СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по разделу "Право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум по разделу "Право". Включает 5 вариантов. Задания различного типа в формате ЕГЭ. 11 класс 

Просмотр содержимого документа
«Практикум по разделу "Право"»

Вариант 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Процесс

Подсудные дела

Уголовный

Изобличение преступников, предание их суду, назначение наказания


Исковые дела по спорам, возникающим из се­мейных правоотношений

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех осталь­ных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) обсуждение законопроекта в парламенте; 2) законодательная инициатива; 3) законотворческий процесс; 4) парламентские слуша­ния; 5) отклонение законопроекта.

3. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма».

1) установлена государством; 2) имеет письменную форму; 3) сово­купность представлений о добре; 4) содержит нормативно-право­вые акты; 5) исполняется в силу внутренних побуждений, привычки; 6) охраняется и защищается государством; 7) регулятор обществен­ных отношений.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1. Что из перечисленного относится к конституционным обязанно­стям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они ука­заны.

      1. работа по трудовому договору на предприятии, в учреждении

      2. участие в выборах органов местного самоуправления

      3. учёба в школе на «хорошо» и «отлично»

      4. забота совершеннолетних детей о своих нетрудоспособных ро­дителях

      5. охрана природы

      6. охрана памятников истории и культуры

    1. Установите соответствие между мерами юридической ответственности и отраслями права, в которых они применяются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ СТВЕННОСИ

А)штраф Б) взыскание неустойки В)компенсация морального вреда Г) лишение специального права Д) дисквалификация

ОТРАСЛИ ПРАВА

    1. административное право

    2. гражданское право

      1. Гражданка приобретает автомобиль в кредит в специализирован­ном салоне. Какие характеристики соответствуют данному право­отношению? Запишите цифры, под которыми они указаны.

        1. административные правоотношения

        2. гражданские правоотношения

        3. договор купли-продажи

        4. собрание акционеров автомобильного концерна «АвтоВАЗ»

        5. безвозмездная сделка

        6. дисциплинарное взыскание

      1. Совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z обра­тился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства государства Z, так как решил стать гражданином России. При каких условиях иностранный гражданин может рас­считывать на получение гражданства РФ в общем порядке? Запи­шите цифры, под которыми они указаны.

        1. наличие среднего общего полного образования

        2. владение русским языком

        3. постоянное проживание на территории РФ в течение 3 месяцев

        4. наличие недвижимой собственности в РФ

        5. наличие законного источника средств к существованию

        6. наличие родственных связей в РФ

      1. Установите соответствие между субъектами правоохранительной деятельности и их функциями: к каждой позиции, данной в пер­вом столбце, подберите соствующую позицию из второго столбца. ФУНКЦИИ

А)признание гражданина недее­способным Б) назначение наказания за совер­шение преступления

В)представление интересов ответчика в суде на основании гра­жданско-правового договора Г) расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей

Д) надзор за соблюдением законно­сти в уголовном процессе

СУБЪЕКТЫ ПРАВО­ОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Суд

    2. Адвокатура

    3. Прокуратура

      1. Гражданин Н. проспал и пришёл на работу с опозданием на 4 часа. Какие из приведённых ниже ситуаций регулируются той же отрас­лью права, что и приведённый пример? Запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

        1. Андрей потерял паспорт.

        2. Валентина открыла накопительный вклад в коммерческом банке.

        3. Галина получила премию за эффективный труд.

        4. Елена была уволена по собственному желанию.

        5. Светлана обратилась в суд с заявлением об установлении от­цовства.

        6. Антон разбил витрину магазина.

      1. Что из перечисленного относится к политическим правам гра­ждан России, установленным Конституцией РФ? Запишите циф­ры, под которыми указаны эти права.

        1. право избирать и быть избранным в органы государственной власти

        2. право на получение бесплатного образования

        3. право на получение профессии в соответствии со своими способностями

        4. право на неприкосновенность частной жизни и переписки

        5. право на объединение

        6. право на участие в митингах, шествиях, демонстрациях : .

11. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение кото­рого обозначено определённой буквой.

(А) Конституция является единым, обладающим особым юридическими свойствами нормативным правовым актом, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой ста­тус человека и гражданина. (Б) В Европе первыми писаны­ми конституциями стали конституции Польши и Франции.

(В)Конституция РФ была принята на всенародном референ­думе в декабре 1993 года. (Г) Следует признать, что в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина. (Д) Думается, что могущественна не сама конституция, а конституционная система, состоящая из отношения общества к Основному закону и из образцов по­ведения и институтов, взращённых вокруг Конституции.

Определите, какие положения текста имеют

            1. фактический характер

            2. характер оценочных суждений

            3. характер теоретических утверждений

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

В нашей стране правосудие осуществляют только (А).

В соответствии с Конституцией РФ в России существует единая система (Б). Важным органом судебной власти являет­ся (В), который имеет право своим решением отме­нять нормативно-правовые акты, противоречащие (Г). Высшим органом судебной власти по гражданским, уголовным и административным делам является (Д).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (сло­восочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терхминов:

              1. государство

              2. суды

              3. арбитражный суд

              4. политическая деятельность

              5. Конституция РФ

              6. судопроизводство

              7. субъект

              8. Верховный суд

              9. Конституционный суд


  1. Один из объектов гражданских прав — вещи. Какой смысл юри­сты вкладывают в понятие «вещь»? Привлекая знания общество­ведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о классификации (типологии) вещей, и одно предложение, раскрывающее сущность любого вида (типа) вещей

  2. Раскройте на трёх примерах деятельность прокуратуры по защите прав граждан.

  3. Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило за­конопроект, предложенный правительством республики. Соглас­но этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодатель­ный орган республики утвердить данный законопроект? Приве­дите два аргумента в обоснование своей позиции


Вариант 2

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы

в преступлении


организатор

подстрекатель

исполнитель

пособник


                1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех осталь­ных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) акционерное общество; 2) дивиденд; 3) контрольный пакет акций; 4) общее собрание; 5) ограниченная ственность.

                1. Ниже приведён перечень прав. Все они, за исключением двух, от­носятся к личным неимущественным правам.

1) право на имя; 2) право на честь и достоинство; 3) право наследо­вания; 4) право на жизнь; 5) право частной собственности; 6) право на неприкосновенность частной жизни.

Найдите два права, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

                1. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

                  1. право на неприкосновенность частной жизни

                  2. право на защиту чести и достоинства

                  3. право на социальное обеспечение по старости, по инвалидности

                  4. свобода мысли, слова

                  5. право на жилище

                  6. право на отдых

                  1. брак прекращается

                  2. брак признаётся неде й ствител ьны м

                  Установите соответствие между статусами брака и их условиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАТУСЫ БРАКА

  1. по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом не­дееспособным.

Б) если один из супругов признан судом безвестно отсутствующим или осу­ждён к лишению свободы на срок бо­лее трёх лет

  1. один из супругов не достиг брачного возраста и он не был снижен в уста­новленном законом порядке

Г) был заключён фиктивный брак

Д) брак был заключён между лицами, из которых одно лицо уже состоит в дру­гом зарегистрированном браке

6. Конституция РФ обладает высшей юридической силой. Запиши­те цифры, под которыми указаны положения, характеризующие статус Конституции РФ.

    1. Ни один правовой акт не может ей противоречить.

    2. Суд, вынося решение, должен прямо ссылаться на статьи Конституции.

    3. Конституция закрепляет все изменения в экономической и со­циальной жизни, произошедшие в стране.

    4. Конституция закрепляет правовые гарантии граждан страны.

    5. Все нормативно-правовые акты должны соствовать Конституции.

    6. Конституция принимается всем народом на референдуме.

      1. Какие ситуации являются примерами семейных правоотноше­ний? Запишите цифры, под которыми они указаны.

        1. Петровы усыновили ребёнка из детского дома.

        2. Анна получила по наследству от бабушки дом.

        3. Супруга устроилась на работу учителем начальных классов в школу.

        4. Сын устроился на работу в семейную фирму.

        5. Родители несовершеннолетней Алины были временно ограни­чены судом в родительских правах.

        6. Алёна и Владимир заключили брачный контракт.

