Практическая работа № 1
Определение географических координат
Цель работы: научиться пользоваться физической картой атласа и знаниями по определению географических координат, заданной точки.
Ход работы:
Используя физическую карту полушарий, заполните таблицу:
Географический объект | Расстояние от Москвы | Направление от Москвы | Географические координаты |
г. Мак-Кинли | | | |
Дели | | | |
Буэнос-Айрес | | | |
вдп. Виктория | | | |
Санкт-Петербург | | | |
| | | 51о с.ш. и 31о в.д. |
| | | 1о ю.ш. и 78о з.д. |
Практическая работа № 2
«Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту».
1. Выбрать точку, из которой будет сделана съемка.
2. По компасу определить стороны горизонта.
3. Измерить расстояние до объектов.
4. Определить азимут объектов.
5. Данные занести в таблицу.
Наблюдаемый объект | Расположение объекта по отношению к месту наблюдения | Азимут движения к объекту. | Расстояние до объекта. |
Практическая работа № 3
«Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды».
Цели работы: формировать умение обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, статистические данные, делать выводы о состоянии погоды.
Ход работы
1. Постройте розу ветров и диаграмму облачности. Для этого:
- Проанализируйте данные за месяц и обобщите их в виде таблицы:
Направление ветра и количество дней с таким направлением | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
Показатели облачности: Ясно Облачно Переменная облачность Всего дней | | | | | | | | |
- Постройте розу ветров и диаграмму облачности, как это показано на рисунке, используя способ построения, данный в учебнике на странице 122 (Роза ветров).
Сделайте вывод о зависимости облачности от направления ветра и объясните причины этой зависимости.
2. Составьте диаграмму осадков по сезонам года. Для этого:
Подсчитайте среднее количество осадков по сезонам года (в зимние, весенние, летние и осенние месяцы) и их общее количество за год.
Например, в зимние месяцы среднее количество осадков – 120 мм,
в весенние - 106 мм,
в летние - 218 мм,
в осенние - 192 мм.
Общее количество осадков за год примерно равен 636 мм.
Постройте диаграмму распределения осадков по сезонам года, как это показано на рисунке, но используя данные нашей местности (зимние месяцы - 112 мм, весенние – 118 мм, летние - 205 мм, осенние - 147 мм). Столбцы диаграммы по каждому сезону закрасьте разным цветом. Подсчитайте общее годовое количество осадков.
Сделайте вывод об изменении количества осадков в течение года. На какой сезон приходится наибольшее количество осадков?
Практическая работа № 4
«Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли»
Цели работы: научить характеризовать реку по карте; установить зависимость между рельефом, направлением и характером течения.
Ход работы
1. Пользуясь физической картой полушарий и физической картой России, опишите Дон по предложенному плану.
План определения географического положения реки
Назвать и показать реку.
На каком материке и в какой его части расположена река.
Между какими меридианами и параллелями.
Как расположена относительно форм рельефа: где начинается, в каком направлении течет, куда впадает, примерная длина, к бассейну какой реки (или озера, моря, океана) относится.
2. Ответьте на вопрос: как река используется человеком?
Контрольная работа №1
по теме: «Литосфера»
В состав литосферы входят:
а) ядро, мантия, земная кора;
б) нижняя мантия, средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;
в) средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;
г) верхняя мантия, земная кора.
Горные породы, образующиеся при остывании вещества мантии, называются:
а) вулканическими;
б) магматическими;
в) глубинными;
г) метаморфическими.
Установите соответствие:
Ядро | | а) 3,5 тыс. км, б) 5 - 80 км, в) 2,9 тыс. км, г) 6 000°С д) 2 000°С |
Мантия | |
Земная кора | |
Заполните пропуски в тексте.
Существует 1)___________ вида осадочных горных пород. 2)_________________ горные породы состоят из обломков разных горных пород, подвергнувшихся 3)________________. В зависимости от размеров частиц различают 4)_______________, 5)________________, 6)_______________, гальку, 7) ______________. Эти обломочные горные породы могут накапливаться и на дне водоёмов, и 8) _____________. В нашем регионе они представлены (как) 9) __________________.
Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».
