ГБОУ сош №54 им.Ю.А.Гагарина
Г.Севастополя
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
«Психолого- педагогические условия формирования универсальных учебных действий»
Доклад подготовила: Фир Т.М.
Севастополь
2017 год
Требования Стандарта к личностям и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет, конкретизирует и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности
Программа развития универсальных учебных действий.
Цель программы: обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самоусовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта.
В соответствии с ним именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придает особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.
Характеристика
личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.
Личностные УУД- умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор.
Приоритетные направления в формировании личностных УУД:
основы гражданской идентичности личности (включая конгнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компонениты);
основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
готовность и способность к переходу к самообразованию, в том числе готовность к выбору направления профильного образования.
Значение УУД для обучения:
Приобретение учащимися навыков взаимооценки и самооценки, навыков рефлексии.
Формирование профессионального самоопределения ученика.
Приобретение учащимися практического опыта проектирования жизненной и профессиональной карьеры.
Познавательные УУД- умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.
Приоритетные направления в формировании познавательных УУД:
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
развитие стратегий смыслового чтения и работы с иформацией;
практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата;
использование общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Значение УУД для обучения:
Усовершенствование учащимися приобретенных на первой ступени навыков работы с информацией и их пополнение.
Приобретение умений работы с текстами, преобразования и интерпретирования содержащейся в них информации.
Приобретение учащимися навыков систематизации, сопоставления, анализа, обобщения информации, выделения главной и избыточной информации, выполнение смыслового свертывания выделенных фактов, мыслей, предоставления информации в сжатой словесной и наглядно-символической форме.
Коммуникативные УУД- умение общаться, взаимодействовать с окружающими, устанавливать конструктивное общение.
Приоритетные направления в формировании коммуникативных УУД:
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;
развитие речевой деятельности.
Значение УУД для обучения:
Регулятивная УУД- умение организовать свою деятельность.
Приоритетные направления в формировании регулятивных УУД:
постановка новых учебных целей и задач;
планирование их реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей;
контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия;
корректировка их выполнения.
Значение УУД для обучения:
Развитие системы УУД, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. УУД – целостная система, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
По мере формирования в начальных классах личностных действий ученик (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие УУД (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектируют определенные достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.
Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.
Обеспечение внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс возможно с использованием различных современных педагогических технологий. Среди большого разнообразия приоритетным в использовании являются такие технологии, которые позволят организовать активную познавательную деятельность ученика (как индивидуальную, так и в форме разнотипового сотрудничества).
Список технологий формирования УУД
Технология развивающего обучения.
Проектная технология.
Коммуникативная технология.
Проблемно-поисковая технология.
Деятельностная технология.
Самоопределенческая технология.
Рефлексивная технология.
Мета – технология.
Одним из действенных способов повышения эффективности учебной деятельности в основной школе является приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности. Для моих учеников это происходит следующим образом:
5 класс – групповые проекты для конкурса стенгазет «Праздники» (День знаний, Новый год, 8 марта);
6 класс – сказка народов мира как фрактал;
7 класс – городской фестиваль: «Англоговорящие страны. Австралия. Безопасный интернет»;
8 класс – участие в муниципальном конкурсе проектных работ по филологии;
9 класс - участие в международной конференции. Математика. Компьютер. Образование;
10 класс – публикации в специализированных изданиях.
Используя различные формы данного вида деятельности, педагог имеет возможность работать над формированием всех видов универсальных учебных действий обучающихся. Покажем это на примере конкретного проекта, который выполняли 8-классники нашей гимназии.
Общие компоненты структуры проектной и исследовательской деятельности | | Виды УУД |
Анализ актуальности проводимого исследования (проекта) Целеполагание Формулировка задач | Цели: 1.Гуманитарная, мировоззренческая – расширение кругозора, формирование понимания роли иностранного языка. 2.Познавательная, развивающая – приобретение новых знаний. 3.Обучение работе с информацией. Воспитательные и психологические: воспитание определенных качеств личности; создание и поддержание в микрогруппах психологической атмосферы, способствующей работе; преодоление барьера выступления перед большой аудиторией; развитие устной речи; соблюдение правил этикета. | |
Выбор средств и методов | Принято коллективное решение, что работы будут выполнены как доклады с презентацией или сопровождаться любой другой формой наглядного представления информации. Созданы рабочие группы и выбраны лидеры каждой из них. | Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Планирование работы, определение сроков и последовательности действий | Совет лидеров составляет план работы: | Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Проведение проектных и исследовательских работ | Работа по сбору и обработке информации. Обсуждение полученных данных. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Представление результатов | Участие в муниципальном конкурсе учебно-исследовательских проектов по филологии. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Рефлексия | Подведение итогов, анализ. | Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Проектная деятельность дает возможность организовать работу с учетом интересов и способностей каждого ребенка, поэтому дети участвуют в такой работе с удовольствием.
Иностранный язык – один из самых сложных предметов в школе, для перехода в стадию компетенций нужно получить прочные знания, устойчивые умения и навыки, что требуют рутинной работы. Проектная деятельность позволяет получить новые знания на высоком эмоциональном уровне, познать роль иностранного языка в других науках, дать возможность учащимся самостоятельно «добыть» новые знания и приобщить к ним своих товарищей.
Здесь можно проявить себя с неожиданной стороны, продемонстрировать свои успехи не только в предмете иностранного языка, но и в других областях знания и компетенций. Работая над своей темой в группе, ребята приобретают опыт работы в команде, учатся корректировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, а также приобретают бесценный опыт морально-этических и психологических принципов общения.
Представляется важным, что в процессе такой работы учащиеся приобретают навыки систематизации, сопоставления, анализа и обобщения при работе с текстовой информацией, учатся представлять её в сжатой словесной и наглядно-символической форме.
Таким образом, проектная технология – одна из приоритетных, обеспечивающих системно-деятельностный подход при изучении иностранного языка в средней школе.