СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие "Реформы Петра I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основа стандарта второго поколения — это системнодеятельностный подход, который подразумевает получение знаний учащимися в процессе практической работы.  Целью урока-практикума является закрепление материала посредством заданий разной сложности.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие "Реформы Петра I"»

РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО практикум

РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО

практикум

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки. Петр Великий провел серию масштабных реформ преобразивших Россию. Так, он ликвидировал устаревшие приказы, заменив их на министерства. Учредил Сенат и Синод, Главный магистрат. В военной сфере Петром был введен новый способ комплектования армии — всеобщая воинская повинность. При Петре Великом был принят Указ о единонаследии, который уравнял вотчину и поместье и запретил дробить имение между наследниками. Положение текста, в котором допущена ошибка 1) Исправленное положение текста 2)

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

  • Петр Великий провел серию масштабных реформ преобразивших Россию. Так, он ликвидировал устаревшие приказы, заменив их на министерства. Учредил Сенат и Синод, Главный магистрат. В военной сфере Петром был введен новый способ комплектования армии — всеобщая воинская повинность. При Петре Великом был принят Указ о единонаследии, который уравнял вотчину и поместье и запретил дробить имение между наследниками.

Положение текста, в котором допущена ошибка

1)

Исправленное положение текста

2)

САМОСТОЯТЕЛЬНО   В ходе Великого Посольства Петр I заключил союз с Данией, Польшей и Саксонией против Османской империи. Вскоре союзники начали боевые действия, которые изначально складывались для них неудачно. Однако уже в 1709 году Россия одержала победу в Полтавской битве, которая стала переломным моментом в войне. В ходе войны были одержаны крупные морские победы в Гангутском сражении (1714 г.) и Чесменской битве (1720 г.) В итоге противник капитулировал и Россия получила обширные прибалтийские территории. в свой состав.   Положение текста, в которомдопущена ошибка 1) Исправленное положение текста 2)

САМОСТОЯТЕЛЬНО

 

В ходе Великого Посольства Петр I заключил союз с Данией, Польшей и

Саксонией против Османской империи. Вскоре союзники начали боевые действия, которые изначально складывались для них неудачно. Однако уже в 1709 году Россия одержала победу в Полтавской битве, которая стала переломным моментом в войне. В ходе войны были одержаны крупные морские победы в Гангутском сражении (1714 г.) и Чесменской битве (1720 г.) В итоге противник капитулировал и Россия получила обширные прибалтийские территории. в свой состав.

 

Положение текста, в которомдопущена ошибка

1)

Исправленное положение текста

2)

Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. 1) При Петре I в России происходят радикальные изменения в духовной сфере, в дворянском быте. 2) Восточную внешнюю политику Петра I нельзя назвать удачной. 3) Среди дворян распространяется мода на европейское платье, мужчины начинают брить бороды, начинают проводиться ассамблеи. 4) Россия терпит поражение в ходе Прутского похода, вынуждена вернуть Азов Турции. Номер предложения, содержащего тезис 1 факт 1 тезис 2 факт 2

Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт.

  • 1) При Петре I в России происходят радикальные изменения в духовной сфере, в дворянском быте.
  • 2) Восточную внешнюю политику Петра I нельзя назвать удачной.
  • 3) Среди дворян распространяется мода на европейское платье, мужчины начинают брить бороды, начинают проводиться ассамблеи.
  • 4) Россия терпит поражение в ходе Прутского похода, вынуждена вернуть Азов Турции.

Номер предложения, содержащего

тезис 1

факт 1

тезис 2

факт 2

1. Какие реформы государственного управления были проведены в годы правления Петра I? Найдите в приведённом ниже списке две реформы

1) отмена местничества

2) у д. Лесной

2) создание коллегий

3) при Цорндорфе

4) у о. Гренгам

3) упразднение губерний

4) учреждение Сената

4. По указу Петра I был(-а) основан(-а)

5) отделение церкви от государства

1) Московский университет

2. Что из названного было следствием преобразований Петра I?

2) Смольный институт

1) отмена местничества

3) Высшая морская («навигацкая») школа

2) оформление российского абсолютизма

4) Славяно-греко-латинская академия

3) отмена крепостного права

5. Что явилось одним из последствий подписания Ништадтского мирного договора?

4) формирование сословно-представительной монархии

1) провозглашение России империей

3. Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором идёт речь.

2) введение рекрутской системы комплектования армии

«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и «матерью Полтавской баталии» названа как одобрением людей, так и временем».

3) начало проведения губернской реформы

1) при Гросс-Егерсдорфе

4) Азовские походы Петра I

6. Введённый Петром I налог, взимаемый с каждого мужчины, принадлежавшего к податному сословию, независимо от возраста

      Годовые обороты русских портов Год 1719 Санкт-Петербург 1976 тыс. руб. 1726 Архангельск 2942 тыс. руб. 3953 тыс. руб. Астрахань 961 тыс. руб. 245 тыс. руб. 988 тыс. руб. НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ A) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы торговли, осуществляемые через порт ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ Б) К 1726 г. главными морскими торговыми воротами страны становится 1) 1726 г. В) Совокупный годовой оборот трёх портов, представленных в таблице, был выше в 2) 1719 г. 3) Астрахань 4) Архангельск 5) Санкт-Петербург

 

 

 

Годовые обороты русских портов

Год

1719

Санкт-Петербург

1976 тыс. руб.

1726

Архангельск

2942 тыс. руб.

3953 тыс. руб.

Астрахань

961 тыс. руб.

245 тыс. руб.

988 тыс. руб.

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

A) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы торговли, осуществляемые через порт

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

Б) К 1726 г. главными морскими торговыми воротами страны становится

1) 1726 г.

В) Совокупный годовой оборот трёх портов, представленных в таблице, был выше в

2) 1719 г.

3) Астрахань

4) Архангельск

5) Санкт-Петербург

Составить 3 задания

Составить 3 задания

1.Вставить пропущенное слово  2. Составить подобное задание

1.Вставить пропущенное слово 2. Составить подобное задание

Существует точка зрения, что, несмотря на имеющиеся различия, положение частновладельческих и государственных крестьян в XVIII в. имело общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность. 1) обе категории крестьян платили подушную подать; 2) обе категории крестьян несли рекрутскую повинность; 3) обе категории крестьян могли подвергаться телесным наказаниям.
  • Существует точка зрения, что, несмотря на имеющиеся различия, положение частновладельческих и государственных крестьян в XVIII в. имело общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
  • 1) обе категории крестьян платили подушную подать;
  • 2) обе категории крестьян несли рекрутскую повинность;
  • 3) обе категории крестьян могли подвергаться телесным наказаниям.
Существует точка зрения, что, несмотря на сохранение положения дворянства как служилого сословия, в годы правления Петра I в правах и обязанностях дворян появилось много отличий от прав и обязанностей дворян XVII в. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эти отличия. 1) дворянская служба стала непрерывной и пожизненной; 2) обязанностью дворян стало обучение грамоте; 3) земельные владения стали передаваться только одному наследнику; 4) порядок дворянской службы определялся Табелью о рангах.
  • Существует точка зрения, что, несмотря на сохранение положения дворянства как служилого сословия, в годы правления Петра I в правах и обязанностях дворян появилось много отличий от прав и обязанностей дворян XVII в. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эти отличия.
  • 1) дворянская служба стала непрерывной и пожизненной;
  • 2) обязанностью дворян стало обучение грамоте;
  • 3) земельные владения стали передаваться только одному наследнику;
  • 4) порядок дворянской службы определялся Табелью о рангах.
Русский военачальник, участник Северной войны, во время правления внука Петра I был назначен членом высшего совещательного государственного органа Российской империи. При вступлении на престол следующей императрицы военачальник выступил против ограничения самодержавия, предложенного другими членами этого органа. Благодаря такой своей позиции военачальник был назначен сенатором, позже президентом военной коллегии, но через год после этого назначения его арестовали, обвинив в произнесении оскорбительных речей в адрес государыни. Военачальник был освобождён, пробыв в заключении около 10 лет. Ему вернули награды, восстановили в прежнем чине и вновь назначили президентом военной коллегии.   1) Назовите эпоху, когда произошли все описанные события. 2) Укажите название высшего совещательного государственного органа Российской империи, о котором идёт речь. 3) Почему военачальник был освобождён?

Русский военачальник, участник Северной войны, во время правления внука Петра I был назначен членом высшего совещательного государственного органа Российской империи. При вступлении на престол следующей императрицы военачальник выступил против ограничения самодержавия, предложенного другими членами этого органа. Благодаря такой своей позиции военачальник был назначен сенатором, позже президентом военной коллегии, но через год после этого назначения его арестовали, обвинив в произнесении оскорбительных речей в адрес государыни. Военачальник был освобождён, пробыв в заключении около 10 лет. Ему вернули награды, восстановили в прежнем чине и вновь назначили президентом военной коллегии.

 

1) Назовите эпоху, когда произошли все описанные события.

2) Укажите название высшего совещательного государственного органа Российской империи, о котором идёт речь.

3) Почему военачальник был освобождён?