      1. ТЕРМИНЫ

        1)неустойка (штраф, пеня)

        2)залог

        3)поручительство (гарантия)

        4)авансовый платёж

        Установите соответствие между терминами, обозначающими способы обеспечения договорных обязательств, и их определе­ниями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  1. денежная сумма, которую одна из сторон передаёт другой при заключении догово­ра в счёт будущих платежей

Б) обязательство третьего лица перед кредитором должника отвечать за исполне­ние условий договора

  1. любое имущество или имущественное право, которое в случае неисполнения должником обязательства может быть использовано для исполнения обяза­тельства

Г) определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обя­зан уплатить кредитору в случае неис­полнения или ненадлежащего исполне­ния обязательства

    1. Россия является светским государством. Выберите в приведённом списке черты светского государства и запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

      1. отсутствие обязательной государственной религии

      2. создание развитой системы институтов гражданского общества

      3. установление гарантированного минимального размера оплаты труда

      4. обеспечение государственной поддержки семьи

      5. развитие рыночной экономики

      6. отделение религиозных объединений от государства

    1. Какие положения относятся к основам конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

      1. о порядке заключения и содержании трудового договора

      2. о единстве экономического пространства в РФ

      3. о формах государственного регулирования экономики

      4. об условиях и порядке ограничения дееспособности

      5. о разделении власти на законодательную, исполнительную, судебную

      6. о федеративном устройстве России :

    1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение кото­рого обозначено определённой буквой.

(А)Арина Михайловна успешно прошла собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ней трудовой договор, узнав, что ей 49 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента не огова­ривался. (Г) Правильным со стороны Арины Михайловны было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гра­жданского процесса.

Определите, какие положения текста имеют

    1. фактический характер

    2. характер оценочных суждений

    3. характер теоретических утверждений

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Основным средством борьбы с (А) можно назвать юридическую ответственность. Назовём её основные признаки. Юридическая ответственность возлагается только за правонару­шение, только от имени (Б) и предполагает исполь­зование мер (В). Виды юридической ответственности классифицируются в соответствии с (Г) права. Самый суровый вид ответственности — (Д), так как наступает за совершение (Е).

Список терминов:

      1. общество

      2. правонарушения

      3. уголовная

      4. отрасли

      5. государственное регулирование

      6. государственное принуждение

      7. дисциплинарная

      8. преступления

      9. государство


  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отрасль пра­ва»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных отраслях российского права, и одно предложение, раскрывающее предмет регулирования одной из отраслей россий­ского права.

  2. В гражданском судопроизводстве рассматривается несколько категорий дел, связанных с различными отраслями российского права. Приведите любые три категории дел, подлежащие рассмот­рению в суде общей юрисдикции по гражданским делам, каждую из них проиллюстрируйте конкретным примером.

  3. Учёные-правоведы называют её «молекулой права», живой клет­кой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. На­зовите понятие, о котором идёт речь. Укажите любые три призна­ка, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».


Вариант 3

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Субъекты гражданских правоотношений

лица

Российская Федерация

юридические лица

        1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех осталь­ных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) судебный прецедент; 2) обычное право; 3) источники права; 4) нормативно-правовой акт; 5) международные правовые акты.

        1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правонарушение».

1) деяние; 2) соблюдение закона; 3) правовой обычай; 4) неосторож­ность; 5) умысел; 6) вина.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

        1. Найдите в списке права налогоплательщика и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым ко­дексом РФ

  2. уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во вне­бюджетные фонды своевременно и в полном объёме

  3. требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны

  4. представлять налоговым органам и их должностным лицам по­яснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам про­ведённых налоговых проверок

  5. представлять в налоговый орган по месту учёта в установлен­ном порядке налоговые декларации

  6. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

ОТРАСЛИ ПРАВА

  1. уголовное право

  2. административ­ное право

  3. трудовое право

  4. семейное право

5. Установите соответствие между примерами правоотношений и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

            1. работники начали законную забастовку Б) суд назначил опекуна для 3-летнего

ребёнка, оставшегося без попечения ро­дителей

            1. суд оправдал подсудимого Г) работник был уволен за прогул

* Д) директор кафе был оштрафован за нару­шение санитарных норм

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Найдите в перечне конституционные обязанности граждан РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

