СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико – значимый проект : Демографическая политика во Франции и использование её опыта в России.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка моет показать, что  проблема  регулирования  народонаселения  в  рамках  демографической  политики  государства  является  одной  из  самых  актуальных  в  современном  мире

Просмотр содержимого документа
«Практико – значимый проект : Демографическая политика во Франции и использование её опыта в России.»



«Академия социального управления»



Кафедра естественнонаучных дисциплин



Практико – значимый проект : Демографическая политика во Франции и использование её опыта в России.









Москва 2019 г.

































Цели проекта :

- Использовать сформировавшиеся представления и знания обучающихся о населении Земли, его численности , о типах воспроизводства , о закономерностях динамики мирового населения для обсуждения демографической политики стран;

– показать что проблема регулирования народонаселения в рамках демографической политики государства является одной из самых актуальных в современном мире. Под демографической политикой мы понимаем целенаправленную деятельность государственных органов или иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, которая включает систему целей и средств для их достижения.

Задачи :

- Рассмотреть демографические изменения во Франции на протяжении нескольких столетий, понять их причину;

- Выявить зависимость демографической ситуации в стране от социально- экономических условий;

- Определить основные проблемы, с которыми Франция сталкивается сегодня при осуществлении демографической политики;

- Рассмотреть демографическую ситуацию. Которая сложилась в России в наши дни.



ПЛАН ПРОЕКТА:

  1. Предпосылки формирования демографической политики во Франции и России.

  2. Меры Французского правительства, направленные на увеличение численности населения.

  3. Основные направления в сфере современной французской системы социальной защиты населения.

  4. Приоритеты стимулирования роста населения в сфере демографической политики России.





Если территория Франции в Европе не менялась веками, то абсолютная и особенно относительная численность её населения не раз претерпевала существенные колебания, что не могло не отражаться как на жизни страны, так и на балансе её сил с соседями. Сравнительно обширная площадь, мягкий и разнообразный климат, обилие влаги и плодородных земель объясняют тот факт, что Франция долгое время была самой населённой страной Европы. Уже две тысячи лет назад, после завоевания Галлии Юлием Цезарем, она насчитывала 6,7 млн. жителей - больше, чем любая другая провинция Римской империи. В Средние века, например в царствование Людовика IX Святого (1228 г.), французов насчитывалось уже 16 млн., во времена "короля-солнца" Людовика XIV (1700 г.) - 20 млн.

Их было тогда в полтора раза больше, чем немцев или итальянцев, втрое больше, чем испанцев. Франция превосходила по населению даже Россию времён Петра I. В середине XVII века (1650 г.) удельный вес Франции в населении Европы достигает 24,4% - каждый четвёртый европеец был французом.

Поскольку в те времена мощь государства определялась прежде всего числом подданных, способных платить налоги и поставлять солдат в армию, а французы, в подавляющем большинстве крестьяне, отвечали обоим этим требованиям, их монархи - от Бурбонов до Бонапартов - не раз претендовали на европейскую гегемонию. Немногими соперниками их в демографическом плане были сначала австро-испанская империя Габсбургов, с её огромными заморскими владениями, затем "владычица морей" - Британская империя, раньше вступившая на путь промышленной революции, наконец, бескрайняя Россия.

Положение начало существенно меняться с конца XVIII века. За два столетия (1740-1940 гг.) численность французов возросла не более чем на треть - с 30 до 40 млн., стабилизировавшись на этом уровне вплоть до второй половины XX века. За то же время население многих других европейских стран удвоилось или утроилось. По демографическому потенциалу Франция отстала сначала от России, затем от Германии, практически сравнявшись с Англией и Италией.

Одним из способов компенсации демографического упадка Франции служила колониальная экспансия: в середине XX века население французской империи накануне её крушения составляло 60 млн. человек - наполовину больше, чем в метрополии. Известны боевые заслуги сенегальских или марокканских стрелков во французской армии в ходе Первой, а отчасти и Второй мировых войн.

Другим, не менее важным способом являлась массовая иммиграция - сначала из более бедных европейских стран (Италия, Испания, Португалия, Польша), затем из бывших заморских владений, особенно стран Северной Африки - Алжира, Туниса, Марокко, снабжавших экономику дешёвой рабочей силой.

Демографические трудности, которые переживала Франция на протяжении полутора столетий, объяснялись отнюдь не биологическими причинами, как утверждали в своё время гитлеровские "теоретики" расизма, и даже не тяжёлыми потерями в ходе многочисленных войн. Другие европейские державы, особенно Россия и Германия, страдали от потерь на полях сражений ничуть не меньше Франции. Дело было прежде всего в социально-экономических факторах объективного и субъективного порядка.

Создав компактный слой мелкособственнического крестьянства, Великая Французская революция 1789 года ввела английское правило майората (наследования недвижимости старшим сыном) только в северной части страны, где сохранилось крупное помещичье землевладение. На юге, где преобладала мелкая земельная собственность, после смерти главы семьи земля делилась между всеми потомками поровну. Стремясь избежать дробления земельных участков, крестьяне ограничивали число детей двумя-тремя, что, с учётом высокой тогда детской смертности, тормозило рождаемость. Аналогичная мальтузианская психология была свойственна и представителям городских средних слоев того времени - торговцам и ремесленникам. "Этот средний класс формировал мелкую буржуазию, чьей амбицией являлось приравнивание к крупной буржуазии путём обогащения детей и их образования. Такая амбиция побуждала многие семейные пары ограничиваться одним ребёнком, чтобы обеспечить его социальное выдвижение", - отмечает известный французский социолог А. Мандрас. А коль скоро собственническое крестьянство и традиционные средние слои составляли вплоть до Второй мировой войны больше половины населения Франции, то неудивительно, что с 1806 года, когда впервые началась статистическая оценка рождаемости по годам, и на протяжении почти двухсот лет рождаемость во Франции установилась почти на одном и том же уровне - 1 млн. в XIX, 750-800 тыс. в XX веке. "Ни одна страна в мире не знала, видимо, подобного постоянства", - констатирует обзор французского Национального института демографических исследований.

Поскольку вплоть до Второй мировой войны смертность снижалась во Франции медленнее, чем в других европейских странах, прирост населения сокращался. В 1935 году смертность впервые превысила рождаемость на 18 тыс., в 1936 и 1937 годах - на 11 тыс., в предвоенном 1938-м - уже на 35 тыс. Между тем в соседних странах ещё продолжался тогда абсолютный прирост населения - 4 на тысячу в Англии, 8 - в Германии, 10 - в Италии. На этом основании авторитетный французский демограф Альфред Сови прогнозировал тогда, что к 1985 году ежегодный перевес смертности над рождаемостью во Франции превысит 400 тыс., а её население сократится до 30 млн. человек, т.е. вернётся к уровню начала XIX века.

Однако жизнь полностью опровергла эти мрачные прогнозы. После Второй мировой войны Франция, как и остальные европейские страны, пережила мощный всплеск рождаемости ("бэби-бум"). В основе его повсюду были одни и те же причины: возврат мужчин из армии, ускорение темпов роста экономики в связи с её восстановлением и коренной реконструкцией, наконец, просто надежды людей на лучшую жизнь после тяжёлых испытаний военных лет. Природа как бы компенсировала тем самым огромные людские потери в войне.

Во Франции эффект всех этих факторов оказался более значительным и длительным, чем у её европейских соседей, не только из-за низкого исходного рубежа, но и вследствие сдвигов в социальной структуре, где упала доля традиционного крестьянства, торговцев, ремесленников с их мальтузианской психологией, а в значительной мере также благодаря целенаправленной государственной политике поощрения рождаемости и помощи многодетным семьям. Начатая как национальный императив в 1930-х годах левыми правительствами Народного фронта, продолженная ультраправым режимом Виши во время Второй мировой войны, она окончательно оформилась после освобождения страны от нацистской оккупации в 1945-1946 годах, став одним из важнейших компонентов системы социальной защиты, по развитию которой Франция выдвинулась на одно из ведущих мест в Европе и в мире .

























ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЕ В 2006 г.,

ЧЕЛОВЕК НА 1000 ЖИТЕЛЕЙ









В таблице особенное внимание привлекают те страны, которые имеют самую низкую рождаемость, в пределах 8–9 человек на 1000 жителей (8—9b), – Латвия, Литва, Чехия, Италия, Словения, ФРГ, Австрия, Хорватия. Именно в этих государствах общая демографическая ситуация отличается особой сложностью, а уровень фертильности самый низкий. Можно добавить, что показатели рождаемости в них также самые низкие в мире.

