Мастерских Елена Андреевна,
ФМАОУ Абатская СОШ №2 Тушнолобовская СОШ
I. НАХОДИТЬ И ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
1)Задание с открытым ответом.
Прочтите текст. Ответьте на вопросы
«Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное...»
Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен.
Вопросы:
Для чего археологи раскапывают могилы людей?
Как они определяют женское или мужское захоронение?
Для чего люди клали в могилы разные вещи?
2) Задание на сопоставление, задание с открытым ответом
Прочтите текст. Выделите положительные черты личности Александра 1 и отрицательные
«Необходимость лавировать между «большим двором» Екатерины II в Петербурге и «малым» – отца Павла Петровича в Гатчине приучила Александра «жить на два ума», развила в нем недоверчивость и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений.
Все, кто писал об Александре, отмечали его мягкость, скромность, любознательность, большую впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние, набожность и мистицизм в конце жизни, а из отрицательных качеств – робость и пассивность, праздность и ленность мысли, нелюбовь к систематическим занятиям, недеятельную мечтательность, способность быстро загораться и быстро остывать.»
Источник: Император Александр I (лектор - С.В. Мироненко). https://www.youtube.com/watch?v=cJlkSmYD-Vw
Положительные черты | Отрицательные |
| |
3) Выбор правильных ответов.
Прочтите текст. Выберите верные ответы
«В 1793 г. Александр женился на Луизе Марии Августе Баденской (принявшей в православии имя Елизавета Алексеевна) (1779–1826). Обе их дочери умерли в раннем детстве. Елизавета Алексеевна всегда разделяла взгляды и тревоги супруга, поддерживала его, что подтверждалось неоднократно, особенно в тяжелейшие для Александра дни.
В течение 15 лет Александр имел практически вторую семью с Марией Нарышкиной. Она родила ему двух дочерей и сына и настаивала, чтобы Александр расторг свой брак с Елизаветой Алексеевной и женился на ней. Александр, несмотря на всю свою увлеченность Марией Антоновной, упорствовал и ссылался на политические мотивы, понимая, что она для него чужой человек. Также исследователи отмечают, что Александра с юности связывали тесные и весьма личные отношения с его сестрой Екатериной Павловной.»
Источник: Император Александр I (лектор - С.В. Мироненко). https://www.youtube.com/watch?v=cJlkSmYD-Vw
В официальном браке Александр I имел 2 сыновей
В официальном браке Александр 1 имел 2 дочерей
Мария Нарышкина считалась Александром чужим человеком
Александр 1 имел более 1 брака
Александр 1 расторг официальный брак ради Марии Нарышкиной.
II. ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Задание с открытым ответом.
Прочтите текст. Объясните, как вы понимаете выражение «сфинкс, неразгаданный до гроба»
«Историки до сих пор спорят о личности итератора Александра I. Одни называют его лжецом, лицемером и предателем, который участвовал в сговоре против своего отца. Другие заявляют, что император был невероятно добрым и волевым реформатором, который освободил Россию от войск Наполеона. В любом случае многие сходятся во мнении, что историческая фигура Александра I очень недооценена, к тому же овеяна множеством загадок.
«Сфинкс, не разгаданный до гроба» — так Александра I прозвали с легкой руки мемуариста Вяземского. Именно это название имеет его стих, посвященный великому императору. И проницательное произведение как раз указывало на то, что никто не узнал Александра I по-настоящему».
Источник: «Сфинкс, не разгаданный до гроба» — личные трагедии и великие победы императора Александра I. https://pronedra.ru/sfinks-ne-razgadannyj-do-groba-lichnye-tragedii-i-velikie-pobedy-imperatora-aleksandra-i-520377.html
Задание с развернуым ответом.
Прочитайте высказывания современников об Александре I. О каких качествах, чертах характерных императору, идет речь?
Республиканец на словах и самодержец на деле. Н.И. Тургенев, декабрист.
В политике Александр так тонок, как кончик булавки или бритва, а фальшив, как пена морская. Г.Лагербельке, шведский посол.
Из некоторых его поступков виден дух неограниченного самовластия, мщения, злопамятности, недоверчивости, непостоянства и обманов. П.А. Тучков, генерал.
Сфинкс, неразгаданный до гроба. П.А.Вяземскй, поэт
Задание открытого типа
Прочитайте документы и ответьте на вопрос, выполните задание.
Вопрос: Что объединяет данные документы?
Задание: Сравните взгляды двух императоров на характер войны и сделайте выводы.
Из приказа Наполеона при переходе армии через Неман (от 10 июня 1812 г.)
Солдаты! В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Францией и в войне с Англией. Ныне она нарушает свои клятвы. Идём же вперёд, перейдём Неман, внесём войну в её пределы. ...Мир, который мы заключим, положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.
Приказ Александра I по русской армии (от 13 июня 1812 г.)
Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. Итак, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остаётся нам ничего иного, как призвав на помощь... всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего Бог.
III. ОСМЫСЛЯТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМУ ТЕКСТА
Задание открытого типа
Прочитайте оценки Тильзитского мира. Выполните задание.
Задание: Охарактеризуйте отношение современников и историков к итогам переговоров в Тильзите. Чем, на ваш взгляд, объясняются различные оценки?
Оценка Тильзита современниками
Бог спас нас: вместо жертвоприношения мы даже с некоторым блеском вышли из опасной ситуации. Из письма Александра I сестре Екатерине.
Россия выходит из этой войны со славою и счастьем неожиданным: у неё заискивает враждебная держава, имеющая решительный перевес сил на своей стороне и победившая нас. Из письма А.Б.Куракина
В Санкт-Петербурге, даже в Москве, во всех местах России, наиболее образованных, Тильзитский мир произвел наигрустнейшее впечатление: в этих местах люди знали, что союз с Наполеоном не может быть ничем другим, кроме порабощения, признания его полной власти. Я в этом вижу жестокую несправедливость по отношению к России; мне стыдно за неё. Всё, что мог сделать человек, не рождённый командующим, было сделано императором Александром...Из воспоминаний Ф.Ф.Вигеля
Своими уступками в Тильзите... Наполеон приобрёл благосклонность только одного Александра, но этот трактат был результатом поражения России и датой её подчинения континентальной системе. Он задевал также честь русских, что было понято лишь некоторыми, и их интересы, что было понято всеми..
Она [Франция] не могла иметь больше ни друзей, ни соперников, а только подданных, так как её друзья могли быть только фальшивыми, а соперники – беспощадными!» Из записок адъютанта Наполеона Ф.П. де Сегюра.
Оценка Тильзита историками
Наполеон представлял Тильзитский мир началом союза между Россией и Францией, но было понятно, что Россия являлась неравноправным партнером. На самом деле Наполеон теперь занимал главенствующее положение на континенте. Пруссия и Австрия разбиты, Россия нейтрализована, что позволяло императору направлять все свои силы на борьбу с Британией. Д.М. Хартли.
Но несмотря на все тяжелые для России условия Тильзита, этот договор не дал того эффекта, к которому стремился Наполеон. С самого начала Тильзит, и притом совершенно справедливо, расценен был лишь как перемирие. «Тильзитский мир для Франции, как указывал М.М.Сперанский, - всегда был мир вооруженный». Достигнутый здесь союз был лишь преддверием нового разрыва, и совершенно прав Сперанский, утверждая, что «вероятность новой войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром: самый мир заключал в себе почти все элементы войны». С.Б. Окунь
Задание открытого типа
Ознакомьтесь с тильзитскими впечатлениями императоров. Выполните задание.
Задание: Объясните слова Наполеона об Александре, выделенные в тексте. Эта оценка, на ваш взгляд, несёт более положительный или более негативный оттенок? Свой ответ аргументируйте.
Александр I – А.Чарторыйскому о Наполеоне
Этот человек посреди самых сильных потрясений сохраняет спокойную и холодную голову: все вспышки гнева заранее рассчитаны и предназначены для устрашения собеседников.
Александр I – генералу Савари о Наполеоне
Ни к кому я не чувствовал такого предубеждения, как к нему, но после беседы.ю длившейся три четверти часа, оно рассеялось как сон... Жаль, что я не увиделся с ним раньше.
Александр I – матери императрице Марии Фёдоровне
К счастью, у Бонапарта при всём его гении есть уязвимое место – тщеславие, и я решил пожертвовать своим самолюбием во имя спасения отечества.
Александр I – прусскому королю Фридриху Вильгельму III
Наберитесь терпения. Мы вернём то, что утратили. Он сломает себе шею. Несмотря на все мои знаки дружбы и мои внешние поступки, в глубине души я Ваш друг...
Наполеон – императрице Жозефине
Друг мой, я только что виделся с императором Александром; он гораздо умнее, чем обычно считают. Он – герой романа. У него манеры самого любезного из парижан... Но просто доверять ему нельзя, он – византиец.