СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по разделу "Социология".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум по разделу "Социология". Включает 5 вариантов. Задания различного типа в формате ЕГЭ. 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Практикум по разделу "Социология".»

5.2. Тренировочные задания. Вариант 1 7

Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращённым:

а) в случае его расторжения в органах ЗАГС — со дня государ­ственной регистрации расторжения брака в книге регистрации ак­тов гражданского состояния;

б) в случае расторжения брака в судебном порядке — в день вступ­ления решения суда в законную силу (однако и в этом случае госу­дарственная регистрация расторжения брака необходима).

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свиде­тельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.

5.2. Тренировочные задания на множественный выбор правильных ответов и задания с кратким

ответом

Вариант 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

К]

ритерии социальной

уровень доходов

виды деятельности

уровень образования

объём власти

Ответ:



  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех осталь­ных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) школьный класс; 2) трудовой коллектив; 3) родительская семья; 4) агент социализации; 5) СМИ.

Ответ:

  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этнические общности».

1) род; 2) народность; 3) нация; 4) государство; 5) племя; 6) содру­жество.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

  1. Выберите верные суждения о применении неформальных пози­тивных санкций и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Новое произведение молодого композитора было встречено бурными аплодисментами и овациями публики.

    2. Учёный получил престижную международную премию за ис­следования в области энергосберегающих технологий.

    3. За победу в конкурсе «Лучший в профессии» рабочий получил в подарок ключи от нового автомобиля.

    4. Военнослужащий досрочно был произведён в новое воинское звание.

    5. Большинство старшеклассников поддержали обращение своего одноклассника к директору школы об организации работы сек­ции по баскетболу.

Ответ: .

  1. Установите соответствие между социальными процессами и их иллюстрирующими примерами: к каждой позиции, данной в пер­вом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

  1. Основными группами населения в дореволюционной России были кре­стьяне, наёмные рабочие, купечество, казачество, буржуазия, дворянство и духовенство.

Б) В семье ребёнок усваивает основные правила поведения в обществе.

  1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

    1. социальная мобильность

    2. социализация личности

    3. стратификация общества

    Рядовой служащий банка получил должность начальника отдела.

Г) В Древней Индии всё население дели­лось на касты, принадлежность к кото­рым определялась рождением человека.

Д) В современном обществе главным со­циальным лифтом является образова­ние.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







    1. В истории есть огромное количество примеров, когда выходцы из незнатных семей становились знаменитыми генералами. Таким человеком является сподвижник Петра I Александр Меншиков. Выберите из приведённого ниже списка характеристики социаль­ного явления, о котором идёт речь, и запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

      1. Социальная стратификация осуществляется по различным кри­териям: размер дохода, уровень образования, профессия и т. д.

      2. Социальная мобильность бывает горизонтальная и вертикальная.

      3. Вертикальная социальная мобильность бывает восходящая и нисходящая.

      4. В традиционном обществе социальная мобильность низкая или отсутствует вообще.

      5. Классовая стратификация характерна для индустриального об­щества.

      6. Социальная структура современного общества однородна. Ответ: .

    2. Выберите верные суждения об авторитете и запишите цифры, под которыми они указаны.

      1. Слово авторитет в переводе с латыни означает власть,влияние .

      2. Наличие авторитета свидетельствует о высокой степени влия­ния личности на членов данной социальной группы.

      3. Авторитет определяет уровень позиций, занимаемых человеком в обществе.

      4. Понятия «престиж» и «авторитет» означают одно и то же.

      5. Авторитет характеризует личностные качества человека.

Ответ: .

8. В ходе одного из социологических опросов обратились к менедже­рам по персоналу и другим представителям кадровых служб пред­приятий и организаций со следующим вопросом: «Процесс поис­ка работы — занятие непростое, нередко требующее от соискателя значительных усилий и терпения. Какой совет Вы дали бы соиска­телям, чтобы их поиск работы стал максимально эффективным?»

