СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по селекции растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие для индивидуальной работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам. Дидактический материал проверки знаний и умений на уроках 10 классе по теме селекция

Просмотр содержимого документа
«Практикум по селекции растений»

Практикум по селекции растений

Задание 1

Почему при вегетативном размножении гибридов не происходит расщепление признаков?

Задание 2

Каково значение полиплоидии в создании и развитии культурных растений?

Задание 3.

Известны многочисленные сорта капусты огородной, например, белокочанная, савойская, цветная, брюссельская, кольраби и др. Каким образом были получены многочисленные сорта капусты. Ответ поясните

Задание 4. Внимательно прочтите текст:

«В принципе возможен перенос генов из микроорганизмов в растения для придания последним ценных свойств, например, способность фиксировать свободный азот атмосферы. Еще более актуальны задачи переноса генов высших растений в микроорганизмы для создания принципиально новых продуцентов, способных обеспечить медицину и сельское хозяйство, пищевую и легкую промышленность продуктами, в настоящее время получаемыми в сельскохозяйственном производстве.» (Академик Н. В. Турбин)

а) Проиллюстрируйте своими примерами высказывание академика Турбина.

б) Исходя из содержания текста, раскройте возможные перспективы микробиологической науки.

в) Укажите какой метод предлагается использовать для получения принципиально новых продуктов.

Задание 5. Прочитайте о селекции следующих культурных растений церападус и ежемалина и заполните таблицу


Родина

Методы селекции

Достигнутые результаты

Церападус




Ежемалина

Тайбери




Логанберри




Церападус

По строению дерева и соцветий церападус — дерево с мощной корневой системой, которое по внешнему виду сильнее напоминает черемуху, чем вишню, при этом сами его плоды больше похожи на некрупные вишни, но собранные в гроздь по 3—6 штук. Вкус этих плодов довольно сильно зависит от сорта, они могут быть как терпкими почти до несъедобности, так и довольно приятными, кисло-сладкими.От черемухи церападусы унаследовали высокую зимостойкость и устойчивость ко многим болезням.

Агротехника практически совпадает с таковой для вишни, однако церападусы менее требовательны к условиям произрастания и не нуждаются в дополнительных мерах по защите от грибковых болезней.

Ежемалина – это гибрид малины и ежевики.

Это сравнительно новая для России ягодная культура, хотя на самом деле первые гибриды ежевики и малины появились в США еще в 19 веке, а в России – в 1930-х. Их выводили, чтобы повысить засухоустойчивость, зимостойкость и урожайность малины, сохранив при этом ее прекрасный вкус. Такие продуктивные, неприхотливые и вкусные гибриды появились не сразу: селекционеры прошлого часто терпели неудачи. Впрочем, сто тридцать лет – большой срок: сегодня существуют прекрасные сорта ежемалины, саженцы которых можно купить и в России.

Тайбери самый популярный сорт. Получен в результате скрещивания ежевики Morus nigra и Малины обыкновенной Rubus idaeus. Сорт запатентован Дереком Л. Дженнигсом Данди и районирован Шотландским Научно-Исследовательским Институтом Садоводства. Назван в честь реки Тай, которая течет в Шотландии.

Сортовые особенности. Сильнорослый кустарник с длинными стелющимися стеблями. Ягоды крупные, темно-красного цвета с фиолетом оттенком, удлиненной формы, длиной до 4 см. Вкус отличный, аромат сильный, терпкий. Ягоды тяжело отделяются: это невозможно сделать машиной, и поэтому ежемалину Тайбери не используют на крупных сельскохозяйственных предприятиях.

Сорт Логанберри - октаплоидный гибрид тетраплоидной малины и гексаплоидной ежевики.

Тут следует дать некоторые пояснения

Так вот, тетраплоидная малина имеет 4 комплекта хромосом, а гексаплоидная ежевика – 6. Каким-то образом из них получили октаплоидную (8 наборов) ежемалину, сорт которой называется Логанберри.

Этот сорт был случайно получен в 1881 году американским юристов и селекционером Джемсом Харви Логаном. Поэтому он и был назван Логанберри или Логанова ягода. Он хотел получить пригодный для коммерческого выращивания сорт ежевики и скрещивал разные имевшиеся на тот момента сорта и разновидности. Недалеко от участка с ежевикой росла малина: произошло переопыление, и в результате получилась ежемалина.

Ежемалина Логанберри оказалась очень урожайной и неприхотливой, но вкус ягод оказался не самым лучшим. Впрочем, со временем другие селекционеры улучшили сорт, и сегодняшняя Логанберри не совсем похожа на ту, что выращивалась в конце 19 века.

Сортовые особенности. Стебли высокие, до 2 метров, сгибающиеся под тяжестью листьев и соцветий с ягодами. Требуют подвязки. Листья темно-зеленые, на стеблях и черешках листьев есть шипы. Соцветия крупные, до 20 цветков с лепестками бледно-розового цвета. Плоды удлиненные, до 4 см, фиолетово-красного цвета. Созревание неравномерное. Вкус хороший. Используется преимущественно в свежем виде. Растения очень зимостойки и устойчивы ко многим болезням малины, но из-за неравномерного созревания, колючек, не лучшего вкуса и сложной уборки в коммерческом плодоводстве сорт не используется.



Задание 6. Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы.
    1. Как получить различные линии кукурузы?

    2. Как получить максимальный эффект гетерозиса?

    3. Почему эффект гетерозиса затухает начиная со второго поколения?

    4. Какие основные гипотезы объясняют эффект гетерозиса?

Задание 7. Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

7.1 Что такое "чистая линия"?

7.2 Что такое порода, сорт, штамм?

7.3 Какие виды искусственного отбора использовал человек при селекции самоопыляемых и перекрестноопыляемых растений?

7.4 Запишите названия основных центров происхождения культурных растений, открытых .

7.5 Приведите два примера самоопыляющихся и два примера перекрестноопыляющихся растений.

7.6 Что такое гетерозис?

Задание 8. Культура тканей. Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы.

8.1 Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 6?

8.2 Какое значение может иметь данный метод клеточной инженерии?

Задание 9. Объясните, почему для сохранения ценных признаков гибридных растений используют вегетативное, а не семенное размножение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!