СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по дисциплине: история

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические работы предназначены для проверки знаний обучающихся по пройденным темам

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по дисциплине: история»

Практическая работа № 1. Работа по вопросам параграфа


Тема: Основные концепции исторического развития


Задания: ответить на вопросы параграфа № 2.


  1. Что принципиально нового в понимание вопроса о месте личности в истории внёс немецкий философ И . Кант?

  2. Как представлял исторический процесс Г. Гегель?

  3. Объясните сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов, являются определяющими в прогрессе человечества?

  4. Какие принципы лежат в основе цивилизационного подхода к истории? Назовите имена учённых, разработавших концепции локальных цивилизаций

  5. как определяют движущие силы исторического процесса сторонники теории стадий мирового цивилизационного развития?






















Практическая работа № 3

Промышленный переворот и становление промышленного Запада.

Вариант 1.

1. Как бы вы могли определить причины и условия промышленного переворота в западноевропейских странах на рубеже ХVIII—ХIХ вв.?

2. Соотнесите понятия и их определения:

3. Соотнесите фамилию изобретателя и изобретение:













Промышленный переворот и становление индустриального общества в странах Запада.


I. — Что такое промышленный переворот? Почему он начался именно в Англии?

Задание 1. Вставьте пропущенные термины. Промышленный переворот характеризуется переходом к экономике индустриального типа, при которой промышленность концентрируется в городах. Ручной труд вытесняется ________ мануфактуру сменяет __________

Задание 2. Мировым промышленным лидером с конца ХVIII в. стала Англия. Перечислите обстоятельства, благодаря которым именно в Англии раньше всех начался промышленный переворот.

Задание 3. Для успешного промышленного переворот необходимы три условия: накопление денежных средств (для создания крупных фабричных предприятий); наемны рабочие; рынок сбыта товаров.

Какие явления истории Англии обеспечили ей наличие этих условий?

Задание 4. Какое условие раннего промышленного переворота в Англии следует из приведенных ниже

В 1775 г. работорговлей занимались 237 жителей Бристоля, 146 — Лондона и 89 — Ливерпуля. В i760 г. из английских портов в места продажи «черных рабов вышло 145 кораблей с 36 тыс. рабами, а в 1771 г. - 190 судов с 47 тыс. человек. Общее количество чернокожих рабов, вывезенных в английские колонии с 1680 по 1786 г., превысило 2 человек.


II. Соотнесите фамилию изобретателя и изобретение.






Промышленный переворот и становление промышленного Запада.

Вариант 2.

1. Дайте характеристику экономическим последствиям промышленного переворота. Какие изменения произошли в социальной структуре западноевропейского общества под влиянием промышленного переворота?

2. Соотнесите понятия и их определения:



3. Соотнесите фамилию изобретателя и изобретение:










Практическая работа № 4


Вопросы к семинару по теме :»Глобальные угрозы человечеству и пути их преодоления»

1.

Объясните, в чем проявляется многообразие современного мира? Что представляют собой сепаратистские движения? Приведите конкретные примеры. Выделите определяющие черты фундаментализма. Назовите страны, в которых фундаментализм в настоящее время является определяющей чертой политики

2. Какая страна является мировым гегемоном? Почему опасной в военном отношении стала зона постсоветского пространства? Выскажите собственное мнение: как вы оцениваете появление и роль стран лидеров в Европе, в Азиатско- Тихоокеанском регионе в формировании многополярного мира?

3. Дайте характеристику глобальной проблеме предотвращения термоядерной войны. С опорой на примеры из современной жизни, материалы СМИ, Интернета определите специфические черты международного терроризма.

Может ли быть оправдан террор? С позиций сегодняшнего дня оцените решение суда присяжных, вынесших Вере Засулич вердикт «не

виновна», после чего в стране начался разгул террора, объектом которого стал и сам император.

4. Важным фактором глобального кризиса является процесс ресурсного истощения планеты. К концу XX столетия человечество столкнулось с энергетическим, продовольственным кризисом, тенденцией резкого сокращения запасов невозобновляемых и нарастающей непригодностью и

даже опасностью для жизни возобновляемых ресурсов.


Литература для подготовки к семинару


  1. Н. В. Загладин Всеобщая история 11 кл., Москва «Русское слово» П. 45-46

Интернет ресурсы:


Ресурсы WWW по истории России

 http://www.history.ru/histr.htm

Ресурсы истории России XX века

 http://www.history.ru/histr20.htm

Ресурсы по Всемирной истории

 http://www.history.ru/histwh.htm





Практическая работа № 5

Выполнение тестовых заданий на тему: «Русь в 9- начале 12 вв»


Вариант I

Выберите один вариант ответа.

1. Древнерусское государство сложилось в:

а) конце IX века

б) начале IX века

в) конце VIII века

2. Полюдье – это:

а) запись событий по годам

б) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани

в) соседская община

3. Крещение Руси связано с именем:

а) князя Ярослава Мудрого

б) князя Святослава

в) князя Владимира Святославовича

4. Причиной убийства князя Игоря древлянами стала(о):

а) месть за гибель их соплеменников в неудачном походе князя на Византию

б) грубое нарушение князем договора о полюдье

в) изменение князем порядка сбора дани

5. Расположите имена правителей Древней Руси в хронологической последовательности:

Ярослав Мудрый, Святослав, Игорь, Ольга, Владимир, Олег

6. Установите соответствие между термином и его объяснением:

ТЕРМИН

ОБЪЯСНЕНИЕ

1) былины

а) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду (купу)

2) вече

б) натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов

3) дань

в) величественные песни, прославляющие богатырей

4) закуп

г) человек, который заключил договор, согласившись работать и жить у господина на определённых условиях

5) рядович

д) народное собрание на Руси

7. Вставьте пропущенные слова в тексте.

« О правлении ____________ осталось мало преданий. Достоверно, что сфера его правления распространялась лишь на северо-восточную часть Руси. Известно также, что местом его правления была Ладога, где он срубил деревянную крепость. Также известно, что им же была сооружена крепость над Волховом, названная _________________. К успехам правления ____________ можно отнести объединение ряда северных племён в единое государство, ставшее основой Великого русского государства» (С. М. Соловьёв).




Вариант II

Выберите один вариант ответа.

1. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани:

а) колонизация

б) полюдье

в) повинности

2. В 882 году столицей своих земель князь Олег объявил:

а) Новгород

б) Киев

в) Чернигов

3. Одним из результатов деятельности княгини Ольги было:

а) установление точного размера дани и места ее сбора

б) определение характера сдаваемой дани

в) заключение выгодного торгового договора с Византией

4. Принятие христианства на Руси произошло в:

а) 957 г.

б) 980 г.

в) 988 г.

5. Расположите имена правителей Древней Руси в хронологической последовательности:

Ярослав Мудрый, Святослав, Игорь, Ольга, Владимир, Олег

6. Установите соответствие между термином и его объяснением:

ТЕРМИН

ОБЪЯСНЕНИЕ

1) житие

а) человек, попавший в полную зависимость от господина, раб

2) вече

б) наследственное земельное держание

3) вотчина

в) запись происходивших событий, составленная по годам

4) холоп

г) биография человека, причисленного церковью к лику святых

5) летопись

д) народное собрание на Руси

7. Вставьте пропущенные слова в тексте.

«Ослеплённый корыстолюбием, ___________, второй раз пошёл на ____________. Тогда отчаянные _____________, видя, по словам летописца, что надо умертвить хищного волка или всё стадо будет его жертвою, вооружились под началом князя своего по имени Мала, вышли из Коростеня, убили __________ со всей дружиной и погребли недалеко отсюда» (Н. М. Карамзин).








Вариант I

Выберите один вариант ответа.

1. Устав Владимира Мономаха:

а) ужесточил наказания за посягательства на частную собственность князей

б) ограничил ростовщический процент

г) ограничил свободу крестьян

2. Любечский съезд князей в 1097 г.:

а) изменил порядок управления страной

б) утвердил Устав Владимира Мономаха

в) ограничил крестьянскую свободу

3. Основной политической особенностью Новгородской земли являлось:

а) сильная власть князя

б) республиканская форма правления

в) противостояние княжеской власти и боярства

4. Первая битва русских дружин с монголами произошла:

а) в 1223 г. на Калке

б) в 1237 г. на Рязанской земле

в) в 1238 г. на реке Сить

5. Автором «Слова о полку Игореве» был:

а) Владимир Мономах

б) Даниил Заточник

в) неизвестный автор

6. Приведите в соответствие дату, событие и имя участника этого события (ответ запишите в виде сочетания цифр и букв).