самостоятельно В 1697 г. русский царь отправился в Великое посольство в Европу, одной из важнейших целей которого было найти союзников в войне с Турцией. Однако союзников для этого найти не удалось. Зато Саксония и Дания выразили готовность вместе с Россией воевать против Швеции. В результате был заключён соответствующий союз, и через несколько лет Россия вступила в войну.   1) Какое название получила эта война? 2) Назовите русского царя, о котором идет речь. 3) Какой основной результат для России имело участие в этой войне? Этот монарх в начале своего правления делил российский престол со своим старшим братом. Все дела управления государством были переданы в ведение их сестры. Но позднее младший брат добился удаления сестры в монастырь и взял власть в свои руки. В годы его правления Россия вела войну, длившуюся более двадцати лет и завершившуюся подписанием выгодного для России мира. 1. Назовите монарха, о котором идёт речь. 2. Назовите его сестру, упоминаемую в отрывке. 3. Назовите цель, ради достижения которой была начата война, упоминаемая в отрывке.

самостоятельно

В 1697 г. русский царь отправился в Великое посольство в Европу, одной из важнейших целей которого было найти союзников в войне с Турцией. Однако союзников для этого найти не удалось. Зато Саксония и Дания выразили готовность вместе с Россией воевать против Швеции. В результате был заключён соответствующий союз, и через несколько лет Россия вступила в войну.

 

1) Какое название получила эта война?

2) Назовите русского царя, о котором идет речь.

3) Какой основной результат для России имело участие в этой войне?

Этот монарх в начале своего правления делил российский престол со своим старшим братом. Все дела управления государством были переданы в ведение их сестры. Но позднее младший брат добился удаления сестры в монастырь и взял власть в свои руки. В годы его правления Россия вела войну, длившуюся более двадцати лет и завершившуюся подписанием выгодного для России мира.

1. Назовите монарха, о котором идёт речь.

2. Назовите его сестру, упоминаемую в отрывке.

3. Назовите цель, ради достижения которой была начата война, упоминаемая в отрывке.

Подпишите на карте крепость Полтаву. Подпишите столицу России в конце войны, в результате которой в состав России вошли территории, обозначенные в легенде карты цифрой «1». Подпишите на карте крепость Нарву. Подпишите столицу государства, которое было противником России в войне, в результате которой в состав России вошли территории, обозначенные в легенде карты цифрой «1». Подпишите на карте Балтийское море. Подпишите название города, где была построена первая крупная верфь при царе, который руководил страной в период восстания, обозначенного на легенде карты цифрой «1». Подпишите на карте битву у мыса Гангут. Подпишите столицу России в начале войны, в результате которой в состав России вошли территории, обозначенные в легенде карты цифрой «1».
  • Подпишите на карте крепость Полтаву. Подпишите столицу России в конце войны, в результате которой в состав России вошли территории, обозначенные в легенде карты цифрой «1».
  • Подпишите на карте крепость Нарву. Подпишите столицу государства, которое было противником России в войне, в результате которой в состав России вошли территории, обозначенные в легенде карты цифрой «1».
  • Подпишите на карте Балтийское море. Подпишите название города, где была построена первая крупная верфь при царе, который руководил страной в период восстания, обозначенного на легенде карты цифрой «1».
  • Подпишите на карте битву у мыса Гангут. Подпишите столицу России в начале войны, в результате которой в состав России вошли территории, обозначенные в легенде карты цифрой «1».

1. Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Реформы Петра I привели к созданию условий для развития в России высокопроизводительной крупной промышленности»? 

1) издание указа о престолонаследии

2) принятие Берг-привилегии

3) введение рекрутской повинности

2. Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Пётр I заложил основы для дальнейшего успешного развития экономики России»?

1) Ништадский мир

2) Прутский поход

3) перевод черносошных крестьян в категорию государственных

3. Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Проводя свои реформы, Пётр I заимствовал сложившиеся в Западной Европе формы организации производства (экономики), способы организации армии и государственные институты (органы управления и властные структуры)»?

1) учреждение Синода

2) учреждение коллегий

3) перевод черносошных крестьян в категорию государственных

4. Какой из привёденных исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Реформы Петра Первого отличались высокой степенью насилия в отношении населения России»?

1) установление рекрутской системы

2) введение гражданского шрифта

3) провозглашение Российской империи

Из документа XVIII в.  «…1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом.  2. Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследии и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме одного, который в недвижимых наследниках будет… То же разумеется и о дочерях». Используя текст документа и знания по истории, приведите не менее трёх положений, раскрывающих сущность и цель издания документа. Как назывался документ, отрывок из которого приведён? Когда и кем он был издан? Используя знания по истории, укажите, какие законы, принятые в первой четверти XVIII в., определяли обязанности дворянства в интересах государства?

