ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Факультет общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Практика инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО
ВЫПОЛНИЛА:
Куликова Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ №31 имени Л.В.Журина.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Сапачева Лиана Рудольфовна,
доцент факультета общего образования
ГАУДПО МО «ИРО».
Мурманск
2021
Содержание
Разделы | Стр. |
Введение | 3 |
Теоретическая часть | 4 |
Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС НОО | 4 |
Практическая часть | 6 |
Практика инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО | 6 |
Заключение | 10 |
Литература | 11 |
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ. Одной из первостепенных задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей. Наиболее полно ее реализует инклюзивное образование.
Все это и обусловило актуальность выбранной темы.
Цель – описать практику реализации инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Выяснить теоретические основы инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО.
Обобщить опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО.
Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение научного материала и практического опыта.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.
Не случайно введение понятия инклюзивного образования Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями (1994 г.) и принятие Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) близки по времени своего появления: оба эти документа выражают не просто признание неоднородности общества и его культуры, но и изменение отношения в обществе к этому разнообразию – осознание его ценности, осознание ценности различий между людьми [7].
Идея инклюзии основана на концепции «включающего общества». Она означает изменение общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья). Причем предполагается такое изменение институтов, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни (включая лиц с ОВЗ), обеспечению равенства их прав и т.п. Если инклюзия не обеспечивается соответствующим изменением институтов, то ее результатом может становиться углубление социальной дезадаптации людей с ОВЗ и рост интолерантости к ним со стороны тех, кто подобных ограничений не имеет. Важно, чтобы практика инклюзии не опиралась на стремление или, тем более, принуждение «быть как все», поскольку в этом случае она вступает в противоречие с правом «быть самим собой» [2]. Готовность общества к изменениям навстречу другому – важная предпосылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью[3].
ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
На данный момент в МБОУ г. Мурманска СОШ № 31 один ребёнок обучаются инклюзивно в общеобразовательном классе, и один ребенок находится на семейном обучении.
Для успешного обучения детей были созданы психолого-педагогические условия, включающие в себя создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, построенной с учетом образовательных потребностей обучающихся. В класс была приобретена интерактивная доска, повышающая эффективность информационного обмена между учителем и учениками, а также повышающая эффективность образовательного процесса как обычно развивающихся учеников, так и детей с ОВЗ. Световой планшет для рисования песком способствует развитию у детей мелкой моторики, стимулирует самостоятельность и творчество в изобразительной деятельности, гармонизирует психоэмоциональное состояние.
В общеобразовательной организации созданы специальные условия для детей с ОВЗ:
- применяются специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- индивидуальные учебные планы и адаптированные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ разработаны с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей;
- предоставлен тьютор для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
- организована внеурочная деятельность и дополнительное образование;
- специалистами службы сопровождения проводится консультирование обучающихся, родителей (законных представителей) и специалистов общеобразовательной организации;
- обеспечен доступ в здание организации, осуществляющей образовательную деятельность (пандус).
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость использования специальных учебников, пособий, дидактических материалов. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) используется комплект учебников и рабочих тетрадей УМК под редакцией В. В. Воронковой издательства «Просвещение». В младших классах преимущественно используется большой объем наглядного материала, для размещения которого в поле зрения созданы специально оборудованные места с магнитными досками, демонстрационным материалом (звуковые плакаты и т.д.), а также индивидуальный раздаточный материал.
Для обучения математическим навыкам данной категории детей, используется «Нумикон» - программа, в которой используется мультисенсорный подход и применяется специальные наборы наглядно-практического материала.
Для снятия напряжения, релаксации, развития тактильного восприятия используется: световой стол для рисования песком, проектор звездного неба, релаксационная тумба, ароматизатор с горным воздухом.
Также для обучающихся с ОВЗ в специально отведенном кабинете проводятся занятия по ритмике.
В штат общеобразовательной организации введены ставки: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога - психолога, социального педагога, тьютора. Все специалисты службы сопровождения имеют высшее образование. В школе 100 % учителей, работающих с детьми с ОВЗ, имеет коррекционное образование или прошли курсовую подготовку.
В образовательной организации заключены договоры о сетевом взаимодействии со следующими организациями:
- Ресурсный учебно-методический центр государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Минькинская коррекционная школа-интернат»;
- Муниципальное бюджетное учреждение г. Мурманска «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
В общеобразовательном учреждении функционирует психолого-педагогический консилиум, психологическая служба.
Тьюторы сопровождают обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуя процессу обучения и воспитания, максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.
Значительное внимание мы стараемся уделить социализации, т.к. именно она является одной из основных задач реализации инклюзивного образования. Для формирования навыков взаимодействия с разными людьми, сплочения коллектива и развития творческого потенциала обучающихся в школе проводятся различные культурно-массовые мероприятия. Одним из таких мероприятий в рамках празднования дня толерантности в классе был реализован проект «Уроки доброты» — это цикл занятий, направленных на развитие представления о доброте, формирования толерантных установок, развитие эмпатии, сопереживания, адекватного уважительного отношения к людям, сплочение коллектива. Участники данного мероприятия были награждены памятными сертификатами, что еще больше способствовало развитию интереса к участию в различных проектах массового характера.
Посещения культурно-массовых мероприятий содействует развитию социально-коммуникативной компетенции обучающих. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.
Обучение точным наукам не всегда является успешным. К концу второго класса некоторые предметы усваиваются на минимальном уровне. Также при обучении детей в условиях инклюзии мы столкнулись с проблемой совмещения двух разных программ. К сожалению, у нас не всегда получается в рамках урока объединить темы и реализовать все задачи, заложенные в программе для детей с нормой развития и для обучающихся с ОВЗ. Для достижения данных задач тьютор выводит детей с ОВЗ в кабинет и обучает индивидуально.
Таким образом, мы пришли к выводу, что реализация инклюзивного образования влечет за собой большое количество проблем и трудностей, тем самым не всегда положительно влияя на участников образовательного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из первостепенных задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей. Наиболее полно ее реализует инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Для успешного обучения детей с ОВЗ в МБОУ г. Мурманска СОШ №31 имени Л.В.Журина созданы психолого-педагогические условия, включающие в себя создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной. Практика инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО показывает наличие проблем и трудностей, которые не всегда положительно влияют на участников образовательного процесса.
Показателями эффективности реализации инклюзивного процесса в рамках одного образовательного учреждения будут прежде всего положительная динамика развития ребенка, его полное включение в детский коллектив, стремление и желание идти в школу; благоприятная, доброжелательная атмосфера, в которой проходит образовательный процесс, включенность в него всех обучающихся и педагогов, отношения сотрудничества и участия; удовлетворенность родителей качеством работы педагогического коллектива, поддержка всех начинаний, предлагаемых в школе.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. - М., 2011. – С.302
Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование - вклад в будущее». – С.102
Белоцерковец Н.И. Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Материалы ХХХVI Международная научно-практическая конференция. – Новосибирск., ЦРНС. – 2014. – 45 с.
Сенько, Т. В. Зависимость положения школьника в группе сверстников от форм их личного поведения [Текст] / Сенько Т. В. //Вопросы психологии № 5, 2014. –58 с.
Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. – С. 200
Юнеско, Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Париж, Юнеско/ Министерство образования, Испания, 1994 г.
Организация объединённых наций [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf