СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по информатике "КуМир. Исполнитель робот"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Просмотр содержимого документа
«Практикум по информатике "КуМир. Исполнитель робот"»

Практикум по КуМир В данном практикуме будут рассмотрены только возможности исполнителя Робот, которые можно использовать для написания программы при выполнении задания ГИА. После запуска среды КуМир на экране вы увидите следующее окно: 1. Обстановки исполнителя Робот Исполнитель Робот существует в некоторой обстановке – прямоугольном поле, разбитом на клетки, между которыми могут стоять стены. Обстановка, в которой находится Робот, называется текущей обстановкой Робота. Определяется также стартовая обстановка, которая используется при управлении Роботом из программы. Робот может передвигаться по полю, закрашивать клетки. Робот не может проходить сквозь стены, но может проверять, есть ли рядом с ним стена. Робот не может выйти за пределы заданного прямоугольного поля. Обстановки Робота могут храниться в файлах специального формата (расширение .fil). 2. Как установить стартовую обстановку Определить стартовую обстановку можно двумя способами: 1. Загрузить стартовую обстановку из ранее Материалы для подготовки к ГИА, школа 444 В окне редактирования над рабочим полем есть стандартная полоса, содержащая главное меню окна и инструментальные кнопки (Свернуть, Развернуть, Закрыть) Выход из состояния редактирования стартовой обстановки производится с помощью соответствующей кнопки на окне редактирования или по команде Выход меню Обстановка на этом окне. Примечание Редактировать одновременно две стартовые обстановки нельзя. 4. Команды меню Обстановка Новая обстановка Вначале необходимо задать размер формы (количество строк от 1 до 10 и столбцов от 1 до 16), а затем открывается стандартная форма. Открыть Необходимо выбрать один из уже существующих файлов *.fil, который содержит ранее созданные обстановки. Недавние обстановки В качестве недавних обстановок запоминаются все обстановки, к которым применялись операции сохранения и записи. Сохранить Команда сохраняет внесенные изменения обстановки в текущий файл. Если обстановка была создана командой Новая обстановка, то запрашивает имя файла. Сохранить как. . . Работает так же, как Сохранить, но с обязательным запросом имени файла сохранения. Сохранить как стартовую Работает так же, как Сохранить как, но с изменением имени файла стартовой обстановки. Печать в файл Создание PDF-файла с изображением окна. Выход Завершает редактирование. Если последняя обстановка не сохранена, то выдает запрос о сохранении изменений. 5. Непосредственное редактирование обстановки Все команды редактирования обстановки выполняются с помощью мыши: Материалы для подготовки к ГИА, школа 444  поставить/убрать стену – щелкнуть по границе между клетками,  закрасить/очистить клетку – щелкнуть по клетке,  переместить Робота – перетащить мышью в нужную клетку. 6. Команды меню Робот Показать поле Робота Делает видимым окно наблюдения за Роботом. Напечатать обстановку Создает файл в формате PDF, изображающий текущую обстановку в цветном или в чернобелом варианте. Сохранить обстановку в файл Создает текстовый файл с описанием обстановки во внутреннем формате .fil. Этот файл в дальнейшем может быть загружен в качестве стартовой обстановки (команда Сменить стартовую обстановку) или при редактировании стартовой обстановки (команда Открыть окна редактирования стартовой обстановки). Сменить как стартовую обстановку Устанавливает новое имя файла стартовой обстановки (с помощью стандартного диалога) и загружает новую стартовую обстановку. Вернуться в стартовую обстановку Делает стартовую обстановку текущей. 7. Изображение текущей обстановки в окне наблюдения Изображение текущей обстановка всегда полностью помещается в рабочем поле окна наблюдения за Роботом. Фон рабочего поля – зеленый. Закрашенные клетки – серые. Между клетками – тонкие черные линии. Стены изображаются толстыми желтыми линиями. В клетке рабочего поля окна наблюдения Робот изображается ромбиком. 