СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа « Знакомство с горными породами и минералами» Окружающий мир 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

При выполнении практической  работы, мини-исследований  учащиеся  применяют приобретённые знания и умения, проводят несложные наблюдения, ставят опыты, используя несложное лабораторное оборудование.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа « Знакомство с горными породами и минералами» Окружающий мир 2 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АРТЕМОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №8»








Практическая работа


« Знакомство с горными породами и минералами»


Окружающий мир

2 класс













Составитель:

Куликова Елена Николаевна,

учитель начальных классов,

специалист высшей категории,

учитель - методист






2016-2017 учебный год

Куликова Е.Н.

ГОУ ЛНР «Артёмовская

специализированная школа №8»

Тема практической работы: Знакомство с горными породами и минералами.

Цель практической работы направлена на формирование:

Предметных результатов: учащиеся научатся различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение, исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы горных пород; выполнять исследование и оформлять вывод;

учащиеся получат возможность научиться производить и наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью;

учащиеся получат возможность научиться обьективно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Коммуникативные УУД:

учащиеся научатся взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; работать с различными источниками информации; строить понятные для партнера высказывания, формулировать выводы;

учащиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД:

учащиеся научатся анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков, проводить сравнение изученных объектов; определять причинно-следственные связи.

учащиеся получат возможность научиться классифицировать объекты по существенным признакам, распределять на группы по выделенным признакам.

Личностных результатов: у учащихся будет сформирован интерес к учебному материалу; учащиеся получат возможность для формирования первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Вид практической работы: работа с натуральными объектами природы.

Основные термины и понятия: минералы, горные породы, полезные ископаемые.

Оборудование: на каждую парту: образцы полезных ископаемых, кусочки гранита разного цвета, лупа, ёмкость из прозрачного пластика с водой, гвоздь, кусочек древесины, молоток; презентация «Знакомство с горными породами и минералами», атлас-определитель: “От Земли до неба” под редакцией А.А.Плешакова, учебник "Окружающий мир" для 2 класса (автор – Плешаков А. А.), рабочая тетрадь.

 Инструкция по технике безопасности во время практических работ для обучающихся в начальных классах.

Ход практической работы

Организационный момент.

Инструктаж по технике безопасности. (Приложение 1)

Практическая часть 1 Начальные представления о горных породах.

Вводная беседа ( слайд 1-3)

В недрах Земли и на её поверхности хранятся многочисленные природные богатства. Они залегают на разных глубинах: одни находятся неглубоко ( 2-3 км), другие встречаются на глубине 10-15 км, а некоторые достаточно близко к поверхности земли (песок и глина).

Люди добывают эти природные богатства в огромных объёмах и используют в хозяйстве.

- Как называются эти природные богатства?

(их называют полезными ископаемыми).

«Кладовые земли», «сокровища недр» - так ещё называют полезные ископаемые. (Приложение 2)

- Возможна ли современная жизнь без добычи и использования полезных ископаемых?

Все полезные ископаемые очень важны для человека.

- Где они используются?

( в строительстве (песок, глина, гранит), в энергетике (нефть, газ, каменный уголь, торф), в химической промышленности, сырьё (руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.),

- В каких состояниях существуют полезные ископаемые? На какие три группы (три состояния) делятся? Приведите примеры.

( твёрдые – это гранит, известняк, кремень; жидкие – это нефть, подземные минеральные воды; газообразные – это природный газ). (Приложение 3) (слайд 4)

- Какие богатства содержат недра нашего края? На территории Луганщины насчитывается около 630 месторождений полезных ископаемых: известняк, песчанник, мергель, мел, разные виды глины. (Приложение 4 ) (слайд 5-9)

Но основное полезное ископаемое – каменный уголь (более 285 месторождений). Большинство из них расположены в Стахановском, Перевальском, Краснодонском, Антрацитовском, Лутугинском районах. (каменный уголь)

Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. За полезные свойств его ещё называют чёрным золотом или солнечным камнем . Применяется как топливо для электростанций и жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Добывают его в шахтах (если залегает глубоко) и карьерах (если залегает неглубоко).

-А где добывают каменный уголь в нашем крае? (в шахтах)

Условное обозначение на картах полезных ископаемых - .

- А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?

(Известняк, гранит, кремень) (Приложение 5) (слайд 10)

-- У вас на партах образцы полезных ископаемых. Найдите известняк, гранит, кремень. Рассмотрите образцы. Расскажите о них.

Инструкция по проведению практической работы в парах. (слайд11)

1.Рассмотрите полезное ископаемое с помощью лупы. (каждая пара рассматривает свой образец полезного ископаемого)

2.Определи свойства:

  • цвет,

  • запах,

  • плотный или рыхлый (сыпучий),

  • твердый или мягкий (прочность),

  • растворяется в воде или нет (впитывает воду или нет),

  • тяжелее или легче воды ( опустить в ёмкость с водой),

  • состав однородный или неоднородный (рассмотреть через лупу).

3. С помощью атласа-определителя расскажите о своем образце по плану.

План описания полезного ископаемого: (слайд 12)

а)название полезного ископаемого;

б) его свойства;

в) как добывается;

г)добывается ли в нашем крае;

д) где используется это полезное ископаемое.

4.Проверка с использованием слайдов.

Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.

Фронтальное обсуждение выводов

Один учащийся показывает и называет горную породу, рассказывает о ней, остальные - дополняют сообщение. (Приложение 5) (слад 13)


Практическая часть 2

Знакомство с минералами. Знакомство с составом и свойствами гранита.

Вводная беседа

Все горные породы неоднородны по своему составу. Они состоят из минералов. (Приложение 6) (слайд 14-16)

С минералами мы сталкиваемся ежедневно. В каждом доме на кухне найдется обычная поваренная соль. Это минерал. А в пенале у каждого у каждого ученика лежит простой карандаш. Его стержень – графит. Это тоже минерал. В термометре (градуснике) используется необычный минерал- ртуть. При комнатной температуре она жидкая и очень подвижная. При сильном охлаждении (до -39 градусов С) ртуть становится твёрдой. Её пары бесцветны и очень ядовиты. Если ртуть случайно пролили, нужно срочно уводить людей и вызывать спасателей, чтобы обезвредить её.

Среди минералов есть редкие вещества: серебро, золото, алмазы.

Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это природные соединения химических веществ с однородным составом и строением, которые образовались в глубинах и на поверхности Земли на протяжении очень долгого времени. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой.

В настоящее время известно более 4 тысяч видов минералов. Коллекции минералов выставляют на обозрение в минералогических музеях. Одна из лучших коллекций минералов на Донбассе находится в геолого-минералогическом музее  Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск). (Приложение 7) (слайд17)

Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. Драгоценные камни – аристократы среди минералов.

Но есть в семье горных пород и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.

А горная порода гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги. Хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

- Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность

(обозначается:). Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. (слайд 18-19)

Инструкция по проведению практической работы

Исследование состава и свойств гранита

1. Состав гранита

Рассмотрите гранит под лупой. Определите, из чего он состоит? (из зерен, вкрапленных в плотную массу).

Демонстрация составных частей гранита: кварца, слюды, полевого шпата.

Вывод: гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

II. Цвет

Рассмотрите внимательно свой образец гранита.

Определите его цвет.

Почему гранит пестрый?

Вывод: цвет гранита зависит от цвета составных частей образца: кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

III. Определение тяжести (массы) гранита.

Что доказывает данный опыт?

1. Опустить в ёмкость с водой одновременно кусочек гранита и кусочек древесины.

2. Опишите происходящее (гранит очень быстро опустился на дно, а кусочек древесины держится на поверхности).

Вывод: гранит тяжелый.

IV. Определение прочности.

1.Расцарапайте гвоздем свой образец гранита.

2.Попробуем разбить молотком (в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).

О чем свидетельствуют результаты?

Как вы думаете, почему при добыче гранита используют взрывчатку?

Вывод: гранит очень прочный.

V. Определение твердости гранита

Попробуйте разломить свой кусочек гранита. Получилось?

(гранит очень твердый).

Подтвердить в это свойство можно с помощью следующего опыта: поцарапаем по стеклу кусочком гранита

(в целях безопасности опыт демонстрирует учитель).

На стекле остаются царапины.

Вывод: гранит очень твёрдый.

VІ. Обобщение: Назвать изученные свойства гранита.

Самостоятельная работа учащихся

Дети в парах самостоятельно выполняют задание. Учитель помогает тем учащимся, которым сложно выполнить задание.