Таблица свидетельствует также о довольно высоком уровне смертности, который в среднем для всего региона составляет тоже 10 человек на 1000 жителей, т. е. превышает среднемировой. Объяснение этому факту нужно искать прежде всего в тех же общих процессах увеличения средней продолжительности жизни, старения населения, нарушения полового состава в периоды двух мировых войн. Но нельзя не учитывать и таких причин, как профессиональные заболевания, производственный травматизм, несчастные случаи, влияние алкоголизма, курения, наркомании. Например, на автодорогах зарубежной Европы ежегодно погибают более 100 тыс. человек и около 2 млн получают ранения и увечья. Поскольку все это в первую очередь относится к мужской части населения, смертность среди мужчин, как правило, значительно выше.

Наконец, своеобразным итогом анализа таблицы может послужить   вывод о том, что в наши дни только в нескольких государствах региона (Албания, Франция, Ирландия, Исландия, Норвегия, Босния и Герцеговина, Македония) реально обеспечивается более или менее расширенное воспроизводство населения, и о том, что в большинстве стран зарубежной Европы это воспроизводство либо крайне суженное (Великобритания, Нидерланды, Дания, Швейцария, Польша, Сербия), либо «нулевое».



Улучшение демографической динамики во Франции к концу XX - началу XXI века во многом связано с изменениями политики государства в отношении проблем семьи.

За полвека, прошедшие после создания существующей системы соцобеспечения, роль пособий для многодетных, явившихся мощным катализатором "бэби-бума" первых послевоенных лет, заметно уменьшилась. Если вначале они составляли для семьи среднего достатка с двумя-тремя детьми существенное подспорье, давая 15-20% прибавки к доходам, то ныне эта доля сократилась почти вдвое. Дело не столько в высокой инфляции 50-70-х годов (покупательная способность пособий индексирована на рост цен), сколько в повышении общего жизненного уровня в стране за 50 лет в 3,5-4 раза. Естественно, что удельный вес пособий на детей в семейных бюджетах, а вместе с ним и их стимулирующая рождаемость роль заметно снизились.

В таких условиях правящие круги взяли курс, с одной стороны, на легализацию не оформленных юридически свободных сожительств и охрану прав рождённых вне брака детей (которых чуть ли не четверть, не считая детей разведённых родителей), а с другой - на значительное расширение сети дошкольных учреждений. Сейчас так называемых "материнских школ" для детей с трёх до шести или семи лет немногим меньше, чем начальных школ, обучение в которых уже полтора столетия является обязательным и бесплатным (хотя существуют и платные частные школы). Практически "материнские школы" во Франции - эквивалент российских детских садов, число которых явно недостаточно.

Результаты не заставили себя ждать: за вторую половину XX века население Франции увеличилось наполовину - с 40 до 60 млн. человек. Ранее для такого стремительного демографического скачка требовалось втрое больше времени.

Однако "бэби-бум" завершился в начале 70-х годов, когда подошло к концу так называемое "славное тридцатилетие" быстрых темпов экономического роста, снизившихся на протяжении последней четверти XX века вдвое: с 5,5-6 до 2-3% в год. Этому способствовали завершение послевоенной реконструкции, обострение конкурентной борьбы на мировых рынках с выходом на них ряда развивающихся стран Азии с их дешёвой рабочей силой, резкое вздорожание импортных энергоносителей. Нехватка рабочей силы сменилась хронической безработицей, достигшей почти 10% самодеятельного населения.

Дала себя знать и коренная ломка психологии, нравов, ценностных установок французского общества, значительно ускорившаяся после социально-политического кризиса мая-июня 1968 года. Продление срока обучения молодёжи в средней и высшей школе, оттягивающее брачный возраст, включение основной массы женщин в самостоятельную производственную деятельность, кризис традиционной семьи, наконец, совершенствование методов и правовых норм семейного планирования (появление эффективных противозачаточных медикаментов, легализация абортов) - всё это вместе взятое не могло не отразиться на уровне рождаемости.