Дата

Событие

Участник события

1) 1147 г.

А) первое летописное упоминание о Москве

Д) Евпатий Коловрат

2) 1194 – 1197 гг.

Б) разгром шведов на Неве

Е) дружинник Гаврило Олексич

3) 1237 г.

В) строительство Дмитровского собора во Владимире

Ж) Юрий Долгорукий

4) 1240 г.

Г) борьба жителей Рязанской земли против монгольского нашествия

З) Всеволод Большое Гнездо

7. Соотнесите термин и его объяснение.

Термин

Объяснение

1) баскак

А) владение младших членов княжеского рода

2) выход

Б) ханская грамота, дающая право русским князьям властвовать в своих владениях

3) посадник

В) высшее должностное лицо в Новгороде

4) удел

Г) представитель ордынского хана на Руси

5) ярлык

Д) регулярная дань, которую собирали на Руси для Золотой Орды

8. Прочитайте стихотворный отрывок. Напишите в ответе событие, которому посвящено стихотворение, и его дату.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклонясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты...

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лед вставал,

Их стремена на дно тянули.

Им панцирь выплыть не давал.



Вариант II

Выберите один вариант ответа.

1. В каком году состоялся Любечский съезд князей?

а) 1095 г.

б) 1097 г.

в) 1094 г.

2. Владимир Мономах установил новый свод законов, получивший название:

а) «Правда Ярославичей»

б) «Устав Владимира Всеволодовича»

в) «Салическая правда»

3. Основной причиной установления сильной княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве стал(а):

а) поздняя колонизация края, инициатором которой выступала княжеская власть

б) отказ владимиро-суздальских князей от киевского престола

в) поддержка княжеской власти со стороны православной церкви

4. От ордынской дани на Руси были освобождены:

а) горожане

б) великие владимирские князья

в) церковнослужители

5. Александр Невский избрал тактику:

а) борьбы на два фронта: и с ордынцами, и с западноевропейскими рыцарями

б) борьбы с рыцарями и союза с Ордой

в) борьбы с Ордой, опираясь на помощь европейских стран

6. Приведите в соответствие дату, событие и имя участника этого события (ответ запишите в виде сочетания цифр и букв).

Дата

Событие

Участник события

1) 1113 г.

А) первое летописное упоминание о Москве

Д) Владимир Мономах

2) 1147 г.

Б) разгром немецких рыцарей на Чудском озере

Е) Александр Невский

3) 1238 г.

В) принятие Устава, ограничивающего ростовщический процент

Ж) Юрий Долгорукий

4) 1242 г.

Г) оборона Владимира от нашествия монгольского войска

З) воевода Пётр Ослядюкович

7. Соотнесите термин и его объяснение.

Термин

Объяснение

1) баскак

А) владение младших членов княжеского рода

2) выход

Б) ханская грамота, дающая право русским князьям властвовать в своих владениях

3) посадник

В) высшее должностное лицо в Новгороде

4) удел

Г) представитель ордынского хана на Руси

5) ярлык

Д) регулярная дань, которую собирали на Руси для Золотой Орды

8. Прочитайте отрывок из Новгородской летописи. Напишите в ответе событие и его дату.

«Пришли татары на землю Половецкую, к шатрам половцев. Котян — князь половецкий был тестем Мстислава, князя черниговского. И послал Котян к зятю своему с поклоном дары многие: золото, и коней, и шелковые ткани — со словами: «Шлю дары русским князьям; сегодня нас не будет, а завтра — вас». И соединились князья русские в силе многой, [...] и двинулась Русь на татар, и шла 17 дней. [...] И сошлись оба войска, и было [...] сражение великое. И победили поганые татары половцев и князей русских, и пала русская сила. Тогда убит был татарами на реке [...] великий князь киевский Мстислав Романович, княживший 10 лет, и других князей 10 было убито, убили Александра Поповича и с ним 70 богатырей, и людей многих без числа [...]. Это был первый поход татарский на Русь, и было это 16 июля».