              1. получение основного общего образования

              2. доступ к государственной службе

              3. получение квалифицированной юридической помощи

              4. защита Отечества

              5. обращение в правоохранительные органы за защитой своих прав

              6. занятие общественно-полезной деятельностью :

                1. Найдите в приведённом списке конституционные требования к кандидатам на должность судей судов РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

                  1. гражданство РФ

                  2. стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет

                  3. постоянное проживание в стране не менее 10 лет

                  4. высшее психологическое образование

                  5. достижение 25-летнего возраста

                  6. отсутствие родственников-иностранцев

                1. ПРИМЕРЫ

                  1. личные (гражданские)

                  2. политические

                  Установите соответствие между видами прав человека и их кон­кретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите позицию из второго столбца..

ВИДЫ ПРАВ

А)право на объединение Б) физическая неприкосновенность

В)свобода митингов, шествий, демонстраций Г) право на честь и достоинство




9. Прочитайте фрагменты статей из газеты. В каких из них содержится информация о фактах нарушения конституционных прав граждан? Запишите цифры, под которыми указаны эти фрагменты.

  1. «Гражданин Н. был задержан органами миграционного контро­ля при попытке незаконного пересечения государственной гра­ницы».

  2. «Следователь потребовал от обвиняемого предоставить доказа­тельства его невиновности».

  3. «В городе N химический завод осуществил выброс промыш­ленных отходов в озеро Светлое, что вызвало массовую гибель рыбы и других обитателей водоёма».

  4. «Гражданка С. была лишена водительских прав на 3 года за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьяне­ния».

  5. «Инспектор по противопожарной безопасности составил пред­писание о приостановлении деятельности кафе „Зорька" до устранения нарушений правил пожарной безопасности».

  6. «Новая книга H. была размещена на нескольких сайтах без раз­решения автора».

      1. Что из перечисленного относится к конституционным обязан­ностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности.

        1. указание своей национальности

        2. забота о своих несовершеннолетних детях

        3. участие в выборах органов власти

        4. получение основного общего образования

        5. свободное распоряжение своими способностями к труду

        6. пользование родным языком

      1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение кото­рого обозначено определённой буквой.

(А) На наш взгляд, нарушение прав человека и основных сво­бод является не только личной трагедией, но и создаёт усло­вия для социальных и политических беспорядков, порождает насилие и конфликты. (Б) Права и свободы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека. (В) Эта декларация не носит обязательного характера, в ней провозглашаются цели и принципы. (Г) Права человека — права, образующие основу правового статуса личности.

Определите, какие положения текста имеют

        1. фактический характер

        2. характер оценочных суждений

        3. характер теоретических утверждений

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Участники гражданского процесса — это в первую очередь (А), без которого невозможен гражданский про­цесс; затем лица, участвующие в деле, и лица, способствующие осуществлению правосудия. Лица, участвующие в деле, — сто­роны в споре, т.е. (Б), предъявивший требования,

и (В), к которому требования предъявляются, а так­же лица, по чьей инициативе возбуждаются дела, возникающие из (Г) правоотношений, и дела особого произ­водства. Участвовать в процессе вправе только лица, обладаю­щие процессуальной (Д). Для граждан она насту­пает с 18 лет (в некоторых случаях, например после регистрации брака, могут лично защищать свои права и несовершеннолет­ние). Для (Е) лиц она возникает с момента реги­страции.

Список терминов:

          1. потерпевший

          2. публичные

          3. дееспособность

          4. суд

          5. правоспособность

          6. истец

          7. юридические

          8. ответчик

          9. прокурор


  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства, и одно предложение, раскрывающее любой из принципов российского гражданства

  2. Назовите любые три особенности хозяйственного товарищества на вере (коммандитного товарищества) как организационно-пра­вовой формы предпринимательской деятельности и проиллю­стрируйте примером каждую из них.