В 2001 году она составила во Франции 774,8 тыс. Число детей на женщину, способную по возрасту к деторождению (15-49 лет), достигало 1,9, тогда как минимум, необходимый для простого воспроизводства населения, равняется 2,1. Во время "бэби-бума" он поднимался до 2,4-2,6. Французские демографы заговорили о том, что "бэби-бум" сменился "бэби-крахом".

Тем не менее после временного спада, достигшего низшей точки в середине 1990-х годов, французская рождаемость снова обнаружила тенденцию к росту, хотя и весьма скромную: в 1997-2002 годах её ежегодный прирост достигал 65 тыс., несколько превысив 13 новорождённых на тысячу жителей. За тот же период смертность оставалась стабильной или несколько уменьшилась. В итоге чистый прирост населения Франции в начале XXI века достиг 327 тыс. человек в год, т.е. четыре на тысячу жителей. Причём, из них 265,5 тыс. приходится на население самой Франции и только 62 тыс. - на иммиграцию.

В противоположность ситуации XIX и первой трети XX века демографическая динамика Франции выглядит ныне не хуже, а лучше, чем в большинстве других европейских стран. "С 1999 года Франция стала, наряду с Ирландией, чемпионом по рождаемости в Европе", - считает социолог Жерар Мерме. Например, в соседней Германии коэффициент плодовитости в 2002 году был на треть ниже, чем во Франции, - 1,3, а смертность превысила рождаемость на 122 тыс. К середине XXI века этот показатель грозит достигнуть 580 тыс. Без иммиграции население ФРГ встало бы на путь абсолютного сокращения, как это уже произошло в Восточной Европе, включая Россию.

Таким образом, по части демографической динамики соотношение между двумя крупнейшими континентальными странами Евросоюза оказалось обратным тому, каким оно было во время трёх войн между ними на протяжении жизни двух поколений - франко-прусской, Первой и Второй мировых. Это, наряду со многими другими факторами военно-политического порядка, сняло давний французский комплекс неполноценности перед лицом соседей за Рейном, способствуя франко-германскому примирению и привилегированному сотрудничеству - главному двигателю европейской интеграции.

Ещё более резок контраст при сравнении демографической динамики Франции и стран Южной или Восточной Европы. По оценкам ООН, к 2025 году население Южной Европы должно сократиться на 8 млн. человек, а Восточной - на 17 млн., тогда как во Франции оно увеличится на 4-5 млн.

ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ НА 2025 г., млн человек


К концу 2014 года население Франции составило 66,6 млн. человек, из которых 64,2 млн. - в метрополии, а остальные - в заморских департаментах и территориях. Если удельный вес населения Франции в мире не превышает 1%, обеспечивая ей скромное 21-е место среди 191 государства-члена ООН, то в Европе её доля достигает уже 11,5%. Это вдвое ниже, чем в середине XVIII века (23,6%), но всё же выше, чем в середине XX (10,6%). Среди 44 европейских государств Франция занимает четвертое место после России (114 млн. в европейской части РФ) и Германии (82 млн.), а среди 25 членов Евросоюза - второе после ФРГ. Это лучше, чем в 1975 году, когда она занимала в Европе только пятое место. Почти на том же уровне, но несколько ниже находятся Великобритания (59,1 млн.) и Италия (58,1 млн.).

Итак, в демографическом пейзаже Европы Франция выглядит ныне вполне достойно: не вернувшись ко временам Людовика XIV, она тем не менее прочно утвердила свой ранг как одна из четырёх крупнейших по населению стран Евросоюза. В обозримом будущем это её положение вряд ли изменится.

Серьёзную тревогу у французов вызывает теперь не демографическое положение их страны в Европе, а место Европы в целом, а следовательно, их самих в глобализированном мире. Если в 1950 году европейцы ещё составляли 22% населения планеты (54 млн.), то в 1975 году - уже 16,6 (676 млн.), в 2000 году - 12 (728 млн.), а в 2025 году их будет, по оценкам ООН, не более 9,1% (713 млн. из 9 млрд.).

Правда, по прогнозом демографов, в середине XXI века рост населения Земли, достигнув 9 млрд., остановится и начнёт постепенно сокращаться. Но к этому времени население Индии и Китая составит уже по 1,5 млрд. человек, т.е. треть человечества, а население Африки, стран арабского мира, Турции, Ирана, Латинской Америки как минимум удвоится. На этом фоне Европа, включая Францию, сможет сохранить свою роль одного из ведущих центров мировой цивилизации лишь при условии форсирования экономического роста на основе дальнейшего углубления и расширения интеграционных процессов.

Другой, не менее серьёзной причиной беспокойства французов является всё более явная неблагоприятная возрастная структура населения Европы и самой Франции. К концу XX века доля людей старше 65 лет составляла в Европе 14%, а молодёжи до 20 лет - 18%, тогда как в Азии, Африке, Америке первых было всего 5, а вторых - 35%.

Во Франции на протяжении трёх десятилетий, прошедших после окончания "бэби-бума" основным фактором, обеспечивающим рост населения, является не столько превышение рождаемости над смертностью и иммиграция, сколько увеличение средней продолжительности жизни благодаря успехам медицины и здравоохранения. Если после Второй мировой войны 60-летний француз мог надеяться прожить ещё 15,3 года, то к началу XXI века - уже 19,9. Для француженки соответствующие данные составили 18,1 и 25,1 лет. В 2001 году надежда на дожитие достигла у мужчин 75,5 лет, у женщин - 83 года. Большее долголетие только в Японии.

Следствием этого впечатляющего прогресса оказалось существенное изменение баланса между поколениями: "бэби крах" тридцати последних лет до того подточил основание возрастной пирамиды .

В самом деле, к началу XXI века почти половину самодеятельного населения Франции (42,4%) составляли так называемые "бэби-бумеры" - люди, родившиеся в 1946-1973 годах. Численность молодёжи до 25 лет выросла тогда на четверть - с 15,7 до 21,1 млн. Именно она была основной движущей силой мощного молодёжного движения в мае-июне 1968 года, способствовавшего модернизации нравов, привычек, образа жизни французов, особенно в том, что касается отношений между полами и поколениями. Вступив в зрелый возраст, она стала главной пружиной развития французской экономики в последней четверти XX и начале XXI века, когда темпы её роста заметно притормозились. В этот период удельный вес людей старше 60 лет едва превышал 20% (каждый пятый француз).

В ближайшие годы это равновесие грозит нарушиться: к 2040 году уже каждый третий житель страны будет старше 60 лет. С 2006 года всё большее число "бэби-бумеров" начнёт достигать так называемого третьего, т.е. пенсионного возраста, что существенно увеличит нагрузку, ложащуюся на плечи всё менее многочисленных младших поколений. Если в 2001 году на десять работников приходилось четыре пенсионера, то в 2040 их будет уже семь.

Некоторые демографы и экономисты ссылаются на то, что относительное и даже абсолютное сокращение самодеятельного населения, ввиду падения рождаемости и роста продолжительности жизни, может быть компенсировано ростом производительности труда работающих поколений благодаря ускорению научно-технического прогресса. Очевидно, тем не менее, что страна, большинство населения которой составляют люди преклонного возраста, неизбежно становится менее динамичной, более консервативной во всех отношениях, в том числе в научно-технической области, чем страна с более молодым населением.

Согласно прогнозам Национального института статистики и экономических исследований, к этому моменту население страны стабилизируется на уровне 65 млн. человек. При этом средний возраст французов повысится с 35,5 до 46 лет, а численность людей старше 60 лет почти удвоится - она вырастет с 12,2 до 22 млн. человек. Причём внутри этой возрастной группы доля представителей "четвёртого возраста" - самых старых поколений, которым будет свыше 75 лет, достигнет, а затем и превысит 17% населения страны вместо 7,1 в начале XXI века.

Столь глубокие сдвиги в возрастной структуре неизбежно приближают кризис существующей системы социального обеспечения, основанной на солидарности поколений и существующей благодаря широкомасштабному перераспределению их доходов государством. "Францию ожидают два демографических шока - удар по пенсиям с 2006 года, по бюджету здравоохранения и социальной защиты в ходе десятилетия 2010-2020 годов", - предсказывал академик Жак Дюпакье в докладе на коллоквиуме, посвященном этой проблеме. Первые признаки этого кризиса уже дают знать о себе.




В России XVI-XIX в. проблема увеличения численности народонаселения также активно изучалась многими учеными, просветителями, государственными и общественными деятелями. Наиболее полное и систематизированное изложение мер демографической политики, направленной на увеличение численности населения, было изложено в трактате М .В .Ломоносова « О сохранении и размножении Российского народа» ( 1716г.), который включал: запрет на принудительные браки и браки с большой разницей в возрасте; учреждение богадельных домов для приёма незаконнорожденных; увеличение количества докторов, лекарей и аптек для борьбы с высокой детской и взрослой смертностью, просвещение и повышение грамотности населения.

