СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа «Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.

Цели урока1. Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить  определять азимут по компасу.

2. Развивающая: Развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.

3. Воспитательная: Развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность. 

Планируемые результаты: уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности;ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Личностные УУД: развитие познавательных мотивов;

Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические УУД: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.

Оборудование урока: компасы, линейка, транспортиры, компьютер, презентация.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута»»

Дата _________ урок № ____ Учитель Воронина В.А.

Тема. Практическая работа «Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута». Технологическая карта урока.

Цели урока: 1. Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить  определять азимут по компасу.

2. Развивающая: Развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.

3. Воспитательная: Развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность. 

Планируемые результаты: уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности;ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Личностные УУД: развитие познавательных мотивов;

Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические УУД: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.

Оборудование урока: компасы, линейка, транспортиры, компьютер, презентация.

Эпиграф к уроку: 

Стрелка компаса на север 

Показала направленье. 

И по плану ты проверил 

Путь дальнейшего движенья.

- Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться.- Для чего нам нужно уметь ориентироваться? Ориентирование — это умение находить стороны горизонта. -Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта. -Что такое горизонт? ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)

 Отгадайте загадку:

Эта линия всё время

Между небом и землёй.

Хоть весь год к ней прошагаем,

А на месте мы с тобой.

-Что называют линией горизонта? (учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске) Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток. Между ними – промежуточные стороны. Назовите направления промежуточных сторон.?

 Способы ориентирования

-Ориентироваться можно разными способами. -Какие способы ориентирования вам известны?

-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает  строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо - восток, налево - запад.

-Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами. Ориентирование по Луне. Ориентирование по местным приметам. Ориентирование по звездам.  Ориентирование по деревьям

Ориентирование по Солнцу.

-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов. Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам ( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора — компаса. 

При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.

Правила работы с компасом.

1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).

2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.

3. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе. Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад.

Задание.

Определите,  в какую сторону горизонта обращены окна класса.В каком направлении находится дверь? Ваш дом?

Учитель

После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали. На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый - восточным, левый – западным.

Физминутка.

Азимут и его определение

-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.

Между севером и точкой 

Отсчитай по солнцу градус

- Это азимут. Он точно 

Курс тебе укажет сразу.

- Что же такое азимут? Прочитайте определение.

- Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

Задание. 

Нахождение азимута по плану.1. Определить направление на север.2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.

  Рефлексия.

Нарисуйте фигуру, используя следующие данные( на доске):1: 10 000масштаб: в 1 см -100м1.Направление (Н)-СВ, расстояние(Р)=300м, Азимут(А)= ?2.Н-ЮВ, Р=300м, А= ?3.Н — З, Р=400м, А= ? 4.Н — Ю, Р=500м, А= ? 5.Н –В, Р=400м, А= ?6. Н-С, Р=500, А= ?

Вопросы.

1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?

2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?

3. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?

4. С какой стороны на деревьях растет мох?

5. С какой стороны муравьи строят муравейник?

6. В какой стороне восходит Солнце?

Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей