СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по географии 6 класс»

Практическая работа № 1

Определение географических координат

Цель работы: научиться пользоваться физической картой атласа и знаниями по определению географических координат, заданной точки.

Ход  работы:

Используя физическую карту полушарий, заполните таблицу:

Географический объект

Расстояние от Москвы

Направление от Москвы

Географические координаты

г. Мак-Кинли




Дели




Буэнос-Айрес




вдп. Виктория




Санкт-Петербург







51о с.ш. и 31о в.д.




1о ю.ш. и 78о з.д.



Практическая   работа № 2

«Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту».

1. Выбрать  точку, из которой будет  сделана  съемка.

2. По компасу определить стороны горизонта.

3. Измерить расстояние до объектов.

4. Определить азимут объектов.

5. Данные  занести  в  таблицу.

Наблюдаемый  объект

Расположение  объекта  по  отношению к месту наблюдения

Азимут движения к объекту.

Расстояние до  объекта.











Практическая  работа № 3

«Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды».

Цели работы: формировать умение обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, статистические данные, делать выводы о состоянии погоды.

Ход работы

1. Постройте розу ветров и диаграмму облачности. Для этого:

- Проанализируйте данные за месяц и обобщите их в виде таблицы:

Направление ветра и количество дней с таким направлением

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Показатели облачности:

Ясно

Облачно

Переменная облачность

Всего дней









- Постройте розу ветров и диаграмму облачности, как это показано на рисунке, используя способ построения, данный в учебнике на странице 122 (Роза ветров).

Сделайте вывод о зависимости облачности от направления ветра и объясните причины этой зависимости.

2. Составьте диаграмму осадков по сезонам года. Для этого:

Подсчитайте среднее количество осадков по сезонам года (в зимние, весенние, летние и осенние месяцы) и их общее количество за год.

Например, в зимние месяцы среднее количество осадков – 120 мм,

в весенние - 106 мм,

в летние - 218 мм,

в осенние - 192 мм.

Общее количество осадков за год примерно равен 636 мм.



Постройте диаграмму распределения осадков по сезонам года, как это показано на рисунке, но используя данные нашей местности (зимние месяцы - 112 мм, весенние – 118 мм, летние - 205 мм, осенние - 147 мм). Столбцы диаграммы по каждому сезону закрасьте разным цветом. Подсчитайте общее годовое количество осадков.


Сделайте вывод об изменении количества осадков в течение года. На какой сезон приходится наибольшее количество осадков?

Практическая работа № 4

  «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли»

Цели работы: научить характеризовать реку по карте; установить зависимость между рельефом, направлением и характером течения.

Ход работы

1. Пользуясь физической картой полушарий и физической картой России, опишите Дон по пред­ложенному плану.

­План определения географического положения реки

  1. Назвать и показать реку.

  2. На каком материке и в какой его части расположена река.

  3. Между какими меридианами и параллелями.

  4. Как расположена относительно форм рельефа: где начинается, в каком направлении течет, куда впадает, примерная длина, к бассейну какой реки (или озера, моря, океана) относится.

­ 2. Ответьте на вопрос: как река используется человеком?

Контрольная работа №1

по теме: «Литосфера»

  1. В состав литосферы входят:

а) ядро, мантия, земная кора;

б) нижняя мантия, средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;

в) средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;

г) верхняя мантия, земная кора.

  1. Горные породы, образующиеся при остывании вещества мантии, называются:

а) вулканическими;

б) магматическими;

в) глубинными;

г) метаморфическими.

  1. Установите соответствие:

  1. Ядро


а) 3,5 тыс. км, б) 5 - 80 км,

в) 2,9 тыс. км, г) 6 000°С

д) 2 000°С

  1. Мантия


  1. Земная кора


  1. Заполните пропуски в тексте.

Существует 1)___________ вида осадочных горных пород. 2)_________________ горные породы состоят из обломков разных горных пород, подвергнув­шихся 3)________________. В зависимости от размеров частиц разли­чают 4)_______________, 5)________________, 6)_______________, гальку, 7) ______________. Эти обло­мочные горные породы могут накапливаться и на дне водоёмов, и 8) _____________. В нашем регионе они представлены (как) 9) __________________.