Социально – экономические и политические реформы конца ХХ века привели к серьёзным последствиям, которые самым негативным образом отразились на социально-демографической структуре населения России, сопровождаясь быстрым сокращением рождаемости, ухудшением здоровья, ростом смертности и низкой продолжительностью жизни.

Сегодня рождаемость играет главную роль в процессе воспроизводства населения. Ее динамика в России на протяжении всего 20 столетия в первую очередь складывалась под влиянием демографического перехода. Теория демографического перехода основывается на том, что уровень рождаемости и смертности людей в основном обусловлен социально-экономическим развитием общества и в первом приближении может быть разбит на три основные временные фазы, сменяющие друг друга в процессе этого развития: для первой фазы характерны высокие рождаемость и смертность; для второй – высокая рождаемость при существенно снизившейся, в связи с успехами в здравоохранении, смертности; для третьей – низкие рождаемость и смертность. Демографический переход в России осуществляется гораздо более высокими темпами, чем в большинстве высокоразвитых в экономическом отношении стран, и за относительно короткий период с начала ХХ века и до 70-х годов процесс воспроизводства населения в нашей стране «успел шагнуть» от первой до третьей фазы, где и находится в настоящее время. Однако снижение рождаемости в демографическом переходе в России не носило плавного характера, а серьезно нарушалось глубокими демографическими кризисами, последствия которых сказываются на динамике воспроизводства населения и в первую очередь на рождаемости в течение многих лет. Смертность – вторая составляющая естественное движение населения. Ее снижение в России, как и демографический переход в целом, происходили с заметным опозданием по сравнению с развитыми в экономическом отношении странами Западной Европе. Лишь в начале 50-х годов в результате развития системы здравоохранения удалось существенно снизить смертность в молодом возрасте, что не замедлило сказаться и на средней продолжительности жизни россиян. К началу 60-х годов по общему уровню смертности Россия приблизилась к Западной Европе.

Современная Россия относится к числу стран с существенным преобладанием женского населения над мужским. В 1995 году на каждую 1000 мужчин приходилось 1129 женщин. Столь значительное преобладание женщин в нашей стране объясняется чрезвычайно большим разрывом средней продолжительности жизни мужчин и женщин, достигшей к середине 90-х годов 14 лет, поэтому особенно велико преобладание женщин над мужчинами старших возрастных категориях. Интересна региональная картина распределения соотношения полов в России. Ареал численного превосходства женщин чётко фиксирует «клин» расселения в РФ: массив районов с высокой плотностью населения сужается с запада на восток. Наименьшее число мужчин в регионах, подвергшихся оккупации во время ВОВ. Типично «мужские» регионы России – это наименее освоенные северные и восточные окраины с суровыми природно-климатическими условиями. Минимальное число мужчин среди субъектов РФ характерно для Москвы и Иваново, а больше всего мужчин – на Камчатке и Ямало-Ненецком автономном округе (108 мужчин на 100 женщин), остальные регионы промежуточного значения. Общую картину снижения преобладания женщин с запада на восток нарушают: Калининградская область (из-за большого количества воинских частей) – 93 мужчин на 100 женщин. В Калмыкии - на 100 женщин 96 мужчин (из-за культурно-религиозных особенностей населения). К 2025 году на 100 женщин прогнозируется 95,5 мужчин. Учёт соотношения численности полов необходим при разработки программ региональной политики. Особенно это важно для России с бескрайними просторами.

По России в большинстве ее регионов сложилась крайне неблагоприятная ситуация с воспроизводством населения. Отдельные демографа видят выход из создавшегося положения в проведении активной демографической политики, направленной на стимулирование рождаемости, охраны материнства, субсидирование многодетных семей и т.д. Безусловно, такая политика необходима и при том – с максимально возможным учетом региональных различий в демографической ситуации в столь обширной стране, как Россия. Однако реальное воплощение подобной демографической политике в жизни невозможно без серьёзного улучшения материального положения и бытовых условий основной массы населения страны и радикального улучшения медицинского обслуживания россиян.

