ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ
ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ
5–6 классы Девочки и мальчики
7–8 классы Девочки и мальчики
9–11 класс Девушки и юноши
Задания выполняются поточно, в представленной ниже последовательности (таблица 1). Старт участника в каждом из четырех заданий производится по сигналу (команде) судьи.
Методические указания к выполнению практических заданий
1. Линия старта каждого из заданий отмечена специальной разметкой и расположена на безопасном расстоянии от стены. Линия старта испытания должна быть расположена на расстоянии не менее чем 2 м от стены.
2. Для проведения испытания рекомендуется распределять участников по потокам (по 12–15 человек). Все участники одного потока должны находиться в специально отведённом для них месте, их поведение не должно мешать другим участникам.
3. Все задания располагаются строго последовательно (таблица 1), по периметру спортивного зала (рекомендуется спортивный зал 24 × 12 м), на безопасном расстоянии от стены.
4. Выполнение заданий оценивается судейской бригадой, состоящей из двух – трёх человек. Первый судья располагается в зоне старта/финиша, даёт команду («Марш!»/свисток) и фиксирует время прохождения полосы препятствий. Второй и третий судьи (судья с помощником) располагаются в зоне выполнения упражнений и оценивают качество их выполнения.
Школьный этап Всероссийская олимпиада школьников
по физической культуре 2020-2021 учебный год 5–11 классы
Методика оценки результатов
1. Результатом выполнения задания является время (в секундах, с точностью до десятых долей секунды), включая «штрафные» секунды. Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).
2. Чем меньше времени затрачено на выполнение испытания тем выше итоговый результат.
3. Превышение обозначенных зон в прыжках и точное попадание набивным мячом в специальную зону поощряется сбавкой «минус 5 сек.» от итогового результата.
4. Невыполнение одного из заданий – штраф «плюс 15 сек.» от итогового результата.
Инвентарь и оборудование
Спортивный зал с разметкой и оборудованием для выполнения практических заданий. Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м, полностью свободная от посторонних предметов:
– конусы – 12 шт.;
– стойки (высота 135 см) – 12 шт.;
– секундомер – 2 шт.;
– измерительная рулетка;
– набивные мячи (1, 2, 3 кг, по 3 штуки каждого веса согласно возрасту и полу участников);
– свисток – 1 шт.;
– гимнастическое бревно (4 м × 24 см × 25 см);
– мел.
Школьный этап Всероссийская олимпиада школьников
по физической культуре 2020-2021 учебный год 5–11 классы
Таблица 1. Школьный этап (5–11 классы)
№ | Содержание упражнений | Требования к выполнению | Оборудование и методические указания | Методика оценки |
1 | Прыжок в длину с места | Участник находится возле горизонтальной ограничительной линии, обозначенной конусами, в исходном положении – стойка ноги врозь, руки внизу. По сигналу судьи он осуществляет замах руками вверх - назад, сгибая ноги в коленях, далее резко отталкивается ногами, одновременно вы- водя руки и ноги вперёд, приземляясь на две ноги, фиксирует приземление в специальной зоне, представляющей собой квадрат со сторонами 50×50 см. Каждому участнику предоставляется одна попытка. Зона приземления относится от ограничительной линии в соответствии с возрастом участников: 5–6 классы Мальчики – 140 см; девочки – 130 см 7–8 классы Мальчики – 170 см; девочки – 155 см 9–11 классы Юноши – 180 см; девушки – 165 см После фиксации результата попытки участник отправляется к следующему заданию и без остановки начинает его выполнение. | Оборудование и инвентарь Разметка на полу – метраж, зона приземления. Два конуса, обозначающие ограничительную линию, измерительная рулетка, мел. | Дальность прыжка оценивается по ближней точке к месту отталкивания. Добавляется 5 секунд за: - касание или заступ за ограничительные линии зоны приземления любой частью тела; - начало выполнения прыжка без команды судьи; - приземление ближе указанных линий. В случае приземления дальше обозначенной зоны приземления осуществляется сбавка «– 5 секунд» |
2 | Бег «змейкой» | Участник начинает выполнение задания от обозначенной конусами линии, оббегая поочерёдно стоящие на расстоянии друг от друга две линии стоек, количество стоек в каждой линии – 6 штук. Расстояние между стойками по длине – 1 м, по ширине – 4 м. После выполнения задания участник бежит к линии задания № 3 и без остановки начинает его выполнение | Оборудование и инвентарь - Два конуса, - 12 стоек (высота 135 см), - линии старта и финиша, - измерительная рулетка, - мел. | Добавляется 5 секунд за: - начало прохождения змейки не через стартовый створ, обозначенный конусами; - каждое необбегание стойки; - каждое касание стойки. |
3 | Бег по гимнастическому бревну | Участник подбегает к конусам, стоящим перед гимнастическим бревном, встаёт на него, пробегает по поверхности бревна и спрыгивает, фиксируя приземление на две ноги. После выполнения задания участник бежит к линии задания № 4 и без остановки начинает его выполнение | Оборудование и инвентарь Два конуса, гимнастическое бревно (напольное, длиной 4 метра) располагается на полу без опор, на расстоянии 1 м от линии финиша предыдущего упражнения; через 10 см от начала бревна наносится линия старта, за 10 см до конца бревна наносится линия финиша. Методические указания: участник имеет право во время бега по скамейке держать руки в стороны. Если во время выполнения задания участник теряет равновесие и сходит со скамейки, он должен вернуться назад к конусам и снова выполнить задание. | Добавляется 5 секунд за: - сход со скамейки, - спрыгивание на одну ногу; - начало движения по бревну после первой отметки; - окончание продвижения по бревну до второй отметки. |
4 | Челночный бег (10 м × 3 раза) | Участник начинает задание, пробегая без остановки обозначенную конусами линию старта. Пробегая три 10-метровых отрезка, он каждый раз касается линии на противоположной стороне рукой; пробежав третий отрезок, заканчивает данное задание. После выполнения задания № 4 участник бежит к линии задания № 5 и без остановки начинает его выполнение. | Оборудование и инвентарь: четыре конуса, обозначающие линии старта и финиша, измерительная рулетка, мел. | Добавляется 5 секунд за каждое некасание линии, ограничивающей 10-метровый отрезок. |
5 | Бросок мяча вперёд от груди | Участник находится возле горизонтальной ограничительной линии, держа мяч в согнутых руках с отведёнными в стороны локтями, чётко параллельно горизонтали, ноги врозь, спина прямая. Активным разгибанием в локтевых суставах участник резко выпрямляет руки вперед, выпуская мяч в заранее очерченную зону – квадрат 70 × 70 см. Каждый участник выполняет 3 попытки (3 броска). Зона (ближняя к линии броска линия квадрата 70 × 70 см) относится от ограничительной линии в соответствии с возрастом участников: 5–6 классы Мальчики – 4 м; девочки – 4 м 7–8 классы Мальчики – 5,5 м; девочки – 5 м 9–11 классы Юноши – 7 м; девушки – 6 м. После выполнения попытки участник поднимает одну руку вверх, тем самым показывая окончание выполнения испытания. Секундомер выключается в этот же момент. | Оборудование и инвентарь: - разметка на полу – метраж, зона приземления мяча; - два конуса, обозначающие ограничительную линию; - измерительная рулетка, мел; - набивные мячи (3 штуки). Вес набивных мячей: 5–6 классы (мальчики и девочки) – 1 кг; 7–8 классы (мальчики и девочки) – 2 кг; 9–11 класс (девушки) – 2 кг; 9–11 класс (юноши) – 3 кг | Добавляется 5 секунд за каждое непопадание мячом в квадрат 70 × 70 см |
Школьный этап Всероссийская олимпиада школьников
по физической культуре 2020-2021 учебный год 5–11 классы
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
выполнения заданий испытания «Полоса препятствий»
Максимально возможное количество «зачётных» баллов за испытание «Полоса препятствий» – 40 (сумма баллов четырёх заданий).
Расчёт зачётных баллов участника в испытании производится по формуле:
(K х M) : Ni Хi , где
Хi – зачётный балл i-го участника;
К – максимально возможный зачётный балл в испытании (по регламенту);
Ni – результат i-го участника в испытании;
М – лучший результат в испытании.
Лучший результат в испытании в абсолютном значении меньше результата любого другого участника.
Например, при Ni = 40,7 сек. (личный результат участника), М = 39,0 сек. (наилучший результат из показанных в испытании) и К = 40 (установлен предметной комиссией) получаем: 40 39,0 38,4. 40,7 Xi
Все участники ранжируются по местам в соответствии с полученной суммой баллов за испытание. Подсчёт набранных баллов рекомендуется вести в табличной форме протокола в формате Excel.