  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1


Топливные полезные ископаемые – это горные породы, которые способны гореть

2


Золото и никель относятся к числу драгоценных металлов

3


Горные породы, которые человек использует для своих нужд, называются полезными ископаемыми

4


Полезные ископаемые могут быть обнаружены не только на суше, но и на дне морей

5


Существует три вида полезных ископаемых: осадочные, магматические и метаморфические


  1. К осадочным горным породам НЕ относится:

а) глина;

б) песок;

в) мрамор;

г) нефть.

  1. Исключите лишние названия из перечня «полезных ископаемых»:

1

Золото

6

Мрамор

11

Сахар

2

Соль

7

Гранит

12

Дрова

3

Природный газ

8

Нефть

13

Стекло

4

Каменный уголь

9

Лёд

14

Песок

5

Базальт

10

Глина

15

Мел



  1. Месторождения нефти и природного газа сформировались в тех районах, где в прошлом располагались:

а) леса; б) моря; в) горы; г) города.



  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1


Выветриванием называют процессы, приводящие к разрушению горных пород

2


В результате физического выветривания образуются залежи обломочных горных пород

3


Техногенное выветривание связано с хозяйственной деятельностью человека

4


Химическое выветривание действует на растворенные в воде вещества

5


Прокладка траншеи для укладки водопроводных труб – пример биогенного выветривания


  1. Заполните пропуски в тексте.

Землетрясения случаются далеко не везде. Большинство их проис­ходит в определённых районах планеты. Эти районы называют 1)__________________________. Самые крупные из них – 2)_______________________ и Альпийско-Гималайский, который пересекает всю Евразию от 3)_________________ океана до 4)___________________.

  1. Максимальная сила землетрясений составляет:

а) 5 баллов;

б) 10 баллов;

в) 12 баллов;

г) 20 баллов


Контрольная работа по теме: «Атмосфера»

  1. Для изучения атмосферы используются:

а) метеорологические зонды;

б) метеорологические сейсмографы;

в) метеорологические скафандры;

г) метеорологические спутник



  1. Установите соответствие:

    1. Верхние слои атмосферы


    а) полярные сияния

    б) 80% всего атмосферного воздуха

    в) температура с высотой растет

    г) толщина от 8 до 18 км

    д) заканчивается на высоте 50 км

    1. Стратосфера


    1. Тропосфера


  2. При подъёме в гору температура воздуха с каждым километром:

а) понижается на 1°С; б) понижается на 6°С; в) повышается на 1°С;

г) не изменяется.

  1. Перед вами график суточного хода температур. Определите:

а) t°С максимальную _____ , б) время ее наблюдения _______,

в) амплитуду температур _______.

  1. Заполните пропуски в тексте.

Чем выше мы будем подниматься над Землёй, тем 1)_____________ будет становиться столб воздуха, находящийся над нашей головой. А значит, его вес будет всё 2)______________. Таким образом, чем выше мы поднимаемся над уровнем моря, тем 3)___________бу­дет атмосферное давление.

  1. Расставьте пункты А, Б, В, Г, Д в порядке возрастания атмосфер­ного давления.

1

2

3

4

5








  1. Решите задачу:

В аэропорту города Сочи температура воздуха +26°С. Самолет поднялся в воздух и взял направление на Москву. Определите высоту, на которой летит самолет, если температура за бортом -12°С. _______________________________________________



  1. Из предложенных вариантов выберите те, в которых направление ветра указано верно. В каком случае сила ветра будет сильнее?

    А

    730 738

    В

    768 750

    Б

    770 750

    Г

    750 770

  2. Укажите особенности муссона:

    1. Что означает название ветра?


    1. На границе каких водоемов возникает?


    1. Как часто меняет направление?


    1. Какова степень влияния на климат?


  3. Наибольшее количество водяного пара может раствориться в воздухе при температуре:

а) -10°С; б) +15°С; в) +3°С; г) +28°С.

  1. Какие из перечисленных осадков выпадают Не из облаков?

а) морось; б) иней; в) роса; г) град.


  1. Большие объёмы воздуха, обладающие определёнными свойствами, называются:

а) атмосферой; б) тропосферой; в) воздушными массами; г) облаками.



