СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены разработки всех практических работ по географии в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«№ 1 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.»

Практическая работа № 1

Тема: «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам

и статистическим материалам».

Цели работы: составить характеристику Печорского угольного бассейна; проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты, текст учебника, дополнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения и выводы.


Ход работы

  1. Познакомьтесь с планом характеристики угольного бассейна.

  2. Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на страницах 15 – 18 учебника, рисунки 4 на странице 5, 16 на странице 16, таблицу 1 на странице 17, подберите информацию для характеристики Печорского угольного бассейна.

  3. Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, результаты работы оформите в виде таблицы.

    План характеристики угольного бассейна

    Краткие записи результатов работы

    Название бассейна.

    Вид добываемого угля (каменный, бурый).


    Географическое положение.


    Запасы угля:

    а) общегеологические;

    б) промышленные.


    Условия залегания (близко к поверхности или глубоко, мощность пластов).


    Объем добычи.


    Способ добычи.


    Качество добываемого угля.


    Себестоимость.


    Направление перевозок.


    Эффективность перевозок.


    Перспективы развития.


  4. Сделайте вывод: какие показатели наиболее существенно влияют на эксплуатацию и перспективность Печорского угольного бассейна.




Просмотр содержимого документа
«№ 10 Сравнение географического положения и планировки двух столиц Москвы и Санкт-Петербурга.»

Практическая работа № 10

Тема: «Сравнение географического положения и планировки двух столиц –

Москвы и Санкт-Петербурга».

Цели работы: научиться давать характеристику столичной агломерации; получить знания о различных типах планировки городов, ее зависимости от природных условий местности, в которой сформировались агломерации; учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать различные источники географической информации, делать на основе анализа обобщения и выводы.


Ход работы

  1. Дайте характеристику Московской и Санкт-Петербургской городских агломераций, используя план, приведенный в Приложении.

  2. Характеристику оформите в тетради в виде таблицы.

  3. Сделайте вывод: черты сходства и различия в географическом положении и планировке двух городов.

  4. Докажите утверждение: «Москва – город пяти морей».

Приложение

План характеристики

  1. Сравнение ЭГП:

    • положение окраинное, центральное;

    • положение приморское, сухопутное;

    • транспортное положение;

    • положение на реке.

  2. Планировка города:

    • радиально-кольцевая, прямоугольная;

    • явный центр города;

    • год основания;

    • другое.



Просмотр содержимого документа
«№ 11 Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.»

Практическая работа № 11

Тема: «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России».

Цели работы: познакомиться с особенностями сохранившихся народных промыслов, имевших ранее огромное распространение в Центральной России, и уточнить их современную географию и характер производства; продолжить формирование навыка работы с контурной картой.


Ход работы

  1. Познакомьтесь со спецификой некоторых сохранившихся в Центральной России старинных художественных народных промыслов. Проанализируйте данные таблицы, данной в приложении и на основании содержащихся в ней сведений: а) выделите и сгруппируйте народные промыслы по характеру производимых изделий; б) проанализируйте особенности их географии: в каких областях Центральной России они наиболее сохранились. Для этого используйте карты атласа.

  2. Нанесите на контурную карту Центральной России центры сохранившихся народных промыслов.

Приложение

Народные художественные промыслы Центральной России

Название промысла

Где распространен

Изделия

Абрамцевско-кудринская резьба

Московская область, усадьба Абрамцево (к северу от Москвы)

Бытовые деревянные вещи (ларцы, блюда) с орнаментом

Богородская резьба

Московская область, Сергиев-Посадский район

Резные деревянные игрушки на темы сказок и басен

Гжельская керамика

Московская область, Раменский район

Керамическая посуда и жанровые фигурки с синей росписью по белому фону

Городецкая роспись

Нижегородская область, город Городец (на реке Волге)

Прялки (раньше), мебель и игрушки, покрытые узорами, изображающими цветы и животных (в том числе сказочных)

Дымковская (вятская) игрушка

Кировская область, близ областного центра

Глиняные лепные расписные фигурки людей, животных, в том числе свистульки

Елецкое кружево

Липецкая область, город Елец

Кружева с мелким растительным геометрическим рисунком

Жостовская роспись

Московская область, село Жостово (близ Клязьминского водохранилища, к северу от Москвы)

Металлические подносы, покрытые лаком и раскрашенные масляной краской (цветы, фрукты)

