СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по химии 9 класс "Амфотерные свойства алюминия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен вариант практической работы  для 9 класса по теме "Амфотерные свойства алюминия". Упор сделан на использовании в быту амфотерности. Разработка показана как мастер класс на конкурсе "Учитель года-2017"

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по химии 9 класс "Амфотерные свойства алюминия"»

Мастер класс конкурс «Учитель года 2017»

На мастер классе сегодня я покажу как использую проблемный метод для формирования метапредметных УУД (способы деятельности применимые в рамках образовательного процесса, так и при решение проблем в реальных жизненных ситуациях -самостоятельности, умения взаимодействовать друг с другом, развитие познавательного интереса, борьба с хемофобией)

Тема Практическая работа «Амфотерные свойства алюминия» 9 класс

Здравствуйте, сегодня у нас практическая работа « Амфотерных свойств алюминия».

У меня вопрос (показываю мельхиоровую ложку)

Можно ли очистить столовые приборы с помощью алюминия на собственной кухне?

Да, можно, если знать особые химические свойства алюминия - амфотерные.

И цель практической работы «на практике убедится в том, что алюминий обладает амфотерными свойствами».

Что такое амфотерность?.

Это способность веществ проявлять кислотные и основные свойства, то есть реагировать с кислотой и с основанием,

Вещества - алюминий, соляная кислота, гидроксид натрия, уксусная кислота, пищевая сода, вода, две мельхиоровые ложки.

Оборудование - две пробирки, штатив для пробирок, держатели для пробирок, источник нагревания, два стакана, тигельные щипцы, поддон с песком, большой лабораторный штатив.

Опыт 1.

Цель. Определить взаимодействует ли алюминий с кислотой.

В первой пробирке находится соляная кислота. Осторожно опускаем в нее

кусочек алюминия. В держатель вставляем пробирку. Закрепляем его у горлышка. Прогревам всю пробирку, затем только раствор. Горлышко пробирки направляем от себя и соседа. Что наблюдаем? Записываем наблюдение и уравнения реакции в таблицу.

№.

наблюдение

Уравнение реакции

1.



Промежуточный вывод. (ответ на цель опыта1).


Опыт 2

Цель. Взаимодействует ли алюминий с основанием?

Во второй пробирке находится основание – гидроксид натрия. Также опускаем кусочек алюминия. Нагреваем пробирку осторожно, держа горлышко в сторону от себя и соседа. Что наблюдаем? Заносим наблюдение и уравнение в таблицу.

Наблюдение

Уравнение реакции

2.



Промежуточный вывод (ответ на цель опыта 2)



Общий вывод (ответ на общую цель)


Мы выяснили, что алюминий может взаимодействовать и с кислотой и с основанием, то есть обладает амфотерностью.

Теперь Вам понятно «Почему современные хозяйки избавляются от столовых приборов и кастрюль из алюминия?»

Потому что, пища это агрессивная среда или щелочная или кислая, и при готовке в алюминиевой кастрюле происходит растворение алюминия, а это опасно.

Теперь дети должны ответить на проблемный вопрос «Можно ли очистить столовые приборы из мельхиора с помощью алюминия?

Обращаю внимание детей, что они наблюдают выделение газа, и этот газ водород. Вспоминаем, что водород прекрасный восстановитель, то есть он восстанавливает металлы из их оксидов.

А мельхиор представляет собой сплав меди и никеля. Медь окисляется и превращаются в черный оксид меди(II). Это и есть потемнение металла и водород прекрасно очищает черноту.

Какое взаимодействие выбрать с кислотой или с основанием. Теоретически можно пользоваться любой. Кислоту заменить на уксусную, а основание получить, растворив питьевую соду. Вспоминаем, что этот процесс называется гидролиз (дети с ним уже знакомы). Можно попросить написать уравнение реакции и убедится, в наличии щелочной среды.

Мы также растворяем соду и опускаем туда лакмусовую бумажку. Среда щелочная.

Опыт 3 (выполняет дети как отличники – это поощрение, так и неуспешные – для усиления интереса к предмету )

Кладем на дно стаканов алюминиевую фольгу. Рвем ее на кусочки почему?

Чтобы быстрее шла реакция.

В первый стакан заливаем раствор уксуса опускаем ложку и нагреваем 1-2 минуты держа стакан на большом штативе. Снимаем стакан, ставим на песок. Вынимаем ложку тигельными щипцами, промываем ее в воде. Осматриваем. Делаем выводы.

Затем во второй стакан заливаем раствор соды (1столовая ложка на стакан воды) Опускаем мельхиоровую ложку в стакан и подогреваю 1-2 минуты. вынимаем ложку, промываем, осматриваем.

Делаем выводы.

Итак Почему не использую первую реакцию? На кухне есть только уксусная кислота, а она по шкале «сила кислот» слабая. Реакция будет идти, но очень долго и будет сильно пахнуть уксусом. Поэтому все и я используем именно реакцию в щелочной среде.

А можно ли использовать реакцию с щелочью для очистки серебряных и золотых украшений?

Можно. Серебро темнее со временем, т.е. образуется оксид. В золоте 585 пробы всего 58,5% золота, остальное медь. Ее добавляют, что бы золотое изделие было более твердым. А медь имеет свойство окисляться. Особенно, щелочная среда важна если золотое украшение с жемчугом. Кислота разъедает его, так как жемчуг карбонат кальция.

Ответ на проблемный вопрос

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Таким образом, обычная практическая работа показала, что многие процессы используемые в быту опираются на научные знания.

Ведь мы их учим видеть мир и красоту,

А красота всегда у счастья на посту,

И мудрости обычнейших вещей

Мы учим любознательных детей.

Приложение к практической работе

Инструкция к практической работе на мастер-классе

«Амфотерные свойства алюминия»

Цель «на практике убедится в том, что алюминий обладает амфотерными свойствами».

Вещества: алюминий, соляная кислота, гидроксид натрия, уксусная кислота, пищевая сода, вода, две мельхиоровые ложки, лакмусовая бумажка.

Оборудование: две пробирки, штатив для пробирок, держатели для пробирок, источник нагревания, два стакана, тигельные щипцы, поддон с песком, большой лабораторный штатив.

Техника безопасности

Приступать к работе только с разрешения учителя. Внимательно прочитать инструкцию. Работать аккуратно. В пробирки не заглядывать. Если испачкали пальцы, то сказать учителю и вымыть руки. Убрать длинные волосы под одежду. Зажигает источник нагревания только учитель. При нагревании направлять отверстие пробирки от себя и соседа.

Опыт 1.

Цель. Определить взаимодействует ли алюминий с кислотой.

В первой пробирке находится соляная кислота. Осторожно опускаем в нее кусочек алюминия. В держатель вставляем пробирку. Закрепляем его у горлышка. Прогревам всю пробирку, затем только раствор. Горлышко пробирки направляем от себя и соседа. Что наблюдаем? Записываем наблюдение и уравнения реакции в таблицу.

№.

наблюдение

Уравнение реакции

1.


…Al + …HCl = … … + … …

Промежуточный вывод. (ответ на цель опыта1).


Опыт 2

Цель. Взаимодействует ли алюминий с основанием?

Во второй пробирке находится основание – гидроксид натрия. Также опускаем кусочек алюминия. Нагреваем пробирку осторожно, держа горлышко в сторону от себя и соседа. Что наблюдаем? Заносим наблюдение и уравнение в таблицу.

Наблюдение

Уравнение реакции

2.


2Al +2NaOH + 6H2O=…Na[Al(OH)4] + … …

Промежуточный вывод (ответ на цель опыта 2)



Общий вывод (ответ на общую цель)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!