8. Команды исполнителя Робот Команды перемещения: вверх, вниз, влево, вправо Робот перемещается на одну клетку вверх, вниз, влево, вправо. Команда закрасить – закрашивает клетку, в которой стоит Робот. Материалы для подготовки к ГИА, школа 444 Проверка истинности условия: сверху свободно, снизу свободно, слева свободно, справа свободно Робот проверяет истинность условия отсутствия стены у той клетки, где находится Робот. Можно использовать запись составных условий, образованных логическими операциями И, ИЛИ, НЕ. Пример (справа свободно) И (не снизу свободно) Проверка истинности условия: закрашена, чистая Робот проверяет истинность условия – закрашена или чистая клетка, где находится Робот. 9. Команды алгоритмического языка КуМир Команда ветвления Полная форма: если то иначе все Команда ветвления выполняет последовательность команд-1, если проверка условия принимает значение истины, в противном случае выполняется последовательность команд-2. Примечание Каждая команда начинается с новой строки. Допускается написание нескольких команд в одной строчке, отделяя команды точкой с запятой. Сокращенная форма: если то все Пример если (справа свободно) И (не снизу свободно) то вправо все Материалы для подготовки к ГИА, школа 444 Команда повторения ПОКА нц пока кц Команда повторяет последовательность команд, пока проверка условия истина. Пример нц пока не справа свободно вниз закрасить кц Команда повторения заданное число раз нц раз кц Команда повторяет последовательность команд, пока проверка условия истина. Пример нц 6 раз нц пока справа свободно вправо кц нц пока (не справа свободно) и (снизу свободно) вниз кц нц пока (не справа свободно) и (сверху свободно) вверх кц кц Цикл «для» нц для K от до кц Команда повторяет последовательность команд для переменной К, которая изменяется от до с шагом 1. Если = , то тело цикла выполнится один раз. Если , то тело цикла не выполнится ни разу. Пример нач цел i, j, b b:=5 Материалы для подготовки к ГИА, школа 444 нц для j от 1 до b нц для i от 1 до j закрасить вниз кц вправо нц для i от 1 до j вверх кц кц 10.Начало работы Последовательность создания программы для исполнителя Робот в среде КуМир: 1. Создать стартовую обстановку (Редактировать стартовую обстановку меню Инструменты). В меню Обстановка: a. Новая обстановка. Выбор размера рабочего поля. b. Редактирование обстановки – расстановка стенок, определение начальной позиции робота. c. Сохранить как стартовую. Сохранить стартовую обстановку в файл .fil. 2. Написание программы в поле алгоритма. 3. Запуск программы на выполнение (Выполнить непрерывно меню Выполнение или клавиша F9). 11. Пример написания программы После запуска среды КуМир на экране вы увидите поле алгоритма, в котором создается программа для исполнителя. Первая строка содержит знак комментария «|», т.е. эта строка не воспринимается как код программы. Внимание! Для работы с исполнителем Робот нам потребуется удалить знак «|». Следующие строки содержат служебные слова алг, нач, кон. Они служат для оформления программы. Часть алгоритма до служебного слова нач называют заголовком, а часть между нач и кон – телом программы. Можно вспомнить, что в языке Pascal имеется похожая структура: Материалы для подготовки к ГИА, школа 444 program ... begin ... end. Задача Робот находится в верхней клетке узкого вертикального коридора. Ширина коридора – одна клетка, длина коридора может быть произвольной. Возможный вариант начального расположения Робота приведён на рисунке (Робот обозначен буквой «Р»): Р Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки внутри коридора и возвращающий Робота в исходную позицию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки: Р Алгоритм должен решать задачу для произвольного конечного размера коридора. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться. Решение: использовать Робот алг нач | Закрасить клетку и спуститься вниз нц пока снизу свободно закрасить вниз кц Материалы для подготовки к ГИА, школа 444 | Закрасить последнюю клетку закрасить | Подняться вверх в исходное положение нц пока сверху свободно вверх кц кон Для упрощения работы и исключения ошибок при наборе текста рекомендуется использовать команду меню Вставка. С помощью этой команды можно вставить готовые структуры команд. 12. Сохранение текста программы Сохранить программу, созданную в среде КуМир, можно с помощью команды Сохранить программу меню Программа. Сохраненный файл с текстом программы будет иметь расширение .kum. Внимание! Не забудьте правильно установить папку, в которой вы будете сохранять свои программы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!