СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы 5 класс география

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические работы 5 класс география»



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА N2 1

ТЕМА: Составление таблицы «Этапы географического познания Земли» и обозначение на контурной карте имен знаменитых путешественников.»

Цель: обобщить и систематизировать собранный материал о знаменитых географических путешествиях и экспедициях разных исторических эпох; закрепить знания о выдающихся первооткрывателях, путешественниках и исследователях, их вкладе в географическое познание Земли.

Основные понятия

Эпоха Великих географических открытий период с середины ХУ до середины XVII в., ознаменовавшийся крупнейшими географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками. Великие географические открытия шли по трём главным направлениям: южным путём —— вокруг Африки, западным через Атлантический океан, северным водным — вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки и северным сухопутным через Северную Азию.

Ход работы

Заполните таблиц «Этапы гео а ического из ения Земли».

№ п/п

Век (год), исследователь

Основные события и их значение

Древняя эпоха

1.

до VI в. до н. э.


2

V в. до н. э. Ге одот


З

IV в. до н. э. Аристотель


4

III П вв. до н. э. Э атос ен


5

I—II вв. н. э. Клавдий Птолемей


С едние века -—XV вв.

6

1271 - 1295 гг. Марко Поло


7

1325 - 1349 Ибн Батута


8

1468 г А анасий Никитин


9

1492 г Ма ин Бехайм


10

ХУ в Ген их Мо еплаватель


Эпоха Великих геог а ических отк ытий се едина ХУ —се едина XVII в

11

1487- 1488 г Ба оломе


12

1492-1504 гх исто о ко 6


13

1497 1499 г Васко да Гама


14

1519 — 1521 Фе нан Магелан


15

1577 — 1580 Ф енсис ейк


16

1642 — 1643 Абель Тасман


17

XVI — XVII в Р сские землеп оходцы


Геог а ия Нового в емени

18

1768 - 1779 г Джеймс К


19

1803 1806 г Иван К зенште н


20

1820 г Ф. Беллинсга ен М. Лаза ев


Сов еменные гео а ические исследования

21

1909 гР.Пи и


22

  1. г Р Амундсен

  2. Р скотт


22

С 1956 исследование Анта ктиды


ВЫВОДЫ: Сформулируйте вывод, в котором перечислите этапы географического познания Земли. Укажите этап, который, на ваш взгляд, сыграл самую важную роль в познании нашей планеты, и кратко обоснуйте свою точку зрения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАЛИ.

ТЕМА:Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

А нализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

Цель: изучить движение Земли вокруг Солнца и его географические следствия.

Изучить движение Земли вокруг своей оси и его географические следствия.

Ход работы:

№ддщщД: По учебным пособиям изучить тему: «Движение Земли вокруг Солнца и его географические следствия», «Суточное вращение Земли и его географические следствия», подготовиться к обсуждению следующих вопросов:

Географические следствия движения Земли вокруг Солнца:

  • годовая ритмика природных процессов;

  • особенности тропиков и полярных кругов;

  • дни солнцестояний и равноденствий, их характеристика; - пояса освещенности.

Географические следствия суточного вращения Земли:

  • суточная ритмика, ее проявление в природе;

  • изменение продолжительности дня и ночи на разных широтах;

  • время (местное, всемирное, поясное, декретное, летнее, зимнее);

  • отклоняющая сила вращения Земли, ее проявления в природных процессах (отклонение воздушных масс в циклонах и антициклонах, отклонение морских течений и

т.д.);

•Найдите в атласе схемы движения Земли, рассмотрите их, заполните таблицу 1.

  • Найдите в учебнике географические следствия вращения Земли вокруг своей оси S 6, стр. 22 и кратко запишите в таблицу 1.

  • Найдите в учебнике географические следствия вращения Земли вокруг Солнца S 6, стр. 23 и заполните таблицу 1. Таблица 1.

Виды движения Земли

Географические следствия вращения Земли

1


2

З

2

1

2

2.Используя схемы или теллурий, определите зенитальное положение Солнца в разные периоды года и заполните таблицу:

Ключевые даты.

Где наблюдается зенит?

Высота Солнца в нашем го оде.

Время года в северном и южном полушарии.

Продолжительность дня в северном и южном полушарии и в нашем городе.