[~] Чётко осознавать, адекватно оценивать свои возможности и потребности

[Ш Тщательно подходить к составлению резюме (трудовой биографии)

  • Быть активным

  • Не отчаиваться, верить в себя, сохранять позитивный настрой

Щ Быть настойчивым, целеустремлённым

Какой(-ие) вывод(-ы) можно сделать на основании данных диа­граммы? Укажите его(их) номер(-а).

    1. Подавляющее большинство опрошенных обратили внимание на важность активности в поисках работы.

    2. Около трети опрошенных посоветовали чётко осознать и пра­вильно оценить свои возможности и потребности.

    3. Наибольшее число отвечавших отметили тщательность состав­ления резюме.

    4. Около четверти опрошенных акцентировали внимание на важ­ности позитивного настроя, веры в себя.

5) Часть опрошенных главным условием поиска работы указали настойчивость и целеустремлённость.

Ответ: .

9. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типами социальной стратификации: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствующую пози­цию из второго столбца.



ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

      1. юридическое закрепление прав и обязанностей за основными соци­альными группами

Б) свободное перемещение из одной социальной группы в другую

      1. запрещение перемещения из одной социальной группы в другую

Г) в основе деления на группы — раз­личия в характере труда и размерах и формах его оплаты

Д) жёсткий запрет на браки с предста­вителями других групп

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

        1. кастовая

        2. сословная

        3. классовая



А

Б

В

Г

Д






Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими

буквами.


Ответ:



10. Найдите в приведённом списке* проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

          1. обучение детей навыкам самообслуживания

          2. накопление и передача по наследству имущества

          3. семейный бизнес

          4. наделение наследственным статусом

          5. организация досуга

          6. оформление отцом банковского кредита на покупку гаража Ответ:

17.3ак. №83

11. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение кото­рого обозначено определённой буквой.

            1. Термин социология был введён в науку французским учё­ным и философом Нового времени О. Контом. (Б) Предметом внимания и изучения социологии является социальная жизнь.

            2. Она воспроизводится как система взаимодействия многих процессов, обеспечивающих реализацию различных функций. (Г) Функции эти постоянно расширяются, усложняются, что привело к оформлению новых социальных структур, новых субъектов социальной жизни. (Д) По-видимому, не только те­перь, но и прежде, на более ранних стадиях развития, система воспроизводства социальной жизни не была простой.

Определите, какие положения текста имеют

              1. фактический характер

              2. характер оценочных суждений

              3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,

А

Б

В

Г

Д






Ответ:


выражающую его характер.



12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Ролью называется ожидаемое (А), ассоциируемое

с определённым (Б). Совокупность ролей, соответствую­щих данному статусу, называется (В). Наши роли опреде­ляются ожиданиями других (Г). Некоторые из этих ожи­даний, например, законы, являются (Д), а другие, вроде

умения вести себя за столом, — неформальные. Когда человек ведёт себя в соответствии с ролевыми ожиданиями окружающих, он получает социальные (Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово мо­жет быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

                1. формальный

                2. социализация

                3. поощрение

                4. поведение

                5. предписанный статус

                6. ролевой набор

                7. порицание

                8. статус

                9. член общества

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие про­пущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

д

Е







Вариант 2




1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вид социального отношения

Содержание

Социальное взаимодействие

Достаточно регулярные взаимо­обусловленные социальные дей­ствия субъектов, направленные друг на друга

. Социальный

Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов

Ответ:


2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех осталь­ных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

18.3aK.NB83

1) социальный институт; 2) общество как система; 3) социальная группа; 4) сфера общественной жизни; 5) общественные отношения.

Ответ:

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».

1) социальная норма; 2) санкции; 3) эксперимент; 4) гипотеза; 5) добрый поступок; 6) свободный выбор.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. Выберите верные суждения о значении термина социальная роль

и запишите цифры, под которыми они указаны.

                  1. Оценка обществом социальной значимости положения, долж­ности, занимаемых человеком, называется социальной ролью.

