Мастер класс конкурс «Учитель года 2017»
На мастер классе сегодня я покажу как использую проблемный метод для формирования метапредметных УУД (способы деятельности применимые в рамках образовательного процесса, так и при решение проблем в реальных жизненных ситуациях -самостоятельности, умения взаимодействовать друг с другом, развитие познавательного интереса, борьба с хемофобией)
Тема Практическая работа «Амфотерные свойства алюминия» 9 класс
Здравствуйте, сегодня у нас практическая работа « Амфотерных свойств алюминия».
У меня вопрос (показываю мельхиоровую ложку)
Можно ли очистить столовые приборы с помощью алюминия на собственной кухне?
Да, можно, если знать особые химические свойства алюминия - амфотерные.
И цель практической работы «на практике убедится в том, что алюминий обладает амфотерными свойствами».
Что такое амфотерность?.
Это способность веществ проявлять кислотные и основные свойства, то есть реагировать с кислотой и с основанием,
Вещества - алюминий, соляная кислота, гидроксид натрия, уксусная кислота, пищевая сода, вода, две мельхиоровые ложки.
Оборудование - две пробирки, штатив для пробирок, держатели для пробирок, источник нагревания, два стакана, тигельные щипцы, поддон с песком, большой лабораторный штатив.
Опыт 1.
Цель. Определить взаимодействует ли алюминий с кислотой.
В первой пробирке находится соляная кислота. Осторожно опускаем в нее
кусочек алюминия. В держатель вставляем пробирку. Закрепляем его у горлышка. Прогревам всю пробирку, затем только раствор. Горлышко пробирки направляем от себя и соседа. Что наблюдаем? Записываем наблюдение и уравнения реакции в таблицу.
№. | наблюдение | Уравнение реакции |
1. | | |
Промежуточный вывод. (ответ на цель опыта1).
Опыт 2
Цель. Взаимодействует ли алюминий с основанием?
Во второй пробирке находится основание – гидроксид натрия. Также опускаем кусочек алюминия. Нагреваем пробирку осторожно, держа горлышко в сторону от себя и соседа. Что наблюдаем? Заносим наблюдение и уравнение в таблицу.
№ | Наблюдение | Уравнение реакции |
2. | | |
Промежуточный вывод (ответ на цель опыта 2)
Общий вывод (ответ на общую цель)
Мы выяснили, что алюминий может взаимодействовать и с кислотой и с основанием, то есть обладает амфотерностью.
Теперь Вам понятно «Почему современные хозяйки избавляются от столовых приборов и кастрюль из алюминия?»
Потому что, пища это агрессивная среда или щелочная или кислая, и при готовке в алюминиевой кастрюле происходит растворение алюминия, а это опасно.
Теперь дети должны ответить на проблемный вопрос «Можно ли очистить столовые приборы из мельхиора с помощью алюминия?
Обращаю внимание детей, что они наблюдают выделение газа, и этот газ водород. Вспоминаем, что водород прекрасный восстановитель, то есть он восстанавливает металлы из их оксидов.
А мельхиор представляет собой сплав меди и никеля. Медь окисляется и превращаются в черный оксид меди(II). Это и есть потемнение металла и водород прекрасно очищает черноту.
Какое взаимодействие выбрать с кислотой или с основанием. Теоретически можно пользоваться любой. Кислоту заменить на уксусную, а основание получить, растворив питьевую соду. Вспоминаем, что этот процесс называется гидролиз (дети с ним уже знакомы). Можно попросить написать уравнение реакции и убедится, в наличии щелочной среды.
Мы также растворяем соду и опускаем туда лакмусовую бумажку. Среда щелочная.
Опыт 3 (выполняет дети как отличники – это поощрение, так и неуспешные – для усиления интереса к предмету )
Кладем на дно стаканов алюминиевую фольгу. Рвем ее на кусочки почему?
Чтобы быстрее шла реакция.
В первый стакан заливаем раствор уксуса опускаем ложку и нагреваем 1-2 минуты держа стакан на большом штативе. Снимаем стакан, ставим на песок. Вынимаем ложку тигельными щипцами, промываем ее в воде. Осматриваем. Делаем выводы.
Затем во второй стакан заливаем раствор соды (1столовая ложка на стакан воды) Опускаем мельхиоровую ложку в стакан и подогреваю 1-2 минуты. вынимаем ложку, промываем, осматриваем.
Делаем выводы.
Итак Почему не использую первую реакцию? На кухне есть только уксусная кислота, а она по шкале «сила кислот» слабая. Реакция будет идти, но очень долго и будет сильно пахнуть уксусом. Поэтому все и я используем именно реакцию в щелочной среде.
А можно ли использовать реакцию с щелочью для очистки серебряных и золотых украшений?
Можно. Серебро темнее со временем, т.е. образуется оксид. В золоте 585 пробы всего 58,5% золота, остальное медь. Ее добавляют, что бы золотое изделие было более твердым. А медь имеет свойство окисляться. Особенно, щелочная среда важна если золотое украшение с жемчугом. Кислота разъедает его, так как жемчуг карбонат кальция.
Ответ на проблемный вопрос
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Таким образом, обычная практическая работа показала, что многие процессы используемые в быту опираются на научные знания.
Ведь мы их учим видеть мир и красоту,
А красота всегда у счастья на посту,
И мудрости обычнейших вещей
Мы учим любознательных детей.
Приложение к практической работе
Инструкция к практической работе на мастер-классе
«Амфотерные свойства алюминия»
Цель «на практике убедится в том, что алюминий обладает амфотерными свойствами».
Вещества: алюминий, соляная кислота, гидроксид натрия, уксусная кислота, пищевая сода, вода, две мельхиоровые ложки, лакмусовая бумажка.
Оборудование: две пробирки, штатив для пробирок, держатели для пробирок, источник нагревания, два стакана, тигельные щипцы, поддон с песком, большой лабораторный штатив.
Техника безопасности
Приступать к работе только с разрешения учителя. Внимательно прочитать инструкцию. Работать аккуратно. В пробирки не заглядывать. Если испачкали пальцы, то сказать учителю и вымыть руки. Убрать длинные волосы под одежду. Зажигает источник нагревания только учитель. При нагревании направлять отверстие пробирки от себя и соседа.
Опыт 1.
Цель. Определить взаимодействует ли алюминий с кислотой.
В первой пробирке находится соляная кислота. Осторожно опускаем в нее кусочек алюминия. В держатель вставляем пробирку. Закрепляем его у горлышка. Прогревам всю пробирку, затем только раствор. Горлышко пробирки направляем от себя и соседа. Что наблюдаем? Записываем наблюдение и уравнения реакции в таблицу.
№. | наблюдение | Уравнение реакции |
1. | | …Al + …HCl = … … + … … |
Промежуточный вывод. (ответ на цель опыта1).
Опыт 2
Цель. Взаимодействует ли алюминий с основанием?
Во второй пробирке находится основание – гидроксид натрия. Также опускаем кусочек алюминия. Нагреваем пробирку осторожно, держа горлышко в сторону от себя и соседа. Что наблюдаем? Заносим наблюдение и уравнение в таблицу.
№ | Наблюдение | Уравнение реакции |
2. | | 2Al +2NaOH + 6H2O=…Na[Al(OH)4] + … … |
Промежуточный вывод (ответ на цель опыта 2)
Общий вывод (ответ на общую цель)