СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы 9 класс география

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические работы 9 класс география»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№1

ТЕМА: Работа с картографическими информации: нанесение экономических районов и федеральных округов российской федерации

Цель работы: совершенствовать умения работать с контурными картами.

Продолжить отработку навыков работы с тематическими картами.

Опорные понятия

Экономическое районирование — процесс научно обоснованного деления территории на относительно самостоятельные части по критерию специализации, Таким образом, в основе экономического районирования лежит территориальное разделение труда, Результатом экономического районирования является выделение экономических районов.

Экономический район --—- территория страны со сложившейся материально-технической базой, которая определяет сё специализацию в масштабах страны, Экономические районы формируются под влиянием следующих районообразующих факторов: производственных отношении, территориального разделения труда, экономико-географического положения, природных условий и ресурсов, населения и трудовых ресурсов, исторического, материально-технической базы и административно-территориального деления

ХОД РАБОТЫ

Обозначьте на контурной карте экономические России, указав их границы и названия.

1 .На контурной карте красным цветом покажите границы Российской Федерации.

2. Красными пунсонами обозначьте города федерального значения.

З. Синим цветом окажите республики в составе РФ, подпишите их названия и СТОЛИЦЫ.

4. Желтым цветом обозначьте края, подпишите их административные центры

5, Зеленым цветом покажите автономные округа, Подпишете их административные центры.

  1. Выберите цвет и покажите на карте автономную область. Подпишите её столицу

  2. Пользуясь картой экономических районов, обведите их границы синим цветом.

8, Зеленым цветом покажите границы федеральных округов подпишите их административные центры, подчеркнув название зеленой линией.

ВЫВОДЫ:









ПАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРУПНЫХ ПРИРОДНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Цель работы: расширить и систематизировать знания о природных регионах России;

продолжить формирование умений работы с тематическими картами атласа и текстом учебника, составлять на их основе характеристику природных районов страны.

Опорные понятия

Район — территория, отличающаяся от других территорий различными признаками: природными, хозяйственными, социальными.

Природный регион — территория, имеющая сходные природные ком­поненты по строению, рельефу, климату, почвам, флоре и фауне.


Ход работы

  1. На основании текста учебника и тематических карт атласа составьте ха­рактеристику одного из крупных природных регионов России по плану в таблице.


План характеристики

Характеристика региона

  1. Географическое положение:

  • в какой части находится

  • границы

  • площадь

  • протяжённость


  1. Тектоническое строение


  1. Формы рельефа


  1. Полезные ископаемые


  1. Особенности климата

  • Климатический пояс

  • Климатическая область

  • Средние температуры

  • Среднегодовое количество осадков

  • Коэффициент увлажнения

  • Другие климатические особенности



  1. Внутренние воды



  1. Природные зоны

  • Почвы

  • Особенности флоры и фауны



  1. На основании данной таблицы предположите хозяйственное использование данного регионы, указав наличие экологических проблем территории


ВЫВОДЫ:


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ

Цель работы: расширить и систематизировать знания о районах Центральной России;

научиться составлять по плану сравнительную характеристику эконо­мических районов; продолжить отработку навыков работы с тематиче­скими картами и учебником.

Опорные понятия

Районирование — деление территории на части (районы), различающи­еся между собой и имеющие определённые отличия внутри.

Экономический район — территориально взаимосвязанная часть еди­ного хозяйственного механизма страны, со своей специализацией, по­стоянным обменом производимых товаров и услуг, различными эконо­мическими отношениями с другими территориями страны.

Ход работы

  1. Составьте сравнительную характеристику двух экономических районов Центральной России по плану в таблице.

План сравнения

Названия экономических районов



  1. Состав экономического района



  1. Географическое положение района



  1. Природные условия и ресурсы:

  • Рельеф

  • Климат

  • Внутренние воды

  • Почвы

  • Природные зоны

  • Минеральные ресурсы

  • Лесные ресурсы

  • Гидроресурсы



  1. Население

  • Численность

  • Естественный прирост

  • Размещение

  • Плотность

  • Урбанизация

  • Крупнейшие города



  1. Факторы специализации района



  1. Характеристика отраслей специализации района ( названия отраслей, виды продукции, главные центры



  1. Агропромышленный комплекс



  1. Транспорт




  1. Сделайте вывод, назвав черты и причины сходства, черты и причины различий

Черты сходства:

Черты различий:




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ТЕМА: СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ОБ ОДНОМ ИЗ СУБЪЕКТОВ ЕВРОПЕЙСКОГО ЮГА НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.

Цель работы: научиться составлять различные виды характеристики города по те­матическим картам, учебнику, дополнительной литературе и другим источникам.

Основные понятия

Город — населённый пункт, где большая часть населения занята дея­тельностью, не связанной с сельским хозяйством.

Столица — главный город государства, административно-политический центр страны. Столица обычно является местом пребывания высших органов государственной власти и государственного управления, а так­же высших судебных, военных и иных учреждений. В большинстве случаев — также экономический центр страны. Как правило, столица выделяется в самостоятельную административную единицу с особым режимом управления.

Презентация (от английского «presentation» — представление) — набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РРТ. На каждом слайде можно поместить произвольную текстовую и графическую информацию, таблицы, звук и видео.

Объекты культурного наследия — памятники истории и культуры на­

родов, произведения живописи, скульптуры, объекты науки и техники, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и др.

Ход работы

  1. Используя предложенный план характеристики города, составьте по выбору описание или презентацию крупнейшего города России: Москвы или Санкт-Петербурга.

План

  • Географическое положение города и его особенности.

  • История формирования, заселения и развития города.

  • Основные черты населения и структура его занятости.

  • Промышленность и транспортное развитие города

  • Исторические и культурные объекты, их значение в масштабах страны. мира.

  • Отличительные и особые черты города

  • Перспективы развития

Для составления презентации воспользуйтесь помощью учебника и сети Интернет:

  • https://www.festival.lseptember.ru/articles/602810/

  • https://www.nsportal.ru/shkola/.../library/osnovnye-pravila-sozdaniya - prezentatsiy

  • https://www.help-informatika.ru/poleznoe/35-prezentatsij-powerpointsovety

  • https://www.palagin.me/2011/05/pravila-oformleniya-prezentacij -v- powerpoint/

  • https: //www. philos. sfedu. ru/ru/kak – sozdat - prezentatsiu

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОВОЛЖЬЯ

Цель работы: сформировать представление об отраслях промышленности Поволжья;

научиться составлять характеристику отрасли по типовому плану и де­лать выводы на основе полученной из различных источников информа­ции.

Опорные понятия

Отрасль хозяйства — совокупность предприятий, учреждений и орга­низаций, производящих однородную продукцию или предоставляющих однородные услуги; группа предприятий, близких по производственно­му назначению, технологии, используемому сырью, связанных единым управлением.

Промышленность — ведущая отрасль, изготавливающая средства про­изводства и предметы потребления, обеспечивающая потребности в топ­ливе, сырье, материальных ресурсах, удовлетворяющая потребности населения в разнообразных товарах.

Ход работы

  1. На основании текста учебника и карт атласа назовите основные виды промышленной продукции Поволжья, вывозимые в другие регионы страны.

  2. Составьте экономико-географическую характеристику одной из основ­ных отраслей промышленности Поволжья по плану в таблице.

План характеристики

Характеристика

  1. Название отрасли и её значение



  1. Отраслевой состав



  1. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли



  1. Факторы размещения



  1. География отрасли: размещение по территории района



  1. Виды производимой продукции



  1. Экспортно – импортные связи торасли



  1. Экологические проблемы, связанные с отраслью



  1. Перспективы развития и размещения отрасли





Выводы:









ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УРАЛА, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РАЙОНЕ

Цель работы: сформировать представление об отраслях промышленности Урала, вли­яющих на экологическую ситуацию в районе; научиться составлять ха­рактеристику отрасли по типовому плану и делать выводы на основе полученной из различных источников информации.