1 | | Топливные полезные ископаемые – это горные породы, которые способны гореть |
2 | | Золото и никель относятся к числу драгоценных металлов |
3 | | Горные породы, которые человек использует для своих нужд, называются полезными ископаемыми |
4 | | Полезные ископаемые могут быть обнаружены не только на суше, но и на дне морей |
5 | | Существует три вида полезных ископаемых: осадочные, магматические и метаморфические |
К осадочным горным породам НЕ относится:
а) глина;
б) песок;
в) мрамор;
г) нефть.
Исключите лишние названия из перечня «полезных ископаемых»:
1 | Золото | 6 | Мрамор | 11 | Сахар |
2 | Соль | 7 | Гранит | 12 | Дрова |
3 | Природный газ | 8 | Нефть | 13 | Стекло |
4 | Каменный уголь | 9 | Лёд | 14 | Песок |
5 | Базальт | 10 | Глина | 15 | Мел |
Месторождения нефти и природного газа сформировались в тех районах, где в прошлом располагались:
а) леса; б) моря; в) горы; г) города.
Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».
1 | | Выветриванием называют процессы, приводящие к разрушению горных пород |
2 | | В результате физического выветривания образуются залежи обломочных горных пород |
3 | | Техногенное выветривание связано с хозяйственной деятельностью человека |
4 | | Химическое выветривание действует на растворенные в воде вещества |
5 | | Прокладка траншеи для укладки водопроводных труб – пример биогенного выветривания |
Заполните пропуски в тексте.
Землетрясения случаются далеко не везде. Большинство их происходит в определённых районах планеты. Эти районы называют 1)__________________________. Самые крупные из них – 2)_______________________ и Альпийско-Гималайский, который пересекает всю Евразию от 3)_________________ океана до 4)___________________.
Максимальная сила землетрясений составляет:
а) 5 баллов;
б) 10 баллов;
в) 12 баллов;
г) 20 баллов
Контрольная работа по теме: «Атмосфера»
Для изучения атмосферы используются:
а) метеорологические зонды;
б) метеорологические сейсмографы;
в) метеорологические скафандры;
г) метеорологические спутник
Установите соответствие:
Верхние слои атмосферы | | а) полярные сияния б) 80% всего атмосферного воздуха в) температура с высотой растет г) толщина от 8 до 18 км д) заканчивается на высоте 50 км |
Стратосфера | |
Тропосфера | |
При подъёме в гору температура воздуха с каждым километром:
а) понижается на 1°С; б) понижается на 6°С; в) повышается на 1°С;
г) не изменяется.
Перед вами график суточного хода температур. Определите:
а) t°С максимальную _____ , б) время ее наблюдения _______,
в) амплитуду температур _______.
Заполните пропуски в тексте.
Чем выше мы будем подниматься над Землёй, тем 1)_____________ будет становиться столб воздуха, находящийся над нашей головой. А значит, его вес будет всё 2)______________. Таким образом, чем выше мы поднимаемся над уровнем моря, тем 3)___________будет атмосферное давление.
Расставьте пункты А, Б, В, Г, Д в порядке возрастания атмосферного давления.
Решите задачу:
В аэропорту города Сочи температура воздуха +26°С. Самолет поднялся в воздух и взял направление на Москву. Определите высоту, на которой летит самолет, если температура за бортом -12°С. _______________________________________________
Из предложенных вариантов выберите те, в которых направление ветра указано верно. В каком случае сила ветра будет сильнее?
А | 730 738 | В | 768 750 |
Б | 770 750 | Г | 750 770 |
Укажите особенности муссона:
Что означает название ветра? | |
На границе каких водоемов возникает? | |
Как часто меняет направление? | |
Какова степень влияния на климат? | |
Наибольшее количество водяного пара может раствориться в воздухе при температуре:
а) -10°С; б) +15°С; в) +3°С; г) +28°С.
Какие из перечисленных осадков выпадают Не из облаков?
а) морось; б) иней; в) роса; г) град.
Большие объёмы воздуха, обладающие определёнными свойствами, называются:
а) атмосферой; б) тропосферой; в) воздушными массами; г) облаками.
Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «нет».