                  2. Социальная роль — модель поведения, ожидаемого обществом, другими людьми от человека, соответствующая его положению.

                  3. Изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую называется социальной ролью.

                  4. Положение, занимаемое человеком в обществе, определяюще­еся его образованием, доходами, иными признаками, является социальной ролью.

                  5. ПРИМЕРЫ

                    1. парижане Б) французы

                    2. пенсионеры

                    Поведение человека, занимающего определённое положение в обществе, называется социальной ролью.

Ответ:

5. Установите соответствие между видами социальных общностей и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, под­берите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ

ОБЩНОСТЕЙ

                    1. территориальная

                    2. демографическая

                    3. конфессиональная

                    4. этническая

Г) католики Д) буддисты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







  1. Найдите в приведённом ниже списке характеристики партнёр­ской семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. жёсткое распределение обязанностей в семье на мужские и женские

    2. подчинённое положение женщины по отношению к мужчине

    3. совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи

    4. экономическая самостоятельность женщины в семье

    5. мужчина является единственным добытчиком средств суще­ствования семьи

    6. функции женщины в семье ограничены реализацией социаль­ных ролей матери, супруги, хозяйки дома

Ответ: .

  1. Выберите из списка верные суждения о предписанном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Социальная позиция человека в обществе определяется проис­хождением.

    2. Социальный статус личности зависит от уровня образования, трудолюбия, целеустремлённости человека.

    3. Положение человека в обществе передаётся по наследству.

    4. Данный вид статуса имеет наибольшее значение в условиях постиндустриального общества.

    5. Это разновидность достигаемого статуса.

Ответ: .

  1. В ходе одного из интернет-опросов был задан вопрос: «На какие должности Вы предпочтёте принять женщину-специалиста?» Ре­зультаты опроса представлены в виде приведённой ниже диаграммы.

Какой(-ие) вывод(-ы) можно сделать на основании данных диа­граммы? Укажите его(их) номер(-а).

  1. Административный персонал (секретарь, помощник руководите­ля, администратор) — 45 %

  2. Менеджер отдела продаж по работе с клиентами — 18%

  3. Бухгалтер — 15%

  4. Офисный сотрудник — 9 %

  5. Врач/медицинская сестра — 9%

  6. Другие должности — 4 %

    1. Предпочтение работодатели отдают женщинам — офисным со­трудникам.

    2. Наиболее успешно, по мнению работодателей, женщины-спе­циалисты работают с клиентами.

    3. Работодатели предпочитают женщин-бухгалтеров другим со­трудникам.

    4. Подавляющее число опрошенных работодателей хотели бы видеть женщин-работниц в составе административного персо­нала.

    5. Примерно одинаковое количество работодателей назвали наи­более приемлемой для женщин работу в офисе, врачом, медсе­строй.

Ответ: _.

9. Установите соответствие между видами статусов и примерами их проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбе­рите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

      1. авторитетный учёный-биолог Б) потомственный дворянин

      2. ВИДЫ СТАТУСОВ

        1. предписанный

        2. достигаемый

        хирург «от Бога» Г) художник-самоучка Д) сын своего отца

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







        1. Найдите в приведённом ниже списке высказывания, характер­ные для конформного поведения. Запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

          1. «Я считаю, что вы не правы, поэтому поступлю, как правиль­но...»

          2. «Знаю, что так нельзя, но все ушли с урока, и я ушёл...»

          3. «Пусть делают, что хотят, главное — не выделяться».

          4. «Я поддержу любое ваше решение...»

          5. «У меня есть своя голова на плечак, я сам за себя отвечаю...»

          6. «Я имею право на собственную точку зрения».

Ответ: .

        1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение кото­рого обозначено определённой буквой.

  1. Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возмож­ностям, физическими, духовным силам, то есть самооцен­ка. (Б) Человек оценивает свои достоинства и недостатки.

  2. Самооценка — это чрезвычайно важное, центральное личностное образование, её ядро. (Г) Самооценка определяет социальную адаптацию личности, влияет на поведение и де­ятельность. (Д) Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни.