  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «нет».

    1


    Важнейшим климатообразующим фактором является широтное положение места.

    2


    Количество света и тепла, получаемого земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам.

    3


    По-гречески слово «адаптация» означает «приспособление, привыкание»

    4


    Самый жаркий климат на планете наблюдается в тропическом поясе освещенности, в умеренных широтах – самый холодный.

  2. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

    1


    Сгущение водяного пара

    А) Климат

    2


    Движение воздуха в горизонтальном направлении

    Б) Воздушные массы

    3


    Состояние приземного слоя воздуха в данный момент

    В) Ветер

    4


    Большие объемы воздуха с определенными свойствами

    Г) Погода

    5


    Многолетний режим погоды

    Д) Конденсация

  3. Кто изобрёл ртутный барометр?

а) Галилео Галилей; б) Эв. Торричелли; в) Леонардо да Винчи; г) Исаак Ньютон.

Контрольная работа №3

по теме «Гидросфера»

  1. В состав гидросферы не входят:

а) реки б) моря в) облака г) подземные воды

  1. Какое слово из перечня нужно исключить? Объясните, по какому принципу объединены приведенные ниже понятия? (________________________________________)

Река, ручей, озеро, ледник, море, ключик, болото

  1. Какими буквами на схеме круговорота воды отмечены?


    Испарение


    Перенос влаги


    Осадки


    Реки


    Подземные воды

  2. Укажите ошибку в данной схеме: ________

  1. Заполните пропуски в тексте.

Воды Мирового океана занимают 1)_____ всей площади поверхности Земли. Вода медленнее, чем суша нагревается и 2)________________ остывает, поэтому зимой воды Мирового океана 3)________________ сушу. Летом же они не так сильно 4)________________ и поэтому 5)________________ атмосферу Земли.

  1. Самым широким проливом Мирового океана является:

а) Босфор,

б) Дрейка,

в) Берингов,

г) Гибралтарский

  1. Назовите показанные на фрагментах карты географические объекты.

    а) Море

    б) Пролив

  2. Установите соответствие: «Море – океан, к которому оно относится»:

а) Красное,

б) Карибское,

в) Баренцево,

г) Южно-Китайское

1) Тихий

2) Северный Ледовитый

3) Индийский

4) Атлантический





  1. Море отличается от залива:


а) меньшей глубиной,

б) положением на окраине океана,

в) большей площадью территории,

г) особенностями свойств воды, течениями и живущими организмами


  1. Установите соответствие «Вид движения воды в Мировом океане – его причины».

а) волны,

б) морские течения,

в) цунами,

г) приливные и отливные волны

1) Непостоянные ветры

2) Притяжение Луны

3) Землетрясения, извержения вулканов

4) Постоянные ветры





  1. Наиболее мощный горизонт грунтовых вод сформируется на территории, для которой характерно:

а) годовое количество осадков 500мм и поверхность сложена твердыми кристаллическими породами;

б) годовое количество осадков 2000мм и поверхность сложена рыхлыми кристаллическими породами

  1. Как правильно называются горные породы, не пропускающие воду?


а) водонапорные;

б) водоупорные;

в) водоотталкивающие;

г) водозадерживающие

  1. Линия, выше которой снег в горах лежит в течение всего года, на­зывается:

а) ледниковой линией;

б) снежной линией;

в) снеговой линией;

г) линией мороза

Практическая  работа № 3

«Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды».

Цели работы: формировать умение обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, статистические данные, делать выводы о состоянии погоды.

Ход работы

1.Постройте розу ветров и диаграмму распределения осадков по приведенным табличным данным. Сделайте вывод о преобладающем в этот период ветре и о годовом количестве осадков за данный период.

1 вариант

Направление

ветра

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Кол-во дней

1

0

5

4

4

3

3

1



Количество осадков (мм)

10

5

15

20

5

10

20

5

15

Месяца

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С


2 вариант

Направление

ветра

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Кол-во дней

5

3

1

4

2

0

4

3


Количество осадков (мм)

25

20

15

20

25

10

5

5

15

Месяца

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С


1 вариант 2 вариант

2.На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.

2.На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 20 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок.

Составьте описание погоды в этот день.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!