СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие № 4 "Решение задач на сцепленное наследование генов".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие № 4 "Решение задач на сцепленное наследование генов".

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № 4 "Решение задач на сцепленное наследование генов".»


Практическое занятие № 4


Решение задач на сцепленное наследование генов.


Учебная цель: научиться решать задачи на различные виды сцеп­ленного наследования.

Учебные задачи:

•повторить хромосомное определение пола, сцепленное с полом наследование;

•Научиться записывать схемы генетических скрещиваний, решать генетические задачи на эту тему


Обеспеченность занятия (средства обучения):


  1. Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Биология».

  2. Рабочая тетрадь.


Краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического занятия.

Явление сцепленного наследования генов было объяснено Т. Морга­ном.

Закон Моргана, гены, локализованные в одной хромосоме, наследуют­ся преимущественно вместе. Гены, лежащие в одной хромосоме, называются сцепленными. Все гены одной хромосомы называются группой сцепления.

Очень часто сцепленными оказываются гены, вызывающие генетиче­ские болезни у человека. Рассмотрим случаи сцепленного наследования гене­тических заболеваний с половыми хромосомами.

Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называются аутосомами. Хромосомы, по которым, мужской и женский пол отличаются друг от друга, называются половыми, или гетерохромосомами. В клетке человека содер­жится 46 хромосом или 23 пары: 22 пары аутосом и 1 пара половых хромо­сом. Половые хромосомы обозначают как X- и Y-хромосомы. Женщины имеют две Х-хромосомы, а мужчины одну X- и одну Y-хромосому.

Наследование признаков, гены которых находятся в X- и Y- хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом, В половых хро­мосомах могут находиться гены, не имеющие отношения к развитию поло­вых признаков. При сочетании XY большинство генов, находящихся в X- хромосоме, не имеют аллельной пары в Y-хромосоме. Так же гены, располо­женные в Y-хромосоме, не имеют аллелей в Х-хромосоме. Такие организмы называются гемизиготными. В этом случае проявляется рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе. Так Х-хромосома может содержать ген, вызывающий гемофилию (пониженную свертываемость крови). Тогда все мужские особи, получившие эту хромосому, будут страдать этим заболеванием, так как Y-хромосома не содержит доминантного аллеля.

Примеры решения задач

Отсутствие потовых желез у человека передается по наследству как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Не страдающий этим не­достатком юноша женшся на девушке, отец которой лишен потовых же­лез, а мать и ее предки здоровы. Какова вероятность, что сыновья и дочери от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез? Каков про­гноз в отношении внуков того и другого пола в предположении, что жены сыновей и мужья дочерей будут здоровыми людьми?


Дано:

объект: человек

А - здоровые люди.

а - отсутствие потовых желез.


По условию юноша здоров, то есть имеет генотип ХАУ.

Так как мать девушки и ее предки не страдали отсутствием потовых желез, наиболее возможный генотип матери ХАХА. отец девушки был болен, его генотип, соответственно, ХаУ.

У родившейся дочери 2Х-хромосомы, одна от матери, другая от отца. Таким образом, девушка гетерозиготна по данному признаку, имеет генотип XАXа

Р    XАXа   X   ХА У  

    

g:  XА Xа ХА У  

F1: XА XА , XА Xа , XА У, Xа У

Ph: здорова, здорова, носитель , здоров, болен

Таким образом, все девочки, родившиеся в данном браке, будут здоро­вы, а вероятность рождения больного мальчика составляет 50%.

Если учесть, что жены сыновей и мужья дочерей будут здоровыми людьми, прогноз в отношении внуков будет следующим:

а) у девочки с генотипом ХА ХА все дети будут здоровы:

б) у девочки с генотипом ХА Ха ситуация будет такая же, как у родите­лей, все девочки будут здоровы, а вероятность рождения больного мальчика составляет 50%;

в) у здорового мальчика (генотип ХА У) все дети будут здоровы;

г) у мальчика, страдающего отсутствием потовых желез, в будущем все дети также будут здоровы.

