СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические рекомендации по организации групповой работ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе преподавания курса окружающий мир групповая работа давно стала важнейшим инструментом управления в реализации учебного процесса, т.к. создает благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик не просто сидит на уроке, а мыслит, высказывает свою точку зрения, что позволяет обсуждать и предлагать всем членам группы разные варианты решения. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации, поскольку успех команды зависит от личного вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы 

Просмотр содержимого документа
«Практические рекомендации по организации групповой работ»

В процессе преподавания курса окружающий мир групповая работа давно стала важнейшим инструментом управления в реализации учебного процесса, т.к. создает благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик не просто сидит на уроке, а мыслит, высказывает свою точку зрения, что позволяет обсуждать и предлагать всем членам группы разные варианты решения. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации, поскольку успех команды зависит от личного вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы 2.


Таким образом, происходит взаимообучение детей в процессе учебного диалога. Очень важно, что групповая форма работы позволяет с максимальной эффективностью реализовать учебные возможности каждого ученика, решая задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения.

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания:

- остановка познавательной задачи (проблемной ситуации или вопроса);

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, обобщения).

III. Заключительная часть:

- сообщение о результатах работы в группах;

- анализ познавательной задачи, рефлексия;

- общий вывод о групповой работе и достижении поставленных задач 3.

Рассмотрим опыт работы по организации и проведению групповой работы на уроках окружающего мира по программе УМК «Школа России».

Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первого класса. Сначала ученики работают в паре – это первая ступенька в групповой работе. В этот период главным становится выработка умения договориться, умения общаться. В этот период дети знакомятся с правилами общения: сиди за партой так, чтобы видеть собеседника; при разговоре смотри на собеседника; говори тихо и спокойно; называй товарища по имени; внимательно слушай ответ, потому что будешь исправлять, дополнять и оценивать. У учащихся младшего школьного возраста такого опыта еще не было, поэтому рекомендуется вызвать любую пару ребят к доске и на примере показать, как нужно работать.

Окружающий мир 1 класс, тема: «Кто такие рыбы?».

Задание: узнать рыб на рисунке, разделить на речных и морских (рыб).

Примерный диалог учителя:

- Посоветуйтесь в паре и назовите, какие рыбы изображены на рисунках? (когда дети готовы, они берутся за руки и поднимают их вверх).

- Посоветуйтесь в паре и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

- Договорились ли вы в паре? (дети обсуждают и выбирают выступающего).

На следующем этапе учащиеся учатся задавать друг другу вопросы и раскрывать их. «Расскажите друг другу о том, о чем я вам рассказала», «Расскажи соседу, как ты его понял», «Правильно ли я тебя понял?».

Хочется отметить, что педагогу, очень важно в первом классе научить детей задавать вопросы друг другу и уметь отвечать на них: «Составьте вопросы к тексту учебника, используя слова, записанные на доске – что? почему? о чем?».

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и на этапе повторения темы, где учащимся предлагается выполнить взаимопроверку. Эта работа повышает внимание учеников, побуждает их осознанно относиться к выполнению задания, выполнять его самостоятельно и проверять работу одноклассника. Такой вид работы позволяет прочно усвоить изученный материал, развивает навык самоконтроля и самооценки.

Окружающий мир 1 класс, тема: «Откуда берется снег и лед».

Задание: заполнить таблицу по изучению свойств снега и льда (цвет, прозрачность, хрупкость, действие тепла). Учащимся предлагается самостоятельно заполнить пустые клетки в дидактических карточках, а затем поменяться ими для взаимопроверки.

В дальнейшем, при организации групповой работы, класс делится на группы (команды) по 4 - 5 человек для решения конкретных учебных задач. Внутри группы распределяются обязанности и каждый член группы работает по своему заданию.

В состав группы входят:

- командир (распределяет задания между членами группы, направляет работу в нужном направлении);

- писарь (записывает все, что предлагает группа);

- планировщик (следит за временем, планирует работу, оформляет работу);

- спикер (защищает решение группы, делает выводы);

- критик - контролер (выявляет недостатки в работе группы, оценивает).