Летнее солнцестояние





Зимнее солнцестояние





Весеннее авноденствие





Осеннее авноденствие





2. Какие. выводы вы можете сделать?

е

Зомт Сотаю

22

Зомт Сомиа эпатфе В Сев. — •ео•.

Д•• по

$*пдоетме

• Зе»мт Соми на »•аторе ,

На заметку!

Информация о высоте Солнца и продолжительности дня в любом городе онлайн. https://voshod-solnca.ru/sun

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА З

ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ

Цель: научиться ориентироваться на местности по компасу, Солнцу и местным признакам, сторонам горизонта, находить азимут

Задание 1.Укажите стороны горизонта по предложенной схеме

Задание 2. Подпишите азимуты основных сторон горизонта

Задание З. Определите и подпишите азимуты объектов на схеме

Задание 4. Определите по Солнцу и часам основные стороны горизонта в классе

Задание З. Ориентирование по местным признакам:

  1. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?

  2. С какой стороны на деревьях растет мох?

З. С какой стороны муравьи строят муравейник

  1. В какой стороне восходит Солнце

  2. С какой стороны ягоды краснеют раньше?

  3. С какой стороны ветви деревьев гуще?

выводы:

ПРАКТИЧЕСКАЯ N2 4

ТЕМА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МАСШТАБА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ МЕЖДУ ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ ОБЪЕК-

ТАМИ С ПОМОЩЬЮ МАСШТАБА

Цель: научиться пользоваться различными видами масштаба и уметь переводить один вид масштаба в другой, измерять расстояния на карте с помощью масштаба.

Основные понятия

Масштаб (плана или карты) — величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем реальное расстояние на местности. Виды: численный, именованный, линейный.

Помни! 1 м 100 см; 1 км 100 000 см 1 25 000 численный;

1 см =250 м - именованный;

Ход работы

1. Пе еведите численный масштаб в именованный.

ва иант

ва иант

а 1 • 20 000

6 1 : 300

6 1 : 600 000

П. Перевести именованный масштаб в численный

ва иант

11 ва иант

а в см 300 м

а в 1 см = 5 км

б в 1 см—

б в 1 см=40м

Ш. Почему на картах используют различные масштабы?

О б р а з е ц : Определите масштаб карты, если реальное расстояние в 15 км на карте равно

5 см.

Решение

1) По условию задачи 5 см = 15 км. 2) 1 см км : 5 см = З км.

Ответ: масштаб карты — 1 см = З км

  1. Выполните задания

    ва иант

    ва иант

    а) Определите масштаб карты, если:

    расстояние между городами Москвой и Оренбургом - 1250 км, а на карте составило

    5 см

    расстояние между городами Иркутском и Владивостоком - 2250 км, а на карте составило 10 см

    б) Определите действительное расстояние между городами Нью - Дели (Индия) и Канбе а (Авс алийский Союз), если:

    масштаб карты - 1 см = 250 км, а на карте

    пол и 11 см

    масштаб карты - 1 см = 550 км, а на карте по или 5 см

  2. По физической карте России с помощью масштаба определите расстояние

между городами:

а) Москва - Санкт-Петербург

б) Казань — Волгоград

в) Севастополь — Москва

  1. Начертите отрезок в масштабе 1 : 5000, если на местности он составил 250 м.

выводы:

в 1 см — 100 м проведены через 1 м

100 о 100 200 зоо 400 м

УСЛОВНЫЕ ЗНАНИ




с

ад.

шк.




Дет.

болен.





пес.



4 4

сад

нирпи




Город


Памятник, школа,


Кирпичный завод.

Церковь.

Теплицы. Машинно-

Силосная башня

Хатезная дорога,

Металлический мост.


Улучшенная грунтовая

тракторная мастерская


сманция. Выемка


Линия связи

дорога. Деревянный мост

Я род.


Снов

оз.

Грунтовая дорога.

Полевая и лесная

Река и направление

Озеро. Болото.

Овраг, обрыв, промоина

Родник. Колодец,

Узкая лесополоса


течения реки

Камышот* заросли






дуб4

сосна * ,лесњ

дуб сосна

Мельницы: водяная,

Лиственный лес

Хвойный пес и

Фруктовый сад

Смешанный лес.

Линия электроперерчи.



просеки

Вырубленный лес

Дом лесника

Трансффматорная будка

Сплошные заросли

Отдельно стоящие

Редкие кустарники.