Р    XАXА  X   Ха У  

    

g:  XА Ха У  

F1: XА Xа , XА У

Ph: здорова, носитель , здоров


F1-?

Ph1-?

F2-?

Ph2-?


Ответ: здорова 100%, болен 50 %,

внуки 100% - здоровы


Выполнение работы.


Задание для фронтальной работы

1.Немоглухота передается у людей по наследству как доминантный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Каких детей можно ожидать от брака:

а) между нормальным мужчиной и женщиной, страдающей немоглухотой;

б) между мужчиной и женщиной, страдающими немоглухотой;

в) между мужчиной, страдающим немоглухотой и нормальной женщи­ной, отец которой был немоглухим.

2. Раннее облысение у людей передается по наследству как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, страдающий этим за­болеванием, женился на женщине, отец и мать которой не страдали ранним облысением. Какова вероятность того, что сыновья и дочери от этого брака будут страдать ранним облысением.

Задания для индивидуальной работы

Вариант 1

  1. У душистого горошка два признака - форма пыльцы и окраска цвет­ков - не дают независимого распределения в потомстве. Потомки остаются похожими на родителей. Какой случай наследования признаков здесь имеет место? Каковы закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме?

  2. Заполните таблицу:

Организмы

Половые хромосомы

Гаметы

Гетерогаметный пол (указать у самца или у самки)

самки

самца

самки

самца

Человек

XX

XY




Дрозофила

XX

XY




Моль

XO

XX




Птицы

XY

XX




3.Гемофилия предается у людей по наследству как рецессивный при­знак, сцепленный с Х-хромосомой. Каких детей можно ожидать от брака:

а) между нормальным мужчиной и женщиной - носителем заболева­ния;

б) между мужчиной, страдающим гемофилией, и здоровой женщиной, не являющейся носителем;

в) между мужчиной, страдающим гемофилией, и здоровой женщиной, отец которой был болен гемофилией.

4.Отсутствие потовых желез у людей передается по наследству как ре­цессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Юноша, не страдающий отсутствием потовых желез, женился на девушке, отец которой лишен пото­вых желез, а мать и ее предки здоровы. Какова вероятность того, что сыновья и дочери от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез. Будут ли внуки того, или иного пола страдать этим заболеванием, если предположить, что жены сыновей и мужья дочерей будут здоровыми людьми.

Задания для индивидуальной работы

Вариант 2

1.Что такое кроссинговер? Какая особенность в поведении хромосом характерна для данного процесса? Когда и в каких клетках он происходит? К каким изменениям в потомстве он приводит?

2.Заполните таблицу:

Организмы

Половые хромосомы

Гаметы

Гомогаметный пол (указать у самца или у самки)

самки

самца

самки

самца

Шелкопряд

XX

XY




Г олубь

XY

XX




Бабочки

XY

XX




Кузнечики

XX

XO




3.Дальтонизм передается у людей по наследству как рецессивный при­знак, сцепленный с Х-хромосомой. Каких детей можно ожидать от брака:

а) между нормальным мужчиной и женщиной, страдающей дальтониз­мом;

б) между мужчиной и женщиной, страдающими дальтонизмом;

в) между мужчиной, страдающим дальтонизмом и нормальной женщи­ной, отец которой был дальтоником.

4.Раннее облысение у людей передается по наследству как рецессив­ный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, страдающий этим за­болеванием, женился на женщине, отец которой также страдал ранним облы­сением, а мать и ее предки были здоровы. Какова вероятность того, что сы­новья и дочери от этого брака будут страдать ранним облысением. Будут ли внуки того, или иного пола страдать этим заболеванием, если предположить, что жены сыновей и мужья дочерей будут здоровыми людьми.

Порядок выполнения отчёта по практическому занятию:

  1. В тетради напишите номер, название и учебную цель занятия.

  2. Выполните задания для фронтальной работы вместе с преподавателем.

  3. Выполните задания для индивидуальной работы.

  4. Сформулируйте вывод по работе. Отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!