Определите, какие положения текста имеют

    1. фактический характер

    2. характер оценочных суждений

    3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,

А

Б

В

Г

д






Ответ:


выражающую его характер.



12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Поскольку социальный статус отражает уровень (А) по­ложения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с термином (Б). Это особая категория, которая использует­ся для обозначения социальной значимости (В), занимае­мых различными группами и людьми в обществе. Этому качеству могут соответствовать профессии, дома, курорты, автомобили, одежда. Понятие (Г) имеет другое содержание. Оно озна­чает признание группой или обществом в целом (Д) членов

группы или общества. Он отражает (Е) отдельной личности

в группе и в обществе.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (сло­восочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

      1. авторитет

      2. оценка

      3. степень влияния

      4. престиж

      5. адаптация

      6. позиции

      7. личные и деловые качества

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие про­пущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

д

Е








Вариант 3

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Функции

репродуктивная

досуговая

хозяйственная

социально- статусная

Ответ:



        1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех осталь­ных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) бойкот; 2) санкция; 3) аплодисменты; 4) ценный подарок; 5) замечание.

Ответ:

        1. Из приведённых ниже слов и словосочетаний все, за исключени­ем двух, относятся к понятию «формальная группа».

1) устав; 2) жёсткая иерархия; 3) производственный коллектив; 4) дворовой коллектив детей; 5) компания друзей; 6) воинское подразде­ление; 7) чёткая специализация членов; 8) обезличенность отношений.

Найдите два слова/словосочетания, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

        1. Выберите верные суждения о социальных отношениях и запиши­те цифры, под которыми они указаны.

          1. Относительно устойчивые и самостоятельные связи, возникаю­щие между людьми, называются социальными отношениями.

          2. Социальные отношения возникают между большими и малыми группами, а также внутри них.

          3. Общество может функционировать при отсутствии социальных связей.

          4. Социальные отношения всегда соответствуют прогрессивному развитию общества. i

          5. В социальных отношениях осуществляется социализация лич­ности.

Ответ: .

5. Установите соответствие между тенденциями развития наций и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбе­рите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

            1. период феодальной раздробленности на Руси в XII—XV вв.

Б) 30 декабря 1922 г. на I съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор

            1. 4 января I960 г. образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания, Нор­вегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания

Г) в результате событий 1991—2008 гг. Соци­алистическая Федеративная Республика Югославия разделилась на шесть незави­симых стран и одно частично признан­ное государство

Д) «бархатный развод» — мирный и офици­ально узаконенный распад союзного го­сударства Чехословакии 1 января 1993 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими

буквами.

А

Б

В

Г

Д






Ответ:



6. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриар­хальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

              1. совместное проживание нескольких поколений

              2. принятие решений всеми членами семьи

              3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИЙ

                1. национальная интеграция

                2. национальная дифференци­ация

                экономическая самостоятельность женщины

              4. организация быта как основная экономическая функция

              5. жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

              6. власть мужчины (мужа, отца) над другими членами семьи

Ответ: .

                1. Выберите верные суждения о применении негативных формаль­ных санкций и запишите цифры, под которыми они указаны.

                  1. Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

                  2. Публика неоднократно прерывала речь оратора неодобритель­ными возгласами.

                  3. Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований пожарной безопасности.

                  4. Приказом по заводу директор объявил выговор главному инже­неру за некачественный ремонт станков.

                  5. Одноклассники объявили бойкот В. за неявку на субботник.

                  6. Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

Ответ: .

                1. Социологические службы страны Z провели среди граждан двух возрастных групп (20—25 лет и 40—50 лет) опрос для выяснения их отношения к гражданским правам. Респондентам был задан во­прос: «Какие права Вы считаете наиболее значимыми для Вас?» Результаты опроса представлены в таблице.