  3. Молодая женщина трудоустроилась на работу в фирму на долж­ность секретаря-референта. Через несколько месяцев она вышла замуж и забеременела. Администрация фирмы расторгла с ней трудовой договор. Женщина обжаловала своё увольнение в суде. Какое решение должен принять в данном случае суд? Приведите не менее трёх оснований, по которым администрация может уво­лить работника по своей инициативе


Вариант 4

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

права

обычай

судебный прецедент

нормативно- правовой акт

нормативно- правовой договор

            1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех осталь­ных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) норма права; 4) санкция. :

            1. Ниже приведён перечень положений. Все они, за исключением двух, являются примерами прав работника.

1) заключить трудовой договор; 2) бережно относиться к имуществу работодателя; 3) получать заработную плату своевременно и в пол­ном объёме; 4) иметь полную и достоверную информацию об условиях труда; 5) добросовестно исполнять трудовые обязанности.

Найдите два положения, «выпадающих» из общего ряда, и запи­шите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

            1. Найдите в списке примеры противоправного поведения и запи­шите цифры, под которыми они указаны.

              1. Гражданка М. расторгла договор на аренду квартиры.

              2. Гражданин, вызванный свидетелем, не явился в суд по неува­жительной причине.

              3. Охранник школы М. заснул во время дежурства.

              4. Семья Н. самовольно заняла земельный участок.

              5. Гражданин Р. достиг совершеннолетия, в связи с чем опека над ним была прекращена.

              6. Гражданин Н. отказался от участия в выборах депутатов го­родской думы.

            1. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

              1. производственный кооператив

              2. полное товарищество

              3. унитарное предприятие

              4. товарищество на вере (коммандитное)

              Установите соствие между организационно-правовыми формами юридических лиц и их характеристиками: к каждой по­зиции, данной в первом столбце, подберите соствующую по­зицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Преимущественное право в при­нятии решений имеют участники, несущие ственность в объёме всего своего имущества по обяза­тельствам юридического лица.

Б) Прибыль и ликвидационный остаток распределяются пропор­ционально личному трудовому участию.

  1. Отдельные участники несут ственность только в размере внесённых ими вкладов.

Г) Все участники обладают правом

вето при принятии решений.

Д) Аптека находится в муниципаль­ной собственности, обслуживает социально незащищённые кате­гории населения.

6. Найдите в перечне обязанности налогоплательщика в РФ и запи­шите цифры, под которыми они указаны.

      1. получать от налоговых органов бесплатную информацию о дей­ствующих налогах

      2. вести в установленном порядке учёт доходов (расходов)

      3. требовать соблюдения налоговой тайны

      4. представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

      5. уплачивать установленные в соствии с законом налоги

      6. получать налоговый вычет на расходы, связанные с приобрете­нием жилья, оплатой медицинских услуг, образования

    1. Что из перечисленного ниже относится к основам конституци­онного строя РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

      1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является Федеральное собрание (парламент страны).

      2. Высшим непосредственным выражением власти народа яв­ляется референдум и свободные выборы.

      3. Россия — унитарное демократическое государство.

      4. Объём гражданских прав и свобод зависит от способа вступле­ния в гражданство РФ.

      5. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

      6. Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью в обществе и государстве.

    1. Установите соствие между правами потребителя и примера­ми: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А)Гражданка не нашла на упаковке моло­ка сведений о производителе товара. Б) Гражданин приобрёл туфли и в первый день нбски обнаружил, что подошва отклеилась.

В)При использовании новой электромя­сорубки в квартире гражданки Н. воз­ник пожар. Г) Гражданин обнаружил, что приоб­ретённый им продукт представляет со­бой не творог,

как написано на этикет­ке, а творожный продукт. Д) Губная помада, приобретённая гра­жданкой Н., вызвала у неё сильную аллергию. Экспертиза установила, что болезнь

связана с использованием производителем некоторых запрещён­ных веществ.

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

    1. право на инфор­мацию о товаре

    2. право на каче­ственный товар

    3. право на безопас­ность товара



9. Гражданка М. должна была лететь на переговоры, целью которых было получение инвестиций на развитие принадлежащей ей фир­мы. Однако рейс был задержан без уважительной причины, и ин­весторы заключили договор с конкурентом. Гражданка М. обра- . тилась с иском в суд.