Степь. Луг

Огород Пашня

кустарников

деревья: хвойные, лиственные

Одиночный ост

Пески



ПРАКТИЧЕСКАЯ 5

ТЕМА: Составление плана местности

Цель: научиться определять азимут, расстояния между объектами с помощью масштаба, составлять описание маршрута по условным знакам.

Основные понятия

План местности —- чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

Горизонталь - линия на плане (карте), соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой.

Т.ЩДЦ22Щ-КОМплексное применение знаний

Плани емые ез льтаты.

П еДметные: знания мения п еДставления давать определение понятиям ориентирование, стороны горизонта, компас, азимут, маршрутная, полярная съёмка местности, способы измерения расстояний на местности.

Метап еДметные: познавательные е лятивные комм никативные УУ умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценность географических знаний как важного компонета культуры личности

Образовательная цель: создать условия для применения знаний по построению простейшего плана местности.

Рддццддщщц_цедщ способствовать формированию умения производить глазомерную съёмку местности различными способами; фиксировать результаты проделанной работы.

формированию коммуникативных качеств личности, межличностных партнёрских отношений.

ФОПД: индивидуальная с элементами групповой

Методы обучения объяснительно-иллюстративный, частично-поисковыЙ.

Средства обучения: Учебник, планшет с компасом, визирная линейка, измерительная рулетка (шагомер)

Составление плана местности по описанию.

Содержание задания

Выполняемые действия

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с югозапада на северо-восток.

В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги. Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг. Из этой же точки определяют направление на юго-запад и северо-восток и обозначают грунтовую дорогу,

В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокине, который тянется вдоль шоссе на ,5 км.

В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 10 см на север и определяют южную границу поселка. Затем откладывают еще З см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.

Вдоль западной окраины поселка расположен сад.

Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы.

В З км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в югозападном направлении.

Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост.

Их центра моста определяют направление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают направление ее течения.

На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес.

Определяют правый и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого- смешанный лес, не указывая точные границы их распространения.

Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны.

В соответствии с величиной масштаба на расстоянии см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его.

ПРАКТИЧЕСКАЯ 6

ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ ПО ГЕОГРАФИЧЕской КАРТЕ

Цель: научиться определять географические координаты отдельных объектов по карте. Основные понятия

Географические координаты величины (в градусах), определяющие местоположение любой точки на земной поверхности. В систему географических координат входят широта и долгота.

Географическая широта — расстояние в градусах вдоль меридиана от экватора до любой точки на земной поверхности. Широта бывает северная и южная.

Географическая долгота — расстояние в градусах вдоль параллели от нулевого меридиана до меридиана, проведенного через заданную точку. Долгота бывает западная и восточная

Сантьяго

Джакарта

Тегеран

Алжир

Ход работы

1. Определите географические координаты городов.

  1. Москва

  2. Оттава

З. Канберра

П. По предложенным географическим координатам определите названия объектов.

  1. 40 ю. Ш., 380 в. д

  2. 390 с. Ш., 118 0 в. д

З. 560 с. Ш., 1600 в. д

ш. Какой географической широты не бывает? Отметьте знаком «+» свой вариант ответа. 400 с. ш.

300 з. ш.

600 ю. ш.

1200 с. ш.

IV. Какой географической долготы не существует? Отметьте знаком «+» свой вариант ответа.

200 в. д.

400 з. д.

60 0 с. д.

800 ю. д.

360 с. Ш.,

  1. Какой город и почему расположен ближе к экватору?

а) 33 0 с. ш., 68 0 в. д. б) 28 0 с. ш., 770 в. д.

  1. По политической карте полушарий определите географические координаты пе-

речисленных объектов

Практическая работа N27.

ТЕМА: Определение положения объектов относительно друг друга, направлений и расстояний, высот и глубин по картам

Цель работы: научиться определять положение объектов относительно друг друга и определение азимута. Научиться определять высоты и глубины земной поверхности по карте.

Оборудование: учебник, атлас.

Распечатывается на одном листе, с двух сторон. Работа предназначена для закрепления ранее изученного материала. Рассчитана на 8-10 минут.

В заданйи № 2 учитель самостоятельно выбирает количество объектов, их направление и дорисовывает их в зависимости от подготовленности учащихся и желаемой сложности работы

Задание 1. Подпишите стороны горизонта на схеме.