Практическая работа № 6.


Тема Татаро-монгольское нашествие


Задание на контурной карте показать территории Руси , завоёванные татаро-монголами.


Составьте схему событий татаро-монгольского нашествия, используя учебник История России, авт. А. Н. Сахаров, В. И. Буганов 10 кл П. 19-20






























Практическая работа № 7

Семинар по теме : « Реформы середины 16 века»

Вопросы к семинару.

  1. В чём проявилось укрепление центральной власти во времена Ивана Грозного?

  2. Укрепление централизованного государства, на ваш взгляд, явилось результатом особенной политики Ивана 4, во многом определяющей личность царя или можно говорить о закономерности этого процесса?

  3. В чьих интересах проводились реформы «Избранной рады»?

  4. Почему реформы начинаются с военных преобразований?


Литература для подготовки к семеру семинару

  1. Буганов В.И., А. Н. Сахаров История России конец с древнейших времён до конца XVII в.,учебник 10 кл. Москва. «Просвещение» 2006г

П. 25-26

Интернет ресурсы:


Ресурсы WWW по истории России

 http://www.history.ru/histr.htm











Практическая работа № 8

Семинар по теме «Культура народов в 18-начале 19вв»

Вопросы к семинару

1. Общая характеристика.

1.  Социально-исторические условия: Подъем общественной мыс­ли. — Влияние Отечественной войны 1812 г.

2. Основные тенденции развития: Усиление социально-политической ро­ли культуры. — Общая демократизация культуры. — Противоречия развития культуры.

2. Образование и просвещение.

1. Государственная политика в области образования.

2. Система образования: Начальная школа. — Средняя школа. — Высшее образование.

3. Женское образование.

4. Внешкольное просвещение.

5. Цензура.

3. Наука.

1.  Развитие естественных наук: География и этнография. — Математи­ка. — Новые отрасли естествознания. — Химия. — Астроно­мия. — Медицина.

2. Техника.

3.   Гуманитарные науки: История. - Фольклористика. — Филоло­гия. — Философская мысль. — Педагогика.

4. Научные общества. Научные премии и награды.

4. Литература.

1. Основные особенности.

2.  Стилевые направления: Классицизм. — Сентиментализм. — Роман­тизм. — Реализм.

3. Литературные журналы: Демократическое направление. — Консерва­тивное направление.

4. Устное народное творчество и его влияние.

5. Изобразительное искусство.

1. Основные особенности.

2. Живопись: Стилевые направления. — Классицизм. — Романтизм и реа­лизм. — Жанры. - Портрет. — Исторический жанр. — Бытовой жанр.

3. Графическое искусство: Натурный и композиционный рисунок. — Литография. — Лубок.

4. Скульптура: Основные особенности. — Стилевые направления.

5. Коллекционирование и меценатство,

6. Архитектура.

1. Основные особенности.

2. Стилевые направления: Ампир. — Эклектика.

7. Театр.

1. Основные тенденции.

2. Профессиональный драматический театр: Малый театр. — Александринский театр.

3. Репертуар.

8. Музыка.

1. Основные направления.

2.  Профессиональная светская музыка: Национальная композиторская школа. — Основные тенденции развития.

9. Выводы.

 Литература к семинару

  1. Загладин Н.В., Всемирная история., учебник 10 кл. Москва., «Русское слово» 2002г П. 66, 80-83

Интернет ресурсы:


Ресурсы WWW по истории России

 http://www.history.ru/histr.htm






Практическая работа № 9

Семинар по теме: «Российский монополистический капитализм и его особенности»

1. Дайте определение слову капитализм

2. Промышленность и финансы
3. Динамика промышленного развития. Этапы
4. Финансы и кредит
5. Торговля и транспорт
6. Монополистический капитализм в России и его особенности
7. Изменения в социальной структуре
8. Рост населения и городов
9. Предприниматели (буржуазия)
10. Пролетариат и люмпен-пролетариат
11. Развитие России в начале XX века
12. Уровень индустриального развития
13. Тип развития и основные особенности

14 Выводы.


Литература для подготовки к семинару












Практическая работа № 10

Семинар по теме «Гражданская война: цели и идеология противоборствующих сторон»

  1. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Февральская революция 1917 года:

    а) участие России в Первой мировой войне;

    б) общенациональный кризис в стране;

    в) февральская революция 1917 г. и свержение самодержавия.

