывать сверху; они заботятся об анфасе, иногда о спине, но все их уловки рассчитаны на наблюдателя в метр семьдесят ростом... Я наклоняюсь, и меня разбирает смех: где же она, эта знаменитая «прямая походка», которой они так гордятся? Они раздавлены на тротуаре, и две длинные полуползущие конечности выступают из-за плеч. Следует поддерживать нравственное превосходство... иначе в чём же, собственно, заключается моё превосходство над людьми?»

Задание 3. Прочитай текст и ответь на вопросы. Правитель одной страны должен был назначить на важный пост самого достойного. Он предложил придворным испытание и привёл всех претендентов к колодцу в дальнем углу сада. Колодец был закрыт огромной каменной крышкой. Казалось, что поднять её невозможно. «Кто сможет открыть?» спросил правитель. Один за другим придворные подходили, оглядывали колодец и отказывались. И только один решился, дёрнул крышку изо всех сил, и она легко открылась. «Ты получишь пост, сказал правитель, ибо ты не полагался на то, что видишь и слышишь, но привёл в действие собственные силы и рискнул попробовать!» ) Как ты объяснишь выбор правителя? 2) Что можно сказать о претендентах на пост? 3) Назови качества их личности. (Воспользуйся подсказкой: глупые, несообразительные, ленивые, трусливые, нерешительные, не любят рисковать)

Задание 4. Прочитайте утверждение. Приведите не менее 2 аргументов «за» и не менее 2 аргументов «против», сделайте вывод

«О мужественное сердце разбиваются все невзгоды» (М. Сервантес, испанский писатель). 2) «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л. Н. Толстой, русский писатель). 3) «Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди» (М. М. Пришвин, русский писатель). 4) «Справедливость есть высшая из всех добродетелей» (Цицерон, политический деятель Древнего Рима). 5) «Ближе всего к великому стоит честность» (В. Гюго, французский писатель). 6) «Высший суд суд совести» (В. Гюго). 7) «Праздность корень всему злу» (А. В. Суворов, русский полководец). 8) «Любовь никогда не требует, она всегда даёт. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя» (М. Ганди, философ и общественный деятель Индии). 9) «Личный эгоизм родной отец подлости» (М. Горький, русский писатель). 0) «Малодушие возбуждает в нас одно только презрение» (Ф. Шиллер, немецкий драматург).

-Творческая работа- Используя приведенные ниже слова и словосочетания, и привлекая обществоведческие знания, составьте рассказ по заданной теме из 5-7 предложений. Критерии оценивания Количество Учащийся составил рассказ из 5-7 предложений тема: «Человек среди людей» Слова, словосочетания: личность, индивидуальность, познание, самосознание, способности, деятельность, формы деятельности, потребности, чувства, мысли, общение.

-Рассказ раскрывает заданную тему: «Нравственные основы жизни». Слова, словосочетания: человек славен добрыми делами, добрые чувства, добро, зло, золотое правило морали, страх, смелость, почтенный возраст, гуманизм, гуманный, человечность

Задание 5

1.Прочитайте текст и укажите основную мысль текста, запишите ее. Шёл памятный для истории России 825 год. А. С. Пушкин жил в ссылке в Михайловском под надзором местных властей. Несмотря на опасность навлечь на себя неудовольствие императора, Пущин посетил своего опального лицейского друга. Вот как сам он описал эту встречу: «С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его. Собираясь на Рождество в Петербург для свидания с родными, я предположил съездить в Псков, а оттуда уже рукой подать в Михайловское......Кони несут среди сугробов опасности нет: в сторону не бросятся, всё лес да снег им под брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистой тропой вдруг крутой поворот, и... неожиданно вломились с маху в притворённые ворота, при громе колокольца. Не было силы остановить лошадей у крыльца протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора... Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод... Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!..» Беседа двух лицейских друзей была оживлённой. Чтение чужих и своих стихов затянулось за полночь. Время было неумолимо. Пора было прощаться. Последние слова: «Прощай, друг!» А потом вечная разлука. Больше друзья так и не увиделись. Но встреча эта стала для обоих незабываемой

2. Аркадий Петрович Гайдар(настоящая фамилия Голиков). В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка. После ранения и контузии Гайдар ушёл из армии и стал писателем. Одна из книг Гайдара («Тимур и его команда») приобрела невиданную в истории литературы судьбу. Её герой Тимур, смелый, благородный, отзывчивый мальчуган, придумал чудесную игру. Он вместе с группой ребят окружил тайной заботой людей, нуждающихся в помощи. Все свои действия Тимур и его команда держали в секрете. Никто не видел ребят, когда они носили старушке воду или укладывали дрова. Их помощь была не показной, не для благодарности или награды они помогали людям по зову благородных сердец. Прочитав эту книгу, ребята в разных городах стали создавать группы, похожие на команду Тимура. Так началось тимуровское движение. Особое значение оно имело в годы Великой Отечественной войны, когда ребята помогали семьям ушедших на фронт. Первые тимуровцы уже стали бабушками и дедушками. Книгу Гайдара и сегодня читают твои ровесники. И сегодня то в одном, то в другом уголке нашей страны вдруг становится известно о добрых делах современных тимуровцев.

Правила общения

Овладение искусством общения, а значит, искусством уважения человека, его внутреннего мира по-настоящему великая задача. Как правильно слушать. 1.Проявляй терпение: не прерывай, не мешай. 2.Помни, что задача слушающего помочь в выражении проблем говорящего.

3. Не давай оценок человеку: если ты будешь оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить тебе. 3. Не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточься на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь. 4. Не давай советов: помни, что лучшие решения в конфликте это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал. Правила успешного общения через посредника в конфликтной ситуации 5. Говори только по просьбе или сигналу посредника. 6. Относись к другому человеку с уважением и доверием. 7. Обращаясь, называй оппонента так, как он этого пожелает перед началом вашей встречи, или просто называй его по имени, избегая местоимения «он» или «она». 8. Не перебивай ни оппонента, ни посредника. Проявляй терпение и выдержку. 9. Знай, что у тебя обязательно будет возможность и время сказать всё, что ты считаешь нужным.

Домашнее задание.

Второй час практикума может быть посвящён разбору выполненных заданий практикума.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!