Задание 2. Определите направление на предмет.

Задание З. Определите азимуты объектов на схеме

Задание 4.. По карте с помощью отметок высот определите высоту географических объектов: вулкана Килиманджаро, горы Джомолунгмы, вулкана Везувий, горы Косцюшко, вулкана Ключевской Сопки.

Задание 5.. По карте с помощью шкалы высот и глубин определите преобладающие высоты пустыни Гоби, Западно-Сибирской равнины, Тибета.

Задание 6. По физической карте мира определите абсолютную глубину:

  1. Пролива между островом Тасмания и Австралией

  2. Пролива между островом Мадагаскар и Африкой

З. Гудзонова залива на севере Северной Америки

4. Наибольшую глубину Индийского океана

5. Наибольшую глубину Атлантического океана

Задание 7.. По физической карте мира определите, площадь какого материка или материков изменилась бы меньше всего, если бы уровень Мирового океана повысился на 200 м. Объясните свой ответ.

Приёмы работы. Инструкция.

  1. По абсолютной высоте равнины подразделяются на З типа. Равнины высотой до 200 м над уровнем моря (например, Западно-Сибирская равнина) называются низменностями и, как правило, обозначаются ярко-зеленым цветом. Равнины высотой от 200 до 500 м (например, Валдайская) называются возвышенностями и обычно обозначаются желтым цветом. Равнины высотой от 500 до 1000 м (например, Среднесибирская) — это уже плоскогорья. Чаще всего они обозначаются светло коричневым цветом. Кроме того, есть участки суши, которые расположены ниже уровня моря (например, южная часть прикаспийской низменности). Такие равнины обозначаются на карте темно-зеленым цветом, а также может указываться их высота со знаком минус.

  2. Горные массивы, как и равнины, подразделяются на З типа по абсолютной высоте. Для их обозначения обычно выбирается коричневый или красный цвет, причем, чем больше высота гор, тем темнее и насыщеннее оттенок. Горы высотой до 1000 м (такие как Средний Урал) считаются низкими и обозначаются достаточно светлым коричневым цветом. Горы высотой от 1000 до 2000 м (например, Урал) называются средними и на карте выглядят более ярко. Горы выше 2000 м (например, Кавказ) принято называть высокими — на карте они выглядят темно-красными.

З. Внутри категории высоких гор также присутствует цветовое деление: горы высотой более 3000 метров, более 5000, а• также еще более высокие. Кроме того, на физической карте черной точкой обозначается высочайшая вершина каждого горного массива, а рядом подписывается ее название и абсолютная высота с точностью до метра. По такому же принципу обозначаются самые низкие точки нашей планеты - глубочайшие впадины.

ЛЬ

ТЕМА: ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ ГРАНИЦ НАИБОЛЬШИХ госу-

ДАРСТВ И ИХ СТОЛИЦ НА ВСЕХ МАТЕРИКАХ МИРА

Цель: закрепить первичные знания о политической карте мира; научиться находить и обозначать на контурной карте самые крупные государства, их границы и столицы.

Основные понятия

Политическая карта — тематическая карта, на которой указаны страны и государства мира, их границы и столицы.

Граница (государственная) — линия, определяющая пределы государственной территории (акватории), которая устанавливается по соглашению между соседними государствами. Пунсон — условный знак населённого пункта в виде кружка на мелкомасштабных географических картах.

Столица — главный политико-административный центр государства, статус которого определён конституцией.

Правша работы с контурными картами:

  1. Работу на контурной карте выполняйте, используя карты атласа и учебника.

  2. Все обозначения, применяемые на контурной карте, выносите в условные обозначения (легенда карты).

З) При нанесении объектов на карту соблюдайте точность их положения, ориентируясь по меридианам и параллелям, береговой линиц, рекам и озёрам.

  1. Названия подписывайте аккуратно печатными буквами одного размера, мелкого шрифта,

  2. Для подписывания названий используйте только чёрную или синюю пасту.

  3. Мелкие объекты обозначайте цифрами, а пояснения к цифрам выносите в легенду карты.

  4. Сначала подписывайте название объекта, а затем наносите цветовой фон,

Ход работы

1. На контурной карте полушарий обозначьте границы государств и их столицы,

Евразия: Россия (Москва), Франция (Париж), Китай (Пекин), Индия (Нью-Дели), Казахстан (Астана).

Африка: Алжир (Алжир), Ливия (Триполи), Ангола (Луанда), Эфиопия (АддисАбеба), ЮАР (Претория).

Северная Америка: Канада (Оттава), США (Вашингтон), Мексика (Мехико).

Южная Америка: Бразилия (Бразилиа), Аргентина (Буэнос-Айрес), Венесуэла (Каракас).

Австралия: Австралийский Союз (Канберра).

П. На контурной карте России обозначьте государственную границу нашей страны, столицу (Москва) и сопредельные страны.

Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея, Абхазия, Южная Осетия.

По морю : Япония, США.

.N2

ТЕМА: Описание элементов рельефа,

Цель: научиться распознавать разные формы рельефа, определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения.

Задачи: 1. Научить распознавать высоты разнообразных форм рельефа с помощью шкалы высот

2. Распознавать на карте искомые объекты по существенным признакам Планируемые результаты

Ученик научится: ориентироваться в источниках географической информации(физическая карта мира и Физическая карта России), находить и извлекать необходимую информацию, представлять в различных формах географическую информацию( в виде таблиц) Ход работы:

Задание 1. Определяем высоты гор и равнин при помощи ШкшЛЫ высот

Пользуясь приложением «физической картой полушарий»с. 176-177, заполни таблицу 1.

Таблица 1 Основные формы рельефа суши


Основные формы рельефа

Высота, м

Примеры

Горы


Низкие



Средние



Высокие



Высочайшие



Равнины


Низменности



Возвышенности



Плоскогорья



  1. Вы знаете, что рельеф оказывает влияние на расселение людей. Люди издавна стремились селиться на ровных местах. Определи, какие трудности создает горный рельеф для проживания людей.

  1. Оцени, всегда ли на равнинах жить легче? Как вы думаете, возникнут ли проблемы у жителей гор при переезде на равнину и, наоборот, у жителей равнин при переезде в горы на постоянное место жительства?

Задание 2. Описываем особенности рельефа своей местности Записать текст

1 . Опиши особенности рельефа своей местности, используя приведенный ниже текст Мой населенный пункт (город, село, деревня) расположен на плите, на равнине (или в горах). По высоте это

(горы, равнина). Формы рельефа в нашей местности сложены горными породами, среди которых наиболее распространены есть (или нет) минералыИз внутренних рельефообразующих процессов в нашей местности проявляютсяа среди внешних процессов мы наблюдаемОсобенно интенсивно внешние процессы «работают» в

ЛЬ

ТЕМА: ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ КРУПНЕЙШИХ ЛИТОСФЕР-

НЫХ ПЛИТ, СЕЙСМИЧЕСКИХ ПОЯСОВ И ОСНОВНЫХ ФОРМ РЕЛЬЕФА

Цель: закрепить знания о расположении крупнейших тектонических структур и форм рельефа Земли; научиться правильно обозначать на контурной карте объекты географической номенклатуры.

Основные понятия

Литосферные плиты —- крупные (несколько тысяч километров в поперечнике) блоки земной коры, ограниченные со всех сторон сейсмически и тектонически активными зонами разломов.

Сейсмический пояс —- вытянутый на несколько тысяч километров подвижный участок земной коры, возникающий на границе литосферных плит, сопровождающийся землетрясениями и горообразовательными процессами.

Горы поднятия земной коры в виде изолированных вершин, хребтов, возвышающиеся над прилегающими равнинными пространствами.

Вулканы —- геологические образования, возникающие при подъёме из недр Земли и извержении на её поверхность магмы. Ход работы

1) Найдите на карте атласа и обозначьте на контурной карте литосферных плит следуюплие литосферные плиты: Евразийская, Южно-Американская, Северо-Американская, Африканская, Тихоокеанская, Индо-Австралийская, Антарктическая.

Составьте по плану описание гор или равнин Земли

План ха акте истики

Название го ы

Название авнины

1 Географическое положение: на каком материке и в какой его части расположены(-а)



2. Какие географические объекты окружают (по сторонам

го изонта



З. Используя масштаб карты, рассчитайте протяженность объекта, например:

Север — Юг

Запад -Восток



4. Максимальная и с едняя высота



5. Природные особенности в пределах данного объекта



выводы:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!