Отношение к гражданским правам

Варианты ответа

Граждане 20—25 лет (в %)

Граждане 40—50 лет (в%)

право избирать и быть избранным в органы государственной власти

10

23

право на свободу вероисповедания', свободу совести

8

8

право на личную неприкосновенность

46

23

право на неприкосновенность жилища

16

13

право на владение частной собственностью

20

33

Какие выводы можно сделать на основании данной статистиче­ской информации? Укажите их номера.

                  1. Наиболее значимы для обеих групп политические права, люди ценят избирательные права.

                  2. Молодые люди в качестве приоритетной группы прав отметили личную неприкосновенность.

                  3. Свыше половины опрошенных граждан зрелого возраста счи­тают приоритетным право частной собственности.

                  4. Право на владение частной собственностью является более зна­чимым для респондентов 40—50 лет.

                  5. Среди наиболее приоритетных прав граждане обеих групп на­зывают неприкосновенность жилища.

Ответ: .

9. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

                    1. принятое в обществе правило, определя­ющее рамки поведения человека

Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу

                    1. перемещение человека из одной социаль­ной группы в другую

Г) разделение общества на группы, занима­ющие разное социальное положение Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам


ПОНЯТИЯ

1)

социальное


неравенство

2)

социальная


норма

3)

социальная


роль

4)

социальная


стратифика­


ция

5)

социальная


мобильность

соответствующими

Запишите в таблицу выбранные цифры под буквами.

А

Б

В

Г

д







  1. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирую­щие рекреационную функцию семьи. Запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

    1. опека над малолетними

    2. забота о пожилых членах семьи

    3. поездка семьёй на черноморское побережье

    4. приготовление пищи и уборка квартиры

    5. организация и проведение вечеринки по случаю дня рождения дочери

    6. семейный просмотр кинофильма Ответ: .

  2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение кото­рого обозначено определённой буквой.

(А) Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями — межнациональной инте­грацией и национальной дифференциацией. (Б) На.наш взгляд, они действуют постоянно, но не бесконфликтно. (В) Обостре­ние национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделе­ния труда, и национальной самобытностью государств и на­родов. (Г) Между национальными государствами возникают противоречия. (Д) Причины обострения конфликтов носят по­литический, экономический, демографический характер.

Определите, какие положения текста имеют

    1. фактический характер

    2. характер оценочных суждений

    3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г

Д







12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Семья — это основанная на (А) и/или кровном родстве

малая (Б), члены которой объединены совместным про­живанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными (В) по отношению друг к другу. Так­же семьёй называется социальный (Г), т.е. устойчи­вая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная (Д) де­тей, значительная часть бытового ухода, образовательного и меди­цинского обслуживания, особенно по отношению к (Е)

и лицам пожилого возраста.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово мо­жет быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

      1. дети

      2. брак

      3. социализация

      4. коллектив

      5. обязанности

      6. институт

      7. отношения

      8. группа

      9. любовь

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие про­пущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

д

Е








Вариант 4

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структурные формы брака

Групповой брак — между несколькими мужчинами и несколькими женщинами (характерен для первобыт­ного общества)

Моногамия — брак между од­ним мужчиной и одной жен­щиной (рас­пространённый и предпочита­емый в совре­менных разви­тых обществах)

Полигамия — брак между одним и несколькими индивидами

— брак

между одной жен­щиной и несколь­кими мужчинами (распространён в Южной Индии и у некоторых народов Тибета)

Полигиния — брак между од­ним мужчиной и несколькими женщинами (распро­странён в исламских странах)

Ответ:



        1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех осталь­ных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) классовое неравенство; 2) иерархия социальных групп; 3) статус социальной группы; 4) социальная стратификация; 5) сословное пре­имущество.

Ответ:

        1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам этноса.

1) единый язык; 2) общность территории; 3) самосознание; 4) обы­чаи; 5) пищевые предпочтения; 6) стиль одежды; 7) уровень доходов; 8) общность происхождения и культуры; 9) умственные способности.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

        1. Выберите верные суждения о влиянии социальной группы налич­ность и запишите цифры, под которыми они указаны.