Кировский капо-корешок

Кировская область

Шкатулки, рамки, портсигары (из наплыва на лиственных деревьях)

Крестецкая вышивка

Новгородская область, город Крестцы

Покрывала, салфетки, вышиваемые с выдергиванием нитей

Мстерская вышивка

Владимирская область, село Мстера (на реке Клязьме)

Шитье с цветным швом, изображающим птиц и растения

Мстерская миниатюра

Владимирская область, село Мстера (на реке Клязьме)

Раскрашенные шкатулки, покрытые лаком

Палехская миниатюра

Ивановская область, село Палех (близ города Шуи)

Лаковые изделия (коробки, шкатулки) с яркой росписью по черному фону

Павловский металлический промысел

Нижегородская область, город Павлово (на реке Оке)

Замки, ножи, садовый инструмент

Скопинская керамика

Рязанская область, город Скопин

Керамические кувшины, подсвечники, скульптура

Торжокское золотошитье

Тверская область, город Торжок

Вышитые золотыми и серебряными нитями изделия церковного обихода, обувь, рукавички, кошельки

Федоскинская миниатюра

Московская область, село Федоскино (к северу от Москвы, близ канала имени Москвы)

Миниатюрная живопись, письмо маслом на лаковых изделиях с использованием перламутра, фольги (портреты, пейзажи, натюрморты)

Филимоновская игрушка

Тульская область, Одоевкий район, деревня Филимоново

Глиняные игрушки, часто со свистком, с окраской, включающей в себя малиновые, желтые, зеленые и голубые цвета

Холуйская миниатюра

Ивановская область, село Холуй (на реке Тезе)

Иконы, пейзажи, натюрморты

Хотьковская резная кость

Московская область, село Хотьково (близ города Сергиев Посад)

Различные изделия из кости

Хохлома

Нижегородская область, село Хохлома, город Семенов

Деревянная посуда, окрашенная в золотой цвет, многоцветные деревянные ложки


Просмотр содержимого документа
«№ 12 Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России.»

Практическая работа № 12

Тема: «Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России».

Цели работы: установить производственные связи Центральной России с другими районами как внутри нашей страны, так и за рубежом, отразить выявленные производственные связи с помощью картосхемы; проверить и оценить умение работать с различными формами предъявленного учебного материала, отражать результаты работы в знаковой форме.


Ход работы

  1. Нанесите на контурную карту границы района.

  2. Используя карты атласа и текст учебника, имеющиеся справочные материалы, нанесите на контурную карту (знаки легенды карты придумайте самостоятельно) те природные ресурсы, которыми богат район.

  3. С помощью круговых диаграмм укажите крупные промышленные центры и отразите специализацию этих промышленных центров.

  4. Нанесите крупные предприятия, имеющие общероссийское значение.

  5. Пользуясь текстом учебника, картами атласа, установите, откуда район получает недостающие природные ресурсы.

  6. Стрелками различного цвета покажите ввозимую и вывозимую продукцию, сырьевые материалы.

  7. Сделайте выводы: в чем можно видеть перспективы развития хозяйственных связей данного района? Какое влияние хозяйственные связи оказывают на развитие экономики района? Приведите конкретные примеры.



Просмотр содержимого документа
«№ 13 Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.»

Практическая работа № 13

Тема: «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства

на Северном Кавказе».

Цели работы: выявление на основе анализа исторических и природных особенностей региона и его центров возможности развития в нем рекреационного хозяйства и современную географию отдыха и туризма; формирование навыков анализа и оценки разнообразной географической информации.


Ход работы

  1. Пользуясь учебником и атласом, определите и запишите в таблицу факторы, способствующие развитию рекреационного хозяйства Северного Кавказа и сдерживающие его.

Факторы развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа

Стимулирующие развитие

Сдерживающие развитие




  1. Используя карты атласа, дополнительную информацию, нанесите на контурную карту основные рекреационные центры Северного Кавказа. Цветом обозначьте их специализацию: синим – морские курорты, зеленым – климатические, желтым – лечебные, красным – спортивные.



Просмотр содержимого документа
«№ 14 Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения Европейского Юга»

Практическая работа № 14

Тема: «Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения Европейского Юга».

Цели работы: выявление на основе анализа исторических данных особенности этнического и религиозного состава населения Европейского Юга; определение существующих проблем межэтнического и межконфессионального взаимодействия; формирование навыков анализа и оценки разнообразной географической информации.