    2. Приход к власти большевиков. Установление Советской власти:

    а) альтернативы развития событий от февраля до октября 1917 г.;

    б) октябрьская революция и установление Советской власти.

    3. Причины, основные этапы и последствия гражданской войны:

    а) причины и основные этапы гражданской войны;

    в) вооруженная интервенция в России;

    г) последствия гражданской войны и интервенции.


Литература к семинару


  1. Новейшая история России. XX – начало XXI в.: 1917–2005 гг. Глава 2. Гражданская война в России // История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – С. 606–623.

    2. Новейшая история России. XX – начало XXI в.: 1917–2005 гг. Глава 1. Революция 1917 г. Истоки и причины // История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – С. 591–616.






Практическая работа № 13

Тема: СССР в середине 1960-начале 1980-х гг» Выполнение тестовых заданий.

Вариант - I

Часть «А»

1.Какая международная организация была создана в 1955г.?

1) Организация Варшавского договора; 2) Организация Объединенных Наций;

3) Совет экономической взаимопомощи; 4) Североатлантический блок.

2.Какое событие произошло в СССР в период «оттепели»?

1) открытие движения на Байкало – Амурской магистрали; 2) строительство Днепрогэса; 3) запуск в мире искусственного спутника Земли; 4) строительство Магнитогорского металлургического комбината.

3.Одна из основных причин перехода СССР и США к политике разрядки в 1970 –е гг. состояла в :

1) укрепления экономики СССР в результате реформы А.Н.Косыгина; 2) достижения СССР военно – стратегического паритета с США; 3) упрочения отношений СССР и Китая; 4) испытания в СССР первой водородной бомбы;

4.Что стало одним из последствий принятия статьи 6 в Конституции СССР 1977г.?

1) сокращение численности партийно – государственного аппарата; 2) ликвидация привилегий партийно – государственной номенклатуры; 3) развитие внутрипартийной демократии; 4) правовое закрепление власти партийно – государственной номенклатуры.

5.Какие из перечисленных событий, явлений научно – технического развития СССР относятся к периоду 1953- 1964гг.?

А)запуск первого искусственного спутника Земли; Б)экспорт промышленной продукции СССР в страны запада; В) полёт Ю.Гагарина в космос; Г) запрет на развитие кибернетики; Д) выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского самолёта ТУ- 104; Е) широкое внедрение роботов и ЭВМ в промышленность.

Укажите верный ответ: 1) АВД; 2) БВГ; 3) БГЕ; 4) ГДЕ

6.Начало импорта зерна в СССР из – за границы относится к периоду, когда руководителем СССР был:

1) И.В.Сталин; 2) Ю.В.Андропов; 3) Л.И.Брежнев; 4) Н.С.Хрущёв.

7.Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно – культурной жизни СССР?

1) прекращения идеологического давления на деятелей культуры; 2) отмена государственной цензуры; 3) возможность развития всех направлений искусства; 4) публикация произведений о заключённых ГУЛАГА;

8.К каким годам относится утверждение во внешней политике СССР «доктрины Брежнева»?

1) концу 1950-х; 2) началу 1960- х; 3) концу 1960-х; 4) концу 1980 –х;

9.Что было одним из последствий подписания СССР Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975г.?

1) улучшение климата международных отношений; 2) соблюдение прав человека в СССР; 3) оказание СССР помощи Северной Корее в борьбе с американской агрессией; 4) принятие «доктрины» Брежнева.

10.При каком руководителе в СССР было начато массовое строительство жилых домов с отдельными квартирами для семей:

1) И.В.Сталине; 2) Н.С.Хрущёве; 3) Л.И.Брежневе; 4) М.С.Горбачёве.






Часть «В»

В.1.Расположите следующие события в хронологической последовательности. Получившуюся последовательность букв перенесите в рабочие листы.

А) Карибский кризис;

Б) ХХ съезд КПСС;

В) Подписание Заключительного акта по безопасности в Хельсинки;

Г) Освоение целинных земель;






В.2.Установите соответствие между событиями внешней политики и руководителями СССР.

События, явления Руководители

А) начало Афганской войны; 1) И.В.Сталин

Б) Венгерские события; 2) Л.И.Брежнев;

В) разрыв отношений с Югославией; 3) Ю.В.Андропов;

Г) начало «холодной войны» 4) Н.С.Хрущёв

5) Л.И.Брежнев

В.3.Прочтите высказывание А.Д.Сахарова, относящееся к 1980-м гг., и впишите пропущенное в тексте название эпохи.

«Наше общество оказалось …глубоко бедным. Симптомы болезни, последняя стадия которой получила название «эпохи________________» , известны.


Часть «С»

С.1. Назовите не менее трёх направлений развития внешней политики СССР в 60- 80 –е гг.ХХ века. ( охарактеризуйте на примере одно из них)


С.2.Сравните основные черты развития культуры в СССР в 1953- 1964гг. и 1964- 1982гг. Укажите, что было общим( не менее двух характеристик). А что – различным ( не менее трёх различий)

Запишите в таблицу, полученный ответ из таблицы перепишите в рабочие листы.


Общее




Различие









Норма оценки:

Оценка «5» ставится, когда набрано – 18 – 22 балла;

Оценка «4» - ставится, когда набрано – 15 – 17 баллов;

Оценка «3» - ставится, когда набрано – 12 – 14 баллов;

Ниже 12 баллов , ставится оценка «2»







Вариант - II

Часть «А»

1. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР , принятую в 1977г.?

1) осуждение культа личности Сталина; 2) построение за двадцать лет коммунистического общества; 3) введение принципа разделение властей; 4) построение в СССР развитого социализма;

2. В какие годы существовала Организация Варшавского Договора социалистических стран?

1) 1940- 1945гг.; 2) 1945- 1985гг.; 3) 1953- 1982гг.; 4) 1955 – 1991гг.

3.ХХ съезд КПСС (1956г) обосновал и закрепил положение о:

1) необходимости принятия новой Конституции; 2) переходе к политике гласности;

3) переходе к рыночным отношениям; 4) необходимости мирного сосуществования двух противоположных систем;

4. какие черты экономики СССР относятся к периоду 1970- х – первой половины 1980-х гг.?

А) высокая степень милитаризации экономики; Б) ликвидация ручного малоквалифицированного труда в производстве; В) развитие экономики в значительной мере за счёт экспорта нефти и других видов сырья; Г) децентрализация управления промышленностью; Д) перевод всех предприятий на полный хозрасчёт; Е) внедрение научно – технических достижений преимущественно на предприятиях ВПК;

Укажите верный ответ: 1) АВЕ; 2) БВГ; 3) БГД; 4) ГДЕ.

5.Какое понятие стало символическим обозначением разделения капиталистического и социалистического мира в период «холодной войны»

1) «новый мировой порядок»; 2) «пятая колонна»; 3) «политика невмешательства»;

4) «железный занавес».

6.Какой из документов является важным историческим источником для периода 1953 – 1964гг.?

1) «Экономические проблемы социализма в СССР» И.Сталина; 2) доклад первого секретаря ЦК КПСС на ХХ съезде «О культе личности и его последствиях»;

3) Прог8рамма Мира из Отчётного доклада ЦК КПСС XXIV съезду КПСС; 4) Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

7.Какая черта характеризовала экономику СССР в 1960 –е – первой половине 1980-хгг.: 1) первоочередное развитие лёгкой промышленности; 2) преимущественное финансирование ВПК; 3) создание банковской системы; 4) интенсивный характер развития экономики.

8.Что было одной из причин ухудшения положения в сельском хозяйстве СССР к началу 1960-х гг.:

1) введение рыночных отношений; 2) принудительная скупка скота у колхозников; 3) развитие фермерских хозяйств; 4) сокращение посевных площадей.

9.Какая из перечисленных дат связана с участием СССР в подписании Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

1) 1961г.; 2) 1975г.; 3) 1991г.; 4) 1997г.


10.Что было результатом проведения консервативного руководства СССР в 1970-е – начале 1980 –х гг.?

1) массовые забастовки рабочих; 2) усиление бюрократизации партийно-государственного аппарата; 3) депортация ряда народов; 4) возникновение межнациональных конфликтов.






