СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика изучения народных промыслов России на уроках технологии в 5-7 классах

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Варианты изучения народных промыслов России на уроках технологии  и во внеурочной деятельности в 5-7 классах.

Просмотр содержимого документа
«Практика изучения народных промыслов России на уроках технологии в 5-7 классах»

Практика изучения народных промыслов России на уроках технологии в 5-7 классах

  1. Индивидуальный исследовательский проект. При изучении темы «Проектная деятельность» учащиеся подводятся к необходимости выбора объекта исследования, связанного с изучением различных технологий. В ходе беседы об истории технологий, развитии ремесла поднимается вопрос о необходимости сохранения традиций и ученики сами приводят названия наиболее известных ремёсел, а затем возникает тема промыслов. Далее коллективно формулируются задачи по принципу вопросов что? где? когда? зачем?, подчёркивается необходимость выяснить, сохранился ли промысел в наши дни. Определяются временные рамки выбора темы исследования и работы над проектом, формы защиты.

Проект «Народные промыслы России» предусматривает изучение учеником конкретного народного промысла, его географического положения, природных особенностей местности, используемых технологий, современного состояния промысла. По итогам работы ученик создаёт страницу в программе Word c текстом и иллюстрациями (обязательными элементами являются вставка фрагмента географической карты с привязкой места промысла и иллюстрации изделий промысла). Выбор темы (название промысла) добровольный из созданного в кабинете технологии банка промыслов, в котором насчитывается около ста наименований (при наличии трёх классов в параллели каждый ученик имеет возможность создать уникальную работу). Защита работ в разные годы проводилась в форме учебной конференции, деловой игры и викторины.

  1. Изучение приёмов работы мастеров на уроке. Программа по технологии предполагает проведение практических работ и работу над индивидуальными и групповыми проектами при изучении большинства тем, например, при изучении конструкционных, текстильных материалов и др. Учащимся интересно попробовать создать своё изделие или выполнить какой-либо фрагмент, например, вышить элемент традиционной одежды, попробовать повторить орнамент, смастерить игрушку, сделать макет крестьянской избы. Приобщение к народному искусству учит видеть красоту, обращает внимание на специфические умения и навыки. При копировании образцов происходит работа с понятиями форма, цвет, размер, внимание детей заостряется на истоках – откуда возникают темы росписи, почему выбираются конкретные цвета, оттенки, обращается внимание на выбор материалов для творчества. Эта работа носит не только творческий характер, но и является важным моментом, объясняющим учащимся истоки духовной культуры, значимость передачи традиции как создания общности поколений.

  2. Мастер-класс. Как на уроке, так и во внеурочной деятельности большинству учащихся интересны занятия по созданию изделий из текстильных и поделочных материалов, на которых они знакомятся с технологиями изготовления изделий декоративно-прикладного искусства. Естественно, что образцами на этих уроках и занятиях служат изделия народных промыслов или созданные учителем и учащимися в предыдущие годы изделия на их основе. На внеурочных занятиях по технологии используется такая методика, как мастер-класс, включающий в себя знакомство с конкретным народным промыслом и изготовление характерного для этого промысла изделия. К проведению мастер-класса можно привлечь родителей учащихся, во-первых, владеющих различными рукоделиями, а во-вторых, тех, кто готов рассказать о своей малой родине, показать либо сам процесс изготовления каких-либо изделий, либо достоверно рассказать о том, что наблюдал в детстве у настоящих мастеров. Также родители учащихся могут рассказать о своих туристических поездках в центры народного творчества, показать фотографии, сувениры, которые привезли оттуда. К проведению мастер-классов можно привлечь старшеклассников - участники различных кружков, которые готовы и хотят показать свои умения. Обычно мастер-классы проводятся в конце второй четверти перед новогодними праздниками и в конце февраля во время традиционной в гимназии недели технологии. Конечно, возникает некоторая трудность с обеспечением всех участников мастер-классов материалами для работы, но для таких направлений как вышивка и лоскутное шитьё, особенно развивающих эстетические, художественные чувства у детей, всегда материалов достаточно. Изучение вышивальных промыслов даёт возможность обратить внимание на то, что это занятие было не только ремеслом, приносившим доход, но, в первую очередь, служило украшение жилищ, одежды, причём занимались вышивкой не только крестьянки и их дочери, вышивание входило в ряд обязательных занятий для девушек любых сословий, включая и царскую семью. Родители учащихся вообще активно включаются в изучение промыслов и на этапе выбора темы исследования, при подборе материала как для компьютерных презентаций, при создании эскизов для практических работ.

  3. Проект «Моя коллекция». При изучении тем, связанных с обустройством жилого дома, квартиры, с интерьером, рассматривается вопрос о коллекционировании, размещении коллекций. Вопрос коллекционирования имеет важное воспитательное значение. Здесь вновь затрагивается отношение к историческому прошлому, традициям, передаче опыта из поколения в поколение. При обсуждении коллекций музеев, где дети побывали с классом или индивидуально с семьёй, расширяется кругозор учащихся, активизируется желание повторить экскурсию, побывать в новых местах, поинтересоваться с помощью современных технических средств сайтами музеев. От рассказа о известных коллекционерах и коллекциях разговор переходит к предметам коллекционирования, в числе которых учащиеся без подсказки со стороны учителя называют и предметы народных промыслов, поскольку они часто являются предметам коллекционирования в семьях, и после этого осуществляется переход к домашним коллекциям, отношению к коллекционным предметам в семье. Во время беседы подчёркивается, что тематика домашних коллекций может быть разнообразной и что коллекционирование в нашей стране существует столетия и является одним из проявлений преемственности в семейных традициях. Перед началом изучения темы ученики получают опережающее задание подготовить представление (презентацию) коллекции. Выбор темы достаточно свободный, ученик может представить коллекцию или фрагмент коллекции любого музея или свою домашнюю коллекцию. Возможности музейного пространства Санкт-Петербурга и пригородов для представления безграничны, но достаточно часто, посоветовавшись с родителями и учителем, ученики представляют свою домашнюю коллекцию, которая тематически может быть посвящена какому-либо народному промыслу или может быть сборной, к примеру, из сувениров, привезённой из поездки или экскурсии. Подготавливая своё выступление (оно может сопровождаться электронной презентацией или оформлением газеты, журнала, книги-раскладушки и пр.), учащиеся занимаются атрибуцией предметов – выявляют название, назначение предмета, определяют по возможности авторство, время и место создания на основании отличительных признаков. Естественно, происходит обращение к старшим родственникам, к литературе, другим источникам. В результате этой деятельности учащиеся активизируют свою роль коллекционера сувениров, открыток, становятся сначала заочными, а затем и реальными путешественниками, находят больше поводов для общения в семье и обращения к семейной истории. Работа над проектом «Моя коллекция» создаёт условия для развития у школьников интереса к народной и художественной культуре, к истории, к пониманию условий и особенностей, в которых традиционная культура создавалась и сохранялась, интереса к культуре народов России, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам и конфессиям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!