Ход работы

  1. Пользуясь учебником, атласом и дополнительным материалом, проанализируйте современный национальный и религиозный состав населения Европейского Юга.

  2. По приложению учебника и карте атласа определите к каким языковым семьям относятся народы Европейского Юга.

  3. Какие проблемы возникают в связи с таким сложным этническим и религиозным составом?

  4. Сделайте краткий вывод о причинах, послуживших формированию сложного этнического и религиозного состава населения Европейского Юга. Вывод запишите в тетрадь.

Дополнительная информация

Население Кавказа отличается многонациональностью и большой языковой дробностью, что обусловлено особенностями его исторического развития и природными условиями. Средневековые арабы недаром называли Кавказ "Горой языков": здесь живет около 50 народов с самостоятельными языками. В лингвистическом отношении они принадлежат, в основном, к трем большим языковым семьям: собственно кавказской, или палеокавказской, индоевропейской и алтайской. Все они представлены как на Северном, так и на Южном Кавказе.

Кавказская семья делится на три ветви (группы): западную, или адыго-абхазскую; восточную, или вайнахо-дагестанскую; и южную, или картвельскую. Представители кавказской семьи являются древнейшими обитателями Кавказа (отсюда и название "палеокавказские") и связаны друг с другом общностью происхождения. Западная группа состоит из двух подгрупп: адыгской и абхазо-абазинской. Адыги, или черкесы, в прошлом один из самых многочисленных и широко известных кавказских народов, еще до второй половины XIX века компактно населяли обширную территорию от Черного моря до Среднего Терека. Ныне на этой территории они живут отдельными группами. В советской этнонимической номенклатуре адыгский этнос был разделен на кабардинцев (391 тыс.), проживающих в бассейне Терека, черкесов (52 тыс.), в верховьях Кубани, и адыгейцев (125 тыс.), на Нижней Кубани и в Причерноморье. Однако адыгские народы четко осознают свое этническое единство и имеют общее самоназвание - адыге.

По сравнению с прошлым веком урезан также ареал расселения абхазов (105 тыс.) и абазин (34 тыс.). Причиной сокращения этнической территории адыго-абхазских народов в XIX веке явилось их массовое переселение в Османскую империю после завоевания Кавказа Россией, в результате чего опустели целые области, ранее занятые племенами западнокавказской группы, и эта территория была освоена другими народами. Потомки кавказских переселенцев проживают в ряде стран Ближнего Востока (Турция, Сирия, Иордания, Ирак и др.). Там существует многочисленная адыго-абхазская диаспора, насчитывающая, по разным оценкам, от одного до нескольких миллионов человек.

Восточная ветвь кавказских языков также распадается на две подгруппы: вайнахскую и дагестанскую. Вайнахи – собирательное название чеченцев и ингушей.

На языках дагестанской подгруппы говорят многочисленные народы горного Дагестана и, отчасти, сопредельных районов Азербайджана. Крупнейшие из них аварцы (601 тыс.), лезгины (466 тыс.), даргинцы (365 тыс.), лакцы (118 тыс.) и табасараны (98 тыс.), а также рутульцы (20 тыс.), цахуры (20 тыс.) и агулы (19 тыс.). Некоторые дагестанские этносы, имеющие собственный язык, непонятный соседям, насчитывают от нескольких сот до нескольких тысяч человек и размещены лишь в одном или нескольких селениях. В настоящее время они, большей частью, консолидируются с более крупными дагестанскими народами и в переписях населения не выделены как отдельные национальности, хотя в значительной мере сохраняют свою самобытность. Так, например, с крупнейшим дагестанским народом, аварцами, ассоциированы андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, багулалцы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы, цезы, гинухцы, хваршины, бежтинцы, гунзибцы, арчинцы. С даргинцами консолидируются кайтаги и кубачинцы.

Надо отметить, что на протяжении эпох ареал распространения палеокавказских языков постепенно сужался. Несколько тысячелетий назад кавказскоязычные племена населяли, по-видимому, не только весь Кавказ (или большую его часть), но и выходили далеко за его пределы. Многие ученые полагают, что к различным ветвям палеокавказской семьи были этнически близки известные народы Древнего Востока - гутии, хатты (протохетты), каски, хурриты, урарты, мушки и др. Поэтому, в этногенезе большинства современных народов Кавказа, говорящих на языках индоевропейской и тюркской системы, приняли участие и палеокавказцы - аборигены мест оседания пришлых племен. Подтверждается это и антропологическими данными.

