Практикум по теме «Личность и общество»
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Личность и общество»; соотносить понятия человек и общество; объяснять, почему ученые характеризуют общество как форму совместной деятельности людей.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Шли однажды по дороге философ и мыловар.
— Что толку в вашем учении? — спросил мыловар. — Посмотрите, сколько бед и страданий в мире!
Ничего не ответил философ. Пошли они дальше и увидели грязного ребенка, играющего в сточной канаве.
— Посмотрите на этого ребенка, — сказал философ. — Ваше мыло отмывает людей от грязи, а он — весь в грязи. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?
— Но мыло не может помочь, если им не пользоваться! — возразил мыловар.
— Верно! — ответил философ. — Так же и с учением. Оно не помогает, если не использовать его изо дня в день всю жизнь.
Вопросы к классу
— Как вы поняли смысл этой притчи?
— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?
Мы изучили тему «Общество и человек». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности.
III. Работа по теме урока
Тестовый контроль
1. Подчеркните понятие, которое объединяет и обобщает все остальные приведенные понятия.
Социальные институты, политическая сфера, общество как система, духовная культура.
2. Общество в широком смысле этого слова — это:
1) объединение людей по сфере деятельности
2) исторический этап в развитии человечества
3) все способы и формы взаимодействия людей
4) специфические свойства определенного этапа развития человечества
3. Для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:
1) личность
2) индивид
3) деятель
4) субъект
4. Одна из основных подсистем общества:
1) государство
2) религия
3) экономика
4) класс предпринимателей
5. К социальным относится потребность в:
1) самовыражении
2) познании окружающего мира
3) трудовой деятельности
4) жилище
6. Процесс освоения социальных ролей и культурных норм:
1) социализация
2) адаптация
3) самореализация
4) самосознание
7. Социальное качество, формируемое в процессе взаимодействия человека с обществом:
1) общение при помощи членораздельной речи
2) потребность в пище и воде
3) способность укрываться от опасности
4) необходимость поддержания теплового баланса
8. Человека как личность, прежде всего, характеризует(ют):
1) биологические особенности
2) тип нервной системы
3) умение общаться с другими людьми
4) состояние здоровья
9. Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества, как:
1) экономическая и политическая
2) социальная, экономическая и духовная
3) духовная, политическая и экономическая
4) экономическая и социальная
10. Из двух суждений: а) общество является социальной организацией страны; б) общество является социальной организацией нации, народности, племени:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Из двух суждений: а) соотношение сфер общественной жизни характеризуется их независимостью друг от друга; б) соотношение сфер общественной жизни характеризуется их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. Из двух суждений: а) социальные институты делают связи между людьми случайными и хаотичными; б) социальные институты объединяют большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Из двух суждений: а) духовность — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности; б) духовность — это нравственно сориентированные воля и разум человека:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Из двух суждений: а) деятельность человека представляет собой цепь действий; б) деятельность человека, в отличие от поведения животного, характеризуется взаимодействием с природой:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15. Соотнесите признаки реформы и революции.
1 Революция В, Г
2 Реформа А, Б, Д, Е
A) изменяет большинство сторон общественной жизни
Б) проводится органами государственной власти
B) носит скачкообразный характер
Г) является видом социального прогресса
Д) представляет собой частичное усовершенствование какой- либо сферы жизни общества
Е) изменяет основы существующего социального строя
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание. Выполнить задания 7 или 8 рубрики «Практикум» на с. 45 учебника (на выбор).