СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности преподавателя детской музыкальной школы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности преподавателя детской музыкальной школы»

«Практическое использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности преподавателя детской музыкальной школы»


Толстов Глеб Олегович

преподаватель

по классу флейты






Набережные Челны

2021 г.

Внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий в практику школьного образования, в том числе и в область искусства — одно из значимых направлений модернизации образования в стране. Информатизация образования создаёт новые требования к современному  специалисту, побуждает к соответствующему изменению методов, средств обучения и воспитания подрастающего поколения.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в детской школе искусств – современное и действенное средство, позволяющее активизировать положительную мотивацию детей к обучению, сделать образовательный процесс более эффективным, и, как следствие, достичь больших результатов.

В настоящее время такими электронными помощниками могут стать: информационные носители (CD, DVD диски; USB Flash Disk), аудио- , видео проигрыватели, компьютер и Интернет.

Информационные носители используются совместно с аудио- и видео-технологиями, они позволяют хранить и переносить необходимую информацию. Материал, представленный на дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач и достижению нового качества обучения.

Аудио-технологии используются в практике педагогов музыкальных школ достаточно давно (например, на уроке, где учитель знакомит ребенка с новой пьесой). Здесь ученик может прослушать то или иное произведение в исполнении одного или нескольких выдающихся музыкантов, что будет способствовать формированию мыслительных навыков ребенка, его умению вслушиваться и обобщать, а занятие станет более эмоционально насыщенным.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках позволяет ребенку учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать, т.е. развивать общеучебные умения.

Современные дети - все чаще «визуалы», и одних аудио-технологий не достаточно для полноценного восприятия ими чего-либо. Когда ребенок приходит в школу, эта своеобразная «настройка восприятия» мира ему мешает слушать речь учителя. И для их более комфортного обучения рекомендуется воспользоваться видео-технологиями.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Видео-технологии можно использовать на уроках, где учащиеся знакомятся с новыми произведениями или же сравнивают собственное исполнение, уже известных им пьес, с игрой других музыкантов. Видеоинформация дает нам возможность непосредственно познакомится с новыми методиками, с постановкой игрового аппарата различных школ, с движениями, которые делает исполнитель. Учащиеся, входящие в состав ансамбля могут узнать, как во время игры взаимодействуют между собой известные музыкальные коллективы мира.

Используя на уроке видео-технологии, педагог позволяет детям визуально получить необходимую информацию по теме, закрепить новый учебный материал, а также помогает углубить эмоциональную отзывчивость учащихся на музыку (картинки, позволяющие получить эмоциональный отклик на музыку). Таким образом, работа на уроке будет более продуктивной, заметно повысит познавательную активность учащегося из-за увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (звук, видео, анимация).

На уроках ансамбля и на этапе подготовки к ним можно использовать программу Overture (нотный редактор). Помимо печати партитур музыкальных произведений, данная программа проигрывает записанную музыку, используя 128 инструментов интерфейса MIDI. Здесь учащиеся в классе ансамбля получают возможность прослушать произведение именно в том составе, в котором они будут его исполнять, а также дома или на уроке разобрать свою партию или сразу несколько, знать, у кого проходит главная тема, переклички и т.п. Все это дает учащимся возможность анализировать, сравнивать, сопоставлять, конкретизировать, т.е. развивать самостоятельность музыкального мышления.

Информационно-коммуникационные технологии широко используются и в методической деятельности преподавателя детской школы искусств. Такие программы как, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel и Microsoft Office PowerPoint помогают в работе, например, для оформления портфолио. При помощи Microsoft Office Word и Microsoft Office Excel создаются, просматриваются и редактируются текстовые документы: это тексты открытых уроков, внеклассных мероприятий, методических сообщений, разработок и т.д. Программа Microsoft Office Excel такж

е очень удобна для создания графиков и таблиц, а с помощью программы Microsoft Office PowerPoint создаются презентации к методическим разработкам и сообщениям, что делает процесс передачи информации более наглядным, качественным и интересным.

К информационно-коммуникационным технологиям относится и Интернет, обеспечивающий доступ к удаленным источникам информации.

Количество информации, размещенной в Интернете, увеличивается с каждым днем. В настоящее время это не просто «большая библиотека», то есть ресурс, где находиться исключительно текстовая информация, но также хранилище видео-, аудиозаписей и многого другого. Существует множество сайтов в Интернете, связанных с музыкой, где можно найти всевозможные ноты, произведения в исполнении многих музыкантов в аудио-формате, также методическую литературу и записи с концертов известных исполнителей в видео - формате.

Первое, с чего можно начать поиск необходимой информации, это воспользоваться поисковыми системами, такими как Яндекс (http://www.yandex.ru/), Rambler (http://www.rambler.ru/), Mail.ru (http://www.mail.ru/) и Google (http://www.google.ru/). Они выдадут ссылки в ответ на вопрос, и чем больше слов будет введено в строку поиска, тем более точным окажется ответ. Простой пример: введя в строку поиска «ноты Моцарта», в ответ можно получить более конкретные ссылки, чем введя просто «ноты». Если есть возможность, лучше предложить один и тот же запрос сразу нескольким поисковикам. Результат окажется более точным и снизится вероятность того, что какие-то ссылки скрылись от внимания.

Наверное, основное, что захочет найти в Интернете любой музыкант и преподаватель – это ноты. Конечно, в Сети имеются бесплатные нотные архивы, где любой желающий может приобрести необходимые ему произведения. Перечислим некоторые из архивов: Нотный архив Бориса Тараканова (http://notes.tarakanov.net/); Нотная библиотека классической музыки (http://nlib.narod.ru/); Нотный архив "МногоНот" (http://www.notes-for.ru/); Библиотека нот для духовых инструментов (http://www.partita.ru/); Нотный архив произведений для фортепиано (http://www.notomania.ru/) и другие.

Также для музыканта не менее важно прослушать и приобрести интересующую его музыку. Некоторое количество аудиофайлов можно найти и скачать на следующих сайтах, например: Классическая музыка.ru (http://www.classic-music.ru/music.html); довольно большое количество хорошей музыки собрал на своем сайте белорусский пианист и композитор Аркадий Чубрик (http://classic.chubrik.ru/). А видеозаписи можно найти на сайте YOU TUBE (http://www.youtube.com/), которые скачиваются при помощи интернет сервиса VideoSaver (http://videosaver.ru/blog/).

Информация, полученная с помощью Интернета, поможет лучше подготовиться к уроку и обогатить свои профессиональные знания, что благоприятно повлияет на процесс обучения в целом.

Конечно, ответственность за выбор и использование информационно-коммуникационных технологий лежит на преподавателе. В принципе, надо знать и уметь в нужный момент использовать данные технологии и их возможности для урока. Традиционное же академическое музыкальное образование в этом случае получит свежую струю, которая «вдохнет» в него новую жизнь и станет более разнообразным в средствах донесения знаний.

На сегодняшний день известно, что информационно-коммуникационные технологии, как современный универсальный инструмент предъявления знаний, вызывает у учащихся мотивационный познавательный интерес, благодаря им повышается эффективность учебного процесса и качество образования в целом.

Так что сегодня я с уверенностью могу сказать, что информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя детской школы искусств – наши верные помощники и союзники.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!