СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по читательской грамотности. Смысловое чтение

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по читательской грамотности по истории

Просмотр содержимого документа
«Практикум по читательской грамотности. Смысловое чтение»

Мастерских Елена Андреевна,

ФМАОУ Абатская СОШ №2 Тушнолобовская СОШ

I. НАХОДИТЬ И ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

1)Задание с открытым ответом.

Прочтите текст. Ответьте на вопросы

«Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и доволь­но богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплек­сами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, на­конечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное...»

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен.

Вопросы:

  1. Для чего археологи раскапывают могилы людей? 

  2. Как они определяют женское или мужское захоронение? 

  3. Для чего люди клали в могилы разные вещи?


2) Задание на сопоставление, задание с открытым ответом


Прочтите текст. Выделите положительные черты личности Александра 1 и отрицательные

«Необходимость лавировать между «большим двором» Екатерины II в Петербурге и «малым» – отца Павла Петровича в Гатчине приучила Александра «жить на два ума», развила в нем недоверчивость и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений. 

     Все, кто писал об Александре, отмечали его мягкость, скромность, любознательность, большую впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние, набожность и мистицизм в конце жизни, а из отрицательных качеств – робость и пассивность, праздность и ленность мысли, нелюбовь к систематическим занятиям, недеятельную мечтательность, способность быстро загораться и быстро остывать.»


Источник: Император Александр I (лектор - С.В. Мироненко). https://www.youtube.com/watch?v=cJlkSmYD-Vw

Положительные черты

Отрицательные





3) Выбор правильных ответов.

Прочтите текст. Выберите верные ответы

«В 1793 г. Александр женился на Луизе Марии Августе Баденской (принявшей в православии имя Елизавета Алексеевна) (1779–1826). Обе их дочери умерли в раннем детстве. Елизавета Алексеевна всегда разделяла взгляды и тревоги супруга, поддерживала его, что подтверждалось неоднократно, особенно в тяжелейшие для Александра дни.

В течение 15 лет Александр имел практически вторую семью с Марией Нарышкиной. Она родила ему двух дочерей и сына и настаивала, чтобы Александр расторг свой брак с Елизаветой Алексеевной и женился на ней. Александр, несмотря на всю свою увлеченность Марией Антоновной, упорствовал и ссылался на политические мотивы, понимая, что она для него чужой человек. Также исследователи отмечают, что Александра с юности связывали тесные и весьма личные отношения с его сестрой Екатериной Павловной.»

Источник: Император Александр I (лектор - С.В. Мироненко). https://www.youtube.com/watch?v=cJlkSmYD-Vw

  1. В официальном браке Александр I имел 2 сыновей

  2. В официальном браке Александр 1 имел 2 дочерей

  3. Мария Нарышкина считалась Александром чужим человеком

  4. Александр 1 имел более 1 брака

  5. Александр 1 расторг официальный брак ради Марии Нарышкиной.

II. ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

  1. Задание с открытым ответом.

Прочтите текст. Объясните, как вы понимаете выражение «сфинкс, неразгаданный до гроба»

«Историки до сих пор спорят о личности итератора Александра I. Одни называют его лжецом, лицемером и предателем, который участвовал в сговоре против своего отца. Другие заявляют, что император был невероятно добрым и волевым реформатором, который освободил Россию от войск Наполеона. В любом случае многие сходятся во мнении, что историческая фигура Александра I очень недооценена, к тому же овеяна множеством загадок.

«Сфинкс, не разгаданный до гроба» — так Александра I прозвали с легкой руки мемуариста Вяземского. Именно это название имеет его стих, посвященный великому императору. И проницательное произведение как раз указывало на то, что никто не узнал Александра I по-настоящему».

Источник: «Сфинкс, не разгаданный до гроба» — личные трагедии и великие победы императора Александра I. https://pronedra.ru/sfinks-ne-razgadannyj-do-groba-lichnye-tragedii-i-velikie-pobedy-imperatora-aleksandra-i-520377.html


  1. Задание с развернуым ответом.

Прочитайте высказывания современников об Александре I. О каких качествах, чертах характерных императору, идет речь?

Республиканец на словах и самодержец на деле. Н.И. Тургенев, декабрист.

В политике Александр так тонок, как кончик булавки или бритва, а фальшив, как пена морская. Г.Лагербельке, шведский посол.

Из некоторых его поступков виден дух неограниченного самовластия, мщения, злопамятности, недоверчивости, непостоянства и обманов. П.А. Тучков, генерал.

Сфинкс, неразгаданный до гроба. П.А.Вяземскй, поэт

  1. Задание открытого типа

Прочитайте документы и ответьте на вопрос, выполните задание.