Из документа XVIII в. «…1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом. 2. Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследии и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме одного, который в недвижимых наследниках будет… То же разумеется и о дочерях».

  • Используя текст документа и знания по истории, приведите не менее трёх положений, раскрывающих сущность и цель издания документа.
  • Как назывался документ, отрывок из которого приведён? Когда и кем он был издан?
  • Используя знания по истории, укажите, какие законы, принятые в первой четверти XVIII в., определяли обязанности дворянства в интересах государства?
Процессы (явления, события) Факты А) совершенствование аппарата управления 1) высокие ввозные пошлины Б) реформы в области культуры 2) провозглашение Петра I императором В) проведение политики протекционизма 3) Правительствующий Сенат Г) усиление власти царя 4) первая печатная газета «Ведомости» Д) установление международных связей 5) Великое посольство

Процессы (явления, события)

Факты

А) совершенствование аппарата управления

1) высокие ввозные пошлины

Б) реформы в области культуры

2) провозглашение Петра I императором

В) проведение политики протекционизма

3) Правительствующий Сенат

Г) усиление власти царя

4) первая печатная газета «Ведомости»

Д) установление международных связей

5) Великое посольство

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности Северная война учреждение Академии наук указ о единонаследии 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. События А) введение Табели о рангах Годы Б) учреждение губерний 1) 16 мая 1703 2) 1697-1698 В) учреждение коллегий Г) основание С-Петербурга 3) 1722 Д) Провозглашение России империей 4) 1708-1710 5) 1718-1721 6) 1721 г.

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности

  • Северная война
  • учреждение Академии наук
  • указ о единонаследии

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События

А) введение Табели о рангах

Годы

Б) учреждение губерний

1) 16 мая 1703

2) 1697-1698

В) учреждение коллегий

Г) основание С-Петербурга

3) 1722

Д) Провозглашение России империей

4) 1708-1710

5) 1718-1721

6) 1721 г.

В 27 день (июля 1714 года) по утру господин наш адмирал со всем при нем бывшим флотом с полуночи пошёл и того же утра приближался к неприятелю и указ дал пробиваться сквозь оного, не огребая кругом, что с помощью Божиею и учинено. И так безвредно, что только одна скампавея (весельное судно.) стала на мель, которую неприятель взял, а прочие все суда, как и люди, без вреда прошли, хотя со всего флота шведского стреляли по нашим жестоко, от которой стрельбы у одного капитана только ногу отбили. Когда господин адмирал в то место прибыл, то, учредя флот к бою, послал генерала адьютанта Ягужинского к командующиму той шведскую эксвадрою Реншельду, чтобы оный сдался. На что оный сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атоковать. Которая атака началась в третьем часу пополудни и продолжалась даже до пятого часа

  • 1) Данная речь была произнесена перед битвой. 2) Описание морского сражения в ходе Северной войны
  • 3) Данная битва состоялась в 1709 году
  • 4) Современником подписания данной битвы был А.В. Суворов
  • 5) Этим сражением командовал Ф.М Апраксин
  • 6) После этого сражения война закончилась
А) …………… была основана в 1687г. Б) Любимцем царя из «птенцов гнезда Петрова» был… ………….. В) Первая общероссийская газета называлась …. Г) ………был основан в 1703 г. Д) Одним из лучших полководцев Петра I был… Е) Один из двух первых гвардейских полков назывался…

А) …………… была основана в 1687г.

Б) Любимцем царя из «птенцов гнезда Петрова» был… …………..

В) Первая общероссийская газета называлась ….

Г) ………был основан в 1703 г.

Д) Одним из лучших полководцев Петра I был…

Е) Один из двух первых гвардейских полков назывался…

А) Славяно - греко - латинская академия ……… была основана в 1687г. Б) Любимцем царя из «птенцов гнезда Петрова» был А.Д. Меншиков В) Первая общероссийская газета называлась «Ведомости» Г) Санкт-Петербург был основан в 1703 г. Д) Одним из лучших полководцев Петра I был Б.П. Шереметев Е) Один из двух первых гвардейских полков назывался Семёновский

А) Славяно - греко - латинская академия ……… была основана в 1687г.

Б) Любимцем царя из «птенцов гнезда Петрова» был А.Д. Меншиков

В) Первая общероссийская газета называлась «Ведомости»

Г) Санкт-Петербург был основан в 1703 г.

Д) Одним из лучших полководцев Петра I был Б.П. Шереметев

Е) Один из двух первых гвардейских полков назывался Семёновский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!