          1. Социализация человека может происходить только в группе.

          2. Только в группе человек может проявить свою индивидуаль­ность.

          3. От членов группы человек получает всегда правдивую информа­цию, на основе которой он формирует адекватную самооценку.

          4. Человек на протяжении жизни может входить в состав раз­личных групп, при этом усваивая разнообразный социальный опыт.

          5. Социальная группа воздействует на человека посредством раз­нообразных социальных норм.

Ответ: .

5. Установите соответствие между социальными группами и их ха­рактеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

            1. совокупность социальных групп, за­нимающих промежуточное положение между «верхами» и «низами» в социаль­ной структуре общества

Б) люди, находящиеся на границе различ­ных социальных групп, систем, культур и испытывающие на себе влияние про­тиворечащих друг другу норм и ценно­стей

            1. люди, занимающие высокие посты в управлении государством и экономике

Г) это устойчивая общность с глубокими связями входящих в неё людей, вход в неё новых членов затруднён

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

  1. маргиналы

  2. средний класс

  3. элита

Д) это основные носители общественных интересов, национальной культуры, составляющие большинство населе­ния и распространяющие образцы собственной культуры на другие соци­альные слои

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

д







              1. Найдите в приведённом ниже списке ситуации, в которых были

применены неформальные позитивные санкции. Запишите циф­ры, под которыми они указаны.

                1. Студент блестяще защитил исследовательский проект, за что был удостоен похвалы профессора.

                2. Студент победил с представленной им работой на конкурсе проектов и получил грант на стажировку за границей.

                3. Учитель вышел в финал городского конкурса «Учитель года» и получил грант мэра.

                4. За решительные действия при обезвреживании опасного пре­ступника полицейский был представлен к награде.

                5. Выступление первоклассников на школьном концерте сопро­вождалось бурными аплодисментами зрителей.

                6. За отличную учёбу Игорь был награждён почётной грамотой.

Ответ: .

              1. Выберите из предложенного списка верные суждения о признаках

этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.

                1. Общность исторического опыта является одним из основных признаков этнической группы.

                2. Наличие духовной культуры, обычаев, традиций, языка отлича­ет этнос от других социальных групп.

                3. Главным признаком этноса является наличие самостоятельного суверенного национального государства.

                4. Представители одного этноса могут проживать на территории нескольких государств.

                5. Уровень развития этноса определяется численностью его пред­ставителей.

8. В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отно­шении к чтению книг. Результаты опроса (в % от числа отвечав­ших) представлены в таблице.

Ответы учащихся

Учащиеся 5 класса

Учащиеся 9 класса

«Мне нравится читать»

73

54

«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»

17

22

«Не люблю читать, скучное занятие»

4

14

«Чтение сейчас никому не нужно»

6

10


Какой(-ие) вывод(-ы) можно сделать на основании данных табли­цы? Укажите его(их) номер(-а).

                  1. Учащиеся 5 класса получают от чтения большее удовольствие, чем учащиеся 9 класса.

                  2. Вывод о том, что чтение сейчас никому не нужно, делают пре­имущественно слабоуспевающие ученики.

                  3. Процент тех, кто не любит читать, потому что это «скучное занятие», выше среди учащихся 5 класса, чем среди учащихся 9 класса.

                  4. Интерес к чтению прививают в основном средства массовой информации.

                  5. Пятиклассники лучше относятся к чтению, чем ученики 9 класса.

Ответ: .

9. Установите соответствие между конкретным выражением санк­ций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ ВИДЫ САНКЦИЙ

                    1. проявление недружелюбия I) формальные негативные Б) наложение штрафа 2) неформальные негативные

                    2. объявление выговора Г) объявление бойкота

Д) отказ от сотрудничества

А

Б

В

Г

д






Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Ответ:



  1. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирую­щие признаки толпы как социальной общности. Запишите циф­ры, под которыми они указаны.

    1. временный неустойчивый характер

    2. наличие официальных правил, уставов, документов

    3. формальное членство

    4. наличие общих целей, установок, настроений

    5. стихийный характер организации

    6. включает в себя представителей разных социальных групп Ответ: .

  2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение кото­рого обозначено определённой буквой.

(А) На наш взгляд, молодёжь является одной из значи­мых и многочисленных демографических групп общества. (Б) Молодёжь — это когорта, объединение сверстников, воз­растные рамки данной группы: от 17 до 25 лет. (В) Думается, не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодёжного сознания и поведения. (Г) Для данного периода характерно открытие собственного «Я». (Д) Человек осознаёт свою индивидуальность, неповторимость.

Определите, какие положения текста имеют

    1. фактический характер

    2. характер оценочных суждений

    3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г

д






12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Обострение национальных отношений выливается в (А).

Это такая форма конфликта, в котором группы с противополож­ными интересами различаются по (Б) признаку. Наибо­лее распространёнными их причинами являются нарушение (В) представителей той или иной нации, нарушение спра­ведливости и (Г) в межнациональных отношениях. Меж­национальные конфликты могут быть урегулированы только

средствами (Д) — осуществляемой государством системой

мер, направленных на учёт, сочетание и реализацию националь­ных интересов, на решение противоречий в сфере националь­ных отношений.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (сло­восочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

      1. унитарное государство

      2. межнациональные конфликты

      3. права человека

      4. национальная политика

      5. этнический

      6. федеративные отношения

      7. государство

      8. административно-командные методы

      9. толерантность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие про­пущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Вариант 5

1. Запишите термин, пропущенный в таблице.

Вид социальной нормы

Признаки

Нормы

Оценивают поведение с точки зрения добра и зла, поддерживаются обще­ственным мнением

Нормы права

Чётко описывают границы дозволен­ного и наказания в случае их наруше­ния, обеспечиваются силой государ­ства

Ответ:


        1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех осталь­ных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) эстетические нормы; 2) формальные позитивные санкции; 3) со­циальный контроль; 4) правовые нормы; 5) негативные неформальные санкции; 6) обычай.

Ответ:

        1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, от­носятся к характерным чертам сословий.

1) чины; 2) титулы; 3) звания; 4) мундиры; 5) как правило, дости­гаемый статус; 6) привилегии; 7) гарантированно высокий уровень доходов.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

        1. Выберите верные суждения о девиантном поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

          1. Девиантное поведение всегда отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы.

          2. Девиантное поведения всегда противоправно.

          3. Последствия девиантного поведения всегда отрицательны для общества.

          4. Девиантное поведение может быть полезным для общества.

          5. Коллекционирование, одежда в экстравагантном стиле — при­меры девиантного поведения.

Ответ: .

5. Установите соответствие между стадиями развития конфликта и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

            1. очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекраще­ния конфликта

Б) конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств, конфликтующие стороны забывают истинные причины и цели конфликта, главной целью противо­борства становится нанесение мак­симального урона противнику

            1. исчерпав ресурсы и не выявив яв­ного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте

Г) проведение переговоров и юридиче­ское оформление достигнутых дого­ворённостей

СТАДИИ

КОНФЛИКТА

1)

предконфликтная


ситуация

2)

собственно


конфликт

3)

разрешение


конфликта

Д) рост напряжённости в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определён­ными противоречиями

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







              1. Известный предприниматель учредил именную стипендию для школьников, победивших в олимпиаде по экономике. Найдите в приведённом ниже списке характеристики, соответствующие данному виду социальных санкций. Запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

                1. Действия предпринимателя можно охарактеризовать как пози­тивные формальные санкции.

                2. В данном случае были применены позитивные неформальные санкции.

                3. Данный вид санкций способствует распространению социаль­но одобряемого поведения в обществе.

                4. Данный вид санкций носит ограничительный характер.

                5. В данном случае были применены негативные неформальные санкции.

                6. Данный пример иллюстрирует государственные позитивные санкции.