1 | | Важнейшим климатообразующим фактором является широтное положение места. |
2 | | Количество света и тепла, получаемого земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам. |
3 | | По-гречески слово «адаптация» означает «приспособление, привыкание» |
4 | | Самый жаркий климат на планете наблюдается в тропическом поясе освещенности, в умеренных широтах – самый холодный. |
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
1 | | Сгущение водяного пара | А) Климат |
2 | | Движение воздуха в горизонтальном направлении | Б) Воздушные массы |
3 | | Состояние приземного слоя воздуха в данный момент | В) Ветер |
4 | | Большие объемы воздуха с определенными свойствами | Г) Погода |
5 | | Многолетний режим погоды | Д) Конденсация |
Кто изобрёл ртутный барометр?
а) Галилео Галилей; б) Эв. Торричелли; в) Леонардо да Винчи; г) Исаак Ньютон.
Контрольная работа №3
по теме «Гидросфера»
В состав гидросферы не входят:
а) реки б) моря в) облака г) подземные воды
Какое слово из перечня нужно исключить? Объясните, по какому принципу объединены приведенные ниже понятия? (________________________________________)
Река, ручей, озеро, ледник, море, ключик, болото
Какими буквами на схеме круговорота воды отмечены?
| | Испарение |
| Перенос влаги |
| Осадки |
| Реки |
| Подземные воды |
Укажите ошибку в данной схеме: ________
Заполните пропуски в тексте.
Воды Мирового океана занимают 1)_____ всей площади поверхности Земли. Вода медленнее, чем суша нагревается и 2)________________ остывает, поэтому зимой воды Мирового океана 3)________________ сушу. Летом же они не так сильно 4)________________ и поэтому 5)________________ атмосферу Земли.
Самым широким проливом Мирового океана является:
а) Босфор,
б) Дрейка,
в) Берингов,
г) Гибралтарский
Назовите показанные на фрагментах карты географические объекты.
а) Море | б) Пролив |
| |
Установите соответствие: «Море – океан, к которому оно относится»:
а) Красное,
б) Карибское,
в) Баренцево,
г) Южно-Китайское
1) Тихий | 2) Северный Ледовитый | 3) Индийский | 4) Атлантический |
| | | |
Море отличается от залива:
а) меньшей глубиной,
б) положением на окраине океана,
в) большей площадью территории,
г) особенностями свойств воды, течениями и живущими организмами
Установите соответствие «Вид движения воды в Мировом океане – его причины».
а) волны,
б) морские течения,
в) цунами,
г) приливные и отливные волны
1) Непостоянные ветры | 2) Притяжение Луны | 3) Землетрясения, извержения вулканов | 4) Постоянные ветры |
| | | |
Наиболее мощный горизонт грунтовых вод сформируется на территории, для которой характерно:
а) годовое количество осадков 500мм и поверхность сложена твердыми кристаллическими породами;
б) годовое количество осадков 2000мм и поверхность сложена рыхлыми кристаллическими породами
Как правильно называются горные породы, не пропускающие воду?
а) водонапорные;
б) водоупорные;
в) водоотталкивающие;
г) водозадерживающие
Линия, выше которой снег в горах лежит в течение всего года, называется:
а) ледниковой линией;
б) снежной линией;
в) снеговой линией;
г) линией мороза
Практическая работа № 3
«Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды».
Цели работы: формировать умение обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, статистические данные, делать выводы о состоянии погоды.
Ход работы
1.Постройте розу ветров и диаграмму распределения осадков по приведенным табличным данным. Сделайте вывод о преобладающем в этот период ветре и о годовом количестве осадков за данный период.
1 вариант
Направление ветра | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
Кол-во дней | 1 | 0 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 1 |
Количество осадков (мм) | 10 | 5 | 15 | 20 | 5 | 10 | 20 | 5 | 15 |
Месяца | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С |
2 вариант
Направление ветра | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
Кол-во дней | 5 | 3 | 1 | 4 | 2 | 0 | 4 | 3 |
Количество осадков (мм) | 25 | 20 | 15 | 20 | 25 | 10 | 5 | 5 | 15 |
Месяца | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С |
1 вариант 2 вариант
2.На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день. | 2.На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 20 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день. |