СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Психолого- педагогические условия формирования универсальных учебных действий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа развития универсальных учебных действий.

Цель программы: обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самоусовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта.

Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Психолого- педагогические условия формирования универсальных учебных действий»»

ГБОУ сош №54 им.Ю.А.Гагарина

Г.Севастополя











ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

«Психолого- педагогические условия формирования универсальных учебных действий»











Доклад подготовила: Фир Т.М.







Севастополь

2017 год

Требования Стандарта к личностям и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет, конкретизирует и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности

Программа развития универсальных учебных действий.

Цель программы: обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самоусовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта.

В соответствии с ним именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придает особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.





Характеристика

личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.

Личностные УУД- умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор.

Приоритетные направления в формировании личностных УУД:

  • основы гражданской идентичности личности (включая конгнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компонениты);

  • основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

  • готовность и способность к переходу к самообразованию, в том числе готовность к выбору направления профильного образования.

Значение УУД для обучения:

  • Приобретение учащимися навыков взаимооценки и самооценки, навыков рефлексии.

  • Формирование профессионального самоопределения ученика.

  • Приобретение учащимися практического опыта проектирования жизненной и профессиональной карьеры.



Познавательные УУД- умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

Приоритетные направления в формировании познавательных УУД:

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

  • развитие стратегий смыслового чтения и работы с иформацией;

  • практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата;

  • использование общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.





Значение УУД для обучения:

  • Усовершенствование учащимися приобретенных на первой ступени навыков работы с информацией и их пополнение.

  • Приобретение умений работы с текстами, преобразования и интерпретирования содержащейся в них информации.

  • Приобретение учащимися навыков систематизации, сопоставления, анализа, обобщения информации, выделения главной и избыточной информации, выполнение смыслового свертывания выделенных фактов, мыслей, предоставления информации в сжатой словесной и наглядно-символической форме.

Коммуникативные УУД- умение общаться, взаимодействовать с окружающими, устанавливать конструктивное общение.

Приоритетные направления в формировании коммуникативных УУД:

  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;

  • развитие речевой деятельности.

Значение УУД для обучения:

  • Приобретение учащимися умений работать в группе и приобретение опыта такой работы.

  • Практическое освоение учащимися морально-этических психологических принципов сотрудничества.

Регулятивная УУД- умение организовать свою деятельность.

Приоритетные направления в формировании регулятивных УУД:

  • постановка новых учебных целей и задач;

  • планирование их реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей;

  • контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия;

  • корректировка их выполнения.



Значение УУД для обучения:

  • Приобретение учащимися навыков организации учебной деятельности.

  • Формирование способности к проектированию.

Развитие системы УУД, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. УУД – целостная система, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

По мере формирования в начальных классах личностных действий ученик (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие УУД (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектируют определенные достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.

Обеспечение внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс возможно с использованием различных современных педагогических технологий. Среди большого разнообразия приоритетным в использовании являются такие технологии, которые позволят организовать активную познавательную деятельность ученика (как индивидуальную, так и в форме разнотипового сотрудничества).



Список технологий формирования УУД

  • Технология развивающего обучения.

  • Проектная технология.

  • Коммуникативная технология.

  • Проблемно-поисковая технология.

  • Деятельностная технология.

  • Самоопределенческая технология.

  • Рефлексивная технология.

  • Мета – технология.





Одним из действенных способов повышения эффективности учебной деятельности в основной школе является приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности. Для моих учеников это происходит следующим образом:

  • 5 класс – групповые проекты для конкурса стенгазет «Праздники» (День знаний, Новый год, 8 марта);

  • 6 класс – сказка народов мира как фрактал;

  • 7 класс – городской фестиваль: «Англоговорящие страны. Австралия. Безопасный интернет»;

  • 8 класс – участие в муниципальном конкурсе проектных работ по филологии;

  • 9 класс - участие в международной конференции. Математика. Компьютер. Образование;

  • 10 класс – публикации в специализированных изданиях.

Используя различные формы данного вида деятельности, педагог имеет возможность работать над формированием всех видов универсальных учебных действий обучающихся. Покажем это на примере конкретного проекта, который выполняли 8-классники нашей гимназии.







Общие компоненты структуры проектной и исследовательской деятельности






Виды

УУД

Анализ актуальности проводимого исследования (проекта)



Целеполагание



Формулировка задач

Цели:


1.Гуманитарная, мировоззренческая – расширение кругозора, формирование понимания роли иностранного языка.


2.Познавательная, развивающая – приобретение новых знаний.


3.Обучение работе с информацией.


Воспитательные и психологические:


  • воспитание определенных качеств личности;

  • создание и поддержание в микрогруппах психологической атмосферы, способствующей работе;

  • преодоление барьера выступления перед большой аудиторией;

  • развитие устной речи;

  • соблюдение правил этикета.


Выбор средств и методов

Принято коллективное решение, что работы будут выполнены как доклады с презентацией или сопровождаться любой другой формой наглядного представления информации.


Созданы рабочие группы и выбраны лидеры каждой из них.


Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Планирование работы, определение сроков и последовательности действий

Совет лидеров составляет план работы:


  • распределение обязанностей в микрогруппе;

  • определение последовательности действий;

  • определение сроков.



Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Проведение проектных и исследовательских работ

Работа по сбору и обработке информации.


Обсуждение полученных данных.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Представление результатов

Участие в муниципальном конкурсе учебно-исследовательских проектов по филологии.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Рефлексия

Подведение итогов, анализ.

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные



Проектная деятельность дает возможность организовать работу с учетом интересов и способностей каждого ребенка, поэтому дети участвуют в такой работе с удовольствием.

Иностранный язык – один из самых сложных предметов в школе, для перехода в стадию компетенций нужно получить прочные знания, устойчивые умения и навыки, что требуют рутинной работы. Проектная деятельность позволяет получить новые знания на высоком эмоциональном уровне, познать роль иностранного языка в других науках, дать возможность учащимся самостоятельно «добыть» новые знания и приобщить к ним своих товарищей.

Здесь можно проявить себя с неожиданной стороны, продемонстрировать свои успехи не только в предмете иностранного языка, но и в других областях знания и компетенций. Работая над своей темой в группе, ребята приобретают опыт работы в команде, учатся корректировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, а также приобретают бесценный опыт морально-этических и психологических принципов общения.

Представляется важным, что в процессе такой работы учащиеся приобретают навыки систематизации, сопоставления, анализа и обобщения при работе с текстовой информацией, учатся представлять её в сжатой словесной и наглядно-символической форме.

Таким образом, проектная технология – одна из приоритетных, обеспечивающих системно-деятельностный подход при изучении иностранного языка в средней школе.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!