Современные депопуляционные тенденции в Российской Федерации имеют ряд специфических особенностей:

а) всеобщий характер, так как охватывает практически всю территорию страны, за исключением лишь отдельных её регионов и областей ( Чеченская Республика) ;

б) длительную протяженность во времени, поскольку убыль населения , до 1 млн. в год, превратилась с 1992г. в проблему общенационального масштаба ;

в) этнический характер, так как в первую очередь затрагивает русский народ как основной государственный этнос.

Сегодня российская семья испытывает целый комплекс отрицательных воздействий, характерных для слаборазвитых стран, так и ряд внутрисемейных проблем, типичных для стран индустриальной и постиндустриальной стадии развития.





Демографическая ситуация в Российской Федерации.

1992-2010гг. Два десятка депопуляции









Заключение.



Накопленный опыт большинства развитых стран, в том числе и Францией, показывает необходимость проведения государством целенаправленной демографической политики, имеющей своей целью преодоление низкой рождаемости, высокой смертности и нерегулируемой миграции.

Наиболее близкой к российской модели демографического развития из всех европейских государств является французская модель.

В семейной политике Франции Россия может почерпнуть немало полезных рецептов для улучшения своих демографических показателей , считает доцент Высшей школы экономики Сергей Рыбальченко.

Семейная политика во Франции ориентирована на занятость родителей. Женщинам оказывается помощь в совмещении родительских и трудовых обязанностей. Существует развитая система ухода за детьми до 3-х лет, дошкольное образование получают почти все дети до 6 лет.

Управление семейной политикой строится на принципах партнерства государства, бизнеса, общественности и семей. Существует продуманная система институтов семейной политики (среди них – Высший совет по делам семьи, Национальная касса семейных пособий и т.д.)

Демографические дивиденды такой политики вполне показательны, подчеркнул Сергей Рыбальченко. К 2050 году население Франции, по прогнозам, составит 75 млн человек против 60,7 млн сейчас. С 1994 по 2010 гг. суммарный коэффициент рождаемости (СКР)  среднее число рождений на одну женщину фертильного возраста  вырос с 1,6 до 2,07. Таким образом, Франция, в отличие от ряда других развитых стран, достигла уровня простого воспроизводства населения.

Для сравнения: в России в 2011 г суммарный коэффициент рождаемости составил 1,58. В 2025 году этот показатель в соответствии с Концепцией демографической политики в РФ должен достигнуть 1,95 (что меньше уровня простого воспроизводства населения).



На основе французского опыта Рыбальченко считает необходимым переход от стимулирования рождаемости – к «снятию препятствий на пути семей иметь желаемое число детей». Он предложил перспективные для России решения в области семейной политики, исходя из опыта Франции:

  1. Развитие принципов универсальности и семейности через налоговое законодательство. Формирование институтов семейной политики:

    • Совет по делам семьи и национальному развитию при Президенте РФ, советы по делам семьи при губернаторах и главах муниципальных образований;

    • Фонд поддержки семей и детей (на базе Фонда социального страхования и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);​

    • Центры поддержки семьи в каждом муниципальном районе и городском округе: социальная работа с семьями.

  2. Формирование развитой системы услуг по уходу за детьми до трех лет (в том числе вне структуры дошкольного образования). 

  3. Формирование системы семейных пособий и выплат, существенно  снижающих риск попадания в бедность при рождении ребенка. Использование материнского капитала на текущие выплаты по социальному контракту, расширение применения в сельской местности (автомобиль, фермерское хозяйство).

  4. Формирование рынка арендного жилья в интересах семей с детьми – субсидированного найма жилья.

  5. Расширение пенсионного обеспечения – увеличение предельного срока, зачисляемого в трудовой стаж, до 1,5-2 лет на каждого ребенка.



Список использованных источников:

Демография – Борисов В.А. – Учебник- М-

Демография – Медков. В.М- Ростов- нА-Дону- Феникс 2005 г

Демография- Издательства РАГС. 2005 г

Ткачев. А. Выходит ли Россия из демографического кризиса? – М- ЦСП 2007

Журнал « Современная Европа» №1, 2005 г.

Журнал « Вестник Челябинского гос. Университета №7 2007г.

Источники в интернете:

www. demographia .ru

Википедия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!