Интересно, что на Кавказе давно уже существует мысль о кавказском единстве, основанном на общности происхождения. Грузинский автор XI века Леонтий Мровели, начинающий свой труд по истории древней Грузии с мифических времен Кавказа, составил генеалогическое "древо" народов, его населяющих, согласно которому армяне, грузины, вайнахи, дагестанские племена и др. имеют общего предка - легендарного Таргамоса (Торгома). По сообщению Мровели, расселившиеся по всему Кавказу потомки Таргамоса, помня о своем братстве, долгое время жили в дружбе между собой и сообща выступали против внешних врагов, нападавших на их родину.

Уже в глубокой древности, задолго до нашего летоисчисления, на Кавказ стали проникать первые индоевропейцы. В результате сложных ассимиляционных процессов часть пришельцев была поглощена местными племенами, другая же часть, передав автохтонному населению свой язык, вошла в состав сложившихся с течением времени индоевропейских народов Кавказа. Самый многочисленный из них - армяне (4623 тыс.). Древняя Армения охватывала обширную область в Передней Азии, однако, в XX веке базой для этнического и государственного развития армянского народа осталась только территория Южного Закавказья (историческая Восточная Армения). Существует также многочисленная армянская диаспора, рассеянная по всему свету.

Некоторые народы Кавказа относятся к иранской ветви индоевропейской семьи. Древние иранцы проникали на Кавказ как с севера, из Евразийских степей, так и с юга, со стороны Иранского нагорья. Их потомки - осетины (598 тыс.) на Северном Кавказе, частично проживающие также в Грузии, и таты (31 тыс.) и талыши (22 тыс.) в Азербайджане. В Закавказье проживают также ираноязычные курды, основная масса которых, однако, находится на своей исторической родине, за пределами Кавказа.

То же самое можно сказать о греках, которые появились на Кавказе в основном в XVIII-XIX веках и не имеют прямой связи с античными греческими колонистами Восточного Причерноморья.

Наконец, сегодня самая многочисленная группа индоевропейцев на Кавказе - это славяне. В основном русские (первые казачьи поселения с XVI в.), а также украинцы (с конца XVIII в.). Они проживают во всех регионах Кавказа, но наиболее компактно населяют Краснодарский и Ставропольский края Российской Федерации, где составляют около 90 процентов жителей.

Алтайская семья представлена на Кавказе в основном тюркской ветвью. Первые тюрки проникли на Кавказ во время гуннского нашествия (IV в.). Впоследствии из северных степей, а также с юга, происходили новые вторжения кочевых тюркских племен, оседавших в разных частях Кавказа. Уже в раннем средневековье на Северном Кавказе образовались значительные группы тюркоязычного населения, которые в результате длительных этногенетических процессов с участием местных племен, а также новых объединений тюрок, прибывающих в Предкавказье (особенно кыпчаков с XI в.), сложились в кумыкскую и карачаево-балкарскую общности. Кумыки (282 тыс.) проживают в равнинной части Дагестана, а карачаевцы (156 тыс.) и балкарцы (85 тыс.) - в зоне Большого Кавказа, поблизости от горы Эльбрус.

Единственный тюркоязычный народ Кавказа, сложившийся как этнополитическая общность за его пределами - это ногайцы (75 тыс.). Они потомки тюрко-монгольских кочевых племен, расселившихся в Азово-Каспийском междумории в XV веке. Здесь ногайцы сформировались в народ, проживающий сегодня отдельными группами от Кубани до Каспийского моря.

Самый многочисленный тюркоязычный народ Кавказа - азербайджанцы (6770 тыс.). Еще около 15 миллионов представителей этого народа проживает в Иране, в т.н. Южном, или Иранском, Азербайджане. В этногенезе азербайджанцев определяющее значение сыграли древние местные племена Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана, с которыми позднее смешались, передав им свой язык, тюркские пришельцы (особенно с XI-XIII вв.).

Тюркоязычной этнографической группой являются также т.н. месхетинские турки. В своей основной массе это потомки одной части грузинского племени месхов, исламизированной и тюркизированной во времена турецкого владычества в XVIII-XIX веках. Выселенные из Южной Грузии - Месхети в 1944 году "месхетинцы" отдельными группами проживают сегодня в государствах Центральной Азии, в России, в Азербайджане. Небольшое количество их живет и в Грузии. Проблема репатриации месхов на свою историческую родину еще ждет своего решения.

