СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум «Игровые технологии как эффективное средство развития связной речи у дошкольников»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах эффективного использования игровых технологий в развитии связной речи дошкольников. Обеспечение условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в использовании ими современных интерактивных методов и приёмов активизации речи детей в игровой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Практикум «Игровые технологии как эффективное средство развития связной речи у дошкольников»»



Департамент образования Администрации города Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СИНЕГЛАЗКА»

муниципального образования город Ноябрьск



















Практикум- интенсив

«Игровые технологии как эффективное средство развития связной речи у дошкольников»

































Форма проведения: Практикум-интенсив.

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах эффективного использования игровых технологий в развитии связной речи дошкольников. Обеспечение условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в использовании ими современных интерактивных методов и приёмов активизации речи детей в игровой деятельности.



Ход мероприятия:

Учитель-логопед

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно. Выделяют две формы связной речи-диалогическую, монологическую.

Связная речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.Онтогенез развития связной речи дошкольника.

Ранний возраст

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку. (комплекс оживления)

С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша - в сотрудничестве.

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 2 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях.

2-3 года (фразовая речь, диалогическая)

Возникает ситуативно-познавательная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Дети пользуются самой простой и естественной формой речи – диалогической. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы о помощи, ответы на вопросы взрослого, развивается словотворчество. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы».

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

3-4 года (зачатки монологической речи)

Главной особенностью этого возраста является возникновениепланирующей функции речи.В ролевой игре возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. Возникает описательная речь.Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. Дети всё ещё активно пользуются диалогической формой речи.

4-5 лет

Внеситуативно-познавательное общение со взрослым. Явным признаком являются вопросы ребёнка о предметах и явлениях физического мира (явлениях природы, жизниживотных). Осваивается словарь, грамматический строй языка.Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно расска­зать о событиях из собственной жизни, описать животных или заме­няющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картин­ке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи.Детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование

5-6 лет

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью.Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ

6-7лет

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки. В связной речи:пересказывают знакомую сказку, короткий текст, стихотворения, составляют рассказ по картине и серии сюжетных картинок, рассказывают об увиденном или услышанном, спорят, рассуждают, высказывают мнение, убеждают товарищей.

Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровой технологии, которая включает в себя множество интерактивных методов и приёмов.


Интерактивные методы и приёмы развития связной речи (Игровая технология)

1.Метод противоречий

2.Метод «Эмпатия» (метод личной аналогии)

3.Метод «Синектика»

4. «Бином фантазии»


Игровой практикум-интенсив.

Учитель-дефектолог

Метод противоречий – наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность других.В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; не надо кушать – будет тяжело бегать; драться плохо – сделаешь больно; бейся – ты защищаешь слабого, обиженного.

Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) — когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное.Данный метод можно использовать в развитии связной речи дошкольников.

Игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали».

Например: игра «Хорошо – плохо»(проводится с педагогами). Дети делятся на две команды: одна – «хорошо», другая — «плохо», они передают игрушку (собачку) как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый; но плохо, что быстро сбивается шерсть.





Метод «Синектика»

Синектика – современный метод активизации знаний и речи ребёнка, основанный на применении аналогий.

В переводе с греческого «синектика» означает «объединение однородных элементов».

  Этот основан на использовании различного вида аналогий.

 1.     Личная аналогия - способность поставить себя на место образа или предмета и понять его трудности как свои собственные.

2.      Прямая аналогия - объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений.

3.      Символическая аналогия - неожиданное, яркое определение, показывающее предмет с необычной стороны.

4.      Фантастическая аналогия - способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство.

Электронная дидактическая игра «Выбор случайных объектов» (проводится с педагогами)



Учитель-логопед

Приём эмпатии (или аналогии)

Цели:

- развивать конструктивные идеи ребенка, фантазию, воображение, образное мышление;

- изменять представления о некоторых особенностях предмета;

- снимать стереотипы сознания;

- развивать связную речь.

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Предложить детям войти в образ данного персонажа и рассуждать с его точки зрения. "Если ты превратишься в кустарник, то о чём ты будешь мечтать? Кого будешь бояться? С кем подружишься? О чём будут говорить твои листочки?" или "Представь себя на месте бабочки. Для чего ты живешь?"

Предложить детям увидеть разноцветный снег или дождь "надев" разноцветные очки. А на прогулке спрашиваю: "В кого могут превратиться лужи или сугробы, кусты или постройки?" Это своеобразное общение с различными предметами помогают дошколятам видеть тайны изменений, превращений. Дети сами приходят к выводу, что всё, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Такие ежедневные открытия раскрепощают детей.

А как хорошо работать с детьми со сказкой, используя не традиционные методы. Например, перепутать сюжеты и героев, а детям предложить "выпутаться" из сложившейся ситуации. Изменить характер героя - как пойдёт дальше сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку - что изменится в сюжете? Нарочно переврать- сказку - пусть дети восстановят её сюжет. Детям такие поисковые задачи очень нравятся. Они позволяют придумывать множество своих вариантов, быть сочинителями.



Дидактическая игра «А я бы…» (проводится с педагогами).

Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

Ход игры

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей или стал бы каким-либо предметом.

Прием ТРИЗ – «Бином фантазии»

Цель: речетворчество

Когда предлагают детям несколько картинок с изображением героев какой-либо сказки. Определив из какой сказки герои, дети начинают рассказывать. И вдруг, среди карточек появляется новая, изображение которой не имеет ни какого отношения к этой сказке. И тогда дети реагируют на новый предмет и пытаются связать его с уже знакомой сказкой.

Дидактическая игра «Логический поезд» (проводится с педагогами)

Цель:развивать воображение при составлении коллективного рассказа или сказки.

Ход игры

Детям необходимо придумать коллективный рассказ. Толчок ему может дать специальная колода карт, подготовленная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок. Предлагается вытащить из колоды, не глядя, одну карту – картинку. И первый ребенок начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. Далее продолжает второй ребенок и т.д., вытаскивая

Каждую последующую карту дети вязывают её с предыдущей сохраняя логическую цепочку.

В результате получается длинный и интересный рассказ или сказка.

Подводя итоги нашего практикума хочется отметить, что полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, а использование интерактивных методов– это одно из эффективнейших средств развития связной речи детей. Надеемся, что наша работа была плодотворной и предлагаем вам квик –настройку на успешную деятельность с детьми.

Квик-настройка.
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь!
Улыбка - солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.
5. Трудности закаляют на пути к счастью.











































План выступления



1. «Онтогенез развития связной речи дошкольника». Игровая технология. Интерактивные методы обучения дошкольников.

2. Метод противоречий.(раскрыть суть метода) Д/и «Хорошо –плохо» (с педагогами)

3. Метод «Эмпатия» (раскрыть суть метода) Д/и «А я бы…» (с педагогами)

4. Метод «Синектика» (раскрыть суть метода) Д/и электронная «Выбор случайных объектов» (с педагогами)

5. Метод «Бином фантазии» (раскрыть суть метода) Д/и «Логический поезд»

6. Подведение итогов. Квик настройка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!