СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированное сообщение: «Методы и приемы формирования пунктуационных навыков в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированное сообщение: «Методы и приемы формирования пунктуационных навыков в начальной школе»»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»









Практико-ориентированное сообщение:

«Методы и приемы формирования пунктуационных навыков в начальной школе»






Выполнила:

студентка Ш-42 группы

Бамматханова Альбина






Ейск, 2023г.


При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель прежде всего показывает их роль, их назначение в письме иной речи. При этом обращается внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим.

В работе по пунктуации различают две группы целей: познавательные и практические. Познавательные цели направлены на создание базы знаний по пунктуации, на основе которой формируются пунктуационные умения.

Практические цели, направленные на формирование пунктуационных умений, т.е. интеллектуальных действий по определению места для знака препинания, выбора необходимого знака на основе семантико-грамматического анализа коммуникативных единиц.

Как видим, пунктуационные умения и навыки учащихся играют немаловажную роль среди других языковых умений школьников, работа по пунктуации в школе направлена на реализацию познавательных и практических целей.

2. Уяснение вопроса об основах русской пунктуации имеет первостепенное значение, т.к. методика обучения пунктуации во многом определяется принципами русской пунктуации. Рассмотрим основные из них.

Русская пунктуация построена на трех принципах: смысловом (или логическом), синтаксическом (или грамматическом) и интонационном.

Пунктуационное умение – это интеллектуально-мыслительное действие, заключающее в постановке или непостановке знаков препинания в коммуникативных единицах – в предложении и тексте.

В процессе формирования у школьников пунктуационных умений применяются различные виды списывания и диктанта.

Списывание как вид пунктуационного упражнения, заключающееся в переписывании учащимися текста или отдельных предложений с одновременным выполнением пунктуационных заданий.

ля формирования пунктуационной культуры учащихся на уроках русского языка при изучении различных тем обращаемся к упражнениям и заданиям, отдельным элементам заданий, способствующим развитию пунктуационных умений. К ним относятся следующие виды работы:

– объяснение знаки препинания в разных синтаксических конструкциях;

– составление предложений по данной основе предложения с учетом знаков препинания;

– составление предложений по предложенным схемам с учетом различных знаков препинания;

– распространение предложений (однородными членами с соблюдением расстановки знаков препинания),

– работа над интонацией предложений различной структуры (по цели высказывания, по эмоциональности, с однородными членами, сложные предложения),

– составление предложений из деформированного текста с учетом знаков препинания;

– наблюдение над предложениями различной синтаксической структуры,

– задания творческого характера,

– совершенствование умений в интонационно правильном чтении предложений с однородными членами, сложных предложений, различных предложений по цели высказывания, по эмоциональности;

– работа над логическим ударением в предложениях различной структуры;

– развитие речевого слуха и интонационных умений, связанных с произношением повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений, с использованием интонации перечисления, противопоставления.

          В качестве методических рекомендаций  мной разработаны специальные упражнения практического характера:

Упражнение 1.

       Спиши предложения. В скобках укажи, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

       1. Который час? 2. Ты всё ещё спишь?! 3. Прочитай наизусть стихотворение Пушкина «Зимний вечер». 4. Как быстро пролетело лето! 5. Птенец сидел на самом краю гнезда. 6. Не дразни собаку! 7. Чёрные стволы деревьев стояли, как великаны.

Упражнение 2.

       Прочитай отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Выпиши из него побудительные предложения.

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет она быть крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом».

Упражнение 3.

       Спиши текст. В конце каждого предложения ставь нужный знак препинания.

       Какая планета самая большая  Самая большая планета по размеру и по весу во всей Солнечной системе – Юпитер Он больше Земли аж в тринадцать раз Примерно так же выглядит горошина (наша планета) рядом с крупным яблоком (Юпитером) А если их сравнивать по весу, то получится такая картина: на одной чаше весов будет лежать яблоко – Юпитер, а на другую придётся насыпать целую гору «Земель»-горошин, триста восемнадцать штук Лишь тогда весы будут в равновесии

                                                                                                                               (По Р. Кошурниковой)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!