Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия г. Зернограда
Утверждано
Директор МБОУ гимназии
г. Зернограда
__________Решетняк Л.Ю.
Приказ от 31 августа2016 го №234
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Практикум по русскому языку»
9 класс
Учитель
Постригань Ольга Владимировна.
Пояснительная записка
Сдача Основного Государственного экзамена – это первое серьезное испытание для учащихся 9 класса. Результаты сдачи ОГЭ напрямую зависят от правильно спланированной подготовительной работы с учащимися. Программа по русскому языку в 9 классе предусматривает 2 часа занятий в неделю, этого явно недостаточно, возникла необходимость в третьем, дополнительном часе занятий .
В основу обновления содержания преподавания русского языка при подготовке школьников к ОГЭ-2017 должна быть положена методика текстоориентированного обучения, в процессе которой развиваются все виды речевой деятельности учащихся в их комплексе, формируются навыки самостоятельной работы с текстом, прежде всего с позиций определения темы, идеи и проблемы.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Законом «Об образовании» в Российской Федерации;
Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 247 «О Внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Региональный приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 №405 «Об утверждении регионального примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 уч. год»
Приказ управления образования Зерноградского района от 26.06.2015 года №287 «О формировании недельных учебных планов муниципальных организаций Зерноградского района на 2015-2016 уч. год »
Приказ № 207 от 01.09.2015 года «Об утверждении учебных планов на 2015-2016 уч. год »
Настоящая программа по практикуму для 9 класса
рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом .
Цель практикума – помочь обучающимся правильно выстроить работу по развитию универсальных учебных действий при написании сжатого изложения и сочинения-рассуждения. Данное умение позволит обучающимся не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения.
Задачи практикума:
- совершенствовать сведения о лексических и грамматических явлениях, о приемах компрессии текста;
- формировать и развивать навыки пошагового алгоритма действий при работе со сжатым текстом и навык аналитического комментирования «исходного» текста;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
- умение понимать смысл текста и адекватно, используя приемы сжатия, передавать его основное содержание;
- развивать речевые универсальные учебные действия.
Содержание учебного предмета.
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Подготовка к написанию сжатого изложения | 11 |
3 | Подготовка к выполнению тестовых заданий по лексике и орфографии | 20 |
4 | Итого | 34 |
Планируемые реультаты освоения учебного предмета, курса.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут..
- знать лексические и грамматические явления русского языка;
- владеть основными приемами компрессии текста и выработать пошаговый алгоритм при работе со сжатым текстом;
- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- понимать, интерпретировать, передавать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать образцы ученических изложений и сочинений и рецензировать их.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
Введение.(3 часа) |
1. | Особенности экзаменационной (итоговой) работы по русскому языку по новой форме ОГЭ: цели, содержание, структура, учебные пособия. | 1 | 3.09 | |
2. | Организация и технология проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме. | 1 | 10.09 | |
3. | Знакомство с демонстрационной версией 2017 года. Вычленение проблем, требующих решения | 1 | 17.09 | |
Подготовка к написанию сжатого изложения | |
4. | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. | 1 | 24.09 | |
5. | Виды текстов в зависимости от типа использованной речи и стиля. | 1 | 1.10 | |
6. | Тема, идея, проблема текста, способы их определения и формулирования. Написание пробного сжатого изложения. | 1 | 8.10 | |
7. | Развитие мысли в тексте. «Данное» и «новое» в предложении и тексте. | 1 | 15.10 | |
8. | Композиция; логическая и грамматическая структуры текста. Делимость и последовательность – главные свойства текста | 1 | 22.10 | |
9. | Абзац. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. | 1 | 29.10 | |
10. | Способы компрессии (сжатия) текста при написании экзаменационного изложения | 1 | 12.11 | |
11. | Сжатое изложение-первая часть ГИА по русскому языку. Технология написания сжатого изложения. | 1 | 19.11 | |
12. | Сокращение текста до заданного объема, используя все способы компрессии. | 1 | 26.11 | |
13. | Написание сжатого изложения. | 1 | 3.12 | |
14. | Анализ ошибок, допущенных в пробном сжатом изложении. Знакомство с критериями оценки сжатого изложения. | 1 | 10.12 | |
Подготовка к выполнению тестовых заданий по лексике и орфографии | |
15. | Лексика. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Выполнение заданий 4, 1. | 1 | 17.12 | |
16. | Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Задание 6. | 1 | 24.12 | |
17. | Правописание корней. | 1 | 14.01 | |
18. | Правописание корней. Выполнение заданий 2.3 | 1 | 21.01 | |
19. | Правописание приставок. | 1 | 28.01 | |
20. | Правописание приставок. Выполнение заданий 3.4 | 1 | 4.02 | |
21. | Правописание суффиксов в именах существительных и прилагательных. | 1 | 11.02 | |
22. | Правописание суффиксов в причастиях, деепричастиях, наречиях. | 1 | 18.02 | |
23. 24. | Правописание Н-НН в разных частях речи. | 1 | 25.02 | |
25. | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | 4.03 | |
26. | Различение Не и Ни. | 1 | 11.03 | |
27. | Правописание сложных слов. | 1 | 18.03 | |
28. | Словосочетание. Виды связи в словосочетании. | 1 | 8.04 | |
29. | Осложненные предложения. Однородные члены предложения. | 1 | 15.04 | |
30. | Обособленные обстоятельства и определения, уточняющие члены предложения. | 1 | 22.04 | |
31. | Структура сочинения- рассуждения. Алгоритм .Критерии оценивания. Практическое занятие. | 1 | 29.04 | |
32. | Написание сочинения-рассуждения. | 1 | 6.05 | |
33. 34. | Пробная экзаменационная работа в форме ОГЭ. Анализ экзаменационной работы. | 1 1 | 13.05 20.05 | |
Согласовано | Согласовано |
Протокол заседания методсовета№1 | Заместитель директора по УВР |
МБОУ гимназии г. Зернограда | Копылова А.Д. |
от 25 августа 2016 года | |
Молочинская Т.А. | 30 августа 2016 года |
| |