Опорные понятия

Экологическая ситуация — пространственно-временное сочетание раз­личных, в том числе позитивных и негативных с точки зрения про­живания и состояния человека условий и факторов, создающих опре­делённую экологическую обстановку на территории.

Ход работы

  1. На основании текста учебника и карт атласа перечислите отрасли про­мышленности, развитые на Урале.

  2. Определите отрасли специализации промышленности, оказывающие не­гативное влияние на окружающую среду Урала.

  3. Дайте краткую характеристику данных отраслей промышленности, объяснив причины их влияния на экологическую ситуацию в районе

  4. Предложите пути решения экологических проблем района


ВЫВОДЫ:































ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

ТЕМА: ОЦЕНКА ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

Цель работы: сформировать представление о природно-ресурсном потенциале Запад­ной и Восточной Сибири; продолжить формировать умения давать оцен­ку природным условиям и ресурсам территории, работать с картами и статистическими материалами, делать на основании их анализа вы­воды.

Природно-ресурсный потенциал — часть совокупности природных ре­сурсов, которые при данном уровне экономического и технического развития общества и изученности территории могут быть использова­ны в хозяйственной и иной деятельности человека в настоящее время и в перспективе.

Оценка природно-ресурсного потенциала — определение количествен­ных и качественных показателей природных условий и ресурсов опре­делённой территории.

Ход работы

  1. Используя текст учебника, тематические карты атласа, справочники, соберите данные о природно-ресурсном потенциале Западной и Восточ­ной Сибири.

  2. Занесите полученные результаты в таблицу и оцените природно-ресурс­ный потенциал двух регионов.

План оценки

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

  1. Географиче­ское положение территории



  1. Оценка природных условий

  • Особенности рельефа

  • Особенности климата



  1. Оценка природных ресурсов

  • Минерально – сырьевые

  • Водные

  • Земельные

  • биологические




  1. Сделайте вывод о влиянии природно – ресурсного потенциала этих регионов на условия жизни населения, развитие и размещение хозяйства.

ВЫВОДЫ:






Практическая работа № 8

ТЕМА: «Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами»

Цель урока: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения, успешного усвоения и закрепления учебного материала

задачи урока: на основе статистических данных, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами, составить столбчатые диаграммы или картосхемы, используя контурные карты мира и цветные карандаши; обсудить результаты в группе и сделать выводы; вместе с классом дать общую оценку экономическим, политическим и культурным взаимосвязям России с другими странами

Планируемые результаты: уметь составлять простейшие диаграммы или картосхемы, на которых изучаются экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами; развивать умение самостоятельно составлять диаграммы или картосхемы и ориентироваться по ним

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, интерактивная Доска, компьютер

Дополнительное методическое и Дидактическое обеспечение ока:

Географический атлас

У каждого учащегося

Настенная географическая карта

1

Ссылки на Интенет- ресурсы

httрs://maрchart.net

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I Организационный момент

II Актуализация знаний учащихся

  1. Где проживают малые народы России?

  2. Что такое экспорт? Импорт?

З. Назовите и покажите на карте соседние государства.

4. Что такое картосхема?

III/ Объяснения к выполнению практической работы

Работать Вы будете в группах. На основе статистических данньж, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами, вам нужно составить столбчатые диаграммы или картосхемы, используя контурные карты и цветные карандаши. Обсудив результат вашей работы, вам нужно будет сделать вывод. И затем вместе с другими группами дать общую характеристику экономических, политических и культурных взаимосвязей России с другими государствами. У каждой группы на столах имеется необходимый материал для работы (приложения 1-5). 1 группа будет работать используя интернет ресурс.

IV. Выполнение практической работы

Учитель консультирует группы во время выполнения заданий (по необходимости). V. V/Применение новых знаний

Отчет рабочих групп о проделанной работе, представление диаграмма и картосхем

VI. Итог урока

I Актуализация знаний Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему и задачи урок

  1. Выполнение практической работы. Отметить учеников, которые хорошо работали с графическими материалами и таблицами. Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом. Отметить учеников, которые хорошо работали в паре или группе

  2. Применение новых знаний Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы

VII. Домашнее задание повторить основные понятия за курс географии 9 класса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!