Проверка с использованием слайдов. (Приложение 8) (слайд 20)

Какие свойства позволяют применять гранит как строительный материал?

Фронтальное обсуждение выводов

Оценка результатов выполненной работы.

-Вернёмся к цели нашей работы (Знакомство с составом и свойствами гранита).

-Как вы думаете, мы справились с ней?

- Сформулируем общий вывод: Гранит – горная порода. Гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата. Цвет зависит от состава образца гранита. Свойства: твердый, непрозрачный, очень плотный, прочный.

Рефлексия.

- Была ли информация, используемая на уроке, для вас новой и интересной?

- Что вас впечатлило больше всего?

- Какая часть практической работы оказалась сложной? Наиболее интересной?

- Давайте проверим, насколько хорошо мы поработали.

- Назовите состав гранита? (слайд 18-19)

- В чём различие понятий «горные породы» и «минералы»? (слайд 14)

- Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 21-27)

- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи в учебнике.

- Нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?


Приложение 1


Правила техники безопасности для учащихся при проведении лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира

в начальных классах

1. Общие требования безопасности

1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

2. Опасность возникновения травм:

· при работе с острыми и режущими инструментами;

· при работе с лабораторной посудой;

· при нарушении инструкции по ТБ.

3. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

2. Требования безопасности перед началом занятий

1. Приготовить учебные принадлежности.

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ по выполнении практической работы.

3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь, не задевая столы.

4. При слабом зрении надеть очки.

5. Не трогать приготовленное для работы оборудование.

3. Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Пользоваться только исправным оборудованием.

3. Пробирки должны находиться в специальных держателях.

4. Не делать резких движений во время работы.

5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

6. При работе осторожно обращаться со стеклянной посудой.

7. При травматизме сообщите учителю, он окажет вам первую помощь.

8. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю .

2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.

3. Осколки разбитой посуды самостоятельно не убирайте, сообщите об этом учителю.

5. Требования безопасности по окончании занятий

1. После окончания работы произведите уборку своего места.

2. Не переносите лабораторное оборудование самостоятельно.

3. Проверьте безопасность рабочего места.

4. Вымойте лицо и руки с мылом.

5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

Учитель начальных классов ___________/__________________/

С инструкцией ознакомлен(а)













Приложение 2

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.

Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые?

Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.

Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, - это и есть известняк.

Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.

Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.

Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.

Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.

Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово.

До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.

Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

- Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.

- У кого дома есть такая книга?

- А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?

- Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.

- И еще отметьте задание: приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.








Приложение 3









Приложение 4

Полезные ископаемые нашего края



















Приложение 5






Кремень


Очень прочный, твёрдый, непрозрачный; разнообразная необычная окраска.



Применяется в строительстве (отделочный материал), для украшения интерьеров, в ювелирной отрасли, в медецине.












Приложение 6






Приложение 7

Геолого-минералогический музей  Донбасского государственного технического университета (Дон ГТУ г. Алчевск).




Приложение 8






Литература

1.Рабочая программа к курсу «Окружающий мир», 1-4 класс, автор: А. А. Плешаков.

https://infourok.ru/rabochaya programma po okruzhayuschemu miru 1-4 klassy fgos po a.a.pleshakovu-581231.htm

2.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2012. -222с.: ил.- (Зелёный дом).


3.Универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с


4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. http://metodist.lbz.ru/nio/files/apk/planiruemye.pdf


5.Моделирование как метод познания окружающего мира в начальной школе [Текст]/Е.Ю.Сухаревская, Н.А.Пастухова//Практические советы учителю. Ростов н/Д.:Изд-во РО ИПК и ПРО,2003.-№2


6.Что такое? Кто такой? – Детская энциклопедия (в 3-х томах) – изд. 3-е, перераб. и дополнен.) - М.: Педагогика, 1990,1993,1994.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4864322



Кварц http://mineral-hobby.ru/cat/80/item/2829/

Коллекция полезныхископаемых http://www.perm-most.ru/page.php?al=Uvelichilis-obemy-dobychi-poleznyx-iskopaemyx-v-Permskom-krae

http://www.naturalstone.ru/

http://www.mining-enc.ru/i/izvestnyak

http://poliform.com.ru/archives/category/каменный-уголь

http://ru.wikipedia.org/wiki/Песок



19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!