Наконец, на самой северной окраине Северного Кавказа проживают тюркоязычные трухмены - часть среднеазиатских туркмен, перекочевавшая на Северный Кавказ в XVII или XVIII веке, а также небольшая группа калмыков (с XVII в.), народа монгольского происхождения, хотя основная часть страны калмыков охватывает степные пространства севернее Кавказа, до Волги.

Кроме вышеназванных народов, на Кавказе издавна проживали и проживают различные группы семитского происхождения. Особо нужно отметить местных евреев, которые в течение многих веков пребывания на кавказской земле забыли свою речь и в качестве родного пользуются языком окружающего населения: в Грузии - грузинским, в Дагестане и Азербайджане – татским.



Просмотр содержимого документа
«№ 16 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.»

Практическая работа № 16

Тема: «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала

и пути решения экологических проблем».

Цели работы: оценка экологической ситуации в разных частях Урала; поиск наиболее оптимальных путей решения возникших проблем; совершенствование навыка использования различных источников географической информации для поиска нужного материала; формирование навыка работы с контурной картой.


Ход работы

  1. Пользуясь материалами учебником, картой «Экологические проблемы» атласа оцените экологическую ситуацию в разных частях Урала, сложившуюся в настоящее время. Результаты работы занесите в таблицу:

    Экологическая ситуация

    Районы Урала

    Причины формирования

    Острая



    Очень острая



  2. Предложите пути разрешения сложившейся ситуации.

  3. Запишите в тетрадь выводы о работе, которую необходимо проделать, чтобы улучшить экологическую обстановку, сложившуюся на Урале.

  4. На контурной карте обозначьте районы Урала с острой экологической обстановкой, обозначьте причины сложившейся ситуации (легенду карты придумайте самостоятельно).



Просмотр содержимого документа
«№ 17 Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.»

Практическая работа № 17

Тема: «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района

для жизни и быта человека».

Цели работы: оценить различия условий работы и быта людей на различных широтах в Западной Сибири; совершенствовать навык использования различных источников географической информации для поиска нужного материала.


Ход работы

  1. Проведите меридиональную полосу в Западной Сибири по меридиану 77ов.д. от Гыданского и Тазовского полуостровов к Кулундинской степи.

  2. Уточните по картам природы в атласе 8 (8 – 9) класса особенности рельефа, климата, растительности вдоль этой полосы. Оцените, как меняются вдоль нее с севера на юг экономика, характер работы и жизни людей.

  3. Дайте краткое описание условий жизни, работы и быта людей в северной, центральной и южной частях Западно-Сибирского района.



Просмотр содержимого документа
«№ 18 Составление характеристики Норильского промышленного узла»

Практическая работа № 18

Тема: «Составление характеристики Норильского промышленного узла».

Цели работы: составить характеристику Норильского промышленного узла, оценив его географическое положение, природные условия и ресурсы, проблемы и структуру производств, систему промышленных центров; совершенствовать навык использования различных источников географической информации для поиска нужного материала; проверка навыка работы с контурной картой.


Ход работы

  1. Используя карту атласа (страницы 44 – 45), определите географическое положение Норильска: широту и долготу, положение по отношению к Северному полярному кругу, транспортно-географическое положение, положение по отношению к Енисею, к ресурсным базам.

  2. Посмотрите на карту учебника (рисунок 67 на странице 224). На ней показаны выбросы Норильского промышленного узла. Подумайте, почему зона этих выбросов тянется на восток, к реке Хатанге.

  3. Подумайте, почему перед вскрытием Енисея убирают подальше от берега все портовые сооружения, краны, рельсовые пути, временные причалы.

  4. Используя контурную карту Восточной Сибири, создайте схему Норильского промышленного узла. Для этого:

- в пунсонах городов Норильск, Дудинка, Усть-Порт, Талнах, Игарка обозначьте цветом промышленную специализацию;

- нанесите на схему природные ресурсы;

- соедените центры – покажите связи между Норильском, местами добычи руд, угля, газа (газопроводы), портами (железная дорога);

- линиями движения покажите, в каких направлениях по Енисею из портов Дудинка и Игарка направляются грузы, что и куда перевозят по Северному морскому пути;

- цветным пунктиром обозначьте главные зоны загрязнения территории района Норильским комбинатом и стрелкой укажите направление выбросов.