Всем группам на выполнение задания отводится 10 – 12 минут, после чего один – два ученика от каждой группы знакомят класс со своим вопросом и дают подготовленный ответ. Все остальные группы участвуют в обсуждении результатов. Организация учебной деятельности на уроке позволяет таким образом оценить работу всех учащихся класса.

Хочется отметить, что в тот период, когда учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, педагог может выступать в роли наставника или источника информации, участвовать в работе группы и предлагать ее участникам варианты решения.

В течение обучения в начальной школе организуется работа в парах и группах по темам: «Что мы знаем о народах России?», «Что общего у разных растений?» «Какие бывают животные», «На севере Европы», «Природные зоны России» и т.д.

Рассмотрим фрагмент урока окружающего мира в 4 классе.

Тема урока: «Пустыня».

Цель: познакомить с природной зоной «Пустыня».

На первом этапе учащимся предлагается решить проблемную ситуацию: «Ребята, представьте, вас наградили туристической путевкой в пустыню, подумайте, хватит ли вам ваших знаний, чтобы путешествие было познавательным и безопасным?»

Второй этап: в ходе обсуждения проблемной ситуации учащимися составляется план изучения природной зоны (название, расположение на карте, особенности природы, использование природы данной зоны человеком, экологические проблемы и охрана природы).

Третий этап: процесс работы над новой темой, учащиеся работают в группах постоянного состава и выполняют задания, предложенные для каждой группы:

№ 1 группа «Географы» готовится ответить на вопросы: «Что такое пустыня? Какое географическое положение занимают пустыни? Каковы особенности климата пустыни?».

№ 2 группа «Ботаники» готовится ответить на вопрос: «Какие растения есть в пустыне? Их особенности».

№ 3 группа «Зоологи» готовится ответить на вопрос: «Какие животные обитают в пустыне? Характеристика животных».

№ 4 группа «Экологи» готовятся ответить на вопрос: «Какие экологические

проблемы пустыни и каковы пути их решения?».

В этот период происходит сбор информации из разных источников: учебник, интернет, дополнительная литература; оформление опорных схем, подбор рисунков, подготовка к защите выступления своей группы.

Четвертый этап – это презентация своей группы (своего выступления), самооценка и рефлексия. На этом этапе учащиеся представляют работу своей группы, заполняют «Лист самооценки предметных результатов» отвечая («да», «нет») на следующие утверждения:

- умею показывать на карте природную зону «Пустыни»;

- знаю особенности климата природной зоны «Пустыни»;

- привожу примеры растений и животных природной зоны «Пустыни»;

- знаю характер деятельности человека в пустыне;

- знаю экологические проблемы пустыни;

- Знаю пути решения экологических проблем пустыни.

Необходимо отметить, что учащиеся младшего школьного возраста оценивают работу группы в «Листе оценки работы в группе» по следующим характеристикам:

1.Все ли члены группы принимали участие в работе группы?

А) Да, все члены группы принимали участие в работе группы.

Б) Нет, работал только один.

В) Кто-то работал больше ___________ (имя), а кто-то меньше.

2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было.

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, задание выполнено хорошо.

Б) Нравится, задание выполнено, но можно было бы сделать лучше.

В) Нет, выполнение задания не нравится.

4.Оцени свой вклад в работу группы по представленной диаграмме от 0% до 100%.

Эффективность применения групповой работы на уроках окружающего мира можно подтвердить хорошими результатами выполнения Муниципального мониторинга качества образования в образовательных организациях Омской области в 2015 уч. году учащимися четвертых классов нашей школы. Групповой проект показал следующие результаты: уровень сформированности регулятивных УУД (от 66% до 92,3%), а коммуникативных УУД (от 72% до 100%).

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что групповая работа на уроках окружающего мира способствует формированию универсальных учебных действий, углубленному изучению материала и расширению кругозора учащихся младшего школьного возраста.



Библиографический список


1. Плешакова А.А. Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России», 1 - 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011).– М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.

3.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!