СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика наставничества в педклассе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы в МБОУ СОШ № 49 г.Новокузнецка по наставничеству. Форма "ученик-ученик" позволяет решить несколько задач.

Просмотр содержимого документа
«Практика наставничества в педклассе»

Практика наставничества по форме «ученик – ученик»

Наставник МБОУ СОШ № 49 г. Новокузнецка

Денисенко Наталья Геннадьевна


Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет.

Боэций Дакийский, французский философ XIII века



1.Описание текущей ситуации и актуальность практики наставничества в школе (начальная школа).

В настоящее время МБОУ «СОШ № 49» участвует в инновационной деятельности «Опережающая система подготовки педагогических кадров в условиях образовательно-педагогического кластера». В 2022-2023 уч. году мы снова открыли педагогический класс (первый педкласс открылся в нашей школе еще в 1982 г). Это событие как нельзя лучше способствует совершенствованию и наставнической деятельности, в том числе внедрению таких её форм, как «Учитель-ученик», «Ученик-ученик». Наглядно в этом мы убедились, когда организовали по запросу родителей второклассников, начавших изучение иностранного языка, наставнические пары «ученик педагогического класса – ученик начальной школы».

Как известно, изучение иностранного языка развивает память, мышление, обогащает внутренний мир человека, помогает лучше понять национальную культуру и особенности родного языка, расширяет кругозор.

Обучение английскому языку начинается со второго класса и длится примерно 8–10 лет, но многие люди так и не могут овладеть речевыми навыками и умениями для свободного участия в коммуникациях. Это происходит из-за ряда психолого-педагогических условий, которые либо способствуют успешному изучению английского языка, либо же, наоборот, являются основной причиной его незнания.

Трудности можно разделить на три основных типа: психологические, методические, грамматические. Я остановлюсь на двух.

К психологическим относятся боязнь совершения ошибок, отсутствие самодисциплины, отсутствие цели, ради которой ребенок хочет выучить английский язык. Ему трудно поддерживать интерес к предмету, если он не понимает, как и зачем использовать эти знания в жизни. Без мотивации трудно заниматься регулярно и глубоко погружаться в изучаемые темы. Отсюда и слабый прогресс. Нет помощи родителей в освоении предмета (они либо не владеют начальными сведениями по предмету, либо слишком заняты), и ребенок остается один с проблемой. Со временем проблема углубляется, и тогда родители начинают проявлять тревожность.

Следующий тип трудностей — методические: важно подобрать методику обучения исходя из индивидуальных особенностей детей. Трудности уходят только тогда, когда методы преподавания языка завоевывают интерес учащихся, когда используются эффективные технологии в обучении языку.

В процессе освоения любого навыка, включая навыки освоения иностранного языка, важную роль играет преподаватель или наставник, который выстраивает обучение, переходя от простого к более сложному. По социальному запросу родителей и была разработана программа наставничества по форме «Ученик – ученик», где наставниками выступают учащиеся педагогического класса нашей школы.

Целью программы является:

- создание условий для реализации системы поддержки, профессионального самоопределения учащихся и педагогов с использованием различных форм наставничества;

- раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной самореализации;

- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала учащегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;

- создание среды для развития учащихся педкласса, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.

Для школы реализация программы наставничества позволяет получить следующие результаты:

- вовлеченность учащихся в жизнь школы;

- повышение интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью;

- подготовленность учащихся к жизни, связанной с трудовой деятельностью в системе образования;

- формирование традиций наставничества.

Опыт работы с учащимися (а именно наставничество) представлен описанием деятельности учащихся педагогического класса нашей школы.

2. Описание наставнической деятельности: эффективные виды и формы деятельности наставника.

Бабур Тольбаев, первый вице-президент Федерации шахмат Казахстана, так определил понятие наставник: «Наставник — человек, который, как проводник, сможет провести вас там, где он уже был, а вы еще нет».

В настоящее время в нашей стране происходит возрождение известных с советских времен практик наставничества. Вместе с тем, появляются новые формы наставничества в бизнесе, в социальной сфере, в образовании. Практика наставничества детских и молодежных проектов основывается на идеях Л.С. Выготского, теории развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

Это легло в основу реализации такой формы наставничества, как «Ученик – ученик».

По согласию родителей ученики начальной школы выбирают себе наставника из учащихся педагогического класса, которые владеют необходимыми знаниями по английскому языку и под руководством учителя – наставника передают их младшим ученикам.

Есть календарно – тематический план занятий. Занятия проводятся по следующей схеме.

Наставники (ученики педагогического класса) приходят на установочное занятие за 30 мин до назначенной встречи с наставляемыми. На этой встрече учитель – наставник рассматривает тот материал, который наставники должны донести до наставляемых. Рекомендует те или иные формы и методы работы. Проигрывает ситуации. Затем наставники со своими подопечными расходятся по кабинетам. За каждым наставником закреплены 3-4 наставляемых. Учитель – наставник рядом и всегда придет на помощь, если что - то не получается.

Так как наставники и наставляемые - дети, большие и маленькие, необходимо создать положительную психологическую установку на иноязычную речь, а способом создания такой положительной мотивации является игра. Игра – это и форма организации, и метод проведения занятий, на которых дети накапливают определенный запас английской лексики, заучивают много стихов, песенок, считалок и т.д. Такая форма проведения занятий создает благоприятные условия для овладения языковыми умениями и речевыми навыками. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.

На занятиях наставники применяют сквозную игровую методику, которая объединяет и интегрирует в себе другие виды деятельности в процессе обучения языку.

Мы используем ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные игры. К ситуативным относятся ролевые игры. К соревновательным относятся игры, способствующие усвоению лексики и грамматики. Это кроссворды, «аукционы», настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд. Художественные или творческие игры – это драматизация, т.е. постановка маленьких сценок на английском языке.

Словесно-творческие – коллективное сочинение маленьких сказок, подбор рифмы.

И, конечно, если у наставляемых есть вопросы по выполнению домашнего задания, то наставники объясняют.

Когда занятия заканчиваются, и наставники прощаются с наставляемыми, наступает время рефлексии. Старшеклассники делятся эмоциями, достижениями, получают задание для следующей встречи. Часто для наставников организуем деловую игру, используя такой прием, как «мозговой штурм», для того чтобы найти наиболее оптимальную и доступную для наставляемых форму подачи материала. Самими наставниками была предложена бонусная система. Если наставляемый получает пять отличных оценок по предмету, то его наставник получает отличную оценку по этому же предмету.

Кратко реализацию проекта можно посмотреть в видеоролике https://cloud.mail.ru/public/kbeZ/y7VefqWXr

Результаты

Наставник

Наставляемый

Чалкова Полина

Абраменко Александр

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по английскому языку для 1-9 классов (диплом победителя),апрель2023

Гололобова Кристина (похвальная грамота) апрель2023

Колегова Елизавета

Валишевский Макар Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по английскому языку для 1-9 классов (диплом победителя) апрель2023

Гаврилова Алеся

Караганова Мария Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по английскому языку для 1-9 классов (диплом победителя), апрель2023

Яблоков Виталий (похвальная грамота) апрель2023





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!