Дополнительная информация

Город Норильск был назван по реке Норилке, соединяющей озера Пясино и Ламское. Город расположен в 122 километрах к востоку от порта Дудинка (имеющего причалы как для морских судов, так и для речных). С этим портом он соединен самой северной в России железной дорогой. Город возник в связи с открытием в этом районе (1919 – 1922) известным геологом Николаем Николаевичем Урванцем никелевых и платиновых руд и строительством (с 1935 года) горно-металлургического комбината. И комбинат, и сам город были построены узниками сталинских лагерей (ГУЛАГа). В Норильском районе помимо крупнейших ресурсов комплексных медно-никелево-кобальтовых руд имеются крупнейшие в мире запасы платины, а также ресурсы золота, серебра, селена, теллура. В состав здешних руд входит большое количество серы, из-за чего при их переработке происходят значительные вредные выбросы.

На базе Норильской группы месторождений развивается самый северный в мире крупный территориально-промышленный комплекс. Его ядро составляет мощный горно-металлургический комбинат, включающий в себя несколько заводов и рудников. Крупнейшие рудники находятся неподалеку от Норильска, у города Талнаха. Месторождение углей – у города Каеркан и несколько поселков. К западу от Норильска разрабатывают месторождения газа (Мессояха и другие), которые соединены с городом газопроводом. Южнее, на реке Хантайке, построена ГЭС. Есть крупный порт по вывозу леса и лесоматериалов – Игарка, доступный до морских судов, есть порт Диксон – морские ворота енисейского Севера.

Наряду с преимущественно русским городским населением близ Норильска проживают ненцы. Есть здесь и поселения менее крупных народов. Они занимаются оленеводством. Значительное количество оленей забивают для снабжения мясом Норильского района.

Город Норильск построен на вечной мерзлоте с использованием бетонных свай, приподнимающих здания над поверхностью, что сохраняет грунт в мерзлом виде. Норильск хорошо спланирован, имеет несколько архитектурных ансамблей. В городе есть драматический театр, Дворец культуры и спорта.

По реке Енисею через порт Дудинка Норильск связан с краевым центром – Красноярском, куда отправляет часть своей продукции, в том числе концентраты платины и редких металлов, для переплавки на металлургическом заводе Красноярска.

Летом по Енисею осуществляется снабжение Норильского района (с юга) всем необходимым для его жизнедеятельности.

Дудинка – морской порт на Северном морском пути, по которому Норильск отправляет рудные концентраты и рядовой металл на переплавку в города Кольского полуострова – Мончегорск и Печенгу. Эти центры вместе с Норильским комбинатом объединены в концерн «Норильский никель», производящий 80% никеля, кобальта и значительную часть меди России. Этот комбинат – крупнейший в мире экспортер никеля.

В то же время Красноярский край занимает первое место среди республик и областей России по выбросу вредных веществ в атмосферу. Из них 80% приходится на Норильский комбинат. Помимо этого в Норильском районе значительно загрязнены воды, огромны бытовые отходы.

Эти проблемы загрязнения сказываются на экологии полуострова Таймыр: 13 миллионов гектаров земель охотничье-промыслового значения и оленьих пастбищ там настолько загрязнены, что выведены из хозяйственного оборота. Неочищенные стоки вод подрывают рыбохозяйственное значение его рек.





Просмотр содержимого документа
«№ 19 Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе»

Практическая работа № 19

Тема: «Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека

в сельской местности и городе».

Цели работы: оценить различия условий жизни человека в сельской местности и городе в Восточной Сибири; совершенствовать навык использования различных источников географической информации для поиска нужного материала.


Ход работы

  1. Проведите меридиональную полосу в Восточной Сибири по меридиану 90ов.д. от Гыданского и Тазовского полуостровов параллельно Енисею по Среднесибирскому плоскогорью, котловинам и горным системам на юге до горы Ак-Довурака в Туве.

  2. Уточните по картам природы в атласе 8 (8 – 9) класса особенности рельефа, климата, растительности вдоль этой полосы. Оцените, как меняются вдоль нее с севера на юг условия жизни людей.

  3. Дайте краткое описание условий жизни людей в сельской местности и городах северной, центральной и южной частях Восточной Сибири.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!