Найдите термины, которые применимы к данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

      1. возмещение ущерба

      2. административное взыскание

      3. дисциплинарное правонарушение

      4. упущенная выгода

      5. арбитражный процесс

      6. уголовный процесс

        1. Найдите в приведённом ниже списке положения, относящиеся к основам конституционного строя РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

          1. признание прав и свобод человека высшей ценностью

          2. условия и порядок обращения в органы государственной власти

          3. верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей территории

          4. порядок оформления трудовой пенсии

          5. идеологическое многообразие

          6. православие — государственная религия в РФ

        1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение кото­рого обозначено определённой буквой.

(А) Борьба с организованной преступностью и кор­рупцией имеет политико-правовой характер. (Б) Глав­ной задачей в борьбе с преступностью является укреп­ление системы правоохранительных органов, структур, противодействующих организованной преступности и тер­роризму, создание условий для их эффективной деятельно­сти. (В) Но, на наш взгляд, борьба с преступностью не долж­на быть заботой только правоохранительных органов. (Г) Во многих городах России граждане создают добровольные дружины по охране общественного порядка и предупрежде­нию противоправных действий.

Определите, какие положения текста имеют

          1. фактический характер

          2. характер оценочных суждений

          3. характер теоретических утверждений

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

В соответствии с Конституцией РФ является демократиче­ским, федеративным, (А) государством. Декларируется реальное (Б), частная (В) находится под

защитой государства наряду с государственной, муниципаль­ной и другими видами собственности. Закреплён принцип раз­деления (Г). В главе 1 Конституции закреплено поло­жение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является (Д) Рос­сии. Глава 2 Основного закона закрепляет права и обязанности (Е) и гражданина.

Список терминов:

            1. народовластие

            2. правовой

            3. власть

            4. собственность

            5. человек

            6. народ

            7. референдум

            8. общество

  1. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «трудовой до­говор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о возрасте, с которого допускается заключения трудового догово­ра по общему правилу, и одно предложение, раскрывающее лю­бую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора.

  2. В обществе действуют различные социальные нормы, среди ко­торых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социаль­ных норм проиллюстрируйте конкретным примером. (Укажите сначала тип норхмы, а затем пример.)

  3. Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В со­ответствии с условиями договора каждый из них должен выпол­нять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00, с часовым переры­вом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.)



Вариант 5

              1. 1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

                Состав

                преступления


                субъективная сторона

                объект

                объективная сторона



                Найдите понятие, которое является обобщающим для всех осталь­ных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) семейное право; 2) предпринимательское право; 3) частное право; 4) трудовое право; 5) гражданское право.

              1. Ниже приведён перечень оснований. Все они, за исключением двух, относятся к юридическим основаниям прекращения трудо­вого договора.

1) прогул; 2) желание работника; 3) инфляция; 4) истечение срока договора; 5) дефолт; 6) разглашение коммерческой тайны.

Найдите два основания, «выпадающих» из общего ряда, и запи­шите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

              1. Ивану 9 лет, Петру 14. Найдите в списке общие правомочия, ха­рактеризующие правовой статус обоих подростков, и запишите цифры, под которыми они указаны.

                1. наследовать имущество

                2. распоряжаться своим заработком, стипендией или иными до­ходами

                3. жить и воспитываться в семье

                4. совершать мелкие бытовые сделки

                5. самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав

                6. работать в свободное от учёбы время с согласия родителей, не более четырёх часов в день, с лёгкими условиями труда

5. Установите соствие между правоохранительными органами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

                    1. суд

                    2. полиция

                    3. нотариат

                    удостоверение верности копии докумен­та, подписи, перевода

Б) разрешение конфликтов и споров на основании закона, защита и восстанов­ление нарушенных прав

                  1. обеспечение общественного порядка и безопасности

Г) охрана прав собственности

Д) выявление и расследование преступлений

            1. Найдите в перечне положения, которые могут быть использованы для характеристики законотворческого процесса в РФ, и запиши­те цифры, под которыми они указаны.

  1. Законы РФ принимаются постановлениями Правительства РФ.

