СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированное занятие для профильного отряда в летнем оздоровительном лагере.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-ориентированное занятие для профильного отряда в летнем оздоровительном лагере. Тема: Ориентирование на местности. Форма занятий: 1 час - теоретическое, 2 час - практическое. Указаны этапы занятия с указанием деятельности учителя и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированное занятие для профильного отряда в летнем оздоровительном лагере.»

Практико-ориентированное занятие

для профильного отряда «Форсайт»

в летнем оздоровительном лагере

на базе МАОУ СОШ № 4

Руководитель:

Бычкова Ю.А.,

учитель географии



Тема занятия: «Ориентирование на местности».

Форма занятия: 1час – теоретическое, 2 час - практическое. При выходе на местность - прием работы в малых группах (10 человек).

Цель: формирование умения ориентироваться на местности.

Задачи:

  1. Овладение такими умениями, как определение сторон горизонта, азимута, расстояния:

  • понимание смысла географических терминов: стороны горизонта (основные и промежуточные), компас, азимут;

  • научиться ориентироваться по топографической карте и плану местности, читать условные знаки, извлекать необходимую информацию из легенды карты.

  1. Развитие умений применять полученные знания в нестандартных условиях (выход на местность).

  2. Овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Учебно-методический комплекс и оборудование:

Атласы по географии 6 класс, учебно-топографические карты (масштаб 1:10000), лабораторное оборудование: компасы (для работы на местности), транспортиры (для определения азимута), линейки, нитки (для определения длины маршрута), карандаши.

Развиваем на занятии:

Регулятивные УУД: работа с топографической картой, планом местности;

Коммуникативные УУД: работа в группах;

Познавательные УУД: знакомство с материалом, осваивать новые методы работы;

Личностные УУД: учатся договариваться при работе в группах по заданиям.

Планируемые результаты:

  • Личностные: понимать значение ориентирования для повседневной жизни (в лесу, в походе, на экскурсии).

  • Предметные: планировать свою деятельность под руководством учителя; умение работать с измерительными приборами (компасом, транспортиром), ориентироваться по карте и плану.

  • Метапредметные: развитие навыка работы с учебной информацией и применение ее в любой области знания.

1 час – теоретическое занятие (время 40 минут)

Этап


Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Определение темы занятия.

Создает для обучающихся проблемную ситуацию:

Ассоциативный ряд:

- Представьте, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации… Есть ли выход из сложившегося положения?

-Что помогает ориентироваться на местности?


-Какие вы знаете научные методы?

-В чем их преимущества?

-Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти точное направление?






Приводят примеры известных им способов: по солнцу, по звездам и другие.

-Компас.

-Точность.

Вступают в диалог с учителем, понимают, что чего-то не знают. Формулируют цель и задачи урока: научиться ориентироваться

2.Деятельностный

Проверка знаний сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости.

  • Обозначьте стороны горизонта основные и промежуточные.


  • Вспомните определение азимута и алгоритм его отсчета.

  • Определите азимут основных сторон горизонта.

  • Определите азимут до обозначенных точек А, В, С, Д.

Применение знаний.

Практическая работа по определению азимута.

Организация в малых группах: (определение азимута всех предложенных объектов)

  1. По карте атласа (стр.5) определите:

  • азимут, направление и расстояние до исходных объектов (вы находитесь в школе поселка Михалино)

А) до мельницы;

Б) до металлического моста через речку Андога;

В) до пристани на реке Мечота.

  • Выберите наиболее удобный путь группы школьников по маршруту школа – домик лесника. Поясните свой выбор. Определите расстояние в метрах (используется нитка для определения маршрута).

  1. По топографической карте выполните следующие задания:

А) Вы находитесь на вершине горы Михалинская. Определите ее абсолютную высоту. Какой склон пологий, какой крутой.

Б) Какие виды растительности встречаются на склонах горы. Используя условные знаки, дайте характеристику Северного леса (породы деревьев, высота деревьев, толщина, расстояние между деревьями).

В) Определите, на вершине какой горы и в каком лесу был пожар.


Г) Определите исток, устье реки Голубая. Если вы находитесь рядом с устьем реки Голубая, можете ли вы перейти реку Андога? Определите ширину и глубину реки в данном месте.



Выполняют задания на листочках (работа в малых группах, приложение №1), выступают с ответами, другие заслушивают, идет обсуждение правильности.


Совместно с учителем вспоминают понятие – АЗИМУТ, называют его существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет. Выполняют задания.








Определяют азимут, рассказывают порядок своих действий, оценивают правильность выполнения задания.