Часть «В»

В.1.Расположите следующие события в хронологической последовательности. Получившуюся последовательность букв перенесите в рабочие листы.

А) Конституция «развитого социализма»

Б) Чехословацкие события;

В) Запуск первого искусственного спутника Земли;

Г) реформы А.Н.Косыгина







В.2 В.2.Установите соответствие между периодами и хронологическими рамками этих периодов

Периоды Хронологические рамки

А) эпоха «застоя» 1) 1945- 1953гг.

Б) перестройка 2) 1953- 1964гг.

В) «оттепель» 3) 1964- 1985гг.

Г) «апогей сталинизма» 4) 1985- 1991гг.;

5) 1991- 2001гг.

В.3. Прочтите отрывок из воспоминай М.С.Горбачёва и напишите фамилию главы правительства, о котором идёт речь.

« Немаловажную роль, по моим наблюдениям, сыграло и то, что Брежнев, стоящая за ним партократия оказались как бы в стороне от разработки и осуществления реформы, ревностно следили за действиями главы правительства, не очень радовались его достижениям и не очень печалились его неудачам, а порой и вставляли палки в колёса»


Ответ: ________________

Часть «С»

С.1. Назовите не менее трёх направлений развития внутренней политики СССР в 60-

- 80 –е гг.ХХ века. ( охарактеризуйте на примере одно из них)

С.2.Сравните основные черты внешней политики в СССР в 1953 - 1964

г. и 1964- 1982гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик). А что – различным ( не менее трёх различий)

Запишите в таблицу, полученный ответ из таблицы перепишите в рабочие листы.


Общее


Различие





Норма оценки:

Оценка «5» ставится, когда набрано – 18 – 22 балла;

Оценка «4» - ставится, когда набрано – 15 – 17 баллов;

Оценка «3» - ставится, когда набрано – 12 – 14 баллов;

Ниже 12 баллов , ставится оценка «2»








Практическая работа № 14 выполнение тестовых заданий по теме «Советское общество в 1985-1991гг»


Вариант 1.


  1. Идеологом политики «нового мышления» является
    А) М. Горбачев
    Б) Б. Ельцин
    В) Э. Шеварднадзе

    2. Отметьте положение, которое не относится к концепции нового мышления

    А) отказ от представления о расколе современного мира на 2 противоположные системы
    Б) решение международных проблем на основе баланса интересов сторон
    В) научно-технический прогресс в промышленности
    Г) приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными и др.


    3. Главой МИДа М. Горбачев назначает
    А) А. Громыко
    Б) Э. Шеварднадзе
    В) Б. Ельцина


    4. Первая встреча М.Горбачева и Р. Рейгана состоялась
    А) в Женеве
    Б) в Рейкьявике
    В) в Вашингтоне
    Г) в Москве


    5. Предложение М. Горбачева о полной ликвидации ядерного оружия к 2000 г. было
    А) пропагандистским лозунгом
    Б) основной целью внешней политики


    6. СССР был вынужден пойти на серьезные односторонние уступки Западу (во внеш. пол.)
    А) из-за ухудшения экономического положения
    Б) в надежде добиться экономической помощи
    В) с целью установления тесных политических контактов


    7. Советско- американский договор об ограничении ОСНВ-1 был подписан
    А) в 1991 г. Б) в 1990 г. В) в 1989 г.


    8. Вывод советских войск из Афганистана был завершен
    А) в 1979 г. Б) в 1980 г. В) в 1989 г. Г) в 1990 г.


    9.Назовите страны Европы, в которых в 1989-1990-х гг. произошли «бархатные» революции.


    10. СССР прекратил существование в
    А) декабре 1991 г. Б) декабре 1990 г. В) январе 1992 г.