Вопрос: Что объединяет данные документы?

Задание: Сравните взгляды двух императоров на характер войны и сделайте выводы.

Из приказа Наполеона при переходе армии через Неман (от 10 июня 1812 г.)

Солдаты! В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Францией и в войне с Англией. Ныне она нарушает свои клятвы. Идём же вперёд, перейдём Неман, внесём войну в её пределы. ...Мир, который мы заключим, положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.

Приказ Александра I по русской армии (от 13 июня 1812 г.)

Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. Итак, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остаётся нам ничего иного, как призвав на помощь... всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего Бог.


III. ОСМЫСЛЯТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМУ ТЕКСТА


  1. Задание открытого типа

Прочитайте оценки Тильзитского мира. Выполните задание.

Задание: Охарактеризуйте отношение современников и историков к итогам переговоров в Тильзите. Чем, на ваш взгляд, объясняются различные оценки?

Оценка Тильзита современниками

Бог спас нас: вместо жертвоприношения мы даже с некоторым блеском вышли из опасной ситуации. Из письма Александра I сестре Екатерине.

Россия выходит из этой войны со славою и счастьем неожиданным: у неё заискивает враждебная держава, имеющая решительный перевес сил на своей стороне и победившая нас. Из письма А.Б.Куракина

В Санкт-Петербурге, даже в Москве, во всех местах России, наиболее образованных, Тильзитский мир произвел наигрустнейшее впечатление: в этих местах люди знали, что союз с Наполеоном не может быть ничем другим, кроме порабощения, признания его полной власти. Я в этом вижу жестокую несправедливость по отношению к России; мне стыдно за неё. Всё, что мог сделать человек, не рождённый командующим, было сделано императором Александром...Из воспоминаний Ф.Ф.Вигеля

Своими уступками в Тильзите... Наполеон приобрёл благосклонность только одного Александра, но этот трактат был результатом поражения России и датой её подчинения континентальной системе. Он задевал также честь русских, что было понято лишь некоторыми, и их интересы, что было понято всеми..

Она [Франция] не могла иметь больше ни друзей, ни соперников, а только подданных, так как её друзья могли быть только фальшивыми, а соперники – беспощадными!» Из записок адъютанта Наполеона Ф.П. де Сегюра.

Оценка Тильзита историками

Наполеон представлял Тильзитский мир началом союза между Россией и Францией, но было понятно, что Россия являлась неравноправным партнером. На самом деле Наполеон теперь занимал главенствующее положение на континенте. Пруссия и Австрия разбиты, Россия нейтрализована, что позволяло императору направлять все свои силы на борьбу с Британией. Д.М. Хартли.

Но несмотря на все тяжелые для России условия Тильзита, этот договор не дал того эффекта, к которому стремился Наполеон. С самого начала Тильзит, и притом совершенно справедливо, расценен был лишь как перемирие. «Тильзитский мир для Франции, как указывал М.М.Сперанский, - всегда был мир вооруженный». Достигнутый здесь союз был лишь преддверием нового разрыва, и совершенно прав Сперанский, утверждая, что «вероятность новой войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром: самый мир заключал в себе почти все элементы войны». С.Б. Окунь

  1. Задание открытого типа

Ознакомьтесь с тильзитскими впечатлениями императоров. Выполните задание.

Задание: Объясните слова Наполеона об Александре, выделенные в тексте. Эта оценка, на ваш взгляд, несёт более положительный или более негативный оттенок? Свой ответ аргументируйте.

Александр I – А.Чарторыйскому о Наполеоне

Этот человек посреди самых сильных потрясений сохраняет спокойную и холодную голову: все вспышки гнева заранее рассчитаны и предназначены для устрашения собеседников.

Александр I – генералу Савари о Наполеоне

Ни к кому я не чувствовал такого предубеждения, как к нему, но после беседы.ю длившейся три четверти часа, оно рассеялось как сон... Жаль, что я не увиделся с ним раньше.

Александр I – матери императрице Марии Фёдоровне

К счастью, у Бонапарта при всём его гении есть уязвимое место – тщеславие, и я решил пожертвовать своим самолюбием во имя спасения отечества.

Александр I – прусскому королю Фридриху Вильгельму III

Наберитесь терпения. Мы вернём то, что утратили. Он сломает себе шею. Несмотря на все мои знаки дружбы и мои внешние поступки, в глубине души я Ваш друг...

Наполеон – императрице Жозефине

Друг мой, я только что виделся с императором Александром; он гораздо умнее, чем обычно считают. Он – герой романа. У него манеры самого любезного из парижан... Но просто доверять ему нельзя, он – византиец.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!