Определяют наиболее оптимальный маршрут, объясняют свой выбор, читают легенду карты.






Читают легенду карты, вспоминают понятие «горизонтали», определяют какой склон круче по горизонталям.


Находят соответствующие условные знаки, определяют тип растительности, характеризуют Северный лес.




Определяют на вершине какой горы был пожар, используя условный знак «горелые и сухостойные леса».

Вспоминают понятия «исток», «устье», отвечают на вопрос, при этом читают легенду карты, узнают каким условным знаком отмечается «брод».

  1. Обобщение

Акцентирует внимание на повторении понятий, изученных на теоретическом занятии и осмыслению их существенных признаков. Идет оценка и самооценка полученных результатов.

Предлагает сделать вывод по уроку:

- Какую работу мы сегодня выполняли?

- Чему научились?

- Кто или что вам помогало справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?


Оценивают правильность выполнения своих действий, отмечают успешные ответы, отмечают наиболее трудные и понравившиеся вопросы и задания.



2 час практическое занятие (время выполнения 40 минут)

Задача группы: по заданным ориентирам (азимут и расстояние) найти контрольные точки, вычертить маршрут следования в выбранным масштабе. Работа выполняется на листке бумаги формата А4.

Место выполнения работы: территория школы №4.

Оборудование: линейка, транспортир, компас, карандаш, резинка, лист бумаги на плотной поверхности (картон).

Этапы выполнения работы:

  1. Группа делится на две команды по 10-12 человек.

  2. Команда идет по точкам с перерывом в 10 минут, находит контрольные точки и вычерчивает чертеж (откладывает азимут и расстояние в соответствии с масштабом).

Контрольные точки:

  1. Исходная точка.

  2. Азимут 140 градусов 25 метров.

  3. Азимут 240 градусов 18 метров.

  4. Азимут 270 градусов 62 метра.

  5. Азимут 330 градусов 20 метров.

  6. Азимут 60 градусов 30 метров.

  7. Азимут 0 градусов 25 метров.

  8. Азимут 110 градусов 30 метров.

  9. Азимут 100 градусов 40 метров.



  1. После прохождения маршрута сравнивают полученный чертеж с оригиналом (выполненным учителем заранее), исправляют ошибки (если есть).

  2. Подведение итогов, награждение команды, лучше справившейся с заданием.

Вопросы и задания для теоретического занятия:

  1. Обозначьте стороны горизонта основные и промежуточные.

  2. Вспомните определение азимута и алгоритм его отсчета.

  3. Определите азимут основных сторон горизонта.

  4. Определите азимут до обозначенных точек А, В, С, Д.

  5. По карте атласа (стр.5) определите:

  • азимут, направление и расстояние до исходных объектов (вы находитесь в школе поселка Михалино)

А) до мельницы;

Б) до металлического моста через речку Андога;

В) до пристани на реке Мечота.

  • Выберите наиболее удобный путь группы школьников по маршруту школа – домик лесника. Поясните свой выбор. Определите расстояние в метрах.

  1. По топографической карте выполните следующие задания:

А) Вы находитесь на вершине горы Михалинская. Определите ее абсолютную высоту. Какой склон пологий, какой крутой.

Б) Какие виды растительности встречаются на склонах горы. Используя условные знаки, дайте характеристику Северного леса (породы деревьев, высота деревьев, толщина, расстояние между деревьями).

В) Определите, на вершине какой горы и в каком лесу был пожар.

Г) Определите исток, устье реки Голубая. Если вы находитесь рядом с устьем реки Голубая, можете ли вы перейти реку Андога? Определите ширину и глубину реки в данном месте.







Приложение №1





















































































Приложение №2

1 группа

1 точка. Азимут 135о, 15 метров

2 точка. Азимут 100о, 20 метров

3 точка. Азимут 270о, 75 метров

4 точка. Азимут 350о, 15 метров

5 точка. Азимут 355о, 53 метра

6 точка. Азимут 80о, 30 метров

7 точка. Азимут 110о, 31 метр

8 точка. Азимут 170о, 22 метра









2 группа

1 точка. Азимут 30о, 34 метра

2 точка. Азимут 16о, 19 метров

3 точка. Азимут 270о, 55 метров

4 точка. Азимут 275о, 28 метров

5 точка. Азимут 200о, 46 метров

6 точка. Азимут 150о, 11 метров

7 точка. Азимут 170о, 16 метров

8 точка. Азимут 90о, 65 метров

9 точка. Азимут 0о, 20 метров


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!