    11. Результатом политики «нового мышления» стало:
    А) ослабление международной напряженности
    Б) освобождение Европы от обычных вооружений
    В) крах коммунистических режимов в Восточной Европе
    Г) укрепление обороноспособности России
    Д)окончание межнациональных конфликтов на Кавказе и в Средней Азии


12.Для культуры 90-х гг XX в. характерно:
А) обретение творческой свободы Б) увеличение гос. затрат на развитие культуры
В)снятие цензурных ограничений Г) помощь спонсоров и меценатов
Д) повышение общекультурного уровня населения


13. Признание в России и за рубежом получили произведения искусства, созданные в жанре
А) реализма Б) постмодернизма В) концептуализма

14. Знакомство с западной культурой способствовал
А) падению нравственности населения России Б) росту преступности
В) расширению кругозора Г) приобщению к мировым культурным ценностям


15. Родоначальником постдеревенской прозы был
А) Ф. Искандер Б) А. Солженицын В) В. Распутин Г) В. Астафьев


16. К новому поколению писателей в 90-е гг. относились
А) С. Викулов Б) З. Богуславкая В) В. Пелевин Г) В. Пьецух








































Вариант 2


  1. В канун выборов 1991 г. Б. Ельцин предложил руководителям регионов России
    А) взять как можно больше самостоятельности
    Б)заключить Федеративный договор с Центром
    В)сохранять ранее существующее подчинение регионов Центру


    2. Это предложение Б.Ельцина привело к
    А) усилению национальных движений Б) уменьшению национальных движений
    В)прекращению национальных движений


    3. В 1992 г. провозгласила государственную независимость от России республика
    А) Якутия Б) Татария В) Бурятия


    4. Формирование собственных воинских частей и отрядов народного ополчения началось в
    А) Ингушетии Б) Татарии В) Чечне


    5. Основными положениями Федеративного договора были:
    А)представление нац. районам страны более широких полномочий
    Б)перераспределение гос. собственности и власти
    В)входящим в состав Федерации субъектам предоставляется право введения нац. языка, нац. валюты, нац. законов


    6. Федеративный договор не подписали
    А) все республики, края и области в составе России
    Б) все республики, края и области кроме Татарстана и Чечни
    В) все республики, края и области кроме Татарстана, Чечни, Ингушетии


    7. Федеративный договор и Конституция 1993 г.
    А) устранили все противоречия в гос. устройстве России
    Б) не устранили всех противоречий в гос. устройстве России


    8. Процессы суверенизации происходили в краях и областях
    А)Краснодарском Б) Кировской В) Свердловской Г) на Дальнем Востоке Д) в Сибири Е) Тульской


9. Для театральной жизни страны было характерно
А) необходимость утверждать репертуар в специальных комиссиях
Б) появление театров- студий, камерных театров
В) широкое распространение коммерческих постановок
Г) актеры получили возможность выступать в качестве режиссеров


10. Портретное искусство в живописи было представлено творчеством
А) З. Церетели Б) А. Шилова В) Н. Сафронова Г) М. Гельмана


11. Наиболее ярким представителем монументального искусства был
А) З. Церетели Б) А. Шилов В) Н. Сафронов Г) М. Гельман


12. В 90-е гг. XX в. для художественного искусства было характерно
А) открытие новых художественных галерей
Б) возрождение традиций российского меценатства
В) возвращение утраченных художественных ценностей
Г)возрождение иконописного искусства


13. Радикальные перемены, произошедшие в СМИ, были связаны с
А) усилением контроля за их деятельностью со стороны государства
Б) появлением многочисленных новых газет и журналов
В) открытием частных ТВ-каналов Г) массовым внедрением сети Интернет
Д) выходом на мировые радиостанции


14. Традиционными религиями России являются
А) православие Б) католичество В) ислам Г) буддизм Д) иудаизм ) язычество

15В 90-е гг. XX в. для отечественного кинематографа было характерно
А) творческое затишье Б) яркие режиссерские победы
В) значимые творческие открытия Г) засилье криминальной тематики


16. Для музыкальной жизни страны было характерно
А) отъезд за рубеж крупных деятелей музыкального искусства
Б) отсутствие творческих контактов с зарубежными коллективами
В) обновление репертуара оперных и балетных театров
Г) концерты классической музыки на открытых площадках



































Практическая работа № 15

Составьте таблицу «Ведущие политические партии современной России, их программы»

.

Название партии

лидер

Социальный состав

Политическое направление

партии

Программные цели

Основные политические требования

тактика

КПРФ







ЛДПР







Яблоко







Единая Россия








Литература для подготовки

 Левандовский А., ЩетиновЮ. учебник Россия в ХХв .М.2005 г

 Данилов А. История России в таблицах М., 2005г.;

 CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”;

 Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2001.,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!