  2. Законы РФ принимаются Государственной думой РФ.

  3. Федеральные конституционные законы одобряются Советом Федерации РФ.

  4. Законы подписываются Президентом РФ.

  5. Федеральные законы одобряются Верховным судом РФ.

  6. Федеральные законы подписываются председателем Конститу­ционного суда РФ.

    1. Частное предприятие «Сила тайги» предъявило иск к муници­пальной аптеке по поводу нарушения условий предоставления ему в аренду помещения. Какие из предложенных положений подходят для характеристики данного факта? Запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

      1. Основой для рассмотрения данного иска станут нормы Гра­жданского кодекса РФ и Гражданского процессуального кодек­са РФ.

      2. Данное дело будет рассматриваться в арбитражном суде.

      3. Сторонами в процессе будут потерпевший, подсудимый, госу­дарственный обвинитель.

      4. Частное предприятие «Сила тайги» выступает в данном про­цессе в качестве ответчика, а муниципальная аптека — в роли истца.

      5. Решение областного арбитражного суда не может быть обжало­вано в Верховном суде РФ.

      6. Иск будет рассматриваться в рамках административного про­цесса мировым судьёй.

  1. законный представитель

  2. попечитель

  3. опекун

8. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

        1. лицо, призванное защищать права и за­конные интересы несовершеннолетних, не достигших 14 лет, при отсутствии роди­телей или лишении их родительских прав Б) лицо, призванное защищать права и за­конные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей или лишении их родительских прав В)лицо, которое может защищать права несовершеннолетних в суде

          1. Гражданин РФ имеет право на замену военной службы по при­зыву альтернативной гражданской службой. Запишите цифры, под которыми указаны необходимые для реализации этого права условия.

            1. Гражданин относится к коренному малочисленному народу.

            2. Он имеет основания для отсрочки от призыва на военную службу.

            3. Он собирается получить высшее образование.

            4. Он по медицинским показаниям не подлежит призыву на воен­ную службу.

            5. Гражданин относится к конфессиональной группе, для которой служба в армии противоречит убеждениям.

            6. Он имеет высокооплачиваемую работу и платит налоги.

          1. Что из перечисленного относится к конституционным обязан­ностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны эти обязанности.

            1. обращение в государственные органы власти

            2. доступ к государственной службе

            3. получение квалифицированной юридической помощи

            4. сохранение исторического и культурного наследия

            5. уплата установленных законом налогов и сборов

            6. охрана природы

          1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение кото­рого обозначено определённой буквой.

  1. Ряд международных соглашений, касающихся преступ­ных нарушений прав человека (геноцида, апартеида), преду­сматривает создание Международного уголовного трибунала. (Б) По всей видимости, это правильное решение, которое- будет способствовать защите прав человека в международных масштабах.

  2. Права человека являются самостоятельной отраслью меж­дународного права. (Г) Права человека защищаются нормами международного права в мирное время и в период военных конфликтов.

Определите, какие положения текста имеют

    1. фактический характер

    2. характер оценочных суждений

    3. характер теоретических утверждений

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Прокуратура — это орган, наблюдающий за исполнением и соблюдением ' (А) всеми гражданами, должностными лицами, частными, общественными, муниципальными, госу­дарственными (Б). Прокуратура проводит (В) на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о на­рушении закона. По факту нарушения закона прокурор может

вынести (Г), внести представление, вынести протест. Протест приносится на незаконные правовые (Д), при­нятые органом власти или должностным лицом.

Список терминов:

      1. прокурор

      2. закон

      3. организация

      4. присяга

      5. расследование

      6. постановление

      7. благодарность

      8. правопорядок

      9. акт


  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее ин­формацию о видах юридической ответственности, и одно предло­жение, раскрывающее принцип справедливости юридической от­ветственности

  2. Назовите любые три основных права работодателя, закреплённые Трудовым кодексом РФ, и проиллюстрируйте каждое из них при­мером

  3. Работники предприятия Z стремятся сделать производственную деятельность более эффективной, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения. Определите организаци­онно-правовую форму предприятия и перечислите три права его работников, по которым Вы определили организационно-право­вую форму предприятия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!