Ответ: .

              1. В Древней Греции и Риме рабы не имели права владеть собствен­ностью, наследовать, заключать брак, участвовать в политике. Их считали говорящими орудиями труда.

Выберите из предложенного списка верные суждения о социаль­ном явлении, иллюстрируемом данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.

                1. Приведённый пример иллюстрирует социальную идентифика­цию.

                2. В данном случае речь идёт о социальном неравенстве.

                3. Пример иллюстрирует факт социальной мобильности.

                4. Пример иллюстрирует факт социального конфликта.

                5. Наличие или отсутствие в обществе социального неравенства является критерием общественного прогресса.

Ответ: .

8. Социологический центр, занимающийся изучением обществен­ного мнения, проводил опрос на тему «Как Вы относитесь к ми­тингам и пикетам?» Полученные результаты отражены в таблице.

Кол-во

Мнения о митингах и пикетах

33%

Митинг и пикет — крайняя мера, но в нынешних усло­виях неизбежная

28%

Это единственный способ достижения своих требова­ний

20%

Это нормальное средство решения назревших проблем

14%

Митингами, демонстрациями и пикетами ничего не­льзя добиться

2%

Они в нашей стране недопустимы

3%

Затрудняюсь ответить


Какой(-ие) вывод(-ы) можно сделать на основании данных опро­са? Укажите их номера.

                  1. Более половины опрошенных оправдывают митинг и пикет как крайнюю меру, способ воздействовать на власть.

                  2. 1/5 опрошенных думают, что это — нормальное средство реше­ния проблем.

                  3. Каждый третий опрошенный считает, что митинги и пикеты — крайняя мера, но в нынешних условиях неизбежная.

                  4. Каждый двадцатый опрошенный считает, что митинги и пике­ты в нашей стране недопустимы, так как они провоцируют об­щественные беспорядки.

                  5. Часть опрошенных положительно оценивает значение митин­гов и пикетов.

Ответ: .

9. Установите соответствие между примерами, иллюстрирующими различные виды социальных взаимодействий, и их определения­ми: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

                    1. форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют некоординированные действия

Б) сотрудничество нескольких инди­видов (групп) для решения общей задачи

                    1. индивидуальная или групповая борьба за определённые ценности, блага

Г) спор, столкновение людей, социаль­ных групп, государств за обладание тем, что одинаково высоко ценится сторонами

ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

  1. кооперация

  2. конкуренция

  3. конфликт

  4. паника



буквами.


А

Б

В

Г






    1. Найдите в приведённом ниже списке функции социальных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

      1. социализация индивидов

      2. прогнозирование

      3. трансляция культуры

      4. производство материальных ценностей

      5. социальный контроль

      6. социальная интеграция

Ответ: .

    1. под соответствующими

      Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение кото­рого обозначено определённой буквой.

(А) Существуют различные виды социальных норм. (Б) Наи­более распространёнными критериями классификации со­циальных норм являются особенности их возникновения и реализации. (В) По данному основанию выделяют пять раз­новидностей социальных норм: нормы морали, обычаев, кор­поративные нормы, религиозные нормы, правовые нормы. (Г) Очевидно, что функции социальных норм очень важны для общества. (Д) Некоторые социальные нормы закреплены юри­дически в виде законов, другие нормы являются неформальны­ми, они поддерживаются силой общественного мнения.

Определите, какие положения текста имеют

      1. фактический характер

      2. характер оценочных суждений

      3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г

д







12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

(А) — это столкновение противоположных целей, по­зиций, мнений и взглядов людей, участвующих в социальном взаимодействии. Ему всегда предшествует (Б) своих ин­тересов от интересов других групп и (В) защитить свои

интересы. Распространённость социальных конфликтов побу­дила учёных к внимательному изучению этого явления в рамках

особой науки — (Г). По мнению большинства учёных,

избежать конфликтов (Д). По мнению Г. Зиммеля, кон­фликт является